Как банк заблокировал счет интернет-магазину по 115-ФЗ

Планируете параллельный импорт? Будьте готовы к блокировке

Предыстория
Предприниматель занимался торговлей компьютерной техникой на Горбушке.

После введения санкций в 2022 г. со всех утюгов говорили о параллельном импорте. Поскольку он (параллельный импорт), действительно, существует, а иных способов приобретать железо по доступной цене не было, клиент решил освоить это направление.

Схема кажется простой: заказ в Европе и США - отгрузка в соседнюю к РФ страну - доставка в Россию - продажа. Кажется.

Для разделения финансовых потоков и оформления товара были зарегистрированы ООО и ИП.

Логистика была отлажена, продажи шли через интернет-магазин, финансовые потоки настроены.
Проходит время, приходит банк

Банки в момент, когда говорят, что хотят узнать о вас больше 

От Сбербанка пришел запрос по 115-ФЗ, в котором он просит представить широкий список документов. Банки часто пишут, что запрос носит формальный характер и не означает блокировку, но это не так.

Вспоминаю, как в одном деле банк просил клиента закрыть счет, потому что операции не соответствуют оборотам, заявленным в анкете, которую заполняют при открытии счета. Как такое может быть, рассказал здесь.

Не было бы вопросов - не было бы запроса. Однозначно, что какие-то операции по счету вызвали подозрения или сомнения у банка.
Я специально выделяю эти 2 момента, поскольку ЦБ РФ разделяет все банковские операции, которые подпадают под действие 115-ФЗ на:

  • сомнительные
  • подозрительные

Что еще следовало из запроса? Предоставить пояснения по операциям за 3 месяца. Это интересно, ведь товарный бизнес предполагает большое количество транзакций, а из запроса не следует, что банк интересуют конкретные операции, например, свыше 50 000 руб. То есть пояснять нужно всё.

На этом этапе у предпринимателя дилемма: предоставить всё и потратить много времени или предоставить, что считаешь нужным и уменьшить вероятность разблокировки.

Подготовка ответа и сбежавший бухгалтер

Когда к нам поступил запрос на разблокировку, моя команда провела общий анализ ситуации, выяснила, насколько бизнес реальный.

С реальным бизнесом работать интересно. Осознаешь, что
защищаешь предпринимателя от незаконных действий финансовой корпорации.

Подготовили развернутый ответ и направили в банк.
На 3 день банк пишет, что проверка проведена, но дополнительно нужно предоставить такие документы бухучета, как ОСВ, книга доходов и расходов, авансовые отчеты, срок 2 дня.

Разумеется, у клиента этих документов в готовом виде не было.

Но думаю, так у многих: зачем думать о документах и отчетах, когда вы на стадии выстраивания процессов и отладке бизнес-модели. Как правило, бухгалтерию передают на аутсорс. И это тоже нормально. Но в этой ситуации началась неведомая [х-слово].

Мы оценили допзапрос банка и предложили восстановить документы бухучета, которые интересны банку. Клиент адресовал это бухгалтеру, на что получил не совсем адекватную реакцию. Не помню дословно, но что-то вроде: "Вы же обналичиваете, ничего не получится, вас заблокируют". А затем и вовсе перестала брать трубку.

Окееееей. Не представляю, что испытал клиент, но к нам он пришел с этой историей на панике и подозрением: часом ли не бухгалтер заложил его в банк.

Здесь мне вспомнилась история про консьержей из "Золотых ключей" (такой был в фильме "Отель "Гранд Будапешт"), которые выполняют сложные и деликатные просьбы клиентов. Взялись за поиски бухгалтера, который бы выполнил в короткие сроки подготовку необходимых документов. За нами сохранялся шеф-контроль, поскольку мы были заинтересованы в результате.

Бухгалтера мы нашли, здесь всё без сюрпризов: в оговоренный срок документы были у нас.

После представления документов нас ждал новый допзапрос банка.

Анализируя, я понимал, что всё это имеет позитивную тенденцию, поскольку будь веские причины, счет заблокировали бы сразу. Но в то же время банку для принятия окончательного положительного решения не достает веских аргументов.

Финальный допзапрос

Два счета - две проверки

Клиент переводил деньги между двумя своими счетами (ИП и компании). Но сотрудники банка не поняли, что ИП и единственный учредитель компании - это один и тот же человек.

Из-за этого надо было собирать два пакета документов и писать два пояснения: по счету ИП и по счету компании.

Мы в подробностях описывали модель ведения бизнеса и:

  • почему компания переводила деньги ИП;
  • зачем одному человеку нужны и ИП, и компания;
  • какие у компании планы развития (найм работников, создание сайта и пр.);
  • какая имеется материально-техническая база.

В финальном допзапросе банк запросил отчет между ООО и ИП, который наш клиент писал бы по сути самому себе (от ИП к ООО).

Хорошо, отчет был подготовлен, направили всё в банк с дополнительным пояснением.

Наконец-то пришел ответ: банк завершил проверку, ДБО восстановлено, что означает онлайн-банкинг открыт.

Резюмирую:

- вы можете вести бизнес по параллельному импорту и как бы делать "правое" дело по "директиве партии", но вам поблажки никто делать не будет;

- когда-нибудь банк придет с вопросами;

- ответ банку должен быть максимально подробным;

- окружайте себя специалистами, которым можно доверять.

0
4 комментария
Кузьмич

Горбушка) логистика была отлажена)))

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Качкаев
Автор

Горбушка уже не та)

Ответить
Развернуть ветку
Прохор Шляпин

Барыгу нахлабучили, какая досада

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Качкаев
Автор

Да вы батенька - Карл Маркс

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда