{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Ozon начислил продавцу 69 000р за хранение на товары с отличной оборачиваемостью

Как известно в случае, если у товаров продавца на площадке Ozon плохая оборачиваемость — начисляется платное хранение. Расчет идет по каждой категории товаров отдельно.

Наша основная категория — это детские товары. Наша оборачиваемость в ней всегда была настолько высокой, что нам можно только позавидовать и о платном хранении в этой категории мы никогда не думали.

Однако 11 июля мы обнаружили резкий скачок в стоимости размещения именно в категории детских товаров — с 0 до почти 70 000р. Это за отчетный период с 1 по 14 июля. Мы скачали отчет об оборачиваемости, сравнили с реальными продажами товаров и обнаружили, что около 80% наших продаж отчет об оборачиваемости не учитывает.

Для примера: есть артикул, по которому в отчете указано «нет продаж», а по факту на момент проверки было 12 заказов. Я был уверен в том, что в отчете какая-то ошибка, позвонил в поддержки, а также создал обращение 18411061. Скрин ответа ниже

На следующий день стоимость хранения в этой же категории была уже более 150 000р.

Я снова стал бить тревогу. Позвонил по телефону и попросил предоставить исчерпывающую информацию срочно, чтобы у нас была возможность предпринять какие-то меры в случае, если это все-таки не ошибка. Новый ответ от поддержки мы получили только 14 июля, в последний день отчетного периода, когда уже заведомо ничего нельзя было сделать. Т. е., когда еще была возможность что-то сделать — нам ответили, что у нас все ок, а когда уже что-либо делать поздно, нам наконец рассказали в чем именно дело (обращение 18451531). Суть ответа заключается в том, что

Платное хранение начислено корректно, т. к. в расчете оборачиваемости не участвуют те товары, которые были поставлены через Распределительный Центр (РЦ) Ozon.

Как работает РЦ Ozon и почему такое смогло случиться

Для того, чтобы читателю была понятна вся нелепость и несправедливость сложившейся ситуации немного углубимся в тему поставок на Ozon.

Раньше мы поставляли товар только напрямую — на те склады Ozon, где хотели бы, чтобы наши товары были представлены.

Затем у Ozon появился Распределительный Центр (РЦ) . Идея — супер. Суть в том, что продавцы отправляют товар на РЦ, а Ozon самостоятельно, в зависимости от потребности в том или ином товаре на том или ином складе распределяет товары. Вначале схема работала не очень хорошо, многие наши товары лежали подолгу на РЦ и не распределялись как следует и мы отказались от нее.

После этого Ozon не раз с нами связывался — рассказали, что исправили ошибки и приглашали вновь пользоваться РЦ. Мы попробовали — действительно, ситуация существенно улучшилась. Однако, неточности все еще случаются: мы не раз сталкивались с тем, что либо потребности в моменте рассчитаны сильно далеко от реальности, либо само распределение после того, как мы отправили товар происходит с задержками.

По этой причине на 100% довериться распределению через РЦ Озон мы не можем и на самые важные для нас склады мы продолжаем поставлять товар напрямую, чтобы главные наши товары всегда были в наличии.

Таким образом сложилась ситуация, когда на складах Озон присутствуют наши товары, поставляемые и через РЦ и напрямую. Это не нарушает никаких правил. Нас никто не предупреждал — не делайте так. Мотивация — почему мы так делаем, надеюсь, понятна всем.

А теперь — самая соль

Менеджер по телефону нам объяснил, что товары, поступившие через РЦ имеют приоритет в продажах. Т. е. при одновременном нахождении на складе Озон товаров, поступивших напрямую и товаров, поступивших через РЦ того же продавца, товары, поступившие напрямую продаваться не будут до тех пор, пока не будут распроданы все товары продавца, поступившие через РЦ. Т. е. выходит, что при регулярных поставках на РЦ, товар поставленный напрямую вообще не будет продаваться. Но при этом, в расчете оборачиваемости —

БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ОН =)

Тем самым, желая того или нет, Ozon создал ситуацию, когда хороший продавец, следящий за сохранением остатка на всех стоках и поставляющий товар несколькими способами будет платить астрономические суммы за хранение. Даже если продает хороший, быстро оборачиваемый товар, как мы.

Я больше, чем уверен, что данная ситуация не создана маркетплейсом целенаправленно, чтобы нагадить селлерам. Однако обращаясь к коллегам из Ozon хочу сказать — вы, все же, испортили многим хорошим селлерам жизнь. Нелепо и незаслуженно.

Многие селлеры, которые работают через РЦ допускают эту ошибку

Менеджер Ozon по телефону

Я категорически с этим не согласен. Это не ошибки селлеров. Сам подход к расчету является ошибкой площадки, которую, по моему скромному мнению она должна исправить как можно скорее и отменить эти неразумные начисления. Мы вовсе не против того, чтобы платить за плохую оборачиваемость. Однако мы считаем в корне неправильным платить за нее, когда расчет оборачиваемости искусственно ухудшен площадкой. Неужели в Ozon не понимают, в какие нелепые рамки они вгоняют продавцов. Хороших продавцов, которые делают все правильно. Мы привозим быстро оборачиваемый товар. Всеми способами стараемся сделать так, чтобы он был представлен на всех складах продаж поближе к покупателю. А нас «награждают» за это вот таким странным способом. Коллеги из Ozon — Вы продаете товар, привезенный одним способом, но не продаете товар, привезенный вторым способом. При этом оборачиваемость считаете только по товарам, привезенным вторым способом. Как такое вообще возможно?

Почему я сейчас должен лезть в отчеты и вычленять — на каких складах лежит товар, который привезен напрямую и должен ломать голову, что теперь с ним делать?

Какие ваши дальнейшие неправильные действия?

Вишенкой на торте является то, что решение этой ситуации еще более нелепое, чем сама ситуация. Мы имеем такие варианты:

1. Прекратить поставки на РЦ. В результате товары, отправленные через РЦ рано или поздно будут распроданы после чего мы восстановим показатели оборачиваемости. Вариант абсурден. Зачем тогда вообще работать через РЦ? Схема создана для развития площадки и для удобства продавцов. При текущем подходе Ozon она создает нам гораздо больше проблем, чем пользы.

2. Прекратить поставки в принципе, пока не будет распродан сток тех товаров, которые были завезены не через РЦ, после чего отправлять товар только через РЦ. Еще более несуразное решение. Если пойти по такому пути, то довольно долгое время многих товаров не будет в наличии вообще. Мы провалимся в продажах. Площадка при этом тоже не будет зарабатывать, т. к. нет продаж — нет комиссии, нет рекламы и т. п. Наши карточки в поиске сильно упадут, мы лишимся хороших позиций и неизвестно, восстановим ли их в будущем и какой ценой. При этом, вследствие несовершенства распределения товаров через РЦ, на некоторых складах наших товаров не будет. Мы не раз убеждались в том, что без ручной подсортировки этого не избежать. Но вручную подсортировывать мы не будем, чтобы вновь не попасть на платное хранение.

3. Выяснить, на каких складах лежит основная масса товаров, которые завезены напрямую и вывезти весь сток с этих складов, а потом отправить заново) Результат — получим временное отсутствие хорошо оборачиваемого товара на некоторых складах. Для чего? Чтобы обойти этот дурацкий, никому не нужный момент с расчетом оборачиваемости. Неужели коллегам из Ozon неясна вся бредовость такого процесса? Зачем подталикивать селлера заниматься всей этой непродуктивной мышиной возней?

Уважаемые коллеги из Ozon!

Поддержка, видимо, не имеет полномочий инициировать разбор данной ситуации и ответила, что перерасчет невозможен. Однако я надеюсь, что статью прочитают сотрудники, способные погрузиться в ситуацию и инициировать какие-то действия для ее решения. Уверен, вы согласитесь с тем, что она абсурдна и ваши селлеры в ней не виноваты. Нам нигде прямым ясным текстом сказано не было, что площадка, при поступлении товаров с РЦ практически перестанет продавать товар привезенный напрямую. Для чего Вы создаете ситуацию, когда нам приходится думать не о продажах, а о том, какой товар мы привезли с РЦ, какой не с РЦ и что теперь делать с товаром, который мы привезли не с РЦ, вывозить, продавать в убыток, совершать какие-то никому не нужные действия. Прошу обратить внимание на эту ситуацию и внести изменения в расчет оборачиваемости таким образом, чтобы товары, поставленные через РЦ — участвовали в общей оборачиваемости. Это несправедливо, что в расчете оборачиваемости участвуют только товары из прямых поставок, но мы при этом не можем влиять на то, чтобы они продавались в первую очередь. Либо прошу вас предложить другой выход из ситуации. Я категорически не согласен платить за хранение, которое начислено описанным способом. К тому же в ситуации, когда обратившись в поддержку я получил ответ о том, что все норм, ошибка в отчете. Вместо того, чтобы сразу получить корректную информацию.

0
151 комментарий
Написать комментарий...
Ozon Business

Здравствуйте ещё раз, Давид! Спасибо, что дождались. Изучили с коллегами от и до ваш кейс – возвращаемся с новостями.

В поддержке, в обращении #18411061, и по телефону коллеги действительно сориентировали неверно – с ними дополнительно проработали ошибку. Расчёты стоимости размещения на 11 июля и далее оказались верными. Однако, если бы получили правильный ответ: плата за размещение осталась бы прежней – вывезти остатки со стока можно только минимум через 7 дней с подачи заявки, на оборачиваемость со склада в текущем периоде это бы не повлияло. Потому пересчитать стоимость не сможем. Тем не менее, осадок от ответа остался – в качестве извинений начислим вам 3 000 бонусов, которые можете потратить на рекламные кампании для продвижения товаров. Подробная инструкция придет на почту.

А после коллеги рассказывали всё верно – не учитываем оборачиваемость товаров, которые были поставлены на РЦ. Предупреждаем об этом как в комиссиях, так и в условиях услуг. Отсутствие стоимости придумали во благо: это мотивирует больше работать через РЦ, что даёт в результате правильный расчёт потребностей. Над логикой процесса ещё подумаем, но приоритета в продажах у РЦ нет – какой товар находится ближе к покупателю, и какой товар ближе к сотруднику склада – тот и поедет к клиенту в отправлении. А пока, если есть перевес по потребности – возможно, имеет смысл дождаться, когда уйдёт сток с нашего склада, и не делать поставок на распределительный центр. И уже в будущем увеличить для него объёмы)

Что касается юридической части: в договоре ссылаемся на весь раздел комиссий и тарифов (https://ozon.ru/t/rZj4qq), а не только на статью (https://ozon.ru/t/WE02XN). Но да, согласны, что формулу расчёта стоимости стоит сделать очевиднее – это поправим.

Ответить
Развернуть ветку
Skydancer37
Автор

Спасибо за ответ, хотелось бы его прокомментировать.
Почему Вы пишете, что если бы мы получили корректный ответ 11-го стоимость осталась бы прежней? Это очень далеко от правды. Вывоз остатков это последняя мера. Есть маркетинговые инструменты, можно запустить акции для продажи с конкретных складов. Мы бы пошли на продажи ниже себестоимости. Это обошлось бы нам сильно дешевле, чем 70 000р за хранение. Некорректный ответ Ваших коллег 11-го числа самым прямым образом повлиял на результат этой истории. Нам не так-то много требовалось для того, чтобы снизить оборачиваемость ниже пороговых 120 дней. Просто мы были на 100% уверены, что при наших продажах этого делать не нужно.
Второй момент. Я понимаю, что отсутствие стоимости Вы придумали на благо. Однако рассчитывая оборачиваемость только из продаж от товаров, поставленных прямиком, по факту Вы в большинстве случаев действуете не во благо, а во вред. Я только недавно проверял остатки: полно бестселлеров, которые Ваш РЦ не распределяет как следует. Нам, как и другим продавцам для того, чтобы ликвидировать этот недостаток приходится делать прямые поставки. И здесь третий момент — по поводу приоритетности отправок товаров отгруженных через РЦ. Вы пишете, что нет таких приоритетов. Ваши коллеги менеджеры говорят, что они есть и проблема заключается в этом. Снова создается путаница, вследствие которой непонятно как действовать. Собственно, как в истории с ответом поддержки, который Вы упомянули. Как нам вести себя, когда Вы не можете дать однозначный ответ на ключевые вопросы, касающиеся таких больших денег!?
Что касается юридической части — у нас не остается иного выбора, кроме как начать разбирательства в юридическом ключе. А пока
процитирую коллегу @Андрей Яновский , в комменте выше он писал:
Находим пункт 2.1.5 "Размещение". Там четко прописан порядок расчета вознаграждения Озон за размещение товаров на складе. В частности, как и положено, дана формула расчета тарифа на размещение:
"Тариф размещения определяется из таблицы ниже на основании оборачиваемости товаров по категории. Она рассчитывается по формуле:

Оборачиваемость товаров по категории = Среднесуточный объём товаров на складе по категории (л) / Средний объём продаж в день по категории (л/дн)."

Таким образом, в тарифах (являющихся, кстати, неотъемлемой частью договора) четко прописано - для расчета оборачиваемости используется средний объем продаж в день по категории. Не объем продаж товаров, поставленных напрямую на склады. Не объем продаж товаров, кроме товаров, поставленных через РЦ. Не какой-то еще показатель с потолка, а средний объем продаж в день. Всех продаж. Использование любых других формул расчета - прямое нарушение договора.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Давид, добрый день! Простите за долгий ответ.

Давайте про всё по порядку:
— Почему 11 числа уже ничего нельзя было сделать? Дело в том, что по нашим подсчетам вам нужно было бы увеличить продажи товаров с плохой оборачиваемостью примерно в 7-8 раз, чтобы избежать стоимости размещения — сделать это с помощью даже маркетинговых инструментов довольно сложно за столь короткий срок.
Даже если бы у вас получилось, то есть второй важный момент — товары попадают в учет оборачиваемости не в момент продажи, а в дату фактического отправления со склада. То есть у вас могут купить товар, но отправим его со склада только через пару дней — до тех пор будем учитывать в расчетах, так как место на складе он продолжает занимать.

— Работа РЦ. Мы проверили динамику комплектации товаров и с уверенностью можем сказать, что доля проданных товаров, поставленных через РЦ, в домашнем кластере гораздо выше, чем доля товаров, поставленных напрямую. Это означает, что они чаще оказываются в нужном объеме и в нужное время на складе — а значит распределение работает хорошо.

— Приоритеты. Как уже выше написали, у РЦ их нет — какой товар находится ближе к покупателю, и какой товар ближе к сотруднику склада — тот и поедет к клиенту в отправлении. Этой информации можете довериться на 100%.
Что касается поиска правдивой информации, работу любого инструмента всегда можете изучить в Базе Знаний: seller-edu.ozon.ru — все ключевые особенности никогда не оставляем без внимания. Если бы был приоритет, мы бы о нём там написали.
Поддержка же, к сожалению, может иногда ошибаться, как и все люди — у нас работает более 2000 человек. Однако мы делаем всё, чтобы свести человеческий фактор к минимуму.
— Юридическая сторона вопроса. Тут вам подсказали не совсем верно: в пункте 3.1. Вознаграждение Ozon нашего с вами договора сказано, что размер комиссии и стоимость услуг по договору установлены в разделе «Комиссии и тарифы OZON»: seller-edu.ozon.ru/docs/commissions-tariffs. Именно в этом разделе мы пишем, что не учитываем оборачиваемость товаров, которые были поставлены на РЦ.
Да и в пункте 2.1.5. Размещение также пишем, что плата за размещение товаров на складах Ozon при поставках на фулфилмент через РЦ — включена в комиссию.

Тем не менее согласны, что формулу расчёта стоимости стоит сделать очевиднее — это поправим.

Ответить
Развернуть ветку
Skydancer37
Автор

Пару дней у вас на комплектацию не уходило бы, т.к. товар лежит в новой риге и 80% заказорв было бы из Москвы и области и все бы уехало вовремя

Ответить
Развернуть ветку
Skydancer37
Автор

Коллеги, извините, но по первому пункту Вы либо откровенно вводите в заблуждение либо совершенно не понимаете о чем говорите. Если Вы не понимаете до сих пор ситуацию, я повторюсь — все эти товары ВЫСОКООБОРАЧИВАЕМЫЕ, с ОФИГЕННЫМИ ПРОДАЖАМИ. Проблема только в том, что ВЫ ИХ ПРОДАЕТЕ ТОЛЬКО С РЦ. В текущем периоде у меня такая же ситуация с ними. Стоило мне запустить акцию со сниженной ценой ИМЕННО с тех складов, где накопилось большое кол-во товаров ввезенных напрямую и о чудо — на третий день оборачиваемость уже ниже 120 дней и все ок. Про то, в какой статусе должен быть заказ чтобы не попасть в расчет оборачиваемости — я знаю не хуже Вашего. Если бы 11-го я не получил вранье/некомпетентный ответ, я бы 10000% успел все сделать. Скинул бы стоимость в 2 раза, ушел бы в убыток тысяч на 10, но Вы бы мне не выставили гребаных 70000р за то, что Ваша система расчета оборачиваемости и исключение из расчета РЦ в своем корне несет большую, глупую ошибку. Поэтому не рассказывайте мне пожалуйста про то, что все равно ничего бы не получилось. Если руки корявые, может не получилось бы, а я бы уж точно сумел выйти из ситуации, если бы Ваша поддержка меня попросту не обманула бы. И не дала бы корректный ответ только в последний дегнь )))))) Все, что Вы сейчас делаете — пытаетесь уйти от ответственности. Вот от кого от кого, а от Вас я такого не ожидал. Всегда Ozon отличался от того же ВБ тем, что заботился о своей репутации и решал вопросы по справедливости, я не ожидал, что Вы так дешево начнете доказывать мне, что я бы все равно ничего не успел. Ну ок, это ваш выбор )

Ответить
Развернуть ветку
Skydancer37
Автор

По поводу распределения из РЦ. Вы ошибаетесь и вводите в заблуждение, когда пишете, что оно корректное. И совершенно зря приводите в пример домашний регион, позже я объясню почему. А пока посмотрите пожалуйста на скриншот таблицы, которую я составил несколько дней назад. Это несколько (не все) наши артикулы, с которыми у нас и возникла проблема с хранением. В столбцах наличие этих товаров на Ваших складах, ввезенных напрямую и через РЦ. Красным я отметил ячейки, когда товара нет или почти нет. Вот скажите, если распределение через РЦ происходит корректно, почему такого огромного кол-ва товаров нет например в Питере, Новосибирске и на других складах? Но это полбеды. При этом Вы распределяете товар с РЦ в домашний регион зачем-то.
Представьте себе — у нас лежит на складе в Новой Риге, т.е. домашнем регионе более 100 единиц товара определенного артикула. Привезены напрямую, для продажи в Мск и области. Вы берете и распределяете 20 единиц того же товара в Хоругвино. Постоянно подсортировываете. В итоге товар на Мск и область в 90% случаев едет из Хоругвино. Товар из Новой Риги просто стоит на месте. ИМЕННО ПОЭТОМУ происходит то, что Вы пишете — доля проданных товаров в домашнем регионе через РЦ гораздо выше, чем товаров, поставленных напрямую. Именно таким образом Вы и разрушаете нашу оборачиваемость. Именно поэтому я и пытаюсь Вам донести, что система подсчета оборачиваемости у Вас некорректная и создает больше проблем, чем решает.

А в Питере, Новосибе и других складах с РЦ вовремя не распределяете. Это ли по Вашему хорошее распределение с РЦ?

Ответить
Развернуть ветку
Skydancer37
Автор

Да, мы видим в пункте 2.1.5., что плата за размещение товаров на складах Ozon при поставках на фулфилмент через РЦ — включена в комиссию. С этим мы не спорим. Но я нигде не увидел инфо о том, что Вы не учитываете оборачиваемость товаров, которые были поставлены на РЦ. Будьте добры, уточните пожалуйста, в каком именно месте в "Комиссиях и тарифах Ozon" или прямо в публичной оферте Вы об этом пишете.

Ответить
Развернуть ветку
148 комментариев
Раскрывать всегда