{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)

Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.

Обновление от 14.01, 16:45

С нами связался один из топ-менеджеров «Альфы» — банк отменит комиссию и вернёт деньги в течение нескольких дней.

Помимо этого, договорились собрать и обсудить наши «боли»: как корпоративные, так и личные, на достаточно высоком уровне, чтобы починить.

Надеюсь, что починка инцидента принесет пользу не только нам, но и другим клиентам «Альфы».

Обновление от 13.01, 23:48

Реакция банка на статью порадовала — подключились на самом высоком уровне, извинились и пообещали решить проблему завтра же. Благодарны, будем держать в курсе.

Признаем, что стоило предвидеть заградительные тарифы и заранее расспросить банк об условиях. Тоже ошиблись — к сожалению, от этого никто не застрахован.

Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.

Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.

По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.

Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.

Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!

Главный бухгалтер Mindbox Екатерина Седристая:

Ежедневно наша бухгалтерия проводит примерно 30 платежных поручений в день. Мы готовим их в 1С, а затем автоматически отправляем в интерфейс „Альфы“. Ни в одном из меню не пишется размер комиссии.

Комиссию можно увидеть только если вы заполняете платежное поручение вручную в банк-клиенте „Альфы“.

Обычно комиссия за переводы совсем небольшая, но из-за перевода большой суммы физическому лицу „Альфа“ начислила дополнительную комиссию, о которой не сообщается в интерфейсе. Никаких разумных шансов осознать размер повышенной комиссии до платежа фактически не было».

Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».

Во время первого разговора Роман сообщил следующее:

  • Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
  • Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
  • Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
  • Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.

Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:

— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.

Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.

— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.

— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.

— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?

— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.

— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.

— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?

— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.

На том и расстались.

Вместо резюме

На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.

Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.

А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.

Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?

0
531 комментарий
Написать комментарий...
Vadim Medvedev

В данном случае не понимаю претензии к банку. Комиссия за переводы со счёта юрлица на счёт физлица сейчас существует в любом банке РФ. Это связано с антиобнальной политикой ЦБ РФ.

Перевод на "десятки миллионов" на счёт физлица - это очень нежелательная операция для банка и поэтому она облагается заградительной комиссией, чтобы так не делали в принципе никогда.

Комиссии за переводы на счёт физлиц прямым текстом прописаны в тарифах, их даже под мелкий шрифт сейчас не прячут, поскольку это не способ заработка, а именно способ исключить такие платежи. Например, в упомянутом тиньке за перевод больше 2 млн рублей вы заплатите 15% комиссии.

В данном случае имеет место быть полная профнепригодность человека, который отвечает в компании за взаимодействие с банком.

PS: держать 300 млн рублей на расчётном счёте юрлица не в сбере - это ОЧЕНЬ большой оптимизм. Работа с деньгами у вас в компании явно хромает.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Вы себе интерфейс интернет-банка для юрлиц представляете? Там всё чуть иначе. Подразумевается, что с ним работает профессионал, это не банковское приложение для широкой публики же.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Maxim

Вот именно, у них всех есть целые ойти отделы, неужели не могут такие простые вещи реализовать?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

А у майндбокса есть целая бухгалтерия - неужели не могут тариф знать?

Это не взаимоотношения банк-бабушка, это взаимодействие двух профессиональных участников оборота.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Явно могут, но это не нужно, т.к. тогда нельзя будет заработать таким способом. Когда во главе стоит заработок любой ценой, то даже идея самих программистов будет "забанена", т.к. она ведет к упущенной прибыли)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Я видел интерфейсы для юрлиц разных банков, но нигде не было функции отображения стоимости проведения платежа. Даже намёков на это не было.

Ответить
Развернуть ветку
Пономаренко Георг й

Не может быть такого, обычно всегда отображается стоимость платежа, и с учетом комиссии

Ответить
Развернуть ветку
Аристарх Крыжовник

У альфы в новом интерфейсе АЛБО комиссия отображается сразу.

Ответить
Развернуть ветку
Панчук Иван

Об это не знает наверное один Mindbox

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Volnov

В материале приведены скриншоты интерфейса — нет информации о комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gordeev

В Модульбанке рассчитывается перед подтверждением платежа. Очень удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Alekseenko

В ВТБ 2 раза предупреждение появляется в момент подписи и в момент отправки с указанием сетки комиссий при переводе на фл.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Да это и не выгодно банкам. Как говорится - читайте справочник вознаграждений, там все есть.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Все то вам мерещится, что все кругом ваши копейки любой ценой отнять хотят.
Доходы от проебов b2b у них наверное прямо в плане стоят.

Ответить
Развернуть ветку
Потапов Артур

Так о комиссии всегда заранее предупреждается и тем более об этом все знают, не только банк, тут уже просто ошибка самого бухгалтера

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Почему это интерфейс не для широкой публики, расскажите мне. Чем клерк отличается от широкой публики, что для него не нужен нормальный интерфейс?

У альфы говно клиент для юриков да, но это проблема Альфы, а не проблема банкинга в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

Интерфейс нормальный нужен всем, это бесспорно, но банк так то не должен отвечать за каждый косяк бухгалтера юриков

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Вы называете косяком бухгалтера банковское мошенничество с комиссией?

Я посмотрел историю ваших комментариев и вы типичный бот PR-агентства. Бессмысленные комментарии под лайфстайл постами и положительные комментарии под критикой Альфы.

Для человека который фармит этот аккаунт: вы же понимаете, что на вас, как на работника, могут навесить такой же штраф, когда по вине недобросовестного сервиса вы что-то потеряете. Сегодня вы пишите комментарии за 5 рублей, завтра отправляете платежи. Шарик круглый.

Для альфы: поднять маржинальность можно уволив своих 3-х рублевых комментаторов которых ваше пиар агентство продает вам за 3000 за комментарий а ваши менеджеры получают из этого нормальный откат.

Ответить
Развернуть ветку
boba4z

ИБ для юрлиц в Альфе вполне себе современный. Что называется стильный, модный, молодёжный. И приложение на уровне, все комсы показывает ДО проведения операции.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Так-то новый кабинет юриков у альфы очень похож на интерфейс для физиков. Да и в старом нет проблем показать комиссию.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Да не особо иначе то....
Платежки выгружаются из 1с - далее они в веб табличке КлиентБанка
Потом подписываем ЭЦП и "в путь".

Никто не мешает по проблемным операциям переспрашивать "вы уверены".

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Петрашевский

Тинькоф предупреждает о комиссии до отправки

Ответить
Развернуть ветку
Борис Николаевич

Тут вопрос к удобству для бухгалтера. Они не хотят набивать платежки в клиент-банке, а хотят их выгрузить из 1С и загрузить а КБ готовые, потом сразу несколько подписать одной ЭЦП (или подтверждением в другом формате) и отправить.

Ответить
Развернуть ветку
Лёша Прокопов

Что да, то да, но это не отменяет тот факт, что инфу о возможной комиссии бухгалтер должен знать, а об этой комиссии только ленивый не знает

Ответить
Развернуть ветку
Реваз Чантурия

Так может надо попросту быть внимательнее ?? Бухгалтер об этом обязан знать, его ведь работа

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Так может она и отображается, если платежку делать в интерфейсе банк-клиента, а не проводить выгрузкой из 1С.
Но в любом случае такие платежи явно не часто делались. Бух/фин. менеджер мог связаться с операционисткой и уточнить нюансы платежа. ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114
Но в любом случае такие платежи явно не часто делались.

Они, что ЗП не платять ? Или в конвертах всё ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Петров

а что бухгалтерия совершенно не знает что она существует ? Об этой комиссии все знают, и один Mindbox такой не в курсе и при переводе как будто не видно

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Шестакова

Так, а разве Бухгалтерия не должна этим вопросами заниматься ?
Тем более, что всё написано чёрных по белому, не думаю, что это недоработка АльфаБанка)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр

Полностью не отменит. Может и вообще не отменить. Ведь все согласно договору. Фирма жадная, на нормальное обслуживание поскупилась. Как итог - влетела по своей вине. Мне это напоминает "несчастных", которые в роуминге в инете посидели, а потом скулят, что их мобильный оператор обобрать хочет и поэтому они уйдут к другому, хотя тот точно так же снимет за такой "роуминг" такую же сумму денег.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр

Это сммщик стандартными фразами ответил. Самый высокий уровень только утром узнает о проблеме, да и то не самый высокий. Клиент, который, по его словам, в год проводит 1.2 млрд денег платит комиссиями менее 500тыс (менее $7000) - ну это так себе клиент по меркам банка. И ему предложили не жмотиться, а купить какую услугу, тогда и ему на встречу пойдут.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Dragun

Вы статью вообще читали? Платежи через 1с, через интернет-банк комиссия есть, автор признает.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Dragun

Погуглите API и поймёте ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Dragun

Этого не было в ТЗ) Сейчас, думаю, появится и не только у Альфы. Но по сабжу: где вы видели уведомление о комиссии при работе по API с банковским ПО? Это далеко не строчка, а приличный кусок кода.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Dragun

Вы так рассуждаете постфактум, почему не написали статью неделю назад что он нужен? Задним умом все крепки, а предусмотреть, что есть бухгалтера, которые не знают про комиссии при переводе физ лицам тоже сложно и удивительно. По-моему это знают почти все, кто связан с бизнесом. Тут косяк бухгалтера, а банку причина поправить API.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
528 комментариев
Раскрывать всегда