{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Тинькофф Банк» списал 1.3 миллиона за «неосновательное обогащение»

Сегодня утро началось не с кофе, а с разблокировки банковских карт и счетов. Хорошая новость? Да! Но омрачён вход в личный кабинет стал списанием денежных средств.

Полторы недели назад Тинькофф Банк начал массово блокировать клиентов, ссылаясь на пункты УКБО. Об этом мною написана детальная статья. Тема получилась настолько резонансной, что о ней написали Forbes, Москва Онлайн, телеграм-канал Banksta, а так же менее значимые СМИ и блогеры.

В течение всего времени незаконного удержания средств (с 11.03 по 22.03) банк не давал никаких комментариев, поддержка отмалчивалась, сроки решения проблемы сдвигались в одностороннем порядке. Количество гневных статей на VC.RU росло.

И вот сегодня случилось чудо — банк пустил-таки клиентов к своим счетам:

Радость от разблокировки сменилась грустью

Отрицательный баланс по дебетовому счёту это что-то новое, согласитесь?!

Неосновательное обогащение

У кого-то средства оказались списаны как “неосновательное обогащение”. С точки зрения закона. Неосновательность определяется отсутствием законных или договорных оснований для сделки. Основание есть: обменный курс, выставленный банком в виде публичной оферты. У всех клиентов, попавших под блокировку, есть и сделки, а значит речь может идти только об их оспаривании / расторжении сделки. Но это, вероятно, не официальная позиция банка, лишь отписка из выписки.

Признать неосновательность обогащения может только суд. Банк, самовольно трактуя так, допускает самоуправство (статья УК).

Более того, есть УКБО, в котором перечислены основания для списания средств со счёта клиенты. Исчерпывающий список. Да, комиссия относится к допустимым основаниям для списания по УКБО. Вопрос — комиссия за какую услугу/действие/операцию? Где эта комиссия отражена в справочнике тарифов? Псевдо-комиссия выставлена с нарушением договора и тарифов.

И тут же "неосновательное обогащение" — а вот такое не предусматривается в УКБО как допустимое основание для списания со счета. Прямое нарушение договора со стороны банка.

Здесь же списание отображено как "комиссия за операцию":

Списание с разных валютных счётов, вплоть до копилки:

Связь с поддержкой банка

Сильнее всего пострадали те, у кого на счёте не было долларов на момент списания и операция конвертации прошла по хищному курсу — от 108 до 120 рублей за доллар США. Банк не гнушается “неосновательного обогащения” — кто сильнее, тот и прав?!

Удивление вызывает то, что при одинаковой вводной ситуации, банк действовал индивидуально по каждому клиенту. Лимиты на траты/снятия, разблокировки/повторные блокировки, неравнозначные списания и прочие доступными манипуляциями.

"Пешеход всегда прав, но не всегда жив"

В настоящий момент группа пострадавших объединяется в координационный совет. Если вы один из тех, кто столкнулся с проблемой, либо готовы оказывать юридическую помощь — добавляйтесь в чат, ссылку вы найдёте в моём профиле. Модерация в чате строгая, из любопытства добавляться не стоит.

Статья будет дополняться по мере появления новых подробностей и уточнений с применением правовой оценки действия банка.

Мы считаем действия Банка @Тинькофф своевольными и незаконными.

Мало того, что банк удерживал средства клиентов, так ещё и вопрос был решён в одностороннем порядке, без каких-либо объяснений, комментариев и за пределами правового поля.

Однозначно, что ошибка, приведшая к возникновению "несправедливых" курсов валют была на стороне банковского приложения, а компенсировать все расходы на её устранение банк решил средствами своих клиентов.

0
583 комментария
Написать комментарий...
Георгий Хромченко

Так, я правильно понял что была какая-то хурма с обменным курсом, которая позволяла спекульнуть, и все ринулись ее эксплуатировать по черному, на миллионы, а потом стали нарываться на блокировки?

@Тинькофф - если это так, то кажется надо прямо придумать что делать в этой ситуации, думаю стоит написать PR отделу какое-то заявление и принять решение по всем кто в это попал.

Это же не частные блокировочки, это один конкретный сбой в банке при обмене валюты, который повлек такие действия юзеров и с этим надо что-то решить, а то выглядит как будто сотрудники боятся руководство в известность поставить и что-то там частным порядком решают.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фир

Ага. Все пишут какой плохой банк, комиссии вводит, проценты берет. А как у него чет сломалось, никто из работяг не сказал ему, все ринулись пользовать. И чем они отличаются от него теперь?)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванов

так никто не говорил в банке про поломку. более того - читайте посты предыдущие в ветке автора - люди сами писали в банк, говорили что есть такое, на что банк ответил -все ок, это волатильность. если можете заработать -валяйте. теперь банк опомнился, и видите ли вы это стало ошибкой.
Я может баксы по 75 не поменял по ошибке, мне банк сейчас это исправит?
По факту банк обосрался и выкатил все в одностороннем порядке с выгодой для себя забив на клиентов и законы.

Ответить
Развернуть ветку
Memento Vivere

Можете меня заминусовать, но довольно наивно рассчитывать, что можно обогатиться, нагрести миллион из воздуха и ожидать, что ничего не будет. Особенно, если эти деньги вывезти из банка.

Я понимаю, обидно видеть на своем счете огромный минус, но это максимально наивно ожидать, что банк просто закроет глаза и скажет "ну ок, бывает".

Ответить
Развернуть ветку
Wizard

Конечно обидно. Но я в этом не участвовал и мне обидно немного другое.
А именно то что банк может делать что то с моими деньгами без моего распоряжения и без решения суда.

По сути то что случилось рушит мой мир и мое доверие к банковской системе. Я всегда был уверен что доступ к своим деньгам я могу потерять только по решению суда или в результате технического сбоя. И что деньги на счете мои, и что все еще действует презумпция невиновности.

Первый удар по моему миру был нанесен (тоже кстати ТКБ) когда я узнал что с помощью моего телефона любой может оформить кредит и я потеряю деньги которых у меня не было. Я писал в ТКС, писал в ЦБ но результат один, отключить такую услугу нельзя.
Раньше я считал что вот есть у меня 30к на счете и я несу за них ответственность, выпил, потерял телефон, напали гопники, взломали хакеры я теряю эти 30к и остаюсь с 0. Да печально но мир такой какой есть, не нужно хранить все яйца в одной корзине.

Но потом как оказалось, что рискуя я не 30к котоыре есть на счете а 730к так как любой кто получит доступ к моему телефону (а точнее даже симкарте!) может похитить у меня еще +700к оформив кредит.
Я звонил, писал, просил: Отключите эту услугу, не нужны мне кридиты, или сделайте подтверждение по второму номеру и.т.п. вообще никаких вариантов. Риск потерять 700к это плата за возможность быть клиентом ТКБ.

И вот теперь эти блокировки, без суда и следствия...
Печально смотреть куда катится мой любимый банк. Который был для меня самым лучшим и образцовым последние 10 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

Ключевое слово к СВОИМ деньгам. А деньги полученные незаконным путем - не твои

Ответить
Развернуть ветку
Wizard

Что законно а что нет определяет суд.
Если суд признает что действия незаконными тогда вопросов нет. Преступники должны понести наказания. До решения суда я не виновен и деньги мои.

Ответить
Развернуть ветку
Ayka Mustafayev

Про сбой в Т банке писали еще с 24 фев, только никто не знал к каким конкретным последствиям это приведет
https://ura.news/news/1052534730

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Аведисьян

В соседней теме ТС приложил скриншоты общения с поддержкой, где он сообщил им о ситуации, на что они ответили, что всё в порядке. Дальше он уточнил, будут ли претензии, поддержка ответила, что не будет, так что..

🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

1) Люди сообщали в ТП о ситуации
2) Нагреть ростовщика - благое дело

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Нарзяева

Банку написали, поддержка ответила, что всё в порядке, можете менять валюту. Так что это преднамеренные действия банка, а не какой-то сбой. Это не 3-х часовой сбой. Этот сбой у них 1.5 недели. И не может быть такого, что за 1.5 недели ни один человек в банке не заметил сбоя.
А если не заметили, так это не проблема клиента.

Ответить
Развернуть ветку
580 комментариев
Раскрывать всегда