История о том, как Озон отдал все мои персональные данные мошеннику, который украл у меня 38 000 ₽

Веселая история про то как я решил купить фортепиано на Озоне и остался и без фортепиано и без денег.

Меня зовут Юра, мне 30 лет, я с 5 лет я фанат компьютеров и уже 10 лет руковожу бутиковой студией разработки в Екатеринбурге.

Ситуация

Моя жена круто играет на фортепиано и давно просила купить его нам домой. Я решил, что пришло время порадовать человека. В пианино я ничего не понимаю, поэтому отталкивался от характеристик и цены. Нафильтровал себе на Озоне подходящий вариант и впервые захотел оформить Озон карту.

Больше 15 тысяч скидки, выглядело странно. Но продавец только вышел на маркетплейс, и у него не было ни одного отзыва, плюс вроде Озон пиарит этот счёт. В общем я решил, что это мне так повезло, Озону круто что у меня их карта, продавец получит восторженный отзыв, а я пианино с хорошей скидкой.

Оформил карту, закинул на неё денег, оформил заказ, сижу довольный, и внезапно звонок:

— Юрий, здравствуйте это Озон. Вы купили пианино Касио, я хочу подтвердить ваш заказ.

— Да, конечно

— Назовите номер телефона с которого совершили заказ?

— Такой

— Отлично, когда вам удобнее получить доставку 30 или 31 января?

— 30

— В первой или второй половине дня?

— Во второй

— Хорошо, чтобы подтвердить заказ, вам нужно назвать последние 4 цифры номеров телефона, который сейчас позвонит.

— Зачем это вам?

— Скидка по Озон кард проходит больше 25%, по нашим правилам, мы должны подтверждать такие заказы в ручном режиме.

— Окей

— На ваш телефон пришла СМС с подтверждением, назовите код подтверждения.

— Да нет, это бред какой-то, зачем вам ещё и смс.

— Юрий к сожалению мы вынуждены подтверждать заказы с такой большой скидкой.

[Пришла очередная смска, каких уже пришло 10 за вечер, при регистрации. Прикидываю, что можно сделать. Данных карты у них нет. О моём заказе они все знают. Заказ уже оплачен, деньги у Озона, ничем не рискую вроде, видимо какие то дебильные бюрократические правила. ]

— Хорошо, 4785

— Отлично, Юрий, идентификация прошла успешно. Давайте подытожим вы заказали пианино Касио с курьерской доставкой на ..., во второй половине дня. Курьер будет у вас с 15 до 21 часа.

— Да, все верно.

— Спасибо за заказ, всего хорошего

Я захожу на Озон и в личном кабинете вижу картину:

Заказ отменен.

Вроде начинаю что-то робко понимать. Процесс не из приятных чего-то в пазле не хватает явно, будто отсутствует центральная часть. Хожу кругами, и тут я понимаю. Дрожащими пальцами захожу в ozon.card.

Чуваки с помощью данных обо мне, которые отдал им Озон, получили из меня код авторизации, и с помощью всех этих данных без проблем получили доступ к личному кабинету. Отменили заказ и вывели деньги на дропа через СБП.

Разбирательства

Деньги улетели на Сбербанк на имя Илья Андреевич М. по номеру телефона. Но номер телефона принадлежит уже Новоселовой Марии Павловне. Продавец вообще ИП Палюх Ольга Николаевна.

Понимаю что уже ничего уже не вернуть, деньги уже в даркнете, перепродаются следующему мамонту, который хочет что-то купить со скидкой, через телеграм канал.

Пишу в поддержку Озон — отписка по скрипту, ещё раз — то же самое, ещё раз — снова отписка. Получив четвертую отписку, я понял, что инструмент не рабочий. Высадился, рассказал о случае в своей инсте.

В инсту быстро пришел кто-то живой из Озона, посопереживали мне, пообещали, что обратятся в органы, и мне того же пожелали. Завершился диалог довольно однозначно.

В общем ответ: «Сам дурак, ничего с этим сделать мы не можем». Может быть, мне повезет и они на самом деле передадут дело в органы. Да и я тоже подам. Но мы с вами и, конечно, Озон прекрасно понимаем, что это не закончится вообще ничем.

Резюме по ситуации

Озон не особо проверяет своих партнеров и никак не отвечает за их действия

Эти партнеры легко могут быть мошенниками или злоумышленниками.

С этими умыслами легко получить доступ к вашему личному кабинету и украсть все деньги.

Я ещё не знаю что было бы с привязанными картами, потому что как мы знаем, озон не подтверждает покупки смсками.

НИКОМУ НИКОГДА ничего не называйте по телефону, даже если вы не понимаете как вас кинут — вас кинут, а потом вы узнаете как.

Я очевидно олень в этой ситуации, я поддался классной цене и был слишком самоуверен в своём понимании процесса.

Жена временно осталась без фортепиано.

Я постараюсь максимально, как смогу, масштабировать опыт, который я получил за 38 тысяч рублей. Если тоже офигели со схемы, лайкайте, чтобы как можно больше людей не попались. Берегите себя и свои деньги.

0
933 комментария
Написать комментарий...
Максим Беркетов

Господи это просто классика.
Захожу на VC и каждую неделю вижу по несколько статей о том как обделался озон.
Почему необходимые органы не займутся этим маркетплейсом и его карманным банком, одному богу известно

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Больше года с Озоном. Почти никаких вопросов.
ТТТ

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не буду дороже 10К заказывать на Озоне да ещё по предоплате )
Хотя был заказ на 14К, но состоял из разных позиций. При отказе от одной пришлось отказаться от всего остального. Кстати, это было к лучшему: куртку купила в Спортмастере - более симпатичную, сапоги резиновые - на Озоне же, но другой модели и тоже лучше, ну и т.д. Заодно сделала вывод, что лучше брать по одной-две позиции.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Леденев

В чем тут вина маркетплейса? ТС сам всё рассказал. Из каждого утюга на каждом углу говорят и пишут "не сообщайте код из звонков или СМС".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Беркетов

Проблема в том, что селлер получает доступ к твоим данным. Любой человек сделавший ИП и отгрузив товар по FBS может запалить твои данные

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Леденев

Всё же, думаю, что их недостаточно для авторизации под пользователем в ЛК, отмены заказа и, в дальнейшем, банковского перевода. Дело именно в излишней доверчивости покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Леденев

Что значит "заблокировать систему безопасности"? Мне тут иной раз в течении дня по 6 майоров звонят, сообщают о мошеннических действиях с моим главным счетом в ЦБ РФ... Некоторые, знаете ли, верят и сотрудничают, лишаясь нажитого непосильным трудом. Невежество и доверчивость — основные причины подобных ситуаций, субъективно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

Так смс всё же или письмо по электронной почте?

Электронная почта построена на протоколах, не гарантирующих мгновенную доставку доставку сообщений. Задержка письма в нём - норма, некоторые методы защиты от спама, применяемые в т.ч. и крупными почтовыми хостингами, построены на том, чтобы несколько (5 или больше) минут отказывать удалённой стороне в приёме письма, мол если это спамбот, то ему дешевле будет найти другую жертву, чем пытаться доспамить письмо этой.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

Ещё раз. То, что я говорил про почту - это особенность не только отправляющей, но и принимающей стороны. Отложенное получение - это метод именно для входящей почты, грейлистинг называется.

Обвиняя озон в отсутствии "выделенной линии" доставки до какой-нибудь яндекс почты, вам наверное стоит тогда рассказать, у кого по вашим сведениям такая "выделенная линия" есть.

Так что письмо может зависнуть где угодно. Это канал, где ни отправитель, ни получатель не гарантирует мгновенную доставку, приём, обработку.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

Если уведомление отправляется только письмом, то видимо да. Если дополнительно приходит смс или пуш, то это традиционно каналы с более быстрой доставкой.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

При самом плохом варианте письмо не приходит вовсе. У принимающего почтового сервера есть возможность ответить кодом 5xx, который означает на столько фатальную ошибку, что не нужно пытаться передоставить письмо. Не считая случаев борьбы с откровенным спамом, такой ответ может быть если происходит попытка отправить письмо на несуществующий почтовый адрес (несуществующему пользователю).

Средний сценарий - приходит, но не сразу. Интернет - штука негарантированная. У получателя может оказаться переполнен почтовый ящик, у его почтового хостинга может случиться авария из-за которой письма временно совсем не принимаются, может случиться что-то с интернетом между принимающим и отправляющим почтовыми серверами, может случиться обострение антиспамной автоматики (да, любой отправитель рассматривается антиспамом как угроза и может попадать под карантин, даже самые крупные и с виду надёжные), может случиться затор на стороне бэкэнда озона и озон не сразу отправит письмо.

Как долго почтовый сервер отправителя будет пытаться передоставить письмо в случае нефатальных ошибок - вопрос настроек. Обычно первая попытка происходит через несколько минут, последняя дней через 7 (паузы обычно увеличиваются экспоненциально).

А может прийти, но попасть в спам. А ещё почтовый принимающей стороны может сказать 200, но куда-то потерять письмо.

А у крупных почтовых провайдеров внутри всё сложно и от момента получения письма до момента, пока оно запишется во все внутренние базы и отобразится в почтовом интерфейсе тоже может пройти какое-то время (от нескольких миллисекунд если всё работает штатно до когда повезёт, если прямо сейчас происходит какая-то деградация сервиса).

В общем, почта - канал для исключительно асинхронного обмена сообщениями без гарантии по времени. И на время доставки влияет слишком много факторов одновременно, чтобы трактовать любую задержку как однозначную вину отправителя.

Хотите большего спокойствия - включите все дополнительные каналы оповещения (пуши и смс) для событий безопасности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

Сейчас ещё больше огорчу. На самом деле способа доставки, который бы гарантировал получение, не существует (причём я даже не про скорость доставки, а про то, произойдёт ли она вообще). Но мир вообще так устроен, что нет ни одного события с полной гарантией наступления, есть только вероятность.

Однако, в большинстве случаев сообщения всё же доходят.

Я бы сказал так, о письмах вы скорее всего узнаёте не потому что постоянно держите открытым почтовый клиент, а потому что в результате получения письма и успешной его обработке он вам посылает то же самое push-уведомление.

Если вы по каким-то причинам до телефона не сможет добраться push от озона, то скорее всего и от почтового провайдера в этот момент тоже не сможет.

Надёжнее всего включить уведомление и письмом и через sms/push, про это я выше писал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Андреев

В итоге нет какой-то волшебной пилюли, которая защитит. Только комплекс мер:
Включённые уведомления об авторизациях по двум каналам
Сложный и уникальный пароль
Включённая двухфакторная авторизация

Для мест, где деньги лежат неплохо бы использовать отдельный номер телефона.

Всё что у сервиса есть из этого списка должно быть включено. Ну и, как сказал бы Грюм, ПОСТОЯННАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Iwolga

Снимаю шляпу! Так всё подробно и понятно объяснили! Зачиталась)

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Алексей, здравствуйте. Мы всё внимательно проверили. Видим, что вы прочитали письмо через 13 минут, но проверили все подробно и служба безопасности сработала хорошо. Оповещение мы отправили в следующую минуту после входа в личный кабинет с нового устройства.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Алексей, действительно, в цифрах напутали, простите. Давайте исправимся. В системе отображается, что оповещение от службы безопасности отправили, как и говорили ранее, через минуту после входа с нового устройства в аккаунт, в 11:12. Доставлено оно было в 11:26. Что касается времени 12:25 - это время открытия письма.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Алексей, здравствуйте. С нашей стороны уведомление ушло корректно и вовремя. По причинам долгой доставки подсказать не можем. Их может быть масса - от качества интернета до перегрузки устройства.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
930 комментариев
Раскрывать всегда