{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Из-за сотрудничества с Apteka.ru наша аптека терпела убытки

Статья рассказывает об онлайн-сервисе заказа лекарств пользователями в аптеку и раскрывает всю экономическую «не суть и не выгоду». От работы с этим сервисом одиночные аптеки со временем приходят к разорению.

Как всё начиналось с момента открытия собственной аптеки

Коллеги, это не реклама и не заказная статья от конкурентов — это короткий отзыв о том, как сервис Apteka.ru (ЗАО НПК «Катрен») нас разорил.

Учитесь на наших ошибках и делайте выводы.

Итак, в 2017 году мы с мужем открыли аптеку в Подмосковье, где и сами проживали. Площадь аптеки 68 м², удачное расположение в центре крупного ЖК с развитой инфраструктурой.

Всё шло хорошо, развитие, спрос, стабильные клиенты, к шестому месяцу вышли на самоокупаемость и жили не тужили, зарабатывали 180–220 тысяч рублей в месяц.

И все было отлично. Всегда вовремя платили «Катрен», получали хорошие цены и были конкурентоспособными.

Наступил 2018 год.

Конкуренция увеличилась. Число аптек в районе увеличилось в два раза.

И вот однажды звонит менеджер «Катрен», у которого мы закупали товар, и предлагает подключить нашу аптеку к суперсовременному сервису онлайн-заказа лекарств Apteka.ru.

Первое

Что нам пообещали: «У вас будет много покупателей, увеличится трафик, и вы сможете больше продавать». Это было заманчиво.

Второе

Нам говорят: «Кроме онлайн-заказа, покупатели будут делать дополнительные покупки, и вы на этом дополнительно сможете зарабатывать».

Третье

Обнадеживающе прозвучала фраза: «Мы будем вам выплачивать фиксированный процент от всех продаж через наш онлайн-сервис».

Всё оказалось намного хуже, чем можно было представить.

А как оказалось на самом деле

Первое

Трафик они дали, но он просто убил всю нашу маржу и в итоге прибыль аптеки. Покупатели приходили и забирали свои «готовые» заказы по ценам, которые устанавливал сервис Apteka.ru.

Какое же у нас было удивление, когда мы увидели накладную, в которой отпускные цены (на ту же продукцию, что нам «Катрен» поставляет) для покупателей через сервис Apteka.ru были ниже.

Первый вопрос у моей заведующей: «Зачем "Катрен" так делает? Это же нечестно!»

В итоге получилось, что наш закупленный товар просто лежал на полках мертвым грузом, и мы с него ничего не зарабатывали, а «Катрен» нам привозила такой же товар для своих покупателей, которые оформляли онлайн-заказ через Apteka.ru и зарабатывала на этом сама.

Мало того что мы в итоге заморозили на полке свои же деньги, так ещё и работала аптека и все сотрудники на благо Apteka.ru («Катрен») и выдачу их заказов.

Наша аптека находилась в крупном ЖК, основные покупатели были жители этого ЖК. В итоге Apteka.ru просто приучила всех жителей заказывать товары через свой сайт, и никто уже к нам не приходил за покупками! А сравнивая нашу цену с ценами на сайте Apteka.ru, вообще уходили без покупок.

Для Apteka.ru это выгодно — использовать нашу аптеку как точку выдачи своих заказов — ведь им не нужно платить аренду, не нужно платить зарплаты и налоги, коммуналку, электричество, расходы на технику (чековая лента, канцтовары, этикетки), за уборщицу.

А нам ведь на все это нужно было зарабатывать, поэтому, конечно, у нас наценка не такая низкая, как у Apteka.ru. Продажи у нас с каждым днем уменьшались. Покупатели приходили только за своими заказами. К тому же рядом открылась еще одна аптека, и там тоже, как я узнала, аптека выдает заказы с сайта Apteka.ru.

Дополнительно у персонала появились лишние обязанности, и очень часто покупатель не приходил и не выкупал свой товар. Приходилось следить за судьбой товара и принимать меры: либо заниматься возвратом, либо делать переоценку и повторно оприходовать. К тому же у большинства покупателей не было с собой рецептов, и мы не могли отдать товар, в итоге опять для нас это была лишняя нагрузка.

И с 220 тысяч рублей прибыли в месяц мы скатились до 57 тысяч рублей, так как начали всю прибыль делить с другими аптеками. Оценив все трезвым взглядом и поняв, что вложено столько денег (более 3 млн рублей), а «выхлоп» всего 57 тысяч рублей в месяц (наша прибыль стала равна зарплате хорошей заведующей), — мы решили закрывать аптеку.

Работать ради выгоды Apteka.ru, зарплат сотрудникам и ради арендатора, которому мы платили аренду, — это безрассудство.

Второе

Никто ничего дополнительно не покупал в нашей аптеке (хотя ассортимент у нас был очень большой, около 2 млн в товаре). Все забирали свои заказы «по дешёвке» и уходили. Никаких обещанных дополнительных продаж не было. Это мы поняли на третий месяц. Но уже было поздно.

Самое обидное оказалось то, что обещанные нам 6% от продаж мы не зарабатывали. Если в итоге учесть все наши затраты и расходы, вычесть еще и процент банка за эквайринг и время, которое фармацевты тратили на приемку и выдачу их заказов, — все оказалось грустно.

А вот и простейшая математика

Мы имеем от Apteka.ru 6%.

Вычитаем расходы:

  • 1,85 % за эквайринг ВТБ.
  • 2% — это налоги минимальные.
  • 5% — все остальные расходы (у всех по-разному расходы считаются).

Итого: 6 – 1,85 – 2 – 5= –2,85% (минус).

Ни о какой прибыли даже и речи быть не могло в итоге, хотя менеджер из «Катрен» нам очень красиво все рассказывал и рекламировал. Этот сервис и все тому похожие — чума для аптек!

Ну и напоследок

Когда мы решили отказаться от работы с сервисом Apteka.ru, нам «Катрен» сразу же ухудшила условия работы и перевела нас на предоплату, хотя мы несколько лет исправно платили и много заказывали товара.

По итогу «Катрен» с помощью сервиса Apteka.ru просто дистанционно управляет жизнью аптек. Сейчас он дает вам заказы и приручает покупателей забирать заказы в вашей аптеке, а потом вдруг решит отдавать заказы в соседнюю аптеку. В итоге в вашу уже не станут ходить покупатели, тогда можете смело вешать замок на дверь и табличку «Закрыто».

А теперь у меня вопрос: аптеки, вы реально еще верите этим агрегаторам, которые зарабатывают на наших аптеках, а мы разоряемся, ау, аптеки, проснитесь?

Вам не надоело помогать им зарабатывать?

Они используют наши аптеки чтобы заработать сверхприбыль, на наших местах открыть потом свои аптеки, а нас просто использовать. Задумайтесь аптеки!

0
374 комментария
Написать комментарий...
Вячеслав Григорьев

Хороший кейс как закрыть аптеку.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Ага. Даже не нужно заказывать процедуру банкротства - просто нужно подключиться к Apteka.ru и аптека сама закроется через несколько месяцев )))

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Григорьев

И меня начинает смущать в каждом комментарии адрес этой аптекиру.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

а как их назвать?  "Разорители"? ))))

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Григорьев

Я только сказал о том что вы вставляете адрес сайта в каждый коммент и вы ответили вставив опять адрес сайта. Такой херней занимаются горе сммщики с зп в 20к.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Я не вставляю их адрес^ а называю сервис как он есть. Как мне по другому его называть?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Григорьев

Аптекару

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

поняла ) ок

спасибо за совет

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Григорьев

Чего вовремя не остановились раз видели что падаете по выручке и дела идут паршиво? Вы же предприниматель, от слова предпринимать. А просто смотрели как все рушится.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nikiforov

Это подвид предпринимателя - "горе-предприниматель". Такие обычно открывают точку, получают кеш и думают, что так будет вечно. Ни о каком развитии, естественно, не думают, аналитику продаж и спроса не ведут. А потом приходит конкурент и начинает демпинговать, чтобы забрать клиентов, но этот предприниматель не видит ситуации, он же нечего не анализирует. Списывает спад на сезонность, хотя аналитики сезонности у него нет, на праздники и каникулы. Причём мотивация - взятое от балды, не подкреплённое цифрами мнение... И в итоге, когда уже всё просрал, извините за мой французский, безит на вц жаловаться, какие всё вокруг виноватые, а мы такие белые и пушистые. Маржу у нас украли!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Загвоздка заключалась в том, что накладные их нельзя было как-то отличить в приходе. И не понятно было этот товар пришел к нам в аптеку через заказ с сайта или моя заведующая заказала. Спад был настолько плавным, что сетовала я сперва на возросшую конкуренцию, потом на не сезон летних продаж и никак не думала что сервис Apteka.ru нас тихо гробит.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Nikitin

Погодите погодите, как так нельзя отличить? А если пришел товар на доставку с аптеки, вы его оприходовали и тут же кто-то его купил. Далее приходит покупатель, заказавший онлайн, и просит свой товар. А вы ему "ну тут такое дело... нет товара короч", так что ли? Ооооооооооочень слабо верится, простите ради бога за мой скепсис.

Как вы вообще отслеживали спрос, вели статистику что продаётся/покупается, когда, по каким каналам? 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Товар который с аптекару идет с фамилией покупателя и все. Зрительно его можно понять так как он в отдельном пакете и подписан. Но в программе котрая у нас вела автоматизацию не возможно видеть это. Программа видит только товар, цену и номер накладной. И все!

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

вам надо было добавить ОДИН столбец в программу. и всё!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мартынов

Брехня

Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz

Почему не перешли к другому поставщику?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Мы работали с другими поставщиками и с ПРОТЕК и с ПУЛЬС и с СИА. Но данный сервис - это и он же поставщик (КАТРЕН) и дополнительный канал продаж который нам казался выгодным.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

Они требовали эксклюзивной закупки или оборота? Ну кто же зависит от одного поставщика?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

НЕТ

у нас было более 8 поставщиков и даже товар у них был схож - работай с кем хочешь.

Суть то о том что согласившись выдавать интернет-заказы с сайта аптекару мы незаметно потеряли свою маржу! Просто люди перестали покупать товар в аптеке и просто приходили и забирали свой заказ сайта и уходили, а на этом не прожить 

Если бы мы раньше отключились от этого сервиса то могли бы нормально дальше продолжать работать с хорошей наценкой как розничная точка, а не как точка выдачи заказов 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

Отключиться и работать с -1 поставщиком было уже невозможно чтоли? Я не бизнесмен, мне реально не понятно почему все обвинения к агрегатору.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Надо же на кого-то свалить вину. Как я вижу они открылись чуть ли не первыми, поэтому в начале прибыль пёрла в отсутсвии конкуренции. Как только конкуренция появилась, прибыль разумеется просела.

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

и почему она не винит ДВЕ ОТКРЫВШИЕСЯ аптеки.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шевченко

Не пойму Вашу логику, если честно. Да, вы выдавали заказы Аптекару, но они же не на витрине висят. Т.е. условно, если зашел человек со стороны, он и знать не знает ни про какой сайт аптекару, и что вы выдаете заказы.

Так какая разница - подключились вы к аптекару или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Сомневаюсь, соседняя аптека бы перетянула трафик с аптека ру

Ответить
Развернуть ветку
371 комментарий
Раскрывать всегда