Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)
Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.
Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.
Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.
По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.
Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.
Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!
Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».
Во время первого разговора Роман сообщил следующее:
- Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
- Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
- Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
- Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.
Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:
— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.
Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.
— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.
— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.
— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?
— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.
— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.
— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?
— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.
На том и расстались.
Вместо резюме
На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.
Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.
А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.
Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?
В данном случае не понимаю претензии к банку. Комиссия за переводы со счёта юрлица на счёт физлица сейчас существует в любом банке РФ. Это связано с антиобнальной политикой ЦБ РФ.
Перевод на "десятки миллионов" на счёт физлица - это очень нежелательная операция для банка и поэтому она облагается заградительной комиссией, чтобы так не делали в принципе никогда.
Комиссии за переводы на счёт физлиц прямым текстом прописаны в тарифах, их даже под мелкий шрифт сейчас не прячут, поскольку это не способ заработка, а именно способ исключить такие платежи. Например, в упомянутом тиньке за перевод больше 2 млн рублей вы заплатите 15% комиссии.
В данном случае имеет место быть полная профнепригодность человека, который отвечает в компании за взаимодействие с банком.
PS: держать 300 млн рублей на расчётном счёте юрлица не в сбере - это ОЧЕНЬ большой оптимизм. Работа с деньгами у вас в компании явно хромает.
Бух профукал, что при переводе на физика нужно платить комиссию, которая указана в условиях обслуживания, а виноват банк? Тут-то хитрые жопы из Mindbox решили, что публичность поможет отжать комиссию у банка, хотя он абсолютно ничего не нарушил, ну посмотрим..
Если они там действительно держат такие остатки на расчетном счету, то банк от ухода клиента довольно быстро потеряет больше этих 1,5 млн.
Так что к роману конечно есть вопросик.
Роману скорей всего глубоко пофиг на доход банка и текущих, у него видимо есть премия по привлечению клиентов, вот и хотел срубить себе ее по простому.
Тут вопросик не к Роману должен быть, а к бухгалтеру Mindbox. КАК можно перевести деньги не зная о комиссии ??? Это уже не вопросик, а вопросище. Об этой комиссии в любой случае говорилось, тем более на такую суму
У них комиссионных доходов по отчетности 124 млрд, думается им пофиг + если клиент уходит, то никакого смысла возвращать комиссию нет тем более.
Кстати да, вины банка тут точно нет, только невнимательность бухгалтерии Mindbox-а
вот именно, бух об этом должен знать в первую очередь, тем более везде эта комиссии прописана черным по белому
И оказались правы
Да какой договор, в альфе в лк комиссию прямо считает перед переводом физику (я ИП и регулярно так перевожу, хз как можно не заметить).
Комментарий удален модератором
Вы себе интерфейс интернет-банка для юрлиц представляете? Там всё чуть иначе. Подразумевается, что с ним работает профессионал, это не банковское приложение для широкой публики же.
Комментарий удален модератором
Вот именно, у них всех есть целые ойти отделы, неужели не могут такие простые вещи реализовать?
А у майндбокса есть целая бухгалтерия - неужели не могут тариф знать?
Это не взаимоотношения банк-бабушка, это взаимодействие двух профессиональных участников оборота.
Явно могут, но это не нужно, т.к. тогда нельзя будет заработать таким способом. Когда во главе стоит заработок любой ценой, то даже идея самих программистов будет "забанена", т.к. она ведет к упущенной прибыли)
Я видел интерфейсы для юрлиц разных банков, но нигде не было функции отображения стоимости проведения платежа. Даже намёков на это не было.
Не может быть такого, обычно всегда отображается стоимость платежа, и с учетом комиссии
У альфы в новом интерфейсе АЛБО комиссия отображается сразу.
Об это не знает наверное один Mindbox
В материале приведены скриншоты интерфейса — нет информации о комиссии.
В Модульбанке рассчитывается перед подтверждением платежа. Очень удобно.
В ВТБ 2 раза предупреждение появляется в момент подписи и в момент отправки с указанием сетки комиссий при переводе на фл.
Да это и не выгодно банкам. Как говорится - читайте справочник вознаграждений, там все есть.
Все то вам мерещится, что все кругом ваши копейки любой ценой отнять хотят.
Доходы от проебов b2b у них наверное прямо в плане стоят.
Так о комиссии всегда заранее предупреждается и тем более об этом все знают, не только банк, тут уже просто ошибка самого бухгалтера
Почему это интерфейс не для широкой публики, расскажите мне. Чем клерк отличается от широкой публики, что для него не нужен нормальный интерфейс?
У альфы говно клиент для юриков да, но это проблема Альфы, а не проблема банкинга в целом.
Интерфейс нормальный нужен всем, это бесспорно, но банк так то не должен отвечать за каждый косяк бухгалтера юриков
Вы называете косяком бухгалтера банковское мошенничество с комиссией?
Я посмотрел историю ваших комментариев и вы типичный бот PR-агентства. Бессмысленные комментарии под лайфстайл постами и положительные комментарии под критикой Альфы.
Для человека который фармит этот аккаунт: вы же понимаете, что на вас, как на работника, могут навесить такой же штраф, когда по вине недобросовестного сервиса вы что-то потеряете. Сегодня вы пишите комментарии за 5 рублей, завтра отправляете платежи. Шарик круглый.
Для альфы: поднять маржинальность можно уволив своих 3-х рублевых комментаторов которых ваше пиар агентство продает вам за 3000 за комментарий а ваши менеджеры получают из этого нормальный откат.
ИБ для юрлиц в Альфе вполне себе современный. Что называется стильный, модный, молодёжный. И приложение на уровне, все комсы показывает ДО проведения операции.
Так-то новый кабинет юриков у альфы очень похож на интерфейс для физиков. Да и в старом нет проблем показать комиссию.
Да не особо иначе то....
Платежки выгружаются из 1с - далее они в веб табличке КлиентБанка
Потом подписываем ЭЦП и "в путь".
Никто не мешает по проблемным операциям переспрашивать "вы уверены".
Тинькоф предупреждает о комиссии до отправки
Тут вопрос к удобству для бухгалтера. Они не хотят набивать платежки в клиент-банке, а хотят их выгрузить из 1С и загрузить а КБ готовые, потом сразу несколько подписать одной ЭЦП (или подтверждением в другом формате) и отправить.
Что да, то да, но это не отменяет тот факт, что инфу о возможной комиссии бухгалтер должен знать, а об этой комиссии только ленивый не знает
Так может надо попросту быть внимательнее ?? Бухгалтер об этом обязан знать, его ведь работа
Так может она и отображается, если платежку делать в интерфейсе банк-клиента, а не проводить выгрузкой из 1С.
Но в любом случае такие платежи явно не часто делались. Бух/фин. менеджер мог связаться с операционисткой и уточнить нюансы платежа. ИМХО.
Они, что ЗП не платять ? Или в конвертах всё ?
а что бухгалтерия совершенно не знает что она существует ? Об этой комиссии все знают, и один Mindbox такой не в курсе и при переводе как будто не видно
Так, а разве Бухгалтерия не должна этим вопросами заниматься ?
Тем более, что всё написано чёрных по белому, не думаю, что это недоработка АльфаБанка)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Полностью не отменит. Может и вообще не отменить. Ведь все согласно договору. Фирма жадная, на нормальное обслуживание поскупилась. Как итог - влетела по своей вине. Мне это напоминает "несчастных", которые в роуминге в инете посидели, а потом скулят, что их мобильный оператор обобрать хочет и поэтому они уйдут к другому, хотя тот точно так же снимет за такой "роуминг" такую же сумму денег.
Комментарий удален модератором
Это сммщик стандартными фразами ответил. Самый высокий уровень только утром узнает о проблеме, да и то не самый высокий. Клиент, который, по его словам, в год проводит 1.2 млрд денег платит комиссиями менее 500тыс (менее $7000) - ну это так себе клиент по меркам банка. И ему предложили не жмотиться, а купить какую услугу, тогда и ему на встречу пойдут.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вы статью вообще читали? Платежи через 1с, через интернет-банк комиссия есть, автор признает.
Комментарий удален модератором
Погуглите API и поймёте ;)
Комментарий удален модератором
Этого не было в ТЗ) Сейчас, думаю, появится и не только у Альфы. Но по сабжу: где вы видели уведомление о комиссии при работе по API с банковским ПО? Это далеко не строчка, а приличный кусок кода.
Комментарий удален модератором
Вы так рассуждаете постфактум, почему не написали статью неделю назад что он нужен? Задним умом все крепки, а предусмотреть, что есть бухгалтера, которые не знают про комиссии при переводе физ лицам тоже сложно и удивительно. По-моему это знают почти все, кто связан с бизнесом. Тут косяк бухгалтера, а банку причина поправить API.
Комментарий удален модератором
Поддерживаю. Я наизусть знаю лимиты и комиссии по платежам физлицам (у меня турагентство, поэтому возвраты возникают регулярно) в своём банке (Модульбанк). Увы, но это суровая реальность 115-ФЗ, и каждый бухгалтер ОБЯЗАН это знать. Это не "мелкий шрифт", это базовые знания.
Что да, то да, все правильно, и тут уже должны быть вопросы не к банку, а вопросы к компетенции самой бухгалтерии Mindbox
И вот после этого как не задать вопрос бухгалтерам из Mindbox, как они вообще такими деньгами распоряжаются, если элементарного не знают
Согласен полностью, бухглтера должны разбираться в этих вопросах и знать это. Легче всего обвинить банк, а самим чистым из воды выйти.
Это не антиобнальная политика, точней "она" но причина немного другая. Всем ЮЛ нужно платить зп, а дальше или зарплатный проект или конские проценты.
А зарплатный проект значит что клиентами банка становится также все сотрудники ЮЛ, их даже можно попробовать замкнуть на себя и чтобы не рубля в наличку не ушло. (выдай ипотеку или кредит, мне например альфа предлагала кредит, с ежемесячным платежем в размер все моей белой зп (других поступлний на карту у меня нету) тот кто звонил когда я ему это сказал, сразу всё понял, помолчал немного, и дальше свою шарманку продолжил от скрипта же не отклонишься)
PS Как компания (Mindbox) платит зп не имея в основном банке зарплатного проекта, в конвертах ? В противном случае этого поста не было.
Да, выглядит как-то странновато. Пишут, что в Альфу поступают платежи, аккумулировали такую сумму, а вот как работники получают ЗП не пишут. Опять же - выслушали только одну сторону конфликта. Хорошо бы самого Романа послушать еще.
Чтобы услышать тут Романа нужно чтобы все комментаторы открыли счет в Альфе. На меньшее он не согласен.
Вот тут поддерживаю, тут бы ещё версию от сотрудника банка выслушать, а то получается только игра в одни ворота
да да, все белые и пушистые, во всё правы и всё здорово, а как что-то происходит, так сразу банк виноват)
Зарплатный проект может быть в другом банке, их может быть несколько в разных банках, разные условия возможны.
Я конечно хз как там у них устроено, но разве обычно не с основного расчетного платят зп ?
А если с другого и проект в другом банке, но
это уже значит что они знают почему вообще у них зарплатный проект !?
Я просто не могут представить как можно ошибиться ,в такой рутинной операции которую каждый месяц делаешь и знаешь почему и что.
(Я просто не могут представить, что бухгалтер не знал про комиссии при переводе денег физ лицу. Разве что он вчера получил (купил ?) диплом, а сегодня на работу устроился.)
Хотя да наверено такую ошибку можно сделать, если не каждый сотрудник бухгалтерии это бухгалтер, а автоматизацию процессов решили классическим для рф эникейством, посадили девочку которая из 1с в клиент банк екселики перегоняет, возможно удаленно.
PS Текущие МРОТ, средние и медианные ЗП, учредители из 90-00 собственно только такую автоматизацию в РФ и могут сделать, тем более это реально дешевле и понятней для многих, чем автоматизация на база IT.
И это не может не печалить. Когда под копотом, финтеха или прочего IT, скрывается банальное эникейство, обусловленное дешевой рабочей силой.
PPS И как я понимаю такое эникейство это уже стандарт отрасли для бухов точно. Ещё 10 лет назад слышал исследование что в РФ на условное количество бизнесов (ЮЛ) приходиться в четыре раза больше бухгалтеров чем в Канаде, только вдумайтесь, этаже цифра она же занижена, (из-за другой специфики российской, сюда же вошли в все однодневки). и в реальности на настоящие бизнесы будет ещё больше бухов приходить. (Или в Канаде тоже также распространены однодневки и прочие левые ltd (или как у них называют аналоги ООО) с дроблением бизнеса ? )
с каждым словом соглашусь, так как даже в рекламе пишется что комиссия за крупную сумму 15%, так что просто у них видимо и правда с бухгалтерией проблемки небольшие)
1) Вы серьезно считаете что такая комиссия это нормально?
2) вы серьезно считаете что заградительная комиссия на вывод физлицу, автоматическое признание операции нежелательной и прочее это нормальная практика для банка?
человек должен разбираться в операциях и действиях, которые совершает, а не знание чего-то часто и влечёт к таким проблем. Не вижу здесь вины банка.
Да и юбка должна быть ниже колена. А если вас ограбят — вы должны разбираться где ходите.
Вы про какое определение слова "нормально"?
Если нормальный в значении "обычный", то эта комиссия совершенна нормальная. В любом другом банке будет такая же, возможно больше.
Если нормальный в значении "нравится ли мне", то нет, не нравится. Я вообще хочу обратно в 2012, когда все поступающие на рс деньги просто отправлялись "дружественной организации" и через несколько дней появлялись в виде налички.
Но эти времена прошли.
"Если нормальный в значении "обычный", то эта комиссия совершенна нормальная. В любом другом банке будет такая же, возможно больше."
Это странное обобщение — кейс то конкретно про альфу. Зачем тут обсуждать другие? Плюс все такие опытные, говорят что в других так же, но не приводят личных примеров.
"Если нормальный в значении "нравится ли мне", то нет, не нравится. Я вообще хочу обратно в 2012, когда все поступающие на рс деньги просто отправлялись "дружественной организации" и через несколько дней появлялись в виде налички."
Да, хорошо что жесткая рука навела порядок. Прекрасная отсылка к преступному поведению как оправданию заградительных комиссий банков к честным транзакциям.
Увы и ах, но борьба с преступным поведением повсеместно создаёт проблемы честным людям. Мир без железных дверей, высоких заборов и пин-кодов был бы гораздо удобнее. Но не судьба.
Что касается, других, то повторюсь - тинь официально в тарифе заявляет от 15% комиссии на платежи от 2 млн рублей.
1. Ссылка на везде это опять обобщение, я нигде не встречался с комиссией в 20к евро. Да, к документам очень много вопросов, работать стало сложно в Европе с банками, но это никак не влияет на комиссию. И это логично.
2. @Тинькофф на вас здесь постоянно ссылаются, я бы почитал условия внимательно и ответил (но я не бот), но лучше из первых уст расскажите пожалуйста про эти условия, очень интересно
Здравствуйте. У нас комиссия будет за перевод физическому лицу, если он был выполнен с расчетного счета бизнеса Тинькофф на счет физического лица. Если смотреть по тарифу "Продвинутый" и "Профессиональный", то действительно комиссия будет 15% + x рублей от 2 млн. рублей. Однако у нас есть пакет "Физлицам — без комиссии" и он отключает комиссию за платеж физлицу. Подробная информация есть здесь - https://acdn.tinkoff.ru/static/documents/business-tariffs-all.pdf.
Ну то есть все как у альфы в посте.
Почему нужно быть оптимистом держа 300 миллионов не в сбере?
Потому что завтра у альфы отзовут лицензию и ваши деньги отправятся в зрительный зал
Он же системный банк, санировать будут же. Или это наложит какие то ограничения на операции в банке?
Никто не знает, что будет при крахе альфы. Она слишком большая, будут решать в индивидуальном порядке. Это маловероятное событие. Но оно возможно (это же Россия).
Комментарий недоступен
В 1991 году страна-учредитель закончилась. Причем тут сбербанк?
Страна кончилась, а он в какой то банк верит
Комментарий недоступен
Крах сбера наименее вероятен из всех российских банков. В идеале конечно держать деньги не в россии.
Она осталась одна частная в 10ке первой ))) прям как бельмо на глазу у тщ. Майора ))
Комментарий удален модератором
Я думал мне знающие ответят. Вроде, при санировании банк дальше работает и его «лечат» Выплаты идут при отзыве лицензии у банка
При санировании клиенты ничего не замечают, да. Но если там будет дырка в капитале условно в пару триллионов - это вопрос.
То есть, абсолютно законная операция по выплате, например, дивидендов учредителям является нежелательной?
Такие операции делаются ИНАЧЕ
а как именно?
в некоторых банках нет комсы при выплате дивидендов при условии уплаты ндфл.
Это как?
Любая выплата кому-то кроме банка считается нежелательной.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ну только не зелёное дерьмо с буквами сбер....