{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор

Всем привет, хочу поделиться историей о том, как легко можно обнаружить себя должником Альфа-Банка без звонков из «службы безопасности», утери документов или компрометации карт. Для этого достаточно иметь неиспользуемый счет и хорошую кредитную историю.

Суть истории в следующем: Некто получил сим-карту с номером телефона, привязанному к моему счету в Альфа-Банке, и смог беспрепятственно войти в мой личный кабинет через мобильное приложение. А затем этот человек оформил кредит на 1,6 млн рублей в пару кликов, а также вывел 200 тысяч рублей с кредитной карты. Альфа-Банк отказывается признавать проблемы в своей системе безопасности и аннулировать мошеннический кредит.

История в деталях. Примерно 3,5 года назад по работе я переехал в Нидерланды и затем в Великобританию. После начала ограничений из-за ковида, я некоторое время не приезжал в Россию и не пользовался своей российской сим-картой. После чего я узнал, что она более не активна и Теле2 расторг контракт. После обращения к оператору связи восстановить сим-карту не удалось.

В Альфа-Банке до переезда у меня был зарплатный счет и кредитная карта с лимитом 200 тысяч рублей. В течение последних лет никаких средств на счетах не хранилось и операций не совершалось.

Примечательно, что в 2019 году я обращался в отделение банка и мне сообщили, что не могут изменить номер телефона на иностранный. Также ни при одном из обращений в Альфа-Банк для смены номера телефона мне не советовали заблокировать интернет банк для сохранности счетов.

Никаких подозрительных звонков с просьбами сообщить личную информацию мне не поступало и номер карты нигде не мог «засветиться», т.к она ни разу не использовалась и хранилась дома. Документы также не терялись. Никаких попыток взятия кредитов в других банках, кроме Альфа-Банка, не обнаружено.

В середине января 2022 года мне на электронную почту пришло уведомление об имеющейся просрочке по кредиту. Я позвонил в банк и обнаружил, что в сентябре 2021 года на меня был оформлен кредит на сумму 1,6 млн рублей. Деньги несколько месяцев пролежали на счете, а затем их вывели. А заодно и все деньги с кредитной карты.

Альфа-Банк выдал кредит и провел все операции по переводам без какой-либо дополнительной идентификации клиента, всего лишь по коду из смс. Да, речь идет не о 30 или 100 тысячах, а о кредите и переводах почти 2х миллионов рублей всего лишь по смс.

Мне не понятно, каким образом такое могло произойти в крупном известном банке. И как Альфа-Банк производит идентификацию своих клиентов и одобрение кредитных договоров на значительные суммы.

Есть ряд проблем в системе безопасности Альфа-Банка, которые позволили случиться данному происшествию:

  • Альфа-Банк не проводит качественную дополнительную идентификацию при физической смене сим-карты. Даже с учетом того, что кто-то заполучил мой номер после разрыва контракта Теле2, была выпущена физически новая сим-карта. У банка должна быть информация об этом, например, когда несколько лет назад я лично менял сим-карту на новый формат для своего телефона, банк заблокировал вход в интернет-кабинет и направил в отделение или банкомат для дополнительной идентификации, чтобы восстановить доступ в личный кабинет. Соответственно, в этот раз должна была быть подобная процедура и кто-то должен был разрешить вход в мобильный банк для новой сим-карты.
  • Альфа-Банк не информирует клиентов по электронной почту о входе в аккаунт с нового устройства. Простая функция, которая сейчас присутствует в большинстве современных приложений (почта, соцсети и тд). Также не было никакого информирования на почту о выдаче кредита. Письмо я получил уже только по факту наличия просрочки.
  • Альфа-Банк не учитывает отсутствие активности по счету. На моем счете не было никаких поступлений и переводов в течение нескольких лет. Каким образом банк посчитал, что можно одобрить кредит без какой-либо проверки личности, подписи, кодового слова или звонка из банка?
  • В Альфа-Банке до сих пор проблемы со сменой номера телефона и указанием иностранной сим-карты. При обращении в отделение банка в 2019г. мне сообщили, что не могут привязать иностранный номер. Также при составлении обращения в банк по факту мошенничества в 2022г., мне не смогли указать в претензии мой текущий английский телефон. И в дополнение, во время звонка, мне не смогли изменить привязанный к счету номер даже на другой российский, так как у меня нет активных операций по карте. Парадокс, номер изменить нельзя, а в чужое приложение зайти без проблем.

После моего обращения в банк, я считаю, что не было произведено должного расследования и информирования о деталях получения доступа в мой аккаунт. Вместо этого пришел типовой ответ о том, что никаких мошеннических действий не выявлено и все операции подтверждались мной лично посредством ввода кода из смс. Если считаете, что в отношении Вас были осуществлены мошеннические действия, обращайтесь в полицию.

Этим я сейчас и занимаюсь. А также общаюсь с юристами и готовлюсь к судебному разбирательству. Долгое сотрудничество с банком обернулось невероятным разочарованием.

В итоге получается, что Альфа-Банк выдает кредиты на миллионные суммы без серьезной авторизации. Доступ в приложение возможно получить, всего лишь заполучив сим-карту. А служба безопасности отвечает на обращения стандартными сообщениями, вместо детального разбора происшествия и предоставления деталей входа в личный кабинет.

По возможности блокируйте все действующие счета, которыми активно не пользуетесь.

0
543 комментария
Написать комментарий...
3216q114

А с каких пор смс стали собственноручной подписью ? и что подписи разве достаточно чтобы кредит взять, сверять с документом подтверждающим личность тоже не нужно ?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
А с каких пор смс стали собственноручной подписью ? и что подписи разве достаточно чтобы кредит взять, сверять с документом подтверждающим личность тоже не нужно ?

Код из смс может быть ПЭП если такой порядок подписания документов предусмотрен при заключении договора банковского обслуживания, в договоре это обязательно должно быть прописано. А у всех банков в договорах есть, по крайней мере не видел ещё чтобы кто-то не включал это в договор.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

Я не много про другое. Может я ошибаюсь, но лет ещё 10 назад никто кредиты по смс не раздавал причем на сумы в млн рублей, а сейчас это в порядке вещей.
Что изменилось за эти 10 лет что банки так легко дают такие суммы по смс?

Ответить
Развернуть ветку
DmitryK

Раньше банки продавали безопасность, теперь они все считают себя финансовыми стартапами и продают "удобство"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
A N

Сколько период охлаждения, не подскажите?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Плаксин

Нет в кредите никакого периода охлаждения. Он только по страхованию есть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Плаксин

«Статья 11» какого документа? :)
Хотя это без разницы.
Перечитайте, что сами запостили - где тут про период охлаждения?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Плаксин

Спасибо за рекомендацию.
Вопрос кредитования регулирует не один документ - их достаточно много - ГК РФ, нормативные акты ЦБ.
И открою вам секрет - так было всегда: если вы утром взяли кредит, а вечером того же дня его погасили, то проценты на такую задолженность не начисляются. Просто в силу того, что % начисляются на остаток ссудной задолженности на конец дня. А нет остатка - нет %. Это были испокон веков. На таком же принципе работает механизм овердрафта.
И если вы это называете периодом охлаждения (длительностью всего 8-9 рабочих часов) - ок, пусть в вашем лексиконе будет такой термин.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Плаксин

В части начисления % это еще с 1998 года регулировало Положение ЦБ РФ 39-П (сейчас не действует):
"3.5. Проценты на привлеченные и размещенные денежные средства начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу, учитываемой на соответствующем лицевом счете, на начало операционного дня."

Плюс этот же подход закреплен в ст. 191 ГК РФ (как более общее правило, применимое не только к % по кредитам).

Всегда - это про то, что на ссудную задолженность, возникшую и погашенную заемщиком внутри одного операционного дня, никогда не начислялись %, т.к. по правилам банковского учета для этого отсутствует база для начисления.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Я вот очень непротив чтобы у меня была опция (отключаемая либо в отделении либо хотя бы из веб-версии способом ниже) когда:
- вход в мобильный банк требует сначала входа в веб-версию и подтверждения оттуда
- вход в веб-версию при малейшем был (в дополнение к существующем способом) еще и по электронной подписи. Той что УКЭП, да, я не против грузится в Windows, втыкать токен в порт, грузить браузер который нормально работает со всем (в смысле стоит все что надо от Контура) и делать авторизацию. Госуслуги так могут.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Е.

Вам проще пешком в банк ходить тогда ;)

Ответить
Развернуть ветку
540 комментариев
Раскрывать всегда