{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Мошенники получили доступ к личному кабинету ВТБ и чудом не вывели деньги

В пятницу моя мама столкнулась с мошенниками, действующими от лица ВТБ, и установки «не сообщать кодов, паролей», оказалось недостаточно.

Вводные данные

  • Счёт в ВТБ, основная сумма на накопительном счёте
  • Мобильное приложение ВТБ Онлайн установленное на iPhone (не рутованый, приложения только из Appstore)

Хроника событий

  • В 16:37 маме начинают звонить мошенники. Звонки были с различных номеров, все они начинались +495, в том числе номер ВТБ Страхование +7(495) 644-44-40, что говорит о том что номера телефонов подделаны
  • Диалог подробно описывать не буду, главные цели мошенников - удержать жертву на линии как можно дольше, и попросить её зайти в личный кабинет в приложении ВТБ Онлайн по их ссылке (об этом ниже). Ошибка #1 - вступать в диалог
  • В 16:49 в мессенджер приходит ссылка формата online.vtb.ru/i/qrauth/..., при нажатии на неё открывается ВТБ Онлайн - всё как говорит "оператор". В ВТБ онлайн после перехода по ссылке появляется окно "Подтвердите вход в интернет-банк. Вы совершаете вход с такого-то устройства, такого-то браузера". Мама перешла по ссылке и подтвердила вход. Ошибка #2 - не прочитать весь текст в этом сообщении
  • 17:06 - мошенники перевели деньги с накопительного счёта на мастер счёт, мама увидела уведомление на телефоне об этой операции (но никакого СМС подтверждения не было!)
  • 17:09 - Из-за операции по выводу денег с вклада стало понятно что дело плохо, поэтому мама поставила мошенников на удержание и позвонила в горячую линию
  • Мошенники попытались перевести деньги с мастер счёта, операция была отменена (либо автоматически, либо благодаря звонку в горячую линию), карта и личный кабинет заблокированы
Хронология вызовов. Все вызовы кроме верхнего - мошенники

Как это работает

  • Во время разговора, на сайте https://online.vtb.ru/login мошенник генерирует QR код для входа в личный кабинет, из него извлекается ссылка и отправляется жертве в мессенджер
  • Домен ссылки является настоящим и опасений не вызывает - online.vtb.ru/i/qrauth/...
  • Переход по ссылке и подтверждение входа авторизует в личный кабинет тот компьютер, на котором был сгенерирован QR код
Авторизация по QR-коду на https://online.vtb.ru/login
СМС от мошенников со ссылкой на авторизацию

Вопросы к ВТБ

  • Почему операция по переводу денег с накопительного счёта на мастер счёт произошла без СМС подтверждения?
  • При авторизации по QR коду, в ситуации, когда телефон, сканирующий код и ПК, где этот код был показан, имеют разные IP адреса или геопозицию, не стоит ли добавить дополнительную защиту? Например, СМС код
  • Почему в истории авторизаций, авторизация по QR коду не показывает реальный IP адрес зашедшего в личный кабинет?
  • Авторизация по QR открывает новые возможности для мошенников. Предоставьте возможность отключить её в настройках в личном кабинете

Выводы

  • Установки "не сообщать коды и пароли по телефону" недостаточно. Если сотрудник банка что-то от вас хочет, необходимо не вступать в диалог, сбрасывать и перезванивать самостоятельно
  • Новые способы авторизации в личный кабинет несут в себе новые опасности

Будьте аккуратны. Для себя сделал вывод что пользоваться ВТБ как основным банком, пока система с QR остаётся в текущем виде - излишне рискованно, лучше вывести деньги в другой банк.

Хотелось бы услышать комментарии от представителей ВТБ. Я не первый кто выносит эту тему на обсуждение:

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Павел Шабалин

Я конечно не сотрудник ВТБ, но операция прошла без подтверждения, потому что между своими счетами.

Но тут дело не в ВТБ, а в людях, если там спрашивают, хотите ли вы авторизовать какое то левое устройство в своем интернет банке и человек самостоятельно жмет ДА, то что может сделать банк?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zhukov
Автор

По ссылке (https://vc.ru/claim/221562-moshenniki-deystvuyushchie-ot-imeni-banka-vtb-vyveli-s-kreditnogo-scheta-dengi-ne-sprashivaya-ni-odnogo-koda) пишут что и перевод с мастер счёта в на счета мошенников был произведён без подтверждения. Боюсь, что и в нашем случае было бы тоже самое, если бы операция не была отменена.

На тему того что человек самостоятельно жмёт ДА - всё так, но это не значит что UI/UX приложения и безопасность авторизации QR идеальны - я считаю что можно было сделать безопаснее. И хотелось бы иметь возможность отключить этот способ авторизации.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Прежде всего, надо объяснить всему окружению, что банки могут звонить только с целью впарить кредит или прочие ненужные услуги, по этому если представляются банком или связанным чем то с банком то надо просто повесить трубку без разговоров. Для успокоения можно перезвонить сразу на горячую линию и сказать о случившемся, я почему то уверен что на этом все закончится, а если нет, то вы сможете оперировать фактом того, что перед какими то списаниями вы звонили в банк и сказали что вас домогаются мошенники.

Честно сказать, если вы не предприниматель оказывающий услуги, а просто наемный работник, зачем вы вообще слушаете этот спам, про опросы, службы безопасности и прочую муть? Я лично вешаю трубку примерно на 4-5 слове (первые три это Здравствуйте, Фамилия Имя), если понимаю что это никак не касается моей деятельности. И родителям и всему окружению стараюсь доносить об этом. А когда совсем скучно просто тролю, говорю что не пользуюсь мобильным приложением, нет у меня нету, банк этот не обслуживает и так далее, такие вещи не по скрипту ставят их в тупик.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Морозов

Иногда банки звонят, чтобы подтвердить платеж по карте.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Ни разу не было подобного.

Ответить
Развернуть ветку
dezrelay

Это из за сумм не больших. Если будут переводы на крупные суммы, то звонят.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Насколько больших? Я ноут за 100к+ покупал, никто не звонил.

Ответить
Развернуть ветку
dezrelay

Покупка и перевод это разные вещи. И действует определенный алгоритм. Могут и за 300 000 не позвонить,а могут и за 20 000 поинтересоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Ну а речь про платёж зашёл.

Ответить
Развернуть ветку
Бот ЦИПсО #66213

Делал несколько онлайн-покупок на 100+ тысяч подряд, часть платежей заблокировали и позвонили из банка. Так что да, и с покупками такое бывает

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда