Приёмная
Олег Репин
8088

Новая дыра в поиске «Яндекса»: «Сайт может использоваться злоумышленниками»

«Яндекс» безосновательно ставит пометку сайтам о «небезопасности» и «мошеннических действиях», после чего следует полная потеря трафика с российского поисковика и обрушение позиций. Что это? Новая дыра «умного» алгоритма или проделки конкурентов? Вопросов больше, чем ответов.

В закладки
Аудио

Развиваешь сайт, следуешь канонам «Яндекса» «делать контент для людей», радуешься росту трафика и увеличению прибыли компании. Но вжух — и ты под фильтром.

Фильтры «Яндекса» могут настичь сайт за искусственную накрутку поведенческих факторов, за массовую закупку некачественных ссылок, за спамные SEO-тексты и много чего ещё. При этом трафик с поисковика снижается практически до нуля, позиции уходят на седьмую страницу и дальше.

Сайт может использоваться злоумышленниками для выманивания денег

Но в этот раз прилетело, откуда не ждали. Внезапно в поиске рядом с сайтом появилась пометка: «По данным "Яндекса", сайт может использоваться злоумышленниками для выманивания денег», а ссылка на сайт стала серой.

Посыпались все позиции, даже у информационных статей из блога. Трафик с «Яндекса» упал с 700 уникальных посетителей в сутки до одного–пяти случайных прохожих. Google, само собой, неподвижен.

При попытке попасть на сайт, поисковик предупреждал:

«По данным "Яндекса", сайт может использоваться злоумышленниками для выманивания денег»

«С сайтом что-то не так?»

Это был первый вопрос, возникший в оптимизаторской голове. Десять раз проверили на вирусы, посмотрели логи, проверили панель «Яндекс. Вебмастер» — никаких предупреждений, никаких вирусов, никаких признаков взлома. Ни-че-го.

Читаем ещё раз:

«Будьте осторожны при оплате услуг на этом сайте. Возможно, он используется мошенниками для получения денег за фиктивные товары или услуги путем обмана посетителей».

Всё равно не доходит. На сайте ничего не продаётся, все услуги оказываются в офлайне (сфера ремонтных услуг), на сайте нет никаких систем оплаты. Даже форма обратной связи не требует никаких данных, кроме телефона, поэтому фраза «Посещение этого сайта угрожает безопасности ваших данных» звучит явно абсурдно.

О проекте

Предприниматель работает более десяти лет, юридические данные владельца прописаны на странице контактов. Домен не дроп и не свежерег, зарегистрирован и работает с самого начала ведения бизнеса. Условия обработки персональных данных прописаны, фиктивные товары или услуги не продаются.

Если вдруг появляется недовольный клиент, отдел контроля качества напрямую работает с ним и решает проблему.

Сайт активно рекламируется в «Директе», ежемесячный бюджет составляет более 1 млн рублей.

Стоит отметить, что пометка повлияла не только на органический трафик, но и полностью обрубила рекламный. «Яндекс» просто заморозил все рекламные кампании в «Директе», сославшись на 15 пункт договора оферты — «Без объяснения причин».

До этого на протяжении двух лет замечались и пресекались попытки конкурента повредить бизнесу клиента. DDoS-атаки, забрасывание колл-центра фиктивными заявками, скликивание рекламы, попытки взлома, изменения адресов и контактных телефонов в каталогах. Всё из-за зависти.

Предположение

Сейчас конкуренты нащупали слабое место в поиске, позволяющее банить сайты за «мошеннические действия». Вместе с проектом клиента — почти в одно время — несколько сайтов конкурентов в этой же сфере (около десяти) получили точно такую же пометку в поиске. Эти сайты так же активно участвовали в рекламе «Директа» и занимали видные позиции в органике.

Подумал, что может что-то глюкануло после очередного обновления. Полез смотреть другие высококонкурентные направления, там «меченых» нет, максимум один-два дорвея из десяти страниц результатов поиска.

Написали в техподдержку «Яндекса», вот ответ:

«Мы регулярно получаем жалобы». Какие? Откуда? «Разного рода мошенничество» — серьёзно?

Расплывчатые формулировки — одна из самых сильных сторон техподдержки.

Предположим, что есть реальный клиент, которого что-то не устроило, и он решил подпортить жизнь компании (при этом отказавшись идти на диалог). Куда он будет обращаться? Первое, что приходит на ум недовольным клиентам, — Роспотребнадзор.

И это намного эффективней, чем писать жалобы в поисковик, который то и дело отвечает «мы всего лишь зеркало рунета». Тут очевидная атака со стороны конкурентов.

Но как можно пожаловаться на сайт врага? Самое простое действие — нажать на кнопочку «Пожаловаться на сайт» прямо в результатах поиска.


Так же можно сделать и в «Директе», но там пунктов меньше и добавляется новый — «Спам или мошенничество».


Эта функция существует давно, но по факту с ее помощью нельзя было повлиять на ранжирование даже очень сомнительных сайтов.

Есть ещё одна возможность настучать — написать сюда. Можно даже оставить комментарий.

Берётся сайт конкурента, описывается несколько причин для жалоб и раздаются задания школьникам на бирже. «Яндекс» не в силах проверить адекватность каждой претензии. Поэтому, если накопится n-ное количество жалоб на сайт, модераторы сделают нужную отметку.

Мое мнение не подтверждено экспериментами, поэтому является лишь предположением.

Что делать?

В первую очередь — писать в техподдержку «Яндекса». Подробно объяснить, что мошеннические действия отсутствуют и требовать объяснить причину наложения фильтра. Не сдавайтесь, первая отписка Платона будет шаблонная, со второй или третьей попытки есть шанс получить человеческий ответ.

Если это не помогло, пишете досудебную претензию генеральному директору «Яндекса». Именно так мы и поступили. Юристы составили письмо с подробным объяснением сути претензии. Основные тезисы:

  • все данные ИП в открытом доступе на странице контактов, следовательно, бизнес конкретного человека объявляют мошенническим без предоставления фактов (что есть клевета);
  • на сайте не запрашиваются данные банковских карт, никакая оплата не производится, персональные данные не собираются;

  • бизнес несёт существенные убытки (закуплена онлайн- и офлайн-реклама, напрямую связанная с сайтом).

Печатный экземпляр посылается заказным письмом, а электронная копия высылается через обратную связь в разделе «Помощь».

Ждём ответа.

Проходит две недели и пометка под сайтом в поиске исчезает, затем приходит письмо на электронную почту в духе «Вы вообще о чем? Никаких ограничений нет».

Вместо вывода

Развиваете свой бизнес, вкладываете в сайт? Будьте готовы к тому, что «зеркало рунета» может загасить вас без объяснения причин, объявив мошенником.

В подобных ситуациях очень важна оперативность. Регулярно следите за просадкой трафика в «Метрике», смотрите раздел «Источники, Поисковые системы». Как только заметили аномалию, пишите в поддержку.

В феврале аналогичная ситуация приключилась с моим личным контентным проектом. Но пометка была снята спустя 12 часов после обращения. Никаких вирусов и даже намёка на мошенничество так же не было. Пришел ответ:

И конечно, никаких объяснений причин и извинений.

Вопросов к «Яндексу» больше, чем ответов.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Олег Репин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 49, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "claim", "id": 58382, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 13 Feb 2019 11:27:20 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 58382, "author_id": 246358, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58382\/get","add":"\/comments\/58382\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58382"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199124, "last_count_and_date": null }
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Посмеялся над картинным недоумеванием автора статьи, мол "кто же будет жаловаться в поисковик, все порядочные клиенты должны писать жалобы в РосХренНадзор..."
Вот например я так делаю постоянно - прожимаю "спам или скам" в поисковиках и социалках если вижу откровенно жульническую рекламу. Всякие млм, тренинги личностного роста, "спарты", форексы, продавцы франшиз и подделок под бренды - всех в один котёл.
Конечно же я понимаю, что одной моей жалобы будет недостаточно для наложения санкций на сайт жуликов, но я надеюсь, что я не один такой и массовые жалобы действительно делают интернет немного чище. Да и действий никаких сложных предпринимать не надо, это же всего 1 клик.

Ответить
4

Такое есть давно. Имею ввиду «глюки системы». Иногда это в минус, как у вас, а иногда в дикий плюс (у дорвейщиков). В любом случае, не думаю, что это системная проблема.
Не люблю Яндекс. И минус им в карму за «все нормально, вы о чем?»

Ответить
1

А где ссылка на пациента?

Ответить
1

Клиент просил не показывать проект. Слишком велики риски.

Ответить
5

Когда клиент такой скрытный, вероятность того, что банят за дело увеличивается в разы, если не на порядки.

Ответить
2

Она не меняется.

Ответить
0

Байесовская меняется

Ответить
2

Ясно. Мопед не мой ©
У меня сайт по телефонным мошенничествам и телефонному спаму — в день куча писем с просьбой удалить отзывы, а при ближайшем рассмотрении оказывается что не все так гладко в датском королевстве

Ответить
2

Хм. Когда-то пробовал им жаловаться на реально спамовые сайты - ответ, как вы и сказали, мы лишь поисковик, ни на что влиять не хотим. Я и забил.
А тут прям интересно. Ни разу не видел такую пометку в поиске, кстати.

Ответить
0

По всей видимости, они реагируют только на массовые жалобы. Разовые игнорируются как спам.

Ответить
2

Нету смысла жаловаться даже на сайты с вирусами - реакции ноль, их еще и в блоке "реклама" держит(((

Ответить
2

«Вместе с проектом клиента — почти в одно время — несколько сайтов конкурентов в этой же сфере (около десяти) получили точно такую же пометку в поиске.»

Если это из пушки по воробьям (что бывает при релизах на новых датасетах), не парьтесь, отпустит. Лучше подумайте о том сколько шлака с которым вы бы боролись уходит за топ и не возвращается. CatBoost не идеален, но в итоге хорошие парни побеждают. Я верю в это :)

Ответить
1

Неделю назад аналогично с клиентским ресурсом было. Не было предупреждений Яндекс ответили что были проблемы, но сейчас их нет, а логи подтерлись успешной проверкой сняли пометку в течение пары дней

Ответить
0

А что вы ремонтируете? Бюджет просто 1млн в месяц, я так понимаю, на один город, если это ремонт. Что же это за ремонт-то такой?) Ну примерно хотя бы намекните - интересно очень

Ответить
1

Это бюджет чисто на Директ, не включая оффлайн рекламу, SEO и т.д.
Ремонтируют электронику, бытовую и прочую технику.

Ответить
0

неплохо. это на один город?

Ответить
0

Чувака с крысой продвигаете?

Ответить
0

Только этого не хватало.
А вообще, он не так безобиден, как кажется.

Ответить
0

Тоже бесит он. :)

Ответить
0

Взлом никто не отменял

Ответить
0

В данной ситуации взлом исключен.

Ответить
0

Если не HTTPS, то там и провайдер может всякое вставлять. Как минимум.

Ответить
0

ситуация интересная и незавидная, надеюсь никогда с таким не столкнусь

Ответить
0

А в какой сфере бизнес то?

Ответить
0

В тексте указано – сфера ремонтных услуг.

Ответить
0

Столкнулся вчера с этой хреновиной, а самое странное, что сайт - на парковке уже год, там всего одна статичная страница и просто баннер с ссылкой на вполне трастовый и уважаемый ресурс, ни о какой торговле, а тем более "для выманивания денег" и близко не стояло. Сейчас вообще даже баннер снял - пустой лист. В поддержку не писал, подожду конечно - не горит, год висит и второй провисит, НО по человечески, как владельцу - вообще неприятно((.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }