{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Взгляд на Яндекс.Практикум с точки зрения преподавателя и взрослого студента (spoiler - негативный)

Читала много отзывов об учебе на ЯП с т.з. программистов, тестировщиков, дизайнеров, и вот расскажу свой опыт с т.з. человека с несколькими педагогическими образованиями (помимо моего профильного), знаниями метод.программ и опытом получения Образовательной Лицензии с правом выдачи дипломов о ДПО как взрослым , так и детям ( что сложнее, ибо требований вагон:)).

Предистория - Курсы на ЯП мы купили нашей дочери, которая заканчивает школу и поддалась модным веянием, что надо быть программистом. Т.к. у нее хорошо развиты мат.предметы, мы решили, что пусть дитя попробует, раз хочет. Взяли курс Питон +, потом курс Веб-разработчик +. Перейдя в выпускной класс, ребенок попросился с вэб + отчислиться, т.к 2 курса она не потянула. Но мы решили, что жалко деньги терять ( оплатили уже 6 месяцев этого веба вперед), пусть мама поучится:) ( маме 37 лет, чтобы не было разговоров, что куда Вам программирование, Вы еще с Лениным бревно носили:))

Отзыв мой будет только о Вебе +, т.к. именно с ним я и познакомилась. Сразу скажу, что не собиралась никогда работать в сфере программирования, у меня много лет своя фирма, занимающаяся совершенно иной деятельностью и менять на программирование я ничего не собиралась ( тем более, что свое дело приносит больше чем зарабатывает сеньор программист в РФ). Но мне было еще крайне интересно посмотреть, как оформлено подобное обучение у компании с Образовательной Лицензией ( сразу напишу, что у меня тоже есть ООО в дополнение к основной фирме, которое имеет такую же точно образовательную лицензию в сфере ДПО. Эту лицензию я получала лично, составляя и прописывая все необходимые программы, получая требуемое по закону образование и проходя все необходимые проверки. Для меня важно было составить свою программу 2хлетнего образования таким образом. чтобы выходили профессионалы в своем деле, чего я и добилась).

Итак, проучилась я честно месяц, но дальше уже поняла, что картина грустная.

Начнем.

1) Очень странно составлена сама обучающая программа. Можно много говорить о том, что программирование - это новая сфера и там все нерегулируемо и поэтому не должно подчиняться никаким законам( а точнее - Законам об Образовании, что мне сказал Наставник веб+ и чем меня очень удивил, ибо не знаю я такой страны, где ты можешь не соблюдать закон, если он тебе не нравится и считать, что это нормально. Ну или пока тебе не прилетела проверка и ты не заплатил совершенно некислый штраф, а то и сел при сильных нарушениях), но в РФ есть четкий закон об Образовании с определенным набором требований, которые должны исполняться. В случае ЯП теория шла об одном, практика в тренажере о другом, ревьюер в результате проверял третье и считал ошибками то, что не было освещено в курсе.

На мой вопрос почему на 1ых спринтах, где, по логике, закладываются основы, у нас идет полное противоречие друг другу, мне отвечали примерно как в других отзывах - на работе с Вами возиться никто не будет, дотумкивайте сами. Ну мы, вроде как, после первого спринта и не устраиваемся на работу, мы пришли за знаниями, причем в описании к курсу заявлено, что с нуля люди подходят, и вместо разъяснений базы и демонстрации основ на примерах, нам предлагают гуглить. Кстати, загугленное и вставленное в работу тоже посчитали ошибкой, т.е. ты должен знать что правильно из того же гугления вставлять:) Как это должен понять человек с 0 знанием, пришедший по их рекламе, что научим нулевиков - не понятно.

Расскажу как должно быть в преподавании, по правилам и законам - Ты рассказываешь тему, ты спрашиваешь то, что рассказал, ты проверяешь в контрольных то, что рассказал + даешь несколько сложных заданий из серии со * ( как в школах раньше было). Напомню еще раз, что мы говорим не о повышении квалификаций и не об обучающем курсе на 16 часов(где никакие лицензии не нужны), а именно о переподготовке - получении совершенно новой профессии человеком, ранее с ней не связанной и не имеющего должных базовых навыков. Заявить, что у тебя курс по освоению новой профессии ( с более чем 250 часами обучения) и присвоением диплома, ты не можешь не имея Лицензии, которую ты получаешь ЧЕТКО следуя закону и его требованиям

По общению с сокурсниками я поняла, что в результате действовали так - у кого муж-сват-брат связан с программированием - сидели и объясняли студентам. Кто сам изучал что-то подобное в вузе или интересовался - рассказывал в чатах (помимо слака были еще и наши чаты в телеграммах, где общались без наставников и преподавателей). Когда появились первые сданные работы, просто делились друг с другом правильными версиями. Т.е. можно легко сделать вывод, что часть студентов просто не понимала что и как делается, какие свойства с какими взаимодействовали, что за что отвечало. Т.е. уже в том фундаменте были пробелы. т.к. в теории писалось одно, в тренажере были примере с совершенно противоположными утверждениями и ревьер требовал третье, о чем мы даже и не знали. Занимались банальным переписыванием друг от друга. т.к. то что мы нагуглили часто признавалось ошибками:)

2) Согласно закону об Образовании, все программы принятые к лицензированию и по которым выдается Диплом ДПО, должны преподаваться людьми с дополнительным пед.образованием ( т.е. если учим программированию, то диплом со своей специализацией в программировании + диплом о пед.образовании ( часто это тот же ДПИ диплом). Зачем это делается? Не потому что закон такой устаревший и мешает нормально работать ( слова наставника из ЯП), а потому что человек, знающий педагогику понимает, как нужно объяснить, чтобы студент понял, как преподнести, что у него спросить и как подвести его к этому ответу или решению. Не смотря на то, что учатся взрослые, ничем они особо от детей -школьников не отличаются. У них такое -же непонимание тем, непонимание вопросов и часто, непонимание ответов от наставников.

Особенно умиляли ответы наставников уровня - ну чего тут объяснять, ту все просто, погугли и сам найдешь свой ответ... Ээээ, ну как-то погуглить я могу и не за 17 500 в месяц. Т.е. на конкретные вопросы о помощи или непонимании ответы были более чем расплывчатые. О чем это говорит? Отсутствие того самого пресловутого пед.образования у наставников и ревьюеров ( что, так на минутку, нарушение закона и при должной жалобе прилетит проверка и отзыв Образовательной Лицензии) сказывается на построении учебного процесса - никто толком не умеет учить и не знает как это делать.

Понятно, что сейчас в бум онлайн образования у нас каждый суслик -агроном, но то, что ты классный программист ни разу не говорит, что ты такой же классный преподаватель, т.к. донести сложное простым языком и научить этому своего ученика- это мастерство отдельное и тоже требует знаний и навыков . И более того, учить Нулевика вообще адски сложно, гораздо приятнее работать с человеком у которого уже база есть. Но , черт, не берите таких тогда, берите с базой или с мужем-программистом. проблем сразу меньше будет. А то уже какое-то введение в заблуждение.

Ну и потом, понимаю, откуда там доп.образование у первых и вторых, если мы заходим на страничку ЯП и читаем, что ЯП требуются ревьюеры и наставники за 35-50 000 р за 2 часа работы в день. Ознакомлены ли они с тем как нужно проверять работы, по какой программе учатся люди, у которых ты работы проверяешь. Вообще, саму программу ты читал и учебники к ней с теоретической частью? Судя по многим комментариям ревьюеров, которые они отмечали как грубые ошибки студентов - нет, т.к. в ошибки шло вообще все, преподавалось это в данном спринте или нет. Опять же, напомню, мы говорим об Организации , которая имеет Образовательную Лицензию и которую НЕ получить , не заявив кто у тебя обучает студентов и какое у него образование ( профильное , согласно обучаемому курсу + дополнительное пед.). Образовательных данных о том, кто нас проверял и наставлял я не увидела. Еще один вопрос к Мин.Обр о проверке тех кого они лицензируют на право получения Дополнительного образования.

3) Абсолютно не понравилась работа наставника ( у нас на потоке был наставник + старший студент). Если ты задаешь вопрос в понедельник в 19-20 ( логично, ты пришел с работы и сел учиться), то ответ на твой вопрос ты получаешь в лучшем случае во вторник в 20-00 ( т.е. как раз те заявленные 2 часа работы в день со студентами. Нас было 98 в первый день и 73 - в последний, где-то по 1.2 минуты на человека в день. Много ты нанаставничаешь за такой промежуток). В результате все студенты обменивались друг с другом информацией и активно помогал старший студент( что тоже мне странно, т.к. я плачу за работу наставника и хочу видеть от него помощь и решения, а не ответы в стиле - о , да вы уже все и без меня решили! Конечно, кто же сутки ждать будет:)

4) Как Вы понимаете, все эти вопросы у меня стали озвучиваться особенно активно в процессе получения фидбеков от ревьюеров. На что мне было сказано наставником и старшим студентом, что задача такого вот построения курса - сразу отсеить на академ всех слабых студентов. И тут мне стало совсем интересно. Потому что, я , наивная дура, пишу свои программы и тестирую их потом на желающих учениках ( у меня тоже онлайн обучение), чтобы собрать все ошибки, недочеты , минусы и пересмотреть их так, чтобы люди, платящие мне деньги за обучение ( а у меня оно тоже стоит от 200 000) овладели этой профессией, за которой они пришли, а не просто заплатили мне и с первого месяца учебы были переведены на платный академ ( сейчас набегут из ЯП с утверждениями,что академ бесплатный. В оферте -то написано бесплатно, но де факто он стоит ровно столько, сколько стоит ваш учебный месяц. Т.е. вы платите 17 500 за первый месяц, потом Вас уговаривают на академ, где Вы месяц опять учите тоже самое, но платите еще 17 500, потом переходите на 2ой месяц , а платите уже за 3ий, по факту получив услугу только за 2 месяца ( авансируем ЯП:)) , а потом вдруг понимаете. что надо отчислиться ( не смотря на все уговоры ЯП и кураторов) и прощаетесь с этими 3мя платежами, хотя. повторюсь, услуга Вам оказана всего на 2 платежа.

И что мы имеем? Слабых студентов мы не учим ( хотя берем всех), мы их активно уговариваем на академ, и у нас и проблем меньше, и программу не надо менять (слабые же все пошли по второму кругу) , и деньги у нас идут как за 98 студентов ( хотя по факту услугу мы оказываем только 73м) и всем хорошо:) Т.е. банально у нас уже просто выкачивание денег, без цели научить. Опять же, вопрос к мин.обр - что за специалисты такие выходят тогда оттуда?

5) И последнее ( уже простынь такую расписала:) - очень странные фискальные чеки. У меня есть дурацкая привычка собирать чеки от покупок, и тут вот я обратила внимание, что с меня ЯП списывает 17 500 ежемесячно, а фискальный чек ( напомню, что информация с этого чека идет прямиком в налоговую , которая с этих сумм считает налоги ООО ), на образовательные услуги мне присылает на сумму 6 500.... И вот как я 13НДФЛ-то возмещу ( о котором они тоже заявляют на своей странице к курсам) если у меня чеки на меньшие суммы и именного договора об образовательных услугах ( на фио дочери как ученика и мое фио как плательщика) у меня нет на руках. Хотя, опять же по закону об Образовании, договор на такие услуги должен заключаться в письменном виде или путем обмена по электронной почте, но с досылом оригиналов. Сейчас все напомнят об оферте - правильно, но оферта должна содержать информацию о том, когда плательщик и ученик получат данный договор на руки - не оферту, а именной договор между Лицензированным учебным заведением и студентом ( а также, копиями документов от студента об образовании). Ни нормальных чеков, ни договора я не увидела за полтора года ни разу.

В общем, у меня сильное желание, собрать эту всю переписку о ненужности исполнения законов, о нарушениях в договорах, о странной обучающей программе, о непонятном образовании наставников и ревьюеров ( и кто они вообще?Люди не имеющие никакого отношения к ЯП?), странные чеки на непонятные суммы и отправить все это во всевозможные органы с просьбой о проверке.

И да, деньги, проплаченные вперед за курс, нам не вернули:)

(Про Питон + ничего не скажу, дочь учится, пока нравится)

Минусы:

- неграмотно составленная образовательная программа

- несоответствия между преподаваемым и требуемым при проверке материалом

- противоречия в теории и примерах ( утверждаем одно, примером подкрепляем с совершенно противоположным)

- плохое преподавание основ, что потом сильно скажется в дальнейшей учебе и опять же - привет платный академ.

- большой % отсеивания сразу же на первом платном этапе ( почти 25% от потока) - это очень плохо

- ответ на все вопросы - "гуглите"

- отстутствие пед.образования у наставников и ревьюеров (экзаменаторов)

- плохо налажена обратная связь

- очень долгие проверки работ ( минимум 20-23 часа всегда было)

- платный академ

- несоответствие оплаты и выдаваемого чека

- отсутствие именного договора на оказание образовательных услуг

- введение в заблуждение будущих студентов сообщением, что заниматься придется не более 2-3 часов в день ( в среднем все сидели по 4-6 часов)

- введение в заблуждение будущих студентов сообщением, что можно совмещать учебу с работой ( открыто говорили потом, что лучше работу бросить на время учебы)

- открытое утверждение наставников, что задача первых спринтов - отсеить слабых учеников на академ, чтобы с ними не возиться. ( проще было бы их не брать и не пудрить мозг людям, но тогда желающих меньше будет)

Плюсы:

- красивый учебный кабинет

- удобные варианты оплат

- ребята-сокурсники интересные, приятное общение.

Стоят ли эти плюсы 17 500 в месяц на протяжении 18 месяцев - решать алчущим знаний в веб+ :)

Для себя я получила шикарный опыт обучения по лицензированной программе, отметила себе какие минусы проверить у себя и исключить их из своей школы, на чем проверять своих преподавателей и провести с ними инструктаж на тему - думаем, что пишем и говорим во время учебного процесса ( т.к. не всегда можно разграничить когда ты свое мнение выражаешь, а когда говоришь от имени компании, а так можно необдуманными словами испортить имидж компании, если что не хуже).

А еще поняла, что даже если ты такой большой и важный как Яндекс, ты тоже можешь делать свою работу плохо.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Angry saler

По вэбу 100500 бесплатных обучалок + есть learn JavaScript, откуда по сути все берут программу по js.
Есть stepik со своими платными/бесплатными курсами.
Но 17500 в месяц это не адекватная цена для онлайн образования по данной специальности (я за эти деньги могу покупать консультации настоящего разработчика, который будет мне по полочкам все раскладывать в удобной для меня форме по материалам, которые я прочитал, попробовал, но не понял)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Фанки
>я за эти деньги могу покупать консультации настоящего разработчика, который будет мне по полочкам все раскладывать в удобной для меня форме

Нет, не сможете такое купить за 17к

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Robastik: веб-парсер Excel
learn JavaScript
прочитал, попробовал, но не понял

Такое реально возможно? Там вроде уровень справочника, как его можно не понять?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Станислав Киселёв

Наблюдал за обучением жены, правда в другой онлайн-школе. Знаете, вот прямо ОЧЕНЬ сильно сомневаюсь, что найдете кого-то готового вписаться с достаточными знаниями за эту сумму. Только если найдется кто-то из друзей желающий с нужными компетенциями, но тогда получится по сути бесплатно, но это уже отдельный случай. Там нужно довольно приличный объем работ проводить. Плюсы курсов - заранее есть программа понятная общая, преподавателю не надо разбираться с каждым заданием-случаем отдельно, только с решением задачи учеником. И число консультаций-проверок-комментариев было по итогу приличным, как в формате телеграм-переписки и общений по скайпу с наставником, так и в формате чата в слаке(где отвечали на вопросы разные преподаватели). Да, программа не идеальна. Даже задание само далеко от идеала, а материалы содержат ошибки. И информацию никто не разжевывает - всё-равно доп. обучения из различных источников большая часть. А часть задач составлена по-дурному(но в целом реалистично, такие варианты тоже бывают). Но направляют на путь. Фиг знает, где найти живого программиста желающего этой херней страдать столько времени за копейки индивидуально. Я таких не знаю. Курс пройденный считаю однозначно полезным. Но надо понимать что этого совершенно недостаточно и надо еще учиться и учиться, на пет-проектах, задачах реальных, доизучать нужные технологии, фреймворки, учиться применять на практике и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Чтобы правильно выбрать эту самую хорошую обучалку, нужно иметь базу. Как новичок поймет?
На курсы собственно и идут, чтобы получить отобранные знания в концентрированном виде от опытных людей, которые уже собрали все знания и умеют преподавать

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Marianna Yaksarova

У меня была мысль, что, возможно, некоторый бардак в ЯП может являться частью процесса обучения. Если так, то это гениально 👏 В общем-то, когда по этим специальностям начинаешь работать джуном, тоже ничего поначалу не понимаешь, 3/4 времени гуглишь (часто неправильно, тк даже не знаешь, что искать), задачи описаны плохо, требования нечёткие, никто с тобой не нянчится, менторством и онбордингом не занимается (даже если обещал), сплошное «ожидание — реальность». Всё как в жизни, идеальный симулятор. В ЯП можно прочувствовать, насколько тебе такое подходит, и не наносит ли психологические травмы. Тем более, сейчас модно же софт-скиллы прокачивать, вот как раз это они и есть ) Если что, я закончила анализ данных в ЯП.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Вот честно, вам предложили пройти курс, в ходе которых вы бы получили знания, а вместо обучения вы гуглите и называете это симулятором. Гораздо дешевле и проще самому сидеть по несколько часов в день и изучать все самому а не платить за 'симулятор"

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Bonny Blue
Автор

Скорее всего так и есть, если учесть, что задача - отсеять всех слабых.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Не стоит приписывать гениальности то, что можно объяснить бардаком
да, тренажер там работает, но малое кол-во кураторов, малые зарплаты - это экономия на ФОТ, а не "гениальный прорыв в методике обучения"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
fffggg gggfff
задачи описаны плохо, требования нечёткие

это от банальной некомпетентности старших. формошлёпы не умеют в банальную постановку задач

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Токарев

Вы абсолютно правы, что в программировании царит бардак. В этом и сложность.

Все курсы обучения в рекламных обещаниях врут. Иначе они не продадут. Маркетинг - это сладкая ложь, которая просто обязана повысить конвертацию лидов в заказы, иначе этому бизнесу - курсам - не выжить.

Я программирую лет 12 наверно, из них в индустрии - шесть. У меня было мобильное программирование, разработка игр на разных движка. На Яндекс-Практикум я записался, чтобы мне структурированно передали информацию... да кому я вру. Я записался на курсы, чтобы получить внешний локус контроля для изучения нового фреймворка, дополнительный каркас из силы воли, потому что собственная сила воли - это ограниченный ресурс. И я обнаружил тут все знакомые язвы индустрии.

Но кое в чем я хотел бы поспорить

=======================
"Согласно закону об Образовании".... "потому что человек, знающий педагогику понимает, как нужно объяснить,"

Не знает. Подавляющее число людей с педагогическим образованием может и знают, может и учили, как объясняют - но не объясняют. Образовательные программы в школе устарели. В школе информатику преподают в тетрадках. В институтах пишут на Паскале. Объясняют через пень-колоду, не понимая, откуда это возникло, зачем нужно в работе, из каких проблем возникли те или иные концепции программирования, почему одни концепции выжили, а другие спрашивают на собеседованиях, но никто не применяет на практике.

Давайте зарубим на носу - в образовании прежде всего важна квалификация учителя, а не умение объяснять. Если нет квалификации, что вы объясните? Как вы поясните, что Redux/Mobx/Recoil - это вариации обсервабле?

Закон об образовании - вредная чушь, которая только мешает специалисту передавать знания, требуя дополнительные бумажки и время.

Некогда объяснять, технологии меняются.

Курсы обучения не всегда говорят об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Квалификации как специалиста недостаточно, т.к. , повторюсь, можно быть отличным программистом, но не уметь объяснить то, что ты делаешь простым языком. " Стукни тут и там заработает"- это не квалификация ни разу. Просто за то, что программист это сложная профессия уже ни один баян порвали, но вот учить и преподавать- это ерунда. Почему-то считается, что учить может каждый. Нет, не каждый. Ну учителя-предметника в Универе учат как его предмету так и методикам преподавания. Есть такое понятие как учебная нагрузка, которую преподаватель распределяет согласно своей учебной программе. Я не думаю, что Вы сильно рады будете если Вашего ребенка придет учить инженер с завода и не, разбирая как надо учить, просто завалит ребенка формулами и терминами. А почему нет? У него же квалификация, он инженер. А ребенок пусть гуглит:)
Плохой учитель многим отбил любовь к предметам и желание учится.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Квалификация нужна просто достаточная. а вот умение объяснять нужно в полной мере. Нет смысла в знаниях, если человек их не может донести

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Петрашевский

Российские врут и борзеют.
Coursera какая-нибудь дешевле яндекса раза в 2 и более доходчивая.
Яндекс вообще быдловатые. Степик и нетология на их фоне будут получше

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Итак, я с вами солидарен по ощущениям - да, бардак заметен. Но....

=======================
В программировании бардак, который является следствием бурного роста. То, что считалось крутым в 2012, стало смешным в 2022. Виртуальный DOM (React), на который все молились, уже объявляют анафемой (Solid JS). Классические паттерны банды четырех завернуты в новомодные концепции и доступны сегодня, но называются другими словами.

Сам React только недавно прошел через радикальную смену синтаксиса, перейдя от классовых компонентов к функциональным.

Вероятно, можно составлять подробную объяснялку для каждой новой волны в программировании, но беда в том, что сами создатели таких волн не в состоянии железно обосновать свою правоту.

Программирование - не математика с доказанными теоремами, это инженерный свод эвристик, правил и приемов, которые постоянно меняются и при этом не имеют жестких доказательств и указаний четких диапазонов, на которых они действуют.

Курсы обучения - это бардак, лишь немного симулирующий реальную рабочую атмосферу.

=======================
Я считаю большой ошибкой всех обучающих курсов по программированию в том, что они не внушают новичкам - это игра в кальмара.

Шутка. Я считаю, что есть ряд базовых правил, которые следует сообщить новичкам в программировании. Примерно таких

- Это не наука, это набор правил, которые постоянно меняются. Поэтому вам нужно постоянно быть готовым к изменениям - и от заказчика, и от коллег, и от библиотек в языке.

- Нахождение рядом со специалистом - превыше всего. Если вы видите, что человек вас превосходит, это уже достаточно, чтобы учиться.

- Объяснять хорошо вам никто не будет. Хорошо объяснить тот или иной прием не могут даже программисты. Зачастую это просто наборы правил "дергани за пимпочку, ебани по хуевинке". Все слишком меняется, нужно уметь врубаться самому. Если вы не умеете врубаться самому, вы все равно отстанете от индустрии и не сможете работать.

- Да, большинство задач сформировано плохо. Кто-то там вякнул про формошлепов (веб-программирование). Друг, задачи ставят плохо везде - даже в нефтянке, даже в микроконтроллерах, даже в банковском бэкенде. Потому что источником задач являются обычные люди, а не программисты. Поэтому крайне важно врубаться. Если вы не умеете врубаться - вам нечего делать в программировании.

- Вам может казаться, что замечания по коду - это атака. Это не так. Это диагностика расхождений. Просто исправляйте их, не думая, что вас оценивают. Коде-ревю - это просто индикация того, что надо поправить. Вас об этом никто не предупреждал? Вы не поняли, коде-ревю - это и есть предупреждение, обучение особой формы. Оно будет продолжаться на работе.

- В программировании крайне важно общаться. Общаться с коллегами интенсивно, но вежливо. Общаться с заказчиком. Терпеть дикие паузы, молчание и невнятные объяснения. Требовать снова. И снова.

Курсы обучения никак не готовят вас к общению в чате с нервным заказчиком, который впервые столкнулся с тем, что "это же очевидно" не является полноценной заменой техническому заданию.

=======================
По сути, перед каждым курсом программирования следует пускать курс по софт-скиллам
1. как работать самому дома и не свихнуться
2. как гуглить и не только в Гугле
3. как не воспринимать невнятную задачу как агрессию. Это не агрессия, это проблема заказчика, которую мы как специалисты должны решить, должны помочь. Часто задачу можно просто кстати завернуть, не стесняйтесь этого делать.
4. любые замечания по вашей работе без прямых ругательств - это не агрессия. Это индикатор расхождений, которые надо убрать. Это обучение, это просто еще один слой компилятора.
5. С любыми замечаниями можно обращаться так - если оно слишком короткое, пишите "обоснуй целесообразность такого исправления, пожалуйста". Если оно уже с объяснением целесообразности - писать "проверь пожалуйста целесообразность именно в этом случае, мне кажется, что это просто усложняет решение и раздувает код" или "делает код нечитабельно коротким" или "заказчик хочет задачу сейчас, я с твоими замечаниями абсолютно согласен, но это время на переделку никто не оплатит".

И все! Я уламывал коде-ревьюеров даже на обучающих курсах, где нет такого мощного аргумента как заказчик, у которого сроки горят и денег нет на рефакторинг.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

=======================

ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ

Итак, курсы обучения врут. Потому что

=======================

Программист - это комбинация нескольких скиллов
- умение много-много читать, каждый день,
- умение много-много читать между строк и
- умение общаться

Лучше все сразу.

А вы что думаете, мы зря латте с карамельным сиропом пьем? Нам просто так макбуки для работы выдают? Нет, за это есть цена, высока цена и она заключается не в том, что мы один раз выучиваем набор правил, а в том, что нам приходится постоянно выучивать новые правила и отбрасывать старые, при этом уметь корректно сраться по этому поводу и на коде-ревю, и в процессе постановки задачи.

Мы, программисты, живем в аду из ребусов. Скилл заключается в том, чтобы воспринимать это как рай.

Курсы вам врут. Они не сделают вас программистом. Чтобы сделать себя программистом, вы должны полюбить вечные ребусы, головоломки и чтение мануалов на техническом английском.

Ответить
Развернуть ветку
Karina Strebkova

А что вы скажите про университеты? Они получше курсов будут, или все программисты на личном энтузиазме только образовываются?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Valeratal Val

умение много-много читать, каждый день,
- умение много-много читать между строк и
- умение общаться

Вы кажется менеджера по продажам описали. И еще бизнес-или системного аналитика

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.
Мы, программисты, живем в аду

Ну Вы тут наплели про суровую жизнь программистов )

Я знаю ещё более суровую правду про многих челов.

Ответить
Развернуть ветку
borera3135

Приятель мне прислал ссылку на эту статью, потому что я тоже выпускник веба в Янд.Практикуме

Конечно есть справедливые замечания, но в целом - видел я одногруппников вашего типажа, "В теории одно, в задачах второе, в проектах третье") Те еще кадры и те еще предъявы у них были.
Для меня бы их отзывы не стоили и ломаного гроша

6 часов в день... и это ещё как я понял на их новой, в 2 раза растянутой программе?... по 6 часов... первые спринты... чё уж не по 14?

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

быстро ЯП реагирует на негативные отзывы. Уже своих казачков заслал:)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
ЯжПрограммист

С регистрацией!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bonny Blue
Автор

Вы даже ради меня зарегистрировались - очень приятно, но я глубоко замужем:)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Копчик

А вам чеки тоже на меньшую сумму выдавали?))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bonny Blue
Автор

Кстати, а почему "тоже" выпускник?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Геннадий Давыдов

Ядовитая статья от черт знает кого. Тут и свое дело, и конструктор, и педагог, и свое дело, которое больше приносит в деньгах, чем зарабатывают сеньоры программисты. А откуда инфа о зп сеноров программеров в РФ? Непонятно.

Но видимо надо было сформировать небольшой авторитет, мол я такая умная и успешная, вот мое мнение.

А главное написано что? Только о вэбе! И даже выделено. А потом в комментах по всему яндексу.

Я в свое время учился так же, как многие - сам и бесплатно. Проще ли это? Нет. Структуры нет. Подсказать некому. Айти в то время, как чертов космос с магией.

Плюс в яндексе в том, что в любом курсе есть бесплатная стартовая часть - начни, понравится - заплати и продолжи. Нет? Вперед, доучивайся бесплатно. Некоторые курсы - бесплатно.

В комментариях как видно собрались те, кто хочет все и за копейки и чтобы бегали перед ними за эти копейки и ублажали, как им того хочется.

Умение гуглить - это отдельный навык в программировании, как поиск информации; и то, что это входит в программу - замечательно. Хотя зная некоторые начальные курсы в яндексе в сфере айти - не надо там ничего гуглить.

А вот интерес к автору, если такая вся успешная: что за фирма? Что за ооо, которое выпускает классных специалистов по закону? А то так, выхлоп самомнения и без толку.

Грустно то, что все сидят на жопе ровно и ждут, когда будет все дешево! когда будут перел ними за 100 рублей плясать, как с ребенком! А до этого - ни, ни!.. Все плохие, все плохо. Учите меня, чтобы я понял зачем это! Потом устройте меня! А потом слышишь - я все сам, я такой самостоятельный.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Есть мнение, что бесплатная часть не соответствует платным

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Согласен, что вводная часть "я насквозь опытная" немного коробит.

Но, при беглом прочтении, автору спасибо за поднятые вопросы/проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bonny Blue
Автор

- Про зп сеньоров- нагуглила, ЯП научил :)

- Комментарии по всему Яндексу - а должно быть только Ваше мнение , а остальное неправильное?:)

- бесплатная часть не дает представления о платной и, по сути, вводит в заблуждение легкостью. Дураки ли те, кто повелись и пришли на платный курс- с Вашей т.з., видимо, да. Надо тренировать экстрасенсорику и предвидеть:)

- Если человек работает, то чаще всего он успешен, да и зп сеньора не великая сумма, честно говоря. А такая реакция на другого человека говорит чаще о том, что у Вас не все так хорошо, как хочется.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Valeratal Val

ЗП синьеров можно нагуглить. Есть же исследования рынка и не одно
Именно, самому и бесплатно можно учиться. Но если человек платит немалые деньги, он вправе ожидать какой-то сервис. Критически отличающийся от бесплатного

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Константин Фанки

В обучении есть:
1) менторский подход - учащийся сам старается, прилагает усилия и ищет инфу, но иногда советуется с опытным ментором + он его корректирует с какой то периодичностью. Ученик прилагает усилия, учится искать знания и он больше заинтересован в успехе учебы.
2) клиентско - сервисный подход - преподаватель должен за ручку провести учащегося, все ему разжевать и положить в рот. Заплатили же! Я ж клиент, так обслуживайте меня! Тут ожидается, что преподавать больше заинтересован в успехе учебы.
Оба подхода имеют права на существование. Важно лишь что бы и препод и ученик были солидарны в выборе подхода, иначе будет обман ожиданий и разочарование.

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Но, самый главный плюс у меня, не смотря на все денежные убытки, что ребенок решила продолжить мамину профессию и тоже стать конструктором, а не программистом:) Чему я очень рада, яндекс уговорил ее ,что лучше быть хорошим конструктором ( а это сейчас еще и редкая профессия), чем средним программистом среди огромной толпы таких же... :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Timofeev

Конструктором чего?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Valeratal Val

да лан, еще может несколько раз сменить профессию. Мы не в Союзе, чтобы один раз получил и до пенсии работать
Питон сейчас в школе есть. 8-й класс, мат. вертикаль.
(честно говоря, не знаю, зачем именно ЯП, есть тот же степик с разными уровнями. для ребенка наверно достаточно)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ирина Хон

Конструктор одежды совсем не редкая профессия. Так ещё и малооплачиваемая, по сравнению с программистом)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
mental

Вот я сейчас тоже учусь, только на курсе android developer. Незнаю сделано это специально или просто халатно, но одно подмечу. Если ты не умеешь гуглить информацию, то лучше заканчивать с программированием.

Ответить
Развернуть ветку
Миша

Я могу разочаровать. Это только на готовых курсах все гуглится. На практике все куда интереснее. Если не умеешь придумывать решение, то можно заканчивать. Это нормально :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Петрашевский

Ничего удивительного. Страна наот*бись.
Толковый программист дорого стоит, как и педагог. А ты еще и попробуй найти 2 в 1 (да никто и не ищет, особо, в яндексе платят так себе и напыщеного гнилья много).
С другой стороны, толковые преподы есть на оффлайн курсах, да и просто ВУЗах. И с валидатором бороться не придется. Взять курс в красном домике или второе высшее.

Жаль, что иностранные онлайн курсы нам больше не доступны. Они дешевле и толковее, английский немного подтянется. Из отечественных стоит присмотреться к степику и нетологии. Не стоит заостряться на яндекс, скилбокс, джавараш. Имхо

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алиев

Мадам, какое соблюдение закона, вы простите в какой стране живете? Этим законом в первую очередь подтираются те кто его выдумывает.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
красивый учебный кабинет + удобные варианты оплат

вот в принципе такими словами можно всё российское it описать, которое типа "впереди планеты все". формошлепы и высасывание денег

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Так это не новость. Разбор отличный. Только некуда его применить. Яндекс, как обычно, будет в стороне. Сменят юрика и погнали. Пока люди платят за эту шляпу, её будут продавать всякие говнояндексы.

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

да, я уже почитала другие отзывы и вижу, что ничего особо не меняется. И это очень грустно, т.к. идея изначально отличная, но исполнение. как всегда - бабло победило разум.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Sara Harris

что-то минусов больше чем плюсов

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Это мое сугубо субъективное мнение, но я ниже написала, что как мне не понравился веб+, так дочери нравится питон, на котором она учится. Может у меня уже проф.дефформация в плане как учат и это мешает воспринимать информацию свободно, а у нее этого нет и она открыта к такой подаче информации. Может у них уже группа сильно подружилась и у них такая коллективная работа, что ей очень нравится. Но , в любом случае, правда у каждого своя. Я бы не пошла на такие курсы еще раз, дочка- пошла бы, если будет посвободнее ( учеба в выпускном классе это почти как full-time работа)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valeratal Val

Спасибо за отзыв. Эта ж таже программа, по которой уже был легендарный отзыв на Хабре

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Я его после тоже нашла и прочитала, много похожих моментов. И , хотя автор отзыва потом дополнил его, написав, что многое изменилось( со слов ЯП ему, как я поняла), основа и подход остались как есть

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Крупенко

А что у Вас за курс?

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Или если Вы про мой по лицензии - то он в сфере дизайна и конструирования одежды.

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

Веб -разработчик +

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Скажу сразу, не читал всю статью, остановился на недовольстве гугления. Так вот, когда все эти курсы только начинали появляться, то со студентами сидели и сюсюкались как с ребенком, расжовывая ему каждую мелочь. Итог таких курсов - абсолютно бесполезные работники, которые ждут, что на работе им пожуют задачу и в рот положат. Теперь стали хотя бы заставлять гуглить, то есть добывать информацию самому. Я этому рад, что есть хоть какой-то прогресс в эволюции этих курсов. Если вы, автор, думаете, что на работе с вами будут сюсюкаться как вы ожидаете - нет, это не так. 90% работы программиста, кто делает больше, чем формошлепство и сайты на тильде - это гугление и усваинвание новой информации. Если у вас нет желания это делать, то возможно вы правильно делаете, что не идете заниматься в этой сфере, а занимаетесь своим делом

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

а причем тут "работа". Это курсы же, а не работа. Курсы это обучение, более опытный учит менее опытного. А если менее опытного учит "гугл", то за что платят более опытному?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anton Shchegolkov

Есть прекрасные англоязычные курсы, в том числе, и бесплатные: стенфордские, из платных - big nerd ranch.

Ответить
Развернуть ветку
Порфирий Карлович

Добро пожаловать в современный мир инфоцыганщины!

Ответить
Развернуть ветку
Практикум

Здравствуйте!

Меня зовут Диана, я из команды Практикума.

Я благодарю вас за подробную статью о курсе Веб разработчик плюс. Мне жаль, что обучение в Практикуме вам не подошло. Мы внимательно относимся к обратной связи и ценим, что в своей статье вы отметили не только негативные, но и позитивные стороны обучения. Также вы указали на важные моменты, из которых складывается образовательный опыт студента. На них я бы хотела остановиться подробнее.

В Практикуме учатся студенты самых разных возрастов и профессий. У кого-то есть базовые знания и опыт, а у кого-то – нет. Отсутствие опыта не мешает нашим студентам успешно заканчивать обучение и устраиваться на работу. Мы это знаем наверняка, так как регулярно изучаем вопрос уровня подготовки студентов перед началом обучения и их трудоустройства как внутри продукта, так и на стороне независимых исследователей, например, https://www.forbes.ru/spetsproekt/475393-kar-ernyj-trek-naskol-ko-vypuskniki-it-kursov-vostrebovany-u-rabotodatelej.

Что касается работы наставника и его коммуникации с вами, то здесь мы обязательно проведём внутреннюю проверку. Мы всегда следим за тем, чтобы общение с наставником происходило в установленный SLA – 24 часа, а также было полезным и бережным. В противном случае мы оставляем за собой право принять в его отношении меры, соответствующие характеру нарушений. Та коммуникация, о которой вы пишите, совершенно недопустима. Поэтому от лица всего сервиса приношу вам свои извинения.

Продолжая тему сопровождения в Практикуме, я бы хотела рассказать про функции наставника и ревьюера. Наставник это человек, который отвечает на вопросы студентов и помогает в решении непростых задач. Ревьюер занимается исключительно проверкой работ. Они не являются преподавателями в прямом смысле слова, поэтому и требования, которые мы предъявляем к ним в процессе найма, другие. Наставники в Практикуме – это специалисты, которые проработали в индустрии не менее 3 лет. Ревьюеры также имеют соответствующий опыт в разработке. Нам наличие такого опыта кажется решающим, так как действующие специалисты могут дать подробную обратную связь о технологиях, которые постоянно меняются и совершенствуются на рынке IT. Редкий IT-специалист примет решение получать дополнительное педагогическое образование.

Вместе с этим саму программу курса составляют методисты, учитывая все особенности образовательного процесса. Кому-то методика, при которой помимо учебника и тренажёра нужно уделять время самостоятельной работе, подходит, а кому-то – нет. Поэтому кто-то выберет самостоятельное обучение, так как в свободном доступе достаточно материалов по любой теме, кто-то выберет обучение с наставником и ревьюером, а кто-то с частным преподавателем. Тут всё зависит от индивидуальных особенностей каждого. Отсюда и разница во времени, которое студенты тратят на обучение.

Если говорить об академическом отпуске, то в Практикуме его следует рассматривать не как бесплатную заморозку обучения на курсе, а как отсрочку дедлайна сдачи проектной работы. В процессе его оформления кураторы предупреждают студентов об особенностях оформления академического отпуска. Если студент не успевает сдать работу в жёсткий дедлайн, то на курсе Веб разработчик плюс он может три раза за весь период обучения оформить академ и взять паузу. В это время студент также имеет доступ к тренажёру, может общаться с наставником и выполнять задания – его обучение не прекращается, и каждый день пребывания на курсе оплачивается. Когда академ заканчивается, мы переводим студента в другую группу, которая закончит своё обучение позже. Поэтому даже если вы берёте за весь период обучения три академа, финальная стоимость курса в случае его завершения не меняется.

По поводу чеков допускаю, что речь идёт о закрывающем виде чека. Этот документ приходит студенту ежемесячно и подтверждает факт оказанных услуг в текущем месяце. Например, месяц обучения стоит 13000 ₽. Если старт обучения был 14 числа месяца, то с этой даты по конец месяца мы оказали услуги на сумму 6500 ₽. Этот закрывающий вид чека студент получит в конце месяца. На вторую половину суммы чек придёт в середине месяца, когда пройдёт месяц, и его стоимость будет полностью оплачена. Также студент получает кассовый чек. Он отражает фактическое списание денежных средств с банковской карты, и именно этот тип документа необходим для оформления налогового вычета.

В завершение хочется ещё раз поблагодарить вас за подробную обратную связь. Некоторые её пункты мы взяли в работу. Добавлю, что все отзывы наших студентов помогают нам держать руку на пульсе и следить за тем, что в Практикуме работает хорошо, а что – нуждается в доработке.

С уважением,
Диана из команды Практикума

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dashkevich

А если я в начале декабря написал, что хочу вернуть деньги. И вы мне их не возвращаете, это для того, чтобы в июне сказать: "смотрите, время, отведённое на курс, вышло, мы вам ничего не должны"?

Ответить
Развернуть ветку
Bonny Blue
Автор

А касательно моих знаний в вебе, я за месяц основы таки разобрала, но не благодаря ЯП, а вопреки - т.к. просто лазила по ютубу и смотрела все. что можно посмотреть и простенький одностраничник с простой анимацией я накодю, но вот понимаю, что если так учить дальше - с 3его спринта ты просто завалишься и растеряешь весь азарт изучения этого направления. И тут я склоняюсь ко множеству комментариев - лучше учиться самостоятельно и висеть в чатах или форумах, где можно спросить о совей проблеме. Смысла брать такие дорогие курсы ЯП и остальных нет вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Karina Strebkova

А на всех остальных курсах у Яндекса тоже так же? Или вы не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Дмитрий Рыцев

А знаете почему так? Потому что толпы людей ломятся в ИТ-сферу и создают ажиотаж, на котором не всегда чисто наживаются разные образовательные конторы. Ничего не скажу за ЯП, но ни в посте и даже ни в одном из комментариев, я не заметил хоть какого-то обоснования крестового похода в программисты. Если считать обоснованием фразу "поддалась модным веяниям", то она довольно правдиво отражает реальность.

Самый главный постулат состоит в том, что не каждый может стать программистом. Для этого нужные определённые личностные и интеллектуальные особенности. Заметьте, я не сказал превосходство, а особенности.

Банальный профориентационный тест раскрыл бы многим глаза. Но кто из страждущих высоких синьорских зарплат его проходил? Кто хотя бы чуть чуть задумался о своей индивидуальной образовательной траектории, необходимой для достижения долгосрочных целей?

Трек обучения от @Valeratal Val - это всего лишь трек обучения области знаний, потребность в освоении которой ещё непонятно откуда и зачем появилась.

Вот так и получается, что годы уходят на обучение компетенциям, которые ещё не факт, что понадобятся. Я эти вопросы попытался раскрыть в уроке по образовательной траектории в практикуме по личному стратегическому планированию https://strategium.space/lesson/personal-education-trajetory/.
PS. Лицензии Минобра нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
я не заметил хоть какого-то обоснования крестового похода в программисты

А надо еще обоснование? оно не очевидно? Я назову только 3
в айти-сфере (не только программирование)
1. В 2 (или более) раза выше зарплата от средней по региону
2. Возможность работы удаленно
3. Не требует годы обучений (медики учатся просто дохрена), чтобы начать получать нормальную ЗП

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Миша
Самый главный постулат состоит в том, что не каждый может стать программистом. Для этого нужные определённые личностные и интеллектуальные особенности. Заметьте, я не сказал превосходство, а особенности.

научиться можно всему. из физиологических особенностей здесь нужен самый минимум.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chokiz

А где @ЯндексПрактикум?🤔

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Карпова - UN English

Просто вау!!!
Очень крутая интересная статья, спасибо!
Теперь возникает вопрос, как они получили эту лицензию?
И ещё вопрос: а почему вы не приложили скрины с теми самыми ответами и переписками?

Ответить
Развернуть ветку
Ashley Nightingale

Пишите, пожалуйста. Необходима проверка.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Суфрай

Спасибо! Предметный обзор.

Ответить
Развернуть ветку
Доллар по 28

Интересно было прочитать ваш опыт, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dashkevich

Про возврат денег, уплаченных вперёд, подтверждаю. У меня их тоже украли.

Оплатил весь курс, посмотрел на эту богадельню и решил, что надо спасать остатки денег - на входе клятвенно обещали, что если не пойдёт, деньги за не пройденный материал вернут.

Только заикнулся, техподдержка пропала. Мне куратор курса дала контакты в телеграме: "да конечно, что вам угодно?". "Вернуть деньги" - и только тишина в ответ.

Про качество материала рассказть могу только про девопс - оно отвратительное, понадрали кусков из документации.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Zarodov

Тоже повёлся на красивое оформление и вроде как дельный план на курсе Data Engineer. Но был в шоке от заданий в первом спринте. Практическое каждое задание было либо с ошибкой, либо противоречило логике. Преподаватель пытался уверять, что у них иногда нареканий не было, но при этом прямо сливал коды всем, чтобы пройти косячные задания, потому что просто так их сложно пройти, т.к. тренажёр не пропускал. В итоге отказался от курса. Выбрал оплату сплитом, т.к. была скидка в таком случае. Сейчас вот обещают вернуть средства, но что-то с трудом вериться.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Zarodov
Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда