Ozon ухудшает условия по карте Ozon.Card и сам признаётся в этом

Всё хорошее когда-нибудь кончается...

Мэри Поппинс

Здравствуйте, уважаемые пользователи ресурса vc.ru.

Заранее прошу прощения за довольно объёмный текст, который последует ниже, но без подробностей картина была бы неполной. Поехали...

Маркетплейс Ozon сегодня знают многие, а старожилы вроде меня даже помнят, с чего Ozon начинался (книжный интернет-магазин).

Шли годы, онлайн-торговля набирала обороты, появлялись новые интернет-площадки... И настал период, когда на рынке образовались несколько крупных игроков в сфере маркетплейса, причём каждый со своими нюансами. В борьбе за кошелёк пользователя в умах маркетологов рождались различные акции, проводились агрессивные рекламные кампании, в общем, все пытались заполучить лояльность клиентов.

И, к примеру, мой бюджет для онлайн-покупок до 2019 года практически целиком принадлежал Яндекс.Маркету и его тогдашнему проекту со Сбером, называвшемуся "Беру!". Да, были иногда покупки и на Вайлдберриз, но не часто.

И вот, в конце 2019 года, насмотревшись массированной рекламы маркетплейса Ozon, которая лилась буквально из каждого утюга и обещала много всякого хорошего (кешбэки по карте, бесплатная доставка, бесплатный возврат товара и т.д.), я решил попробовать конкурента «Я.Маркета» и завёл в приложении Ozon личный кабинет.

Сразу скажу, что основным моментом начать пользоваться этим маркетплейсом вместо двух других (Я.Маркет и Вайлдберриз) для меня стала именно озоновская "фишка" с дебетовой картой Ozon.Card, о которой в то время вещал каждый второй маркет-блогер на ютюбе, и которая предлагала вполне приятные условия, а именно 5% кешбэка за все покупки в этом маркетплейсе:

Сравнивая цены на товары на разных маркетплейсах (которые плюс-минус одинаковы) и прикинув возможную экономию, я заказал себе Ozon.Card, купив её там же, на Озоне, за 1 рубль :)

И начался период моих активных покупок на Озон... Глянул сейчас историю заказов в личном кабинете приложения: за 2020 и январь-август 2021 года на Озоне я сделал около 30 покупок примерно на 80 000 рублей, среди которых есть и не очень дешёвые, например, индукционная варочная поверхность Electrolux EHH56240IK, купленная по цене 21629 руб, или вот приставка Xbox Series S за 26690 руб.

Естественно, за все покупки, оплаченные с Ozon.Card мне начислялся тот самый кешбэк в размере 5% от стоимости товара. К примеру, за ту же приставку Xbox мне кешбэком вернулось более 1300 рублей. Согласитесь, приятная экономия.

И пусть этот кешбэк я не мог потратить нигде, кроме очередной покупки на Озоне, но сам факт того, что покупка какого-то товара обходится дешевле, очень радовала, тем более в наше непростое, так сказать, время.

Однако, радость была относительно недолгой... В августе я получаю уведомление о том, что мне подключена услуга Premium, которая после окончания тестового периода отключится автоматически, если я не захочу продлить её действие, но уже на платной основе.

Ну ладно, подумал я. Пусть будет Premium, тем более если это бесплатно. Однако, при очередном оформлении заказа я увидел интересную картину: вместо привычных мне 5% кешбэка калькулятор корзины вдруг показал какие-то смешные "копейки". Почитав внимательно условия программы Premium, я увидел разительное отличие от действовавших ранее условий. Теперь вместо 5% кешбэка на ВСЕ покупки на Озоне, мне предлагается лишь 1% на всё, и 4% на покупки у отдельных продавцов, с таким-же статусом Premium (про 25% скидок по акциям опустим, такая-же тема была и по прежним условиям, в этом ничего нового):

То есть, теперь, покупая условный товар за 299 рублей у обычного продавца на Озоне, я получу кешбэком не 14.95 руб (5% от цены товара), а только 2 рубля (1% кешбэка с округлением в меньшую сторону). Согласитесь, смысл иметь дебетовую карту с такими условиями резко отличается от существовавших ранее.

Что касается подписки Premium, то её условия, мягко говоря, ничего интересного лично для меня не представляют, так как оплачивая 199 рублей в месяц (бесплатные промо-периоды для "заманухи", простите за жаргонизм, мы в расчёт не берём), я буду по сути иметь тот же гарантированный на все товары кешбэк 1% (с округлением в меньшую сторону) и какие-то призрачные 4% кешбэка от некоторых продавцов со статусом Premium, у которых совсем не факт, что будет нужный мне товар, либо по устраивающей меня цене.

Видя такую картину, я, естественно, решил попробовать вернуть условия по карте обратно, полагая, что это возможно (тем более, что первоначальный ответ безымянного сотрудника поддержки дал такую надежду).

Итак, 6 сентября пишу в чат поддержки сообщение с просьбой вернуть прежние условия, прорываюсь через бота после нескольких попыток и наконец-то в чат выходит реальный оператор. Далее будут скрины с перепиской по сути вопроса (на синем фоне мои реплики, на сером - поддержка Ozon):

Воодушевлённый первой серией общения с поддержкой, я стал ждать возврата заветных 5% кешбэка по карте. Однако, прошли те самые 1-3 дня, обозначенные мне как срок решения вопроса, но... За это время я не получил не то что "решения вопроса", а даже элементарного ответа! Ок, 10 сентября пишу сам им снова, пробиваюсь через бота, выхожу на оператора, продолжаем общение:

Извиняются, обещают на этот раз "разработать решение" и дарят 150 бонусов на счёт, чего я, в общем-то, и не просил.

Ну ладно, жду ещё несколько дней. История повторяется - ответов нет.

13 сентября пишу снова:

Проверку чего они там делают в течение недели, мне совершенно непонятно, хотя я начал понемногу догадываться, что решать проблему Озон не будет (своё "пророческое" сообщение выделил красной рамкой).

Не дождавшись в очередной раз ответа, пишу 16 сентября снова:

Ответ в чате, ожидаемо, не поступил, хотя на этот раз я дал им на "обработку заявки" аж 5 суток.

Не дождавшись ответа, пишу снова 21 сентября:

Читаю ответ поддержки и думаю: "Ну вот! Могут же! Соглашаются, что ситуация ужасная, искренне стараются помочь и всегда в пользу клиента!" Окрылённый таким диалогом стал ждать ответ в заявленные сотрудником "ближайшие 1-2 рабочих дня". И ответ последовал...

23 сентября:

Финал истории печален: ухудшив условия по своей дебетовой карте, OZON решил посадить на крючок Premium-подписки сначала группу более-менее активных покупателей (я вошёл в их тестовый пул, так сказать), а затем эти условия распространятся на всех остальных покупателей-держателей Ozon.Card.

Какие можно сделать выводы из этого всего?

Ну, во-первых, в моём лице OZON потерял лояльного покупателя, так как теперь покупать именно у них товары лично для меня нет никакого смысла - ведь я могу покупать этот же товар на Я.Маркете, на том же Вайлдберриз (а тут ещё Сбермегамаркет пытается выйти на рынок маркетплейсов) и ничем Озон меня уже не привлекает - ценники везде примерно равны, кешбэк в 1% с каждой покупки даёт и так любая карта от вменяемого банка. А "Акции до 25%"... Ну, это мы проходили, это мы знаем, как такие акции маркетологи организуют, особенно в "Чёрную Пятницу", зачёркивая на ценниках нереальные суммы и выставляя обычную цену с пометкой "Скидка 90%". :)

И, во-вторых, попытка OZON заставить владельцев Ozon.Card пользоваться их Premium-подпиской похожа на некую ловушку, направленную не только на покупателей, но и на продавцов. Ведь статус Premium-продавца на OZON - это не бесплатно для селлера, так как начисляемый покупателю кешбэк за заказы товаров у Premium-продавца в некоторой части удерживается из заработка самого продавца (так называемая "плата за продвижение"). Таким образом, чтобы не торговать "в ноль" Premium-продавец должен всегда ставить цену чуть выше конкурента без Premium-статуса, потому что при прочих равных, если цена на товар у Premium-продавца и у обычного продавца будет одинакова, то по итогам расчётного периода OZON перечислит Premium-продавцу меньше денег, чем обычному. Ну это уже внутренняя бухгалтерия продавцов, и розничным покупателям она не особо интересна.

В итоге, предлагая Premium-подписку покупателю, OZON тем самым пытается наработать более-менее внушительную базу покупателей с этой подпиской, чтобы в дальнейшем диктовать своим продавцам ещё более жёсткие условия, чем нынешние, как-бы говоря им: "Вот видишь, продавец, сколько у нас Premium-покупателей, так что давай, становись Premium-продавцом, а мы будем тебя чуть больше пощипывать, откусывая дополнительные проценты от твоей прибыли в свой карман."

Кому в этой ситуации хорошо? Ну ясно кому - акционерам Ozon Holdings PLC, ведь дивиденды они получают от прибыли компании, в акции которой вложились, а что там с ценами на товары для покупателей и с доходами продавцов на площадке, их мало интересует.

Я никого не призываю не покупать на OZON, или не торговать там, это дело сугубо личное. Просто для себя я сделал вывод в очередной раз: чем крупнее компания, тем наглее она себя ведёт на рынке (агрегаторам такси пламенный привет).

Желаю всем хороших покупок и продаж, а сам буду продолжать искать возможность тратить меньше, ведь, как говорил Марк Туллий Цицерон:

Бережливость — важный источник благосостояния.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Vova Kim

Ну могло быть и хуже... 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Ну такое и с любым банком возможно...От этого никто нигде не застрахован.

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда