{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зависшие валютные переводы, блокировка кор. счета у «Альфа-Банка», OFAC

Ниже описана одна из ситуаций, которая происходила с клиентом Альфа-Банка в апреле 2022 г. во время проведения валютного перевода.

Последовательность событий и факты

  • Оформлен перевод на отправку долларов США из Альфа-Банка в БКС Банк 5 апреля (из России в Россию);
  • Отправлен Альфа-Банком 6 апреля 2022 (№1 - на иллюстрации);
  • Перевод попал на комплайенс в банк-корреспондент США JPMorgan CHASE 8 апреля 2022 (№2 - на иллюстрации);
  • Через неделю он был отклонен/возвращен банком-корреспондентом CHASE на корр. счет АБ в США 15 апреля 2022 (№3 - на иллюстрации);
  • Как утверждает АБ, транзакцию в Россию вернуть банк не смог, так как, цитирую: "...Проблема возникла из-за блокировки корсчёта..." (№4 - на иллюстрации);

Иллюстрация для наглядности:

Цепочка реконструированна со слов банка.

На запрос доказать попытку возврата денег с кор. счета США в Россию, показав SWIFT сообщение с соответствующим требованием к банку JPMorgan CHASE, Альфа-Банк ответил отказом.

Законодательная база США

Чтобы понять, когда заблокировали кор. счет Альфа-Банка, смотрим законодательство США.

Видим два правообразующих документа:

1) Указ президента США (Executive Order №14024), который вносит Альфа-Банк в SDN лист (объявлены санкции были 6-го апреля) и

2) Генеральную лицензию, которая дает право на завершение сделок до 12:01 EDT 6 мая 2022 (cм. иллюстрацию ниже).

Выдержка из Ген. лицензии №23:

Источник - Office of Foreign Assets Control, 31 CFR part 587, General License #23,  https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl23.pdf

Документ буквально так и называется: "Разрешение на завершение сделок с участием Акционерного общества "Альфа-Банк" (Authorizing the Wind Down of Transactions Involving Joint Stock Company Alfa-Bank).

Итого, в соответствии с законодательной базой США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Комментарии банка

Усугубляет текущую ситуацию то обстоятельство, что Альфа-Банк 28 апреля опубликовал на VC следующее:

15-го апреля, еще 13 дней назад до этого комментария, точно был известен окончательный статус транзакции ("отклонен/отменен") и местонахождение денег (кор.счет АБ в США). См. скрин ниже.

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Мне об этом факте стало известно лишь через 1,5 месяца переписки, а именно 16 июня 2022 г., когда они все-таки прислали документ под названием "GPI tracker" по e-mail.

27 мая банк банк проинформировал:

42 дня назад до этой публикации было известно, что 15 апреля 2022 г. транзакция была отменена, а местоположение денег - корр. счет Альфа-Банка в США.

Как это трактовать, я не знаю. Могу только перечислять факты - банк владел GPI выпиской в момент ответов, видел статус транзакции, знал ее значение, а публично информировал, будто они "...отменяют платеж...", при том, что платеж уже был отменен, а деньги лежали на их счетах уже 13 дней назад.

Во втором же случае АБ ссылался на "вольное оперирование статусами" банком-корреспондентов JPMorgan Chase 27 мая 2022 г., хотя в методичках OFAC еще с 11 августа 2020 было указано, что значит статус REJECTED и когда он применяется в случае санкционного воздействия (см. подробнее об этом ниже).

Менеджмент в кризисной ситуации

Привожу в пример профессиональный подход, который продемонстрировал Сбербанк, попавший под санкции в тот же день, что и Альфа-Банк.

Все переводы, оформленные с 6 апреля, он вернул на счет клиентам в полном объеме вместе с коммисией. Тем самым позволил клиентам не замораживать свои средства.

Фактура:

  • Заявка на перевод была подана 5 апреля 2022 г. (за день до объявления санкций);
  • О санкциях стало известно 6 апреля 2022 г. в 8:36 AM (см. скрин ниже);
  • Перевод из Альфа-Банка ушел 6 апреля 2022 г. в 10:33 AM (см. скрин ниже);

Генеральная лицензия №23 OFAC, дата и время;

Дата и время подачи заявки на перевод:

Источник - оригинал поручения о переводе средств.

Дата и время осуществление перевода:

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Альфа-Банк же провел проводку в день объявления санкций, хотя поручение о переводе было подано за день до того.

OFAC: статусы REJECTED и BLOCKED

Источник - коммуникация Альфа-Банка по вопросу OFAC

Большинство коллег, с которыми мы коммуницировали за это время, имели транзакции в статусе "REJECTED". Разбираемся в правообразующих документах U.S. Department of the Treasury, какой статус и когда применяется в случае санкционного воздействия.

Выдержка с сайта U.S. Department of the Treasury:

Источник - https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/topic/1601

Статус "Rejected" применяется тогда, когда нет претензий к отправителю, получателю и сути транзакции, но перевод не может быт отправлен. Предполагаю, что в нашем случае из-за внесения Альфа-Банка в SDN лист.

Статус "Blocked" применяется тогда, когда транзакция напрямую связанна с подсанкционными лицами или организациями, попавшими в SDN лист. В нашем случае Alfa-Bank и все его дочерния предприятия с долей собственности в 50%.

Соответственно, если обратиться в OFAC со статусом транзакции "REJECTED", ответ будет таким: транзакция не арестована, ничем не можем помочь.

См. пример письма OFAC c таким ответом:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка с транзакцией в статусе REJECTED.

Если же транзакция связанна с подсанкционными юрлицами и товарами, OFAC ответим отказом в предоставлении лицензии. Пример ниже:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка, скрин из общего телеграмм канала. 

Поскольку наша транзакция находится в статусе "REJECTED" (она не заблокирована и претензий у JPMorgan CHASE, равно как OFAC к ней нет), OFAC не может ее "разблокировать" через выдачу специальной лицензии на проведение операции. Если банк не согласен, будем рады услышать его трактовку документов выше.

Резюмируем

  • Банк-корреспондент отменил, а не заблокировал транзакцию. Деньги были возвращены на счета Альфа-Банка. К моему переводу со статусом REJECTED претензий у банков-корреспондентов и компетентных органов США небыло (утверждение основано на документации US Treasury).
  • Документа, доказывающего, что транзакция вернулась на корр. счет Альфа-Банка в США, а не в Россию, у нас тоже нет. Будем благодарны, если таковой предоставят.
  • Даже если деньги вернули на кор.счет в США, до вступления блокировки в силу прошло 3 недели (с 15 апреля до 6 мая 2022 г.) за которые можно было вывести деньги в РФ;
  • Доказательств того, что Альфа-Банк требовал возврата средств из США в РФ с 15 апреля до 6 мая 2022 г. банк не предоставил. Соответственно, убедиться в том, что банк предпринимал попытки возврата перевода, не представляется возможным.
  • В качестве основной причины отсутствия возврата перевода банк указал, цитирую: "...Проблема ... из-за блокировки корсчёта...". Хотя, в соответствии с нормативными актами США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Для наглядности, привожу график ниже. На нем можно увидеть последовательность всех событий и черный ящик с 15 апреля по 6 мая, когда банк должен был отправить сумму перевода обратно в Россию со своего корр. счета в США.

Вопрос - CHASE нарушет законы?

Альфа-Банк утверждает, что возврату денег помешала преждевременная блокировка корр. счета в США.

Если это так, прошу официальных представителей банка публично подтвердить следующее утверждение:

JPMorgan CHASE заблокировал возможность проведения операций по корр. счету Альфа-Банка с 6-го апреля по 6 майя в нарушение норм Генеральной лицензии OFAC №23 от 6 апреля 2022 г. Иначе говоря, крупнейший банк США - JPMorgan CHASE самопроизвольно переиграл смысл и сроки подзаконных актов США.

Предложение

В соответствии с вышесказанным, от лица всех попавших в такую ситуацию, предлагаем банку принять решение о возврате денег на расчетные счета своих клиентов, а вопросами разблокировки своих корр. счетов в США заниматься на своей стороне.

Хватит отписываться в чатах пустыми формулировками, отсылать в OFAC со статусом REJECTED, задерживать GPI треки месяцами, не отвечать неделями на почту (пишу про свой опыт). Примите правильное решение и верните деньги.

Ваши клиенты не должны с вами бороться.

Массовость явления

Как оказалось, я не одинока.

За это время коммуницировали с десятком человек в такой же ситуации. Детали разнятся, кто-то юрлицо, кто-то физик, но суть та же - был перевод в валюте, его отменили до 6-го мая, а деньги отправителям не вернулись.

У вас та же ситуация? Давайте объединяться.

Расскажите о ней в комментариях или напишите в группу телегарамм - https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Альфа-Банк

Возвращаемся с ответом.

Когда против банка ввели санкции 6 апреля, то они сразу вступили в силу. Зарубежные банки быстро отреагировали и либо не смогли обработать или отправить перевод по цепочке; либо заблокировали корсчета, как в вашем случае.

Вероятно, поэтому статус вашего перевода «Rejected», ведь речь идёт не о конкретной операции, а в целом о корсчёте. Хотя мы упоминали, что банки могут оперировать статусами по-своему. JP Morgan Chase присвоил его автоматически.

После введения санкций мы начали переговоры с зарубежными банками на разных уровнях менеджмента, однако это конфиденциальная информация, которая касается не только нас, но и второй стороны. Как только появятся публичные новости — сразу же сообщим. Мы понимаем, что вопрос очень важный, тем не менее ситуация нестандартная. Надеемся, что сыграет роль и аналогичные переговоры других банков. Ведь если их переводы и корсчета тоже заблокированы — они в точно такой же позиции.

Мы уже показывали схему GPI-трекера и ответ JP Morgan Chase на комплаенс-запрос. Вскоре отправим на вашу почту ещё и запросы в банк-корреспондент насчёт статуса платежа.

Санкции появились 6 апреля, и на следующий день вышло 3 лицензии: № 23, которую вы упомянули; № 8B и № 9C. Однако ни одна из них не разрешает клиентские операции и не отсрочивает блокировку корсчёта, как в вашем случае. Они нужны для того, чтобы американские резиденты успели перестроить работу и получили все обязательства.

Например, лицензия № 23 разрешала проводить операции для терминации бизнеса и закрытия позиций с Альфа-Банком и нашими «дочками». № 8B — проводить сделки с энергоносителями, а № 9C — по долговым обязательствам и с нашими акциями. Все их можно изучить по ссылкам.

• Лицензия № 23: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl23.pdf
• Лицензия № 8B: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl8b.pdf
• Лицензия № 9C: https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl9b.pdf

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Уважаемый Автор, в итоге прислал ли Вам Альфа-банк...
Потому что на мои многочисленные запросы предоставить всю переписку с банками зарубежными, начиная с 6.04.22, Альфа-банк прислал только свеженький запрос от июля 2022. А на остальное прислали битый файл, который так и не открылся:
https://vc.ru/u/1174994-aurore/411130-alfa-bank-ne-vozrashchaet-valyutnyy-perevod-swift-so-scheta-fiz-lica-rodstvenniku?comment=4638394&from=copylink&type=quick

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Ответили под другим комментарием насчёт файла.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Спасибо. Также ответил под другим комментарием, но продублирую и здесь, на всякий случай:

Спасибо. Резюмирую.
1. Никаких запросов в банк-корреспондент Альфа-банк не направлял вплоть до 1 июля. Верно?
2. Альфа-банк направил первый и единственный запрос в банк-корреспондент 1 июля после моих многочисленных настояний. Верно?
3. Вплоть до настоящего момента Альфа-банк продолжает вводить меня в заблуждение, что в период с 6 апреля по 6 мая направлял запросы в банк-корреспондент. Верно?
4. Альфа банк посылает мне на емэйл битый файл, который якобы содержит всю переписку с банком корреспондентом. Продублировать файл отказывается, просит прийти за распечаткой в отделение. Однако реально никаких запросов и переписки с банком корреспондентом не было, что только что вы подтвердили в комментарии выше: запрос был только от 1 июля. Верно?
Прокомментируете, пожалуйста, каждый пункт подробно, вдруг я ошибаюсь?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Это не так. Мы отвечали на ваши сообщения в личке и в апреле, и в мае, и в июле. Также направляли вам на почту инструкции по платежам и трекер, чтобы отследить, на каком этапе приостановлены переводы.

Уточните, где вам отказали в повторной отправке файла? Можем продублировать, но подскажите, от какого числа было это письмо и какой из файлов не открывается.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Теперь по поводу файла:
Ответ альфа банка по обращению № A2207141243
15.07.22
Здравствуйте,

При получении формат файла мог измениться.

Чтобы открыть его в формате PDF, попробуйте переименовать документ: добавить в название файла после точки ".pdf"

Если документ открыть не получится, можно прийти в любой удобный офис.

С собой возьмите паспорт и телефон.
——————-
Мой ответ:
В ответе на обращение

«При получении формат файла мог измениться.
Чтобы открыть его в формате PDF, попробуйте переименовать документ: добавить в название файла после точки ".pdf"

Если документ открыть не получится, можно прийти в любой удобный офис.»

Файл не меняет расширение при пересылке.

Размер файла – 149 Байт – это не может быть полноценный PDF файл.

Имя файла – «—-88 [email protected]» - это явно указывает на ошибку при отправлении
Вместо того, чтобы прислать версию файла без ошибок вы посылаете меня в офис???

Пришлите нормальный файл!
———
Пришлите нормальный файл, в котором содержится информация о ВСЕЙ переписке официальной альфа-банка с банком корреспондентом с период с 6 апреля по 6 мая 2022. Если таковой нет, это означает, что альфа банк ничего не предпринимал, для того чтобы вернуть мои средства обратно.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Отправили документ на почту.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Спасибо. Получил емэйл. В нем всего лишь один запрос в Израиль по одному личному переводу (а было два перевода), и этот запрос 1.07.2022. А где запросы в период с 6 апреля по 6 мая? Получается, что их не было?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Уже запросили данные, пришлём информацию позже.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Добрый день, в итоге, исходя из вашего ответа на мое обращение № A2207152098, получается, что в период с 6.04.2022 и до 1.07.2022 вы не отправили НИ ОДНОГО запроса на возврат моих переводов. НИ ОДНОГО! Даже после того, как по вашей же рекомендации я заполнил НЕСКОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫХ форм на расследование и возврат платежей.

При этом вы все это время утверждали, что запросы направлены. Как к этому относиться? Выглядит, как преднамеренный ввод в заблуждение. Если нет - объясните, пожалуйста.

Я также связывался с отделом расследований международных платежей банка BNY Mellon по возврату двух моих переводов по 5,000 USD. Получил от них следующий ответ:

«We are unable to assist as you are not a direct client. Pls have your Bank contact us direct via authenticated message.»

Напишите напрямую в банк BNY Mellon письмо о возврате обоих платежей на мой счет в другом банке. Реквизиты для возврата отправил по емэйл.

Контакт для связи с банком BNY Mellon: paymentsinvestigations.inquiries @ bnymellon.com
ECRM Payments Investigations Inquiries

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Добрый день.

В ответе по обращению указаны не все запросы — мы ранее отправляли вам такой же документ. Сейчас отправили на почту документ с более ранними запросами, а также скрины из трекера.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

И снова прислали документы, среди которых НЕТ НИ ОДНОГО запроса в период с 7 апреля по 6 мая. То есть ещё раз резюмирую: альфа-банк НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛ для того чтобы спокойно вернуть средства обратно на счёт отправителя. По какой причине - другой вопрос. Халатное отношение к делу, недостаток квалифицированных специалистов и тп.
Уважаемый альфа-банк, сами добровольно компенсируйте мне потери - вернёте денежные средства из своих резервов? Или будете ждать обращения в суд, но тогда это и компенсация средств, и проценты за пользование средствами, и штраф в пользу государства за ненадлежащее оказание банковских услуг - это как минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

На первый, второй, третий вопросы Вы сейчас не ответили. Они довольно простые. То есть ответить можно «да», если все так и я прав. Или «нет», если не прав, но тогда прислать подтверждение того, что в период с 6 апреля по 6 мая альфа банк направлял запросы в банк корреспондент для возврата моих средств. Это касается и личных платежей и платежей с Юр.лица. Ответьте, пожалуйста, на вопросы выше # 1-3. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Мы отправляли запросы. Сейчас пришлём на почту их копии.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Спасибо. Получил емэйл. В нем всего лишь один запрос в Израиль по одному личному переводу (а было два перевода), и этот запрос 1.07.2022. А где запросы в период с 6 апреля по 6 мая?

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда