Про Яндекс.pro или как я разорялся в Такси

Рассказ про работу в Яндекс.Такси на дорогой машине в Эконом классе в маленьком забытом провинциальном городишке. Личные наблюдения, подсчеты, экономика. Неприятные моменты и негодование над логикой и позицией Яндекса в определенных случаях.

Сначала немного воды и философии

Я не работаю и имею хорошие пассивные доходы (относительно человека, живущего в глубинке Свердловской области) сидя на диване. После развода испытал глубокую потребность в коммуникации, так как остался один дома.

Самым простым антидепрессантом мне на тот момент показалось работа в такси. И отвлечение от четырех стен, и социальные контакты и монетизация своего времени. Да и всегда еще с молодости была эта "мечта". Это важное введение, чтобы читатель понимал мое дальнейшее сокрушение и негодование данным сервисом Яндекса. Весь текст ниже будет опираться как не крути на деньги, так как мой экономически построенный мозг привык всегда все изучать и считать.

Впрочем, данный пост я порывался написать уже давно, но хорошо, что оттягивал, дабы еще объективнее высказать свое мнение на все увиденные проблемы. Покатался я всего 2 месяца и сделал больше 500 заказов. Первые две недели активно тарабанил по 10 часов. Начало даже затягивать. Был огромный интерес, ощущение участия в какой-то игре, ощущение полезности, потребность в обратной связи и прочее. Потом решил так сильно не насиловать машину и темпы снизил, выходя только в выходные вечером. Хотелось бы вообще прекратить это занятие, но появилась даже зависимость и ощущение ломки, что вот надо уже пойти покататься. Это для тех, кто задумывался, но еще не попробовал данную сферу изнутри. Заглянув на эту кухню я сильно поменял отношение к водителям такси, в частности Яндекса. Перехожу к общим проблемам, которые, надеюсь, специалисты Яндекса услышат здесь и начнут решать.

Машина за 2 ляма в Экономе.

Кто хоть раз пользовался услугами Яндекс.GO, знает, что можно выбирать уровень комфорта, с которым хочется перемещаться. И от этого растет цена за поездку. Есть там Эконом, Комфорт, Комфорт+ и т.д. У меня машина Шкода Кодиак 21 года. Это большой кроссовер, где для пассажиров сзади чуть ли не пол метра свободного места для ног (можно даже вытянуть). Как в Шкоде Суперб. Цена этой машины больше 2 млн, а нынче и того больше. Каждый пятый пассажир глубоко удивлялся, когда вызвав Эконом, к нему приезжала такая машина. Некоторые переспрашивали, не ошиблись ли они при заказе. Я успокаивал и приветливо предлагал проехаться с комфортом. Привыкши к тесным Ладам Грантам и старым Нексиям, все конечно оставались довольны от поездки и уровня комфорта данного авто (я и сам тащусь).

Так как цель заработка не стояла на первом месте, я терпеливо принял реальность Яндекса и катал людей в экономе за 85 рублей (цена поездки), радуясь, что хотя бы бензин окупаю и себя развлекаю. Но будучи любознательным и упертым попытался разобраться в проблеме классов авто своего города.

Почему же я катаюсь в Экономе? Ответ был на поверхности. Моей машины (марка и модель) нет в списке Комфорт. Более того, ее нет и в списке машин Комфорт ПЛЮС. Задолбав поддержку и съездив в Екатеринбург, я все таки стал претендентом на Комфорт Плюс, но не прошел очный экзамен по вацапу, отвечая на тупые вопросы типа "если в салоне воняет, ваши действия?". До сих пор не пойму как я получил диплом в институте, если даже уровень тестов "базар-вокзал" мне оказался не по зубам. На этом не остановился, ведь можно пойти на "пересдачу". Вопрос оставался - почему не могу у себя в городе выйти из Эконома. Ведь тут был парадокс: моя машина не подходит в комфорт, и тут же берут в комфорт ПЛЮС, но комфорт+ в моем городе не предоставляется. Убедившись, что шансы работать в повышенных классах у меня все таки есть, только не в моем городе, я отпустил эту парадоксальную ситуацию. Просто за свой город обидно, почему тут не дают Комфорт+ для клиентов. А для себя я решил, что лучше буду в экономе, чем начищать ручки, пороги и стекла перед каждым клиентом в текущую погоду - ведь в экономе без претензий.

Убыток от работы в такси Яндекс

После рассуждений о классах комфортности плавно перейдем экономическую часть. Она касается только моего небольшого города численностью 84т.человек. 80% заказов я выполняю за 85-100 рублей. Есть часы пик, где можно плюсом получить 20-50 рублей (повышенный спрос), но они довольно коротки и не влияют так сильно на общую выручку, ведь там и скорость выполнения заказа снижается (пробки). Можно еще катать только по выходным, что я и начал делать последнее время, когда народ активно двигается по гостям, а на дороге одни таксисты. В такой ситуации максимально удается выполнить 4 заказа в час. Почему четыре? Потому что среднее расстояние до заказа 2-3км. Это кстати тоже мое заблуждение, ведь я наивно думал, что таксисты получают заказы всегда поблизости (300 метров и до 1км), что и объясняло бы мне выгоду везти за 85 рублей. Итак, до клиента надо доехать эти 3км, что занимает допустим 5 минут. Клиента надо подождать, что занимает еще 1-3 минуты, клиента надо отвезти, и это еще займет минут 5-7. Вот и получаются 15 минут. С учетом непрерывного потока заказов мы получаем 4 заказа в час. На неделе заказы поступают реже и иногда надо стоять и ждать минут 15 до заказа. На выходных они идут один за другим, плюс повышенная ставка на 20-30 рублей иногда.

Теперь посчитаем, сколько водитель зарабатывает, выполняя один заказ за 85 рублей. 15% от заказа забирает Яндекс (у кого-то еще больше), 5% автопарк, еще комиссия за вывод 2%. Условно округлим, что забирают 20 рублей из 85. Водителю остается 65. Расстояние до клиента 3км, везти его допустим 4км. Расход бенза 9 литров на сотню при цене 50р за литр. То есть 1км мне обходится в округленно в 4 рубля (занизил даже). Значит на клиента мы тратим только бензина на 30 рублей. Чистыми на руки остается 35 рублей за 15 минут, или 120-150 рублей за час. И это еще без учета амортизации самого авто, масла, резины, мойки, ТО и т.д.

150р в час получают разносчики рекламы, не имея при себе дорогостоящего оборудования и каких либо материальных рисков. Что же это получается? Работа в такси, по моему небольшому счету - это средство выжить здесь и сейчас, когда у человека трудная жизненная ситуация. Это эксплуатация твоего автомобиля как бесплатного ресурса, который ты купил когда-то давно и даже не думаешь о его себестоимости. Только так и удается Яндексу конкурировать с действующими таксопарками в городах. Хотя, справедливости ради, отмечу, что познакомился (пока вез) с другими разными таксистами Яндекса и многие отмечают возможность зарабатывать грязными 80т.р в месяц (без вычетов на ГСМ и прочее). А некоторые хвастались, что уже поменяли вторую или третью машину (типа VW Polo), которую за 3 года убивают в такси и довольны своим заработком, поставленным на поток. А для клиентов конечно Яндекс выгоден, как минимум по двум причинам: очень низкая цена рядовой поездки (85р против 120р у местных парков), а также возможность уехать в часы пик (хоть и дороже, рублей за 150), когда в местных парках не хватает машин в это время.

В целом, за смену часов 10, с учетом разной стоимости заказов и их интенсивности мне удавалось заработать пару тыщ рублей чистыми, но про амортизацию авто даже не думаю. 8 марта нарубил около 5т.р. и в глубине души был очень рад. Но восьмое марта один раз в году, как и новый год. Отмечу, что психологически после поездок по 200р ездить за 85р не очень хочется, но тянет...

Не сомневаюсь, что в больших городах экономика поездок совсем другая. Возможно те же расстояния там чаще выполняются по повышенным ставкам. Хотя сам ночью ездил на такси по Екб также по 90 рублей такие же отрезки. Но раз такси пользуются пассажиры, раз в такси работают водители, значит это кому-нибудь нужно. Значит еще могут в аренду брать авто у таксопарка и отбивать ее каким-то образом. Могут брать новые машины в кредит и окупать за 3 года. Чудо.

Энергоемкое приложение Яндекс.Про

Это видимо вообще беда всего ПО от Яндекса. У меня телефон не сильно старый, флагман 19 года - Samsung S10e. Переваривает до сих пор вообще всё без тормозов. Батарея живая, к вечеру оставалось всегда 15-40% заряда. Но поставил я приложение Яндекс.Про, чтобы иметь возможность принимать заказы в такси. И заряд из телефона просто начал утекать как не свой. Приложение висит в памяти всегда и его нельзя уводить в режимы сна, иначе оно ругается. Поэтому когда телефон просто даже лежит, заряд утекает процентов по 10 в час. А если с приложением Яндекс.Про еще и работать, то еще быстрее. Поэтому разумеется в машине телефон всегда на зарядке теперь. А когда кататься в такси не планирую долгое время, то разрешаю телефону уводить приложение в сон через "нехочу". И только тогда я в руках чувствую холодный корпус телефона. Иначе, приложение постоянно жрет его ресурсы и телефон будет всегда теплый. Видимо удивительные технологии использует яндекс, раз садит махом мой аккумулятор. Это кстати еще один вопрос амортизации не только машины, но и телефона. Ведь аккум убьется в таком режиме (зарядка-посадка) весьма быстро, и также быстро выгорит экран амоледа. Ну ладно, это реально мелочи на фоне стоимости ТО и резины.

У меня еще стоит приложение Яндекса (общее такое). Ставил его ради автоматизации Алисы у себя дома. После установки тоже заметил, как просела работа телефона. У яндекса это родовое видимо. До сих пор не понимаю, почему нельзя для автоматизации умного дома через Алису выпустить отдельное приложение. Приходиться ставить целый комплекс Яндекса с его браузерами и прочими ненужными сервисами. Минус.

Клиент всегда прав. И яндекс тоже.

Еще одна сторона эксплуатационной политики Яндекса - это жадность до каждого рублика, который им несут клиенты и водители. И если недовольного клиента яндекс заваливает промокодами, то водитель платит за всё во всех случаях. Кстати, клиенты мне не раз рассказывали, как мутят промокоды на бесплатные поездки тупо пожаловавшись на водителя. Просто перечислю, в чем угорает водитель в некоторых случаях:

1. Ты можешь проехать 3-5км до клиента, и клиент отменяет заказ. Если ты не успел нажать кнопку "на месте" даже будучи уже в 50 метрах - считай просто бесплатно прокатился. С клиента ничего не спишется, и водитель ничего не получит. Это нормально по мнению Яндекса. Хотя могли бы разделить ответственность хотя бы на радиус прибытия метров 200 и базовое списание делать.

2. Ты можешь приехать за клиентом, прождать его 10 минут, а клиент не выйдет. Ты отменишь заказ сам. Если у клиента не привязана карта и оплата должна была быть наличкой, то яндекс тебе не оплатит этот заказ. По сути, это проблемы яндекса, как он получит деньги с клиента сейчас или в будущем. Но яндекс говорит мне: мы ничего на не заработали на этом клиенте, поэтому и вам ничего не заплатим. Хотя я помню у меня как у пассажира не списались деньги с карты, дак яндекс завалил предупреждениями и потом списал с новой карты мой должок за старую поездку. То есть эти ребята своего не упустят, а водиле "обосновано" покажут фигушку, сославшись на свою непричастность к ситуации.

3. И самый неприятный момент трехсторонних отношений произошел у меня на днях. Это для #yandex прям претензия. Я отвез клиента, ему не понравилась слишком "высокая цена", оплата у него наличкой и он сказал, что не будет платить. Клиент захотел выйти и ушел. Яндекс был проинформирован о ситуации путем записи конфликта. ТП яндекса сказала, что разберется и возможно заблокирует пользователя. Но самое удивительное - яндекс с меня взял свою комиссию за этот заказ не смотря на то, что заказ не был завершен и оплачен. Я раз 10 написал в службу поддержки, но первая линия твердолобо сыпет шаблонами "мы проверим, мы накажем, но комиссию не вернем". Видите ли, ТП считает, что услугу мне оказали, когда дали мне этот заказ, а значит оправданно взяли за него комиссию. Это вообще дичь в моем понимании тех процессов. В одном случае они себя делают непричастными к заказу, в другому они оказывается оказали мне услугу. Ну ладно, оказали услугу, дали мне клиента из своей базы и дали заказ. Давайте тогда говорить о качестве услуги, которую оказал мне яндекс, как водителю такси. Где логика? Здоровая голова, учитывая все нюансы, могла бы просто вернуть комиссию. Ведь кроме удержанной комиссии я понес и так убытки: забрать клиента и отвези. Я к этому в целом готов, что люди могут быть неадекватными. Но к неадекватности яндекса я готов не был и искренне полагал, что тыльная сторона работы имеет хотя бы малейшую поддержку водителей, которые для них несут деньги. А оказалось - их хата с краю. Огромный минус этому Сервису.

Автопарки и комиссия - ни кто не знает

Решив попробовать работу в такси я разобрался в логистических цепочках получения реальных денег и выбрал на авито первый попавшийся автопарк с красивым именем Golden Park. Автопарк - это просто посредник, занимающийся выводом денег за свой процент. В голдене обещали брать комиссию с заказов 1%. Обещание выполнили, но плюсом яндекс с меня брал 25% за заказ. В разговоре с другими таксистами узнал, что они платят яндексу 13% с заказа в другом автопарке. Решил этот вопрос выяснить в тех поддержке яндекса. И знаете что? Я так и не узнал ответа. Они отсылают в автопарки и говорят узнавать комиссию у них, все автопарки отсылают в яндекс и говорят, что не отвечают за комиссию яндекса, а только за свою (1-5%). Яндекс тут главнее, и как я не пытался узнать почему мой знакомый возит за 13%, а я за 25% - так и не узнал. ТП меня убеждала, что такой комиссии нет у них. В итоге плюнул и подключился к тому же автопарку, что и мой знакомый. И у меня тоже уменьшилась комиссия Яндексу, но вырос % автопарку. В сумме все равно выгодней.

Почему поддержка яндекса не знают сами ничего про свою комиссию - это кажется странным. Из-за смены автопарка сменилось и приложение вывода денег на карту. Из-за этого в первом приложении Mozen застряла несгораемая сумма. Будет время и желание - помучаю их вопросом, что они обязаны мне вернуть все деньги и не замораживать какие-то суммы на счетах. Есть еще тема самозанятости, но это тоже для меня не выгодно по моим подсчетам. Кому нужны официальные доходы, то замозанятость тема.

Это какая-то игра.

В заключении длинного рассказа про работу в Яндекс.Такси на дорогой машине в Эконом классе в маленьком забытом провинциальном городишке я хочу подвести некие итоги. Яндекс всегда на стороне клиента и это хорошо. А на водителей он плевал по многим параметрам. Начиная с отжимания денег за некачественно предоставленные заказы, заканчивая безлимитной эксплуатацией имеющихся у людей ресурсов - их авто. Кстати, с учетом подорожания машин и всех расходников цены не изменились. Это тому доказательство - ведь водители купили машины, колеса и масло раньше, до скачка цен.

Но несмотря на всю эту несправедливость, все равно продолжает тянуть покататься иногда в такси. Даже за эти копейки, даже пусть кинут, а яндекс сдерет свою комиссию. Положительных эмоций остается больше. Сколько раз за день слышишь "спасибо" от людей - мне и этого достаточно. С кем-то можно поболтать в дороге, если клиент сам начинает диалог. Часто расспрашивают о машине. Если непонятны мои мотивы - читайте начало статьи.

Работу через приложение Яндекс.Про воспринимаю как игру. Поступают заявки, ты их принимаешь. Должен доехать до цели, дождаться и отвезти на другую цель. Какое-то осмысленное перемещение по городу гораздо интереснее, чем я просто садился иногда и наматывал круги, слушая музыку. Но машину жалко, за смену 200км пробег ведет к ТО, которое я не планировал в эти сроки и с этими ценами новыми. Поэтому надеюсь хватит сил удалить приложение и вспоминать о Яндексе, как о новом опыте. Да и сам теперь сдачу с таксиста никогда брать не буду.

0
200 комментариев
Написать комментарий...
юрий с

Ну не работайте. Господи. Зачем-то это враньё, про таксование для души и деньги не важны. А потом вся статья про деньги. Не выгодно - не работай. Не будет машин или Яндекс такси закроется или они цены поднимут. Что за бред вообще

Ответить
Развернуть ветку
Александр Местный
Автор

ты видно не читал текст, сам бред пишешь

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Никогда не уважал нытиков таксистов. Ты к машине прирос? Не устраивает меняй работодателя. Не работай в такси. Работай дальнобоем, работай строителем - гораздо больше выйдет, если не лениться. Нет я буду всех ненавидеть, но продолжать, т.к. по факту это самая простая и хорошо оплачиваемая работа

Ответить
Развернуть ветку
Александр Местный
Автор

снова не угадал
не ной тут про нытиков, прочитаю снова статью

Ответить
Развернуть ветку
197 комментариев
Раскрывать всегда