{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)

Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.

Обновление от 14.01, 16:45

С нами связался один из топ-менеджеров «Альфы» — банк отменит комиссию и вернёт деньги в течение нескольких дней.

Помимо этого, договорились собрать и обсудить наши «боли»: как корпоративные, так и личные, на достаточно высоком уровне, чтобы починить.

Надеюсь, что починка инцидента принесет пользу не только нам, но и другим клиентам «Альфы».

Обновление от 13.01, 23:48

Реакция банка на статью порадовала — подключились на самом высоком уровне, извинились и пообещали решить проблему завтра же. Благодарны, будем держать в курсе.

Признаем, что стоило предвидеть заградительные тарифы и заранее расспросить банк об условиях. Тоже ошиблись — к сожалению, от этого никто не застрахован.

Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.

Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.

По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.

Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.

Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!

Главный бухгалтер Mindbox Екатерина Седристая:

Ежедневно наша бухгалтерия проводит примерно 30 платежных поручений в день. Мы готовим их в 1С, а затем автоматически отправляем в интерфейс „Альфы“. Ни в одном из меню не пишется размер комиссии.

Комиссию можно увидеть только если вы заполняете платежное поручение вручную в банк-клиенте „Альфы“.

Обычно комиссия за переводы совсем небольшая, но из-за перевода большой суммы физическому лицу „Альфа“ начислила дополнительную комиссию, о которой не сообщается в интерфейсе. Никаких разумных шансов осознать размер повышенной комиссии до платежа фактически не было».

Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».

Во время первого разговора Роман сообщил следующее:

  • Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
  • Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
  • Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
  • Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.

Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:

— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.

Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.

— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.

— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.

— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?

— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.

— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.

— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?

— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.

На том и расстались.

Вместо резюме

На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.

Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.

А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.

Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?

0
531 комментарий
Написать комментарий...
Aleksandr Stoma

Несколько мыслей:
1. Банк прав: если размер комиссии указан в условиях обслуживания, а он указан, и вы его подписали, то дальше ответственность сотрудников компании отслеживать, что и как перечислять на тех условиях, которые согласовали обе стороны договора.
2. Комиссию можно попробовать вернуть/уменьшить. Не уверен, что в публичном поле, но тут – выбор автора. У меня в свое время был прецедент с Модульбанком: лет 5 назад 30 декабря переводил деньги со счета ИП на личный счет, и банк списал комиссию в 10%. Проверил условия обслуживания – сам виноват. Написал в чат поддержки банка, они взяли паузу и... вернули мне 100% комиссии. Благодарность испытываю до сих пор, все счета у них, рекомендации тоже ))
3. Позиция менеджера банка (Романа) добавила бензина в костер эмоций клиента. Уволить такого менеджера или отправить на переобучение. Его действия говорят скорее о "мы хотим вас обобрать как липку", а не работать с вами как с партнерами вдолгую.

Вывод для себя: ни ногой в Альфу, ни как ФЛ, ни как ЮЛ.

Удачи в разрешении вашей ситуации!

Ответить
Развернуть ветку
Александр

В такой "косяк" можно всегда угодить, если заниматься переводами наобум. Тут больший вопрос к бухгалтеру, чем к банку. Опять же на такого Романа можно нарваться практически в любом банке. Не бывает крупных организаций, где работают только порядочные и добрые сотрудники.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

Полностью согласен. Все банки сейчас выставляют заградительные комиссии как средство борьбы с обналом. Лучше с клиента удержать, чем от ЦБ получить по шапке.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Громов

В чем обнал, ау? Перевод дивидендов не пройдёт без 13% ндфл Рядом платежа, а эти добрые люди ещё 3-10% себе забирают. Ладно бы просто пытались Кеш вывести, а тут все в белую и легко проверяется. Это не борьба с обналом, а мелкое жульничество.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Это условия обслуживания. Никто не запрещает купить удобный пакет. Но хочется же нахаляву чтоб и удобно было?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Громов

Хочется чтобы не было обмана, дорогой бот Альфабанка.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я не бот, прикинь?
Просто надо понимать, что все стоит денег. И когда выбираешь самый дешевый тариф обслуживания - глупо надеяться на халяву. Это как люди, выезжающие за границу и влетающие в роуминге плачутся потом, вместо того, что б пакет звонков и интернета себе купить.
Так и тут. Компания не может позволить себе нормальный тариф, а виноват банк. К Альфе не имею никакого отношения, если что. Просто могу рассуждать непредвзято.

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

Могу железный пример из жизни привести, я тут покупал в прошлом году в польском аппсторе ноутбуки себе и жене, платил в злотых (выбора там нет) 32598 с $ карты альфы по курсу это примерно 8225$ должно было получится, получилось 8709$, вот просто попробуй найти на их сайте информацию сколько с меня должны были снять процентов за этот платеж (засеки время, хотя я ставлю что вообще не справишься) и там на той же странице будет написано наверное какой правильный тариф нужно использовать чтобы сэкономить))

Ответить
Развернуть ветку
Александр

К слову в Европе рассчитываюсь виртуальной картой в Евро (не Альфабанка, если что) - снимают в евро ровно столько, сколько в чеке. Что я делаю не так?

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

Ты все делаешь правильно, но в польском apple стор ты ничего не купишь за евро

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Ну тогда покупка там - это всегда влет. И тут только возврат VAT может немного помочь смириться с потерей)

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

да :((

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я, к слову, держу несколько карт разных банков, т.к. у них разные условия обслуживания и применения. Найти что-то универсальное и не переплатить - сложно. Хорошо, что сейчас почти все можно к самсунг пей прикрутить и не носить физически карты с собой.

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

а между картами как перекидываете? через СБП?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я в соседней стране живу (но у нас Альфа тоже, кстати, есть), у нас на многие карты разных банков есть возможность безкомиссионного пополнения карт. Этим и пользуюсь. Приложения на телефон поставил. Главное, что б интернет был) А виртуальные карты на телефоне все равно ничего не весят, а терминалы с бесконтактной оплатой сейчас везде стоят. Вот так и выкручиваюсь, что б банкам не платить лишние деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

А что они в евро уже не берут?
Так это ты сам должен был искать сколько с тебя снимут, если у тебя нету карты в злотых. Тебя банк заставлял покупать что-то в злотых? Нет.
И причем тут баксы, когда ты сам пишешь, что в злотых оплата шла. Открывай интернет-банк, смотри дату проведения платежа, смотри по какому курсу на тот день продавал банк злотые и ты узнаешь сколько с тебя сняли. Если у тебя карта была в баксах, то банк сначала покупал у тебя баксы за рубли, а потом продавал тебе злотые - двойная конверсия. Но ты ж сам это выбрал)

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

нет, евро не берут, на долларовой карте были доллары же, ну не с рублевой же платить (там как раз точно двойная), но это не она, просто за платежи в любой другой валюте кроме USD, EUR, GBP и CHF они берут дополнительную комиссию. Попробуй найти сколько на их сайте)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Про альфу не скажу, у меня желтый банк. Там у меня двойная комиссия только в случае если плачу картой отличной от валюты выставления платежа. Т.е. банк покупает у меня с USD карты баксы по цене покупки баксов (влетаю), а затем продает, к примеру, евро по цене продажи евро.
Если платить рублевой, то 2й конверсии нет - продают евро за рубли и все. Так что лучше платить рублями, чем другой валютой.
Или держать виртуальные карты в USD/EUR и перебрасывать через интернет банк нужные суммы на эти карты с рублевой, а потом платить.

Ответить
Развернуть ветку
tychodaimon

Ну все верно, но тут были злотые, злотые к рублям либо злотые к долларам - выбрал второе, но речь не про конвертацию, а про дополнительную комиссию, ее размер и про то где на сайте она описана

Ответить
Развернуть ветку
SanityEclipse
Позиция менеджера банка (Романа) добавила бензина в костер эмоций клиента. Уволить такого менеджера или отправить на переобучение. Его действия говорят скорее о "мы хотим вас обобрать как липку", а не работать с вами как с партнерами вдолгую.

А где гарантии что диалог реально имел описанный автором поста контекст?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

Нигде, но отвечаю на представленный текст. В эмоциях текст мог быть понят не так или интерпретирован по-другому.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
528 комментариев
Раскрывать всегда