{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Негативный клиентский опыт от Beeline (там, где можно было легко сделать по-человечески)

Речь пойдет о процессе возврата денег за ошибочный перевод. Это не самый популярный, но необходимый сервис для оператора т.к. люди порой ошибаются и из этого тоже складывается их впечатление о сервисе. Ниже я распишу шаги ужасного клиентского опыта общения с компанией Beeline и мои предположения как это легко можно было исправить... если захотеть.

Пролог

Я реально горжусь тем, что моя 90 летняя бабушка освоила смартфон и довольно ловко им пользуется, в том числе и банковскими приложениями. Ошибочные транзакции при миллионах пользователей - обычное дело. Человек не выспался, отвлекся, не заметил лишний ноль и вот уже не та сумма или не тому получателю улетели деньги. Когда бабушка позвонила мне и сказала, что кажется случайно перекинула в Билайн на свой телефон 20к вместо 200 рублей, я сказал ей, что нечего расстраиваться, мы легко с этим разберемся. Как же сильно я ошибался. Спойлер - прошло два месяца, с полтора десятка звонков и столько же емейлов, а денег все нет.

Шаг 1. Жадный перевод через смс

Погуглив, я обнаружил, что действительно SMSкой можно легко перевести деньги с телефона на карту, но все такие переводы в Beeline платные - за 10%. В том числе и перевод на свою карту. Ситуация в нашем случае получается не очень красивая, вам дали на 5 минут подержать чужие деньги, а вы как старик Паниковский уже не можете вот так просто выпустить их из рук. 10% в нашем случае это 2000 руб. для пенсионера вполне существенная сумма, терять ее просто за то, чтобы вернуть свои деньги не хотелось.

Как можно было: Вместо 10% сделать 1-3% или fix price для крупных сумм. Если у вас такая жадная и агрессивная политика в 10% с каждого перевода, (кажется, что выглядит странно в современном мире, не знаю как с этим у других операторов), то сделайте перевод на личную карту клиента бесплатным. Например, вернуть по своему номеру телефона в Сбер, Тинькофф и т.д. Можно создать сервис «привязать мою карту» и вернуть на нее. Или сохраняйте параметры откуда пришли деньги и сделайте сервис возврата через смс или в приложении, который бесплатно возвращает только на счет откуда пришли деньги.

Шаг 2. В пандемию пенсионерам лучше прийти в офис

Позвонив саппорт мы выяснили, что способ вернуть деньги без процентов все же есть. Надо пойти в салон и написать заявление. Потрясающе удобно, в ковид зимой мне надо тащить 90 летнего человека в салон Билайн, чтобы вернуть его деньги. Нет ли способа попроще? Немного посовещавшись, девушка из саппорта сказала, что можно заполнить заявление и отправить подписанный скан online.

Как можно было: Услышать, что речь идет о пенсионере очевидно с не самым лучшим здоровьем и в первую очередь предложить решить проблему on-line, а уж если ничего не получается предложить посетить офис. В целом оператор вполне мог запросить все необходимые данные прямо по телефону и самостоятельно заполнить нужную заявку и закрыть вопрос на месте.

Шаг 3. Заявление - шаблон

Шаблон заявления нам прислали на email. Шаблон сделан в Word и в этом шаблоне вместо полей для ввода данных используются таблицы, т.е. каждую цифру нужно вносить в отдельную ячейку таблицы. Форматирование ползет, в общем таких шаблонов я не видел лет пятнадцать. Стыдоба. Но мы героически его заполнили, отсканировали (Билайн потребовал подписать заявление) и отправили. Шаблон с первого раза не приняли, потребовали указать лицевой счет. В параметрах банка его не оказалось. Погуглив я выяснил, что лицевой счет это что-то не про физических лиц, пришлось доказывать это оператору после чего заявку приняли. На это ушла, кажется неделя. Чтобы операторам не мучиться и не перебивать реквизиты с отсканированной картинки я приложил в письме реквизиты текстом, чтобы можно было сделать copy-past. Наивный юноша.

Как можно было: Сделать форму. Web-форму или страницу в приложении, отдельно для физ. лиц. отдельно для юр. лиц. Не требовать лицевой счет, если его нет и он не нужен. Если совсем нет возможности найти свободного разработчика на 2 дня чтобы сделать форму, то сделать хотя бы нормальный шаблон в pdf или word.

Шаг 4. Надо немного подождать, всего три недели

Это не шутка, сначала в ответ на запрос из саппорта приходит письмо, что заявку рассмотрят в течение 72х часов, а потом письмо, что заявка принята, и будет 14 рабочих дней рассматриваться внутри Билайна. Три недели, Карл! А если бы это были последние деньги одинокого пенсионера? Причем три недели с заявкой не делается ничего. Я покажу это ниже.

Как можно было: Мгновенно. Как 2022 году делают другие компании, которые обрабатывают мои платежи и как делает Beeline, когда деньги идут в направлении от меня в компанию. Не можете мгновенно, ну, ок, скажем, пару дней. Зачем вам три недели? Надо серьезно подготовиться чтобы вывести 20 тысяч рублей из оборота компании?

Шаг 5. Beeline ничего не делал 14 дней, а потом послал смс в котором наврал

Это фиаско. Через 14 рабочих дней бабушка позвонила в Beeline и поинтересовалась где ее деньги. Через какое-то время ей пришла SMSка с сообщением, что деньги переведены, дальше их процессит банк. Деньги списались со счета Beeline. А потом не произошло ничего. Бабушка нервничала и звонила то в банк то в Билайн. Еще через несколько дней в саппорте банка ответили, что денег никаких им так и не поступало. Очередной звонок в саппорт Beeline выдал следующую информацию – в отсканированном шаблоне не хватало последней цифры в номере счета. Оказалось, что мы не заметили, что когда распечатали и отсканировали заявление, последняя цифра оказалась за краем листа. Косяк с нашей стороны, но посмотрите на шаблон, уверен, мы не первые кто с этим столкнулся. Самое печальное, что Билан отправил SMS что все ок, и забыл о нас навсегда.

1. Ребята, а что вы делали 14 рабочих дней? Почему нельзя было сразу проверить корректность данных?

2. В письме прилагались все необходимые реквизиты текстом, а так же эти же реквизиты в виде чека из банка. Почему нельзя было взять их?

3. Почему нельзя было связаться с клиентом , когда вы обнаружили такую проблему и знали, что человек ждет свои деньги и беспокоится?

4. Зачем вы отправили смс, что деньги ушли, когда вы не могли их отправить?

Как можно было: Проверить корректность данных сразу. Если с данными возникла проблема позвонить и уточнить как только проблема была обнаружена. Даже если вы три недели ничего не делали, а потом обнаружили ошибку, даже если ваши операторы не в состоянии увидеть что необходимые данные есть в заявке, можно позвонить, извиниться и попросить уточнить данные. Можно написать email. Ну, хоть что-то сделать.

Шаг 6. Давайте повторим

Данные мы перезаполнили и отправили еще раз, попросили рассмотреть заявку в ускоренном режиме. И… заявка принята и будет рассмотрена в течение 14 рабочих дней. Впереди быол 10 дней праздников.

Как можно было: Когда накопилось такое количество негатива в общении и есть явные косяки с вашей стороны, можно протолкнуть одну заявку в индивидуальном порядке и не усиливать конфликт.

Подведу итог

Дорогой Beeline, в будущее берут не всех. Посчитайте, пожалуйста, сколько заявок на возврат денег у вас в месяц, сколько клиентов так и не дошло до заявок, сколько в итоге людей сталкивается с таким негативным опытом и рано или поздно отказывается от вашего сервиса. Сколько денег вы тратите на ручной процессинг всех этих возвратов и вынос мозга себе и клиентам. В конце концов, сколько людей прочитает эту статью. А ведь поправить это все можно было на каждом из шагов описанных выше и не особенно то это и дорого.

Кто знает, как обстоят дела с возвратами у других операторов?

0
180 комментариев
Написать комментарий...
Бабка в засаде

Ну Билайн мог бы и пошустрее работать, да. Но вот эта телега жалобная больше выглядит как «этожеребенок, почему вы не даёте ему бить стёкла в вашей машине».
Человек должен быть ответственен за свои действия, в том числе в этих ваших смартфонах и интернетах.
И да, ваши «как можно было» - да можно было много как, и чтобы мир во всем мире был, и чтобы доллары на деревьях росли. Вы не понимаете какие там сложные системы биллинга и проведения платежей. Сделать ее супер гибкой и чтобы учитывались все ситуации - невозможно. Ну или тогда тарифы бы стоили в 10 раз выше. В России сотовая связь копейки стоит

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shagalov
Автор

Вы правы, никто никому ничего не должен. Но есть конкуренция на рынке. Посмотрите как работает желтый или зеленый банк. Процессы биллинга могут быть очень сложные, я как раз понимаю, но сделать форму на входе вместо шаблона - это очень легко, надо только заметить, что это важно.

Ответить
Развернуть ветку
Sitewell Ad

Вы действительно странный человек. Так же можно Вам ответить - очень легко не отправлять 20к вместо 200 рублей (хорошо, тут сделаем скидку на бабушку, но вообще Вы бы могли сами эти деньги отправлять с её же карты, например). Так же очень легко при отправке номера счёта перепроверить его хотя бы 3 раза. Вас Билайн не послал, а сказал, что вернёт деньги. Для этого нужно, для начала, хотя бы документы верно заполнить со своей стороны. А затем подождать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shagalov
Автор

очень легко не отправлять 20к вместо 200 рублей - люди будут ошибаться всегда, когда у вас миллион пользователей работа с ошибками клиентов это нормальная часть процесса. У меня, увы, нет данных, но я уверен, что это регулярная деятельность, вопрос в том, что это сотни человек в месяц или тысячи.

Ответить
Развернуть ветку
Sitewell Ad

Вот Вы и ответили сами, почему это всё так затягивается, по Вашему мнению. Наверняка, ещё сотни-тысячи людей так же хотят вернуть деньги, которые случайно перевели.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shagalov
Автор

Слушайте, ну принять платежи они почему-то в состоянии, как и перевести за процент мгновенно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сальников

Перевести за процент?
Перевод - это уже мобильная коммерция. Обналичивание денег. И проводится это уже в связке с банком партнёром. 10% думаете билайн себе забирает? В лучшем случае 1%. Остальное банки, между собой поделят.

Возврат денег - это уже другой процесс. Тут всегда без комиссии, но через кучу процедур.

Зачем было в электронном виде заполнять документы? Распечатали, ручками заполнили, отсканировали и выслали на почту. Вы в каждом своём действии придумывали себе дополнительные квесты и задачки. А потом обвинили компанию.

Возврат денег- это процедура, которая должна быть оформлена строго по определённым шаблонам. Все проверяется налоговой. Что, куда, зачем, почему переводилось. Сотни ошибочных платежей ежедневно люди совершают, помимо этого ещё делают возвраты за оборудование, при расторжении возвраты денег. И все это должен сделать сотрудник финансового отдела. Хотите быстрее - вам уже написали. Связь тогда будет в 10 раз дороже. Люди будут дополнительные сидеть и заниматься вашими возвратами, чтоб все моментально работало.

Автоматизировать процесс и сделать шаблон на сайте? Увы нет. Не пройдёт такой номер, потому что нужна ваша подпись.
Пока не все у нас электронную цифровую подпись сделали. А коммерческие организации не будут внедрять то, что бесполезно на данном этапе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shagalov
Автор

Да почему же нужна подпись? Почему для перевода с изъятием 10% подпись не нужна, а тут нужна? Почему, нельзя подтвердить, скажем, через sms как это уже давно все делают? Через почту? Серьезно? Вы не из Почты России случайно?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратьев

Он тебе всё расписал. Потому-что перевод это перевод, а возврат это возврат. Абсолютно разные операции для налоговой. Попробуй как-нибудь вернуть на досуге товар купленый с НДС. Именно вернуть (например через пару дней) , а не отменить операцию. Удивишься бумажкам и заверенной копии паспорта которые придется отдать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shagalov
Автор

Слушайте, ну сделайте мне перевод, мне честно говоря все равно как это называется. Вам перевод дорого? Ок, сделайте возврат, объясните, сорри, мы бедные, налоговая злая, придется подождать. Как банк мы пока не научились. Но сделайте так, чтобы сервис нормально работал, а не так что ты ждешь три недели, а потом, ой, у вас там цифры не хватает. Ждите еще три недели. Ну явно же кривой процесс, что вы его оправдываете?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Банк то-же самое будет делать в случае возврата. Вы наделали ошибок, а теперь еще и хотите чтобы вас зацеловали облюбили и специально выделенный менеджер вам звонил и решал эти проблемы, да еще желательно чтоб билайн за вас комиссии заплатил везде и на каждом шагу. Поймите, это платно. От вашего перевода часть денег пошла банку, от перевода обратно тоже пойдет банку, это стоит денег и стоит денег работа человека, который этим занимается. По этому они делают через процедуру возврата, таким образом они вернут эту комиссию и не заплатят за обратный перевод, заплатят только работнику (что уже минус, ну да ладно).

Ответить
Развернуть ветку
177 комментариев
Раскрывать всегда