Бессмысленный и беспощадный русский BugBounty и новый смысл выражения «вычислю тебя по IP»

Сейчас я расскажу вам прекрасную историю про отношение московского оператора к персональным данным своих клиентов.

Обновлено редакцией. «Акадо» пообещала провести проверку после публикаций.

История началась около 11 лет назад, когда я изучал устройство сетей крупных операторов с помощью инструмента Whois — смотрел распределение адресов для клиентов — и в одном российском сегменте интернета набрёл на такое, от чего потерял дар речи. Аккуратно сдампил результаты Whois по сетям этого оператора (десятки тысяч адресов), и это настолько меня шокировало, что я предпочёл об этом поскорее забыть.

Месяц назад мне написал один из читателей: смотри, что происходит. И тут я всё вспомнил и охренел ещё сильнее — от того, что за примерно 11 лет ничего не поменялось.

Есть такой московский оператор «Комкор», сейчас работает под торговой маркой «Акадо-Телеком». Среди их клиентов — физические лица, фирмы (много банков, объекты инфраструктуры города) в Московской области — жители элитных посёлков (Рублёвка, Барвиха, Жуковка и так далее).

Многие уже догадываются, о чём будет дальше, но всё равно не могут поверить.

Да, «Комкор» («Акадо») публикует персональные данные своих клиентов прямо в БД RIPE, которая доступна с помощью Whois. Там всё: ФИО клиента (или название компании), адрес подключения, телефон клиента.

Вот их сети:

212.100.128.0/19

212.45.0.0/19

178.208.128.0/19

Вот клиенты элитного посёлка «Жуковка»:

Вот клиенты в Барвихе, включая местный «Альфа-банк»:

В таких посёлках много знакомых по расследованиям ФБК (и не только) фамилий — можете сами сграббить в базу и поискать

А что это за Никита Сергеевич в посёлке Николина Гора пользуется услугами горе-провайдера, не известный ли кинорежиссёр? Ага, он.

«Какая-то невероятная дичь!» — воскликнете вы и будете совершенно правы. Давайте теперь посмотрим, как обстоит дело с защитой персональных данных клиентов-фирм и объектов инфраструктуры Москвы. Вот IP-адреса объектов ДИТ Москвы — Департамента информационных технологий — к «Акадо» подключены сотни таких объектов. Это интернет для камер, телеметрии и других служебных устройств и пользователей.

Кто-нибудь может забить канал на камеру и ограбить объект, например

Давайте поищем по ключевому слову “Bank”. Что же мы видим? Сотни банков подключены к «Комкору», и любой человек может узнать IP-адрес конкретного филиала, контакт технического специалиста, его ФИО и так далее.

Что должен сделать приличный человек, который осознал, что все эти примерно 11 лет персональные данные клиентов большого оператора лежали в паблике? Правильно — написать об этом в «Комкор». Ну не знали же они, что делают всё это время, в самом деле — надо им об этом рассказать! Что я и сделал.

Через один рабочий день я получил ответ от начальника ИБ — что информацию получили и проверят (странная задержка в сутки при такой-то страшной дыре, но ладно).

Ещё через пять дней я решил поинтересоваться результатами проверки информации.

На что мне ответили, что всё исправили.

Ого, думаю я, наконец-то в России стала повышаться ответственность компаний и рост культуры реакции на сообщения о дырах. Но решил всё же проверить: убрали персональные данные только из блока Person и только из двух моих примеров в первом письме, но в блоке Inetnum данные остались даже в моих примерах, о чём я написал.

И получил очень странный ответ, что «принято решение» убрать персональные данные пользователей белых сетей (когда убрать?!), но поле Inetnum они обязаны заполнять.

Да никто не спорит, что обязаны, но провайдеры записывают туда информацию о назначении сети или, если это фирма, максимум её название и юридический адрес (и даже это далеко не всегда, точнее, почти никогда), но никак не ФИО клиента-физлица. На моё письмо от 24 октября с уточняющим вопросом никто не ответил.

И тут мои силы закончились — я перестал понимать, почему я должен уговаривать большую компанию с огромной ответственностью заставлять устранить такую страшную дыру. Я перестал понимать, почему эта переписка вообще должна была длиться больше двух писем, ведь каждому здравомыслящему человеку абсолютно очевидно, насколько это дико — персданные твоих клиентов в паблике.

И я уже не говорю об ответственных лицах в компании, которые должны только и заниматься тем, что устранять эту страшную дыру. Я очень не хотел писать этот материал — мне ответили, со мной общались вежливо, даже в музей пригласили :)

Но это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Никаких действий по факту предпринято не было, сроки их тоже озвучены не были. Поэтому следующим шагом я должен перейти к информированию об этой опасной уязвимости общественность, чтобы они вывели себя из-под угрозы и перестали пользоваться оператором, который так относится к персданным своих клиентов.

А теперь — простым языком для людей, которые не поняли, что всё это значит.

Whois — это публичный инструмент, которым может воспользоваться каждый человек, чтобы получить информацию об IP-адресе или домене. В нём содержится служебная информация о владельце домена или IP-адреса (в этом случае — провайдере).

По правилам организации RIPE, которая выдаёт IP-адреса, провайдер обязан содержать в актуальном виде информацию о назначении подсети IP-адресов (например, служебная или клиентская), контакты для связи (почта и телефон провайдера) и информацию об арендаторе, если провайдер выдаёт в аренду крупный блок адресов.

Но никакому провайдеру не приходит в голову указывать ФИО, адрес подключения и контакт физического лица, которому выдан один IP-адрес. То же самое с юридическими лицами. В случае выдачи большого блока максимум — указывается юрлицо, его контакт и юридический адрес. И то, так делают далеко не все провайдеры, никаких санкций, конечно же, за это нет.

Не очень умные технические специалисты «Комкора» (ныне «Акадо») в какой-то момент просто настроили автоматическую трансляцию информации из своей служебной базы клиентов (CRM) в базу данных RIPE, и таким образом персональные данные клиентов стали доступны для всех желающих.

Для оператора такая дыра — катастрофа дважды, потому что:

  1. Собственно, персональные данные клиентов — в публичном доступе. Какое доверие может быть к такому оператору?
  2. Твоих клиентов могут просто переманивать другие операторы, за полчаса просканировав все IP-адреса и собрав базу данных.
  3. Можно узнать IP-адреса определённого клиента или устройства, очень несложно забить канал трафиком и выключить интернет у клиента. В случае с ведомственными объектами, большое количество которых подключено к «Акадо», это же прямая угроза безопасности города.

Этот пост прочитает много клиентов «Акадо» — вы, конечно, решайте сами, но я бы никогда не стал пользоваться услугами оператора, который выкладывает ваши персональные данные в паблик и не убирает их в срочном порядке после приватного сообщения об этом. И даже через три недели всё еще не убирает. Такое поведение, конечно, абсолютно неприемлемо в 2018 году.

И в завершение я хочу отдельно написать о Роскомнадзоре. Это регулятор, под надзором которого оператор связи оказывается дважды — как оператор связи,и как оператор персональных данных.

Эти никчёмные и бесполезные дармоеды вместо ежедневной блокировки до 10–15 IP-адресов нашего прокси для Telegram (вы представляете, там сидят специальные люди на зарплате, которые почти круглосуточно резолвят домен и добавляют актуальные IP-адреса в выгрузку — что может быть бессмысленнее) должны заниматься как раз пресечением таких вот историй.

Дорогие журналисты, которые будут звонить в «Акадо», сделайте, пожалуйста, следующий звонок в Роскомнадзор и спросите, почему они не выполняют свою работу, а вместо этого занимаются ухудшением жизни граждан России.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram – там оригинал и другие интересные истории.

Обновлено редакцией в 17:34. Представители «Акадо» прокомментировали ситуацию: пообещали провести проверку.

В настоящее время в рамках проверки информации, заявленной в некоторых СМИ и социальных медиа, компания ведет внутреннюю проверку.

Мы понимаем, что вопросы защиты персональных данных и кибербезопасности имеют первостепенное значение, а также находятся под пристальным вниманием общественности. Компания в своей повседневной деятельности предпринимает все необходимые меры по минимизации рисков, которые могут повлиять негативно на наших клиентов. Мы всегда с вниманием и благодарностью относимся к критическим замечаниям и проводим тщательный анализ выявленных уязвимостей в информационных системах для предотвращения возможных утечек данных.

пресс-служба «Акадо»
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Saucedo Puetz

Я думаю что теперь найдется много людей позвонить михалкову и сказать лично ему свое мнение о его фильмах

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

благодари )
ктож против , теперь у тебя есть шанс это сделать лично по телефону. А уж он потом скажет спасибо комкору. )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда