{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Мошенники получили доступ к личному кабинету ВТБ и чудом не вывели деньги

В пятницу моя мама столкнулась с мошенниками, действующими от лица ВТБ, и установки «не сообщать кодов, паролей», оказалось недостаточно.

Вводные данные

  • Счёт в ВТБ, основная сумма на накопительном счёте
  • Мобильное приложение ВТБ Онлайн установленное на iPhone (не рутованый, приложения только из Appstore)

Хроника событий

  • В 16:37 маме начинают звонить мошенники. Звонки были с различных номеров, все они начинались +495, в том числе номер ВТБ Страхование +7(495) 644-44-40, что говорит о том что номера телефонов подделаны
  • Диалог подробно описывать не буду, главные цели мошенников - удержать жертву на линии как можно дольше, и попросить её зайти в личный кабинет в приложении ВТБ Онлайн по их ссылке (об этом ниже). Ошибка #1 - вступать в диалог
  • В 16:49 в мессенджер приходит ссылка формата online.vtb.ru/i/qrauth/..., при нажатии на неё открывается ВТБ Онлайн - всё как говорит "оператор". В ВТБ онлайн после перехода по ссылке появляется окно "Подтвердите вход в интернет-банк. Вы совершаете вход с такого-то устройства, такого-то браузера". Мама перешла по ссылке и подтвердила вход. Ошибка #2 - не прочитать весь текст в этом сообщении
  • 17:06 - мошенники перевели деньги с накопительного счёта на мастер счёт, мама увидела уведомление на телефоне об этой операции (но никакого СМС подтверждения не было!)
  • 17:09 - Из-за операции по выводу денег с вклада стало понятно что дело плохо, поэтому мама поставила мошенников на удержание и позвонила в горячую линию
  • Мошенники попытались перевести деньги с мастер счёта, операция была отменена (либо автоматически, либо благодаря звонку в горячую линию), карта и личный кабинет заблокированы
Хронология вызовов. Все вызовы кроме верхнего - мошенники

Как это работает

  • Во время разговора, на сайте https://online.vtb.ru/login мошенник генерирует QR код для входа в личный кабинет, из него извлекается ссылка и отправляется жертве в мессенджер
  • Домен ссылки является настоящим и опасений не вызывает - online.vtb.ru/i/qrauth/...
  • Переход по ссылке и подтверждение входа авторизует в личный кабинет тот компьютер, на котором был сгенерирован QR код
Авторизация по QR-коду на https://online.vtb.ru/login
СМС от мошенников со ссылкой на авторизацию

Вопросы к ВТБ

  • Почему операция по переводу денег с накопительного счёта на мастер счёт произошла без СМС подтверждения?
  • При авторизации по QR коду, в ситуации, когда телефон, сканирующий код и ПК, где этот код был показан, имеют разные IP адреса или геопозицию, не стоит ли добавить дополнительную защиту? Например, СМС код
  • Почему в истории авторизаций, авторизация по QR коду не показывает реальный IP адрес зашедшего в личный кабинет?
  • Авторизация по QR открывает новые возможности для мошенников. Предоставьте возможность отключить её в настройках в личном кабинете

Выводы

  • Установки "не сообщать коды и пароли по телефону" недостаточно. Если сотрудник банка что-то от вас хочет, необходимо не вступать в диалог, сбрасывать и перезванивать самостоятельно
  • Новые способы авторизации в личный кабинет несут в себе новые опасности

Будьте аккуратны. Для себя сделал вывод что пользоваться ВТБ как основным банком, пока система с QR остаётся в текущем виде - излишне рискованно, лучше вывести деньги в другой банк.

Хотелось бы услышать комментарии от представителей ВТБ. Я не первый кто выносит эту тему на обсуждение:

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Павел Шабалин

Я конечно не сотрудник ВТБ, но операция прошла без подтверждения, потому что между своими счетами.

Но тут дело не в ВТБ, а в людях, если там спрашивают, хотите ли вы авторизовать какое то левое устройство в своем интернет банке и человек самостоятельно жмет ДА, то что может сделать банк?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zhukov
Автор

По ссылке (https://vc.ru/claim/221562-moshenniki-deystvuyushchie-ot-imeni-banka-vtb-vyveli-s-kreditnogo-scheta-dengi-ne-sprashivaya-ni-odnogo-koda) пишут что и перевод с мастер счёта в на счета мошенников был произведён без подтверждения. Боюсь, что и в нашем случае было бы тоже самое, если бы операция не была отменена.

На тему того что человек самостоятельно жмёт ДА - всё так, но это не значит что UI/UX приложения и безопасность авторизации QR идеальны - я считаю что можно было сделать безопаснее. И хотелось бы иметь возможность отключить этот способ авторизации.

Ответить
Развернуть ветку
Ezra

Между своими счетами нет подтверждения. А с переводом с накопительного счета другим в втб есть тема, где если вы авторизуете, как было в вашем случае, мошенника, то он просто подтверждения по смс переведет в пуш, и они будут не вам приходить, а мошенникам и он проведет все операции без вас и отвязки номера. Да, в втб такое есть

Еще втб неоднозначно пишет при авторизации по смс, что кто кому и непонятно, у тебя слетела авторизаци или что. Могли в авторизационном смс писать устройство входа и город, хотя бы. А qr вообще дичь, стало проще мошенникам.

На эту тему есть большая ветка форума на банки.ру

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Пуши в ВТБ отключены. Только смс, если операция затребует подтверждения.

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда