Тинькофф Инвестиции: ошибка в работе приложения загнала мой брокерский счет в долг

В двух словах: банк признал вину, но гасить долг не планируют.

UPD: Представитель Тинькофф Инвестиций в комментариях уходит от ответа на неудобные вопросы по существу.

UPD 2: Тинькофф заблокировал все мои счета: невозможно снять, перевести или оплатить по картам и счетам в банке.

24 февраля, в связи с начинающейся нестабильностью рынка я решил продать все акции и вывести их с брокерского счета.Акции были преимущественно в долларах, поэтому после продажи они превратились в валюту на брокерском счету, откуда потом эта валюта была выведена единой суммой в 2847$ на карту Тинькофф.

После этой операции я закрыл приложение и в следующий раз открыл только в понедельник, 28 февраля.

Там меня ждала следующая картина:

Что мы видим?

Часть денег (1403$) из полной суммы, которую я выводил, Тинькофф дал мне без предупреждения в долг и молча вывел мне на карту. При этом мои доллары были конвертированы в рубли по курсу на момент продажи 24 февраля и продолжали лежать на моем счету.

Дальнейшее падение рубля привело к увеличению разницы между долгом в долларах и суммой в рублях на счету, которой можно было бы этот долг погасить.

И в итоге, 3 марта приложение принудительно закрыло долг в долларах, сняв в счет долга все 122 421 рублей...

...а недостающую разницу вывело мне в виде рублевого долга на брокерском счету:

Далее я решил обратиться в техподдержку, поскольку логического объяснения данной ситуации я не нашел, поскольку:

  • Маржинальная торговля у меня была отключена на тот момент и вообще всегда
  • Никаких предупреждений о маржинальной сделке я не получал
  • Средства, которые я пытался вывести -- были у меня на счету. То есть даже при включенной маржинальной торговле не было бы предпосылки к выдаче мне денег в долг: я выводил исключительно своё.

Далее следует общение с техподдержкой, которое вкратце можно описать так:

"Мы признаем, что это техническая ошибка на нашей стороне, но не собираемся закрывать ваш долг, поскольку наша Декларация о рисках снимает с нас всю ответственность за происходящее на вашем брокерском счету, в том числе за наши технические проблемы, которые могут привести вас к убыткам."

Далее много скриншотов, это не полная переписка с поддержкой, выкладываю только ключевые моменты:

Первое обращение, оператор приводит расчеты и указывает, что был совершен шорт (запоминаем).

Далее я указываю, что не совершал маржинальных сделок, на что оператор отвечает в духе "нет, вы вывели с плечом":

Окей, не соглашаемся с ним и ждем ответа следующего оператора. И вот, он уже признает, что проблема — результат технической ошибки. А следующий оператор не только признает ошибку, но и ссылается на свой Регламент, который снимает с Тинькофф ответственность за такие ситуации.

На мои предложения закрыть долг, я в ответ получаю лишь ответ в духе "сожалеем, теперь это ваши проблемы" и еще раз получаю подтверждение, что проблема — результат некорректной работы приложения:

Что я имею на данный момент:

  • Долг в ~28 тысяч рублей перед Тинькофф, в котором нет ни доли моей вины
  • Звонок из Тинькофф с требованием закрыть данный долг
  • Полное нежелание поддержки идти на контакт и передавать ситуацию выше

Если реакция представителя на данную статью не будет отличаться от реакции техподдержки, придется обращаться в суд, где я буду требовать закрытия долга, выплаты моральной компенсации и пересмотра содержания Регламента Тинькофф по причине того, что в нем снимается любая ответственность компании перед инвестором.

Тем, кто сейчас продолжает пользоваться приложением Тинькофф Инвестиции или схожими продуктами от других компаний, предлагаю детально изучить их регламенты и правила и принять для себя решение — готовы ли вы отдавать свои деньги компаниям, которые не несут ответственности за них и, по сути, могут под предлогом технической ошибки совершать с ними любые операции.

UPD: Скриншоты брокерского отчета за февраль для интересующихся.

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Игорь Токарев

Роман, спасибо за скриншоты с транзакциями по брокерскому счету. Я не специалист, но могу предположить, что произошло следующее. Поскольку Вы продавали много активов 24 февраля, то по режиму Т+2 поступление реальных средств от продажи должно было закрыться в понедельник 28 февраля (т.е. 26-27 выходные). А 28 февраля и Мосбиржа и вроде СПб биржа были закрыты. Т.е. расчет не мог быть выполнен. Я конечно могу не знать всех особенностей работы биржи, может быть расчеты и выполнялись, а может и нет. Если расчетов не было, то это объяснило бы ситуацию которая у Вас возникла.
Тут вина Тинькоффа в том, что они должны бы всегда предупреждать, что досрочный вывод средств может нести риски перерасчета в случае таких внештатных ситуаций типа закрытия биржи. С одной стороны такой мгновенный вывод средств очень удобен, а я всегда ворчал на ВТБ, что мне приходилось ждать по 2 дня, чтобы вывести средства с биржи. Но вот такой подвох может оказаться с фичей Тинькоффа.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Орлов
Автор

Меня удивляет, почему вообще есть какие-то попытки оправдать банк.
На их стороне годы экспертизы и огромный штат разработки и юристов.
Они в заведомо более выигрышном положении относительно пользователя.
Таких ситуаций в принципе быть не должно, а если они и появились — значит должны признать ошибку и компенсировать пользователю убытки.
С таким подходом можно терпеть и нарушения ЗоЗПП, и мириться с просрочками от застройщиков и т.д.
У нормальной компании клиент на первом месте.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Токарев

Я не оправдываю банк, а хотел разобраться в проблеме, т.к. планировал инвестировать через Тинькофф и не хотел бы оказаться в подобной проблеме. Мне было важно понять, что что хотя бы привело к такой ситуации. Пока сделал для себя вывод, что лучше не выводить деньги с брокерского 2 дня, на всякий случай. Т.к. непонятна точная причина.
Безусловно у банка есть косяки и Тинькофф делает ошибку отказывая в компенсации, теряя репутацию банка.
С другой стороны какие у нас сейчас в РФ альтернативы? ВТБ, Альфа и Сбер для полноценного инвестирования больше непригодны. Райффайзен возможно уйдет из РФ. Остается Тинькофф и классические брокеры типа Финам и БКС. Мне лично удобнее работать когда брокер и банк одна организация и у нее есть банкоматы или офисы, чтобы без комиссии удобно пополнять счет в нужной валюте.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Орлов
Автор

Мне кажется, в текущей ситуации уже не стоит задумываться о каких угодно инвестициях в России, а скорее искать варианты релокейта на будущее.
То, что сейчас происходит, на мой взгляд, надолго сделает РФ малопригодной для проживания адекватного человека.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Токарев

Согласен, но пока не могу уехать.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Орлов
Автор

Понимаю, такая же ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда