Тинькофф-банк начислил комиссию за перевод средств из-за превышения лимита в совершенно другой категории

Ежегодная традиция по переводу накоплений из одного банка в другой под более высокий процент обещала быть как никогда безболезненной. Но оказалось, что операция перевода средств с Тинькова через мобильное приложение другого банка чудесным образом попадает под лимит с названием «Снятие в банкоматах любых банков».

Решив перевести часть своих накоплений из Тинькофф-банка в Альфу, я начал процесс переброски денег через мобильное приложение Альфы, совершив предварительную «пристрелку» переводом небольшой суммы. Перевод 1000 ₽ по такой схеме (через мобильное приложение Альфы) показал, что никакой комиссии ни на принимающей стороне, ни у Тинькова нет. Стоит сказать, что с помощью аналогичных операций в мобильном приложении Тинькова я успешно пополнял свою Тинькофф карту многие годы на аналогичные суммы денег без комиссий со стороны банков.

Убедившись, что все ОК я взялся за перевод основной суммы. После первой крупной транзакции Тинькофф-Альфа, я получил уведомления от обоих банков о снятии ровно заданной суммы и пополнении ровно же на нее.

В тот момент я еще доверял Тинькову и не проверял с калькулятором достоверность уведомлений. Однако при балансе в 270494.67 ₽ перевод 250000 руб. приводит к балансу 17294.67 ₽, т.е. дополнительно списываются 3200 ₽ о чем меня не уведомляют.

В тот момент отсутствие каких-либо дополнительных уведомлений о комиссии лишний раз уверило меня в том, что их нет и не будет.

После попытки перевода еще более крупной суммы карту Тинькова ожидаемо заблокировали за подозрительной активностью, но после звонка в поддержку моя карта была разблокирована, что позволило осуществить и вторую транзакцию перевода средств. Вторая транзакция (через 20 минут) также произошла с уведомлениями о снятии и поступлении заданной суммы. Никаких дополнительных уведомлений о списании комиссии не пришло.

Но радоваться было рано. Наступил утро следующего дня, и я по привычке решил пробежаться по списку операций в мобильном приложении Тинькофф-банка. Рядом с операциями перевода средств значились списания весьма крупных сумм, которые были очень похожи на комиссию. «Но откуда? — подумал я. — Ведь я не получал никаких уведомлений о дополнительных списаниях, да и откуда в принципе может взяться комиссия?». Первым делом я решил проверить лимиты по карте и выяснил, что у меня полностью исчерпан лимит в категории: «Льготные снятия в банкоматах любых банков за расчетный период».

Обратите внимание на точное название лимита и отсутствие каких-либо звездочек и уточнений к нему.

«Но ведь никаких снятий в банкоматах я не осуществлял» — недоумевал я. Очевидная ошибка вселила в меня уверенность, что комиссии будут отменены после обращения в службу поддержки.

Однако первое обращение в чат мобильного приложения привело меня к следующему ответу: «Ваш перевод приравнен к снятию наличных, а так как он сделан через сторонний сервис лимит был учтен именно в этом пункте». Ответ меня совершенно ошарашил. Банк по собственному желанию решает в какие категории лимитов он записывает любые операции, пусть они даже не имеют никакого отношения к этой категории. Дальнейшее общение с банком показало, что существует перечень операций, которые приравниваются к снятию наличных в банкоматах, о чем можно узнать только на 4 уровне документации, разъясняющей условия тарифа (ни на сайте, ни в документах «Условия тарифного плана» и «Правила применения тарифа» эти операции не приводятся).

Про переводы из описания тарифа с сайта.
Про снятие наличных из документа с условиями тарифа (никаких звездочек не наблюдается).
Первое упоминание чего-то подобного в документе "Правила применения тарифа" (к слову ссылка ведет не на конкретный документ, а просто на сайт Тинькофф банка).
Сам этот замечательный документ. Моя операция также не попадает под условия включения к операциям по снятию наличных (ее МСС 6536), но, как оказалось, попадает в п.2 пояснений к применению перечня.

В связи с этим банк считает абсолютно правомерным списание данной комиссии, т.к. списание произошло по правилам, а не в результате «ошибки или технической проблемы».

Однако, господа присяжные заседатели, ошибка присутствует. И заключается она в:

1. Отсутствии уведомления о списании комиссии.

2. Введении в заблуждение описанием лимита в мобильном приложении.

Исключительно в результате этих двух ошибок я совершал перевод по такой схеме, которая привела к списанию комиссии. Если бы я получил уведомление о списании комиссии я бы не произвел второй операции на более крупную сумму. Если бы я знал, что лимит с названием «снятие в банкоматах любых банков» (как он и назван в мобильном приложении банка без каких-либо звездочек и уточнений) будет распространяться на не относящиеся к нему операции, то я бы не произвел бы и первого транша. Такое поведение банка могу расценивать только как нарочитое сокрытие информации и введение в заблуждение с целью наживы посредством списания комиссии.

0
241 комментарий
Написать комментарий...
Я не скажу свое имя машине

Очень странно, что вы при "ежегодной традиции" не знаете, как перевести больше 250к рублей без комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сметанин
Автор

С каждым банком этот вопрос решался индивидуально после изучения всех условий и, поверьте, универсального способа не существует. Конкретно в этом случае был "пробный" перевод без комиссии, уверенность в Тинькофф-банке, с которым я чуть ли не с самого его открытия, а также отсутствие комиссии по аналогичным операциям, выполняемым через приложение Тинькова.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Универсальный способ существует - он называется "перевод по реквизитам"

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Да ладно? Прямо у всех основных банков перевод по реквизитам бесплатен?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дунаев

У Тиньков он бесплатный. Обычно платёжка до 50 рублей в колхозбанках.

Перевод по реквизитам дешевле всегда (!) это 100% факт

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

В колхозбанках - да. В нормальных уровня Тинькофф - нет. Тинькофф тут исключение.

Комиссия за перевод в неколхозе выше чем в СБП

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дунаев

В Альфе (при всей моей искренней ненависти к этому банку) - Межбанк без комиссии. РСХБ, Росбанк - тоже.

В общем, тема с комиссиями непростая на самом деле, но к Тиньков минимум вопросов в часте информирования.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Хотя нет, все равно кривизна сохранилась. В приложении так и пишут про лимит на "снятие в банкоматах". И в тарифах в "прочих случаях" лимит на бесплатное "снятие" не прописан, хотя он по факту есть и прописан в "снятии в других банкоматах". То есть тарифами всё ещё подразумевается, что лимит именно на "снятие в банкоматах", а не на обобщенное снятие наличных.

Короче, не тарифы, а кусок овна. Не понимаю, почему они свои косяки по тарифам на c2c до сих пор не могут вычистить.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

На мой взгляд, главная недобросовестность банка - это, во-первых, само по себе приравнивание БЕЗНАЛИЧНЫХ операций к НАЛИЧНЫМ.

А во-вторых, наглое и бесстыдное предложение клиенту самому поискать где-то на просторах сайта Тинькова нужный документ. То есть банк даже не удосужился указать ПРЯМУЮ ссылку на столь важный документ:

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Насчёт главной недобросовестности, я, пожалуй, не соглашусь. Само по себе приравнивание нормально.

Ненормально то, что
1) Опубликованные тарифы не соответствуют реальным.
2) В тарифах нет ссылки на важные нюансы в том месте, где описывается конкретное действие, которое эти нюансы имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Хм, поясните, пожалуйста, почему вы считаете, что подобное приравнивание нормально?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Это объективно обосновано технологиями трансфера и хранения денег и здравым смыслом.

По факту сделать операцию с2с "стягивание с краты" - это то же самое что обкэшиться. Таким путём можно деньги хоть с кредитки на дебетовку перевести и снять, а потом косить под дурачка "ой, а я не знал что так нельзя, я думал что это как оплата в интернете". Или другой пример - оплата через терминал в некоторых случаях - тоже не оплата, а перевод. Так любят грешить в банках и некоторых других организациях.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

так это и есть "как оплата в интернете". Во всяком случае поначалу так и было :) фактически, это выдуманное и не очень логичное ограничение. Какая разница банку почему и как ты вдруг стал ему должен по предодобренному кредиту под конские проценты?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Перевод с карты через терминал тоже похож на покупку через терминал. А звонок мошенников похож на звонок из СБ Сбера. А метиловый спирт на этиловый. Кто в этом виноват? Я не думаю, что банки. Задача банков, если они действуют добросовестно, всеми возможными мерами про это рассказать. Если они пытались, но не вышло, то я это им в вину не поставлю. Если не пытались, или тем более как Тинькофф публикуют в тарифах ложную информацию, то поставлю.

И никогда так не было (ну разве только первый месяц по недоразумению, может, не знаю), чтобы "стягивание" было обычной покупкой. Иначе привет снятие налички с кредиток на весь доступный лимит.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Ну если у вас так не было, то это всего лишь значит, что вы стали пользоваться кредиткой только тогда, когда так уже не стало.
У меня несколько лет была кредитка сбера, с которой я в случае необходимости "стягивал" деньги в тот же тинькофф и покупал с их карты с кэшбэком. Однажды за это взяли комиссию.
Много лет, я, как и автор, "стягивал" деньги с одних банков в другие и привык к тому, что никто нигде никакие комиссии за это не берет. Но однажды именно в тинькофф взяли. Это сейчас единственный мой банк, где за это берут проценты. Все остальные считают, что это не должно караться, хоть и неприятно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Ну, стягивание с кредитки - это была конкретная дыра. Если таким пользуешься, то пытаешься кого-то обхитрить, и не стоит потом расстраиваться, если тебя обхитрили. И что, кэшбек по такой операции "обычной покупки" тоже был?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

нет. это была легитимная операция. любой банк раньше и сейчас предлагает пополнить счет с карты другого банка "бесплатно". Когда вы перекладываете деньги с кредитки на дебетку - вы становитесь должны банку и начинаете платить проценты. почему на ваш взгляд перекладывание 30 тысяч с карты на карту должно отличаться с точки зрения кредитного бремени от покупки в мвидео на 30 тысяч? особенно при условии, что кредиты наличными банки выдают под меньшие проценты.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Потому что кредитка - это такой продукт, когда банк даёт вам в долг бесплатно в обмен на то, что вы будете покупать с их карты и они получат процент с эквайринга. По с2с они ничего не получат, так как это не "обычная покупка".

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

разумно. но тем не менее, ниже есть постановление суда о том, что такая операция не создает дополнительную выгоду клиенту - 30 тысяч остаются 30 тысячами. фактически вы, как и остальные просто оправдываете жадность банков по принципу "меня уже к этому приучили".

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Создаёт. Я могу крутить эти деньги на депозите и, кстати, очень неплохо на этом получать.
Решение суда я комментировать не могу, так как некомпетентен. Может они и ошиблись не разобравшись. Очень похоже на такое понятие, как потребительский экстремизм.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

точно так же вы можете гипотетически купить в мвидео товар со скидкой и продать на авито с накруткой.
тут больше похоже на банковский экстремизм, чем на потребительский.
когда мне выдавали последний раз кредитку в одном очень большом банке прямо сотрудник посоветовал снять все сразу и положить на депозит, "пока бесплатно".

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Не вопрос, банк вам скажет спасибо, если будут покупки по карте, а продажа налом. Это и есть ваша часть сделки - обеспечить наибольший оборот по карте.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Мда, к сожалению, пока остается с печалью констатировать, что банки могут радоваться, потому что им удалось воспитать подобное поколение клиентов...

Нет здесь у клиента такой части сделки, если она не прописана в индивидуальных условиях.

Если у вас есть конкретные примеры кредитных карт, где банк в индивидуальных условиях обнуляет процентную ставку за оборот по карте, то, пожалуйста, приведите эти примеры.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Что значит не прописана? Прописано в любом банке, что с кредитки нельзя делать квазикэш, снятие наличных и т.д.

Ну вот у меня Tinkoff ALL Airlines. Не заплатил за 5 лет ни копейки за пользование средствами банка.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Я вас попросил привести конкретные примеры кредитных карт, где банк в индивидуальных условиях обнуляет процентную ставку за оборот по карте, о которых вы писали выше.

Причем здесь квазикэш и наличные?

Как именно вы пользовались средствами банка по данной карте? Оплачивали и возвращали долг в льготный период?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Не очень понял, какие индивидуальные условия? Пользуйся картой по назначению, бери таким образом в долг, и не плати никаких процентов. Эти условия доступны всем.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Почитайте, пожалуйста, Федеральный Закон "О потребительском кредите". Он обязателен к исполнению любыми банками и условия фактически заключаемых с клиентами договоров не могут противоречить данному закону.

При заключении любого договора потребительского кредита есть общие условия и индивидуальные условия.

Если у вас есть кредитные договоры, то можете внимательно ознакомиться с их содержанием и тогда поймете, о чем я говорю.

На индивидуальных условиях справа наверху большими буквами написано ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ КРЕДИТА.

Согласно этому же закону индивидуальные условия договора потребительского кредита отражаются в виде таблицы, форма которой установлена нормативным актом Банка России, начиная с первой страницы договора потребительского кредита, четким, хорошо читаемым шрифтом.

Вот выдержка из закона о содержании индивидуальных условий:

9. Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя следующие условия:

1) сумма потребительского кредита (займа) или лимит кредитования и порядок его изменения;

2) срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

3) валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

4) процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона, ее значение на дату предоставления заемщику индивидуальных условий;

5) информация об определении курса иностранной валюты в случае, если валюта, в которой осуществляется перевод денежных средств кредитором третьему лицу, указанному заемщиком при предоставлении потребительского кредита (займа), отличается от валюты, в которой предоставлен потребительский кредит (заем);

5.1) указание на изменение суммы расходов заемщика при увеличении используемой в договоре потребительского кредита (займа) переменной процентной ставки потребительского кредита (займа) на один процентный пункт, начиная со второго очередного платежа, на ближайшую дату после предполагаемой даты заключения договора потребительского кредита (займа);

6) количество, размер и периодичность (сроки) платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) или порядок определения этих платежей;

7) порядок изменения количества, размера и периодичности (сроков) платежей заемщика при частичном досрочном возврате потребительского кредита (займа);

8) способы исполнения денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа) в населенном пункте по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа), включая бесплатный способ исполнения заемщиком обязательств по такому договору в населенном пункте по месту получения заемщиком оферты (предложения заключить договор) или по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа);

9) указание о необходимости заключения заемщиком иных договоров, требуемых для заключения или исполнения договора потребительского кредита (займа);

10) указание о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа) и требования к такому обеспечению;

11) цели использования заемщиком потребительского кредита (займа) (при включении в договор потребительского кредита (займа) условия об использовании заемщиком потребительского кредита (займа) на определенные цели);

12) ответственность заемщика за ненадлежащее исполнение условий договора потребительского кредита (займа), размер неустойки (штрафа, пени) или порядок их определения;

13) возможность запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа);

14) согласие заемщика с общими условиями договора потребительского кредита (займа) соответствующего вида;

15) услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) (при наличии), их цена или порядок ее определения (при наличии), а также подтверждение согласия заемщика на их оказание;

16) способ обмена информацией между кредитором и заемщиком.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/e696dec97870b710b608bf4c5dd2a0a0fd98ba1b/

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

То есть прочитать 4 страницы договора где все понятно расписано, это капец трудно, а всякую юридическую муть, с которой не могут подчас разобраться специалисты - это норм?

Кажется я понял, типа проблема в том что меняются согласованные параметры кредита. Ладно, тогда, наверное, комиссия 10000 руб за "стягивание " и снятие тебя устроит? Это к кредиту не относится

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Юридическая муть - это обычно как раз условия банков. А тот же федеральный закон "О потребительском кредите" очень неплохо, четко и ясно написан.

И индивидуальные условия - это как раз и должны быть 3 страницы договора, где указаны ВСЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ по кредиту вместе с ПОЛНОЙ стоимость кредита.

Не совсем понял, в каком смысле комиссия устроит? И что значит "это к кредиту не относится"?

Ответить
Развернуть ветку
238 комментариев
Раскрывать всегда