{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Из-за сотрудничества с Apteka.ru наша аптека терпела убытки

Статья рассказывает об онлайн-сервисе заказа лекарств пользователями в аптеку и раскрывает всю экономическую «не суть и не выгоду». От работы с этим сервисом одиночные аптеки со временем приходят к разорению.

Как всё начиналось с момента открытия собственной аптеки

Коллеги, это не реклама и не заказная статья от конкурентов — это короткий отзыв о том, как сервис Apteka.ru (ЗАО НПК «Катрен») нас разорил.

Учитесь на наших ошибках и делайте выводы.

Итак, в 2017 году мы с мужем открыли аптеку в Подмосковье, где и сами проживали. Площадь аптеки 68 м², удачное расположение в центре крупного ЖК с развитой инфраструктурой.

Всё шло хорошо, развитие, спрос, стабильные клиенты, к шестому месяцу вышли на самоокупаемость и жили не тужили, зарабатывали 180–220 тысяч рублей в месяц.

И все было отлично. Всегда вовремя платили «Катрен», получали хорошие цены и были конкурентоспособными.

Наступил 2018 год.

Конкуренция увеличилась. Число аптек в районе увеличилось в два раза.

И вот однажды звонит менеджер «Катрен», у которого мы закупали товар, и предлагает подключить нашу аптеку к суперсовременному сервису онлайн-заказа лекарств Apteka.ru.

Первое

Что нам пообещали: «У вас будет много покупателей, увеличится трафик, и вы сможете больше продавать». Это было заманчиво.

Второе

Нам говорят: «Кроме онлайн-заказа, покупатели будут делать дополнительные покупки, и вы на этом дополнительно сможете зарабатывать».

Третье

Обнадеживающе прозвучала фраза: «Мы будем вам выплачивать фиксированный процент от всех продаж через наш онлайн-сервис».

Всё оказалось намного хуже, чем можно было представить.

А как оказалось на самом деле

Первое

Трафик они дали, но он просто убил всю нашу маржу и в итоге прибыль аптеки. Покупатели приходили и забирали свои «готовые» заказы по ценам, которые устанавливал сервис Apteka.ru.

Какое же у нас было удивление, когда мы увидели накладную, в которой отпускные цены (на ту же продукцию, что нам «Катрен» поставляет) для покупателей через сервис Apteka.ru были ниже.

Первый вопрос у моей заведующей: «Зачем "Катрен" так делает? Это же нечестно!»

В итоге получилось, что наш закупленный товар просто лежал на полках мертвым грузом, и мы с него ничего не зарабатывали, а «Катрен» нам привозила такой же товар для своих покупателей, которые оформляли онлайн-заказ через Apteka.ru и зарабатывала на этом сама.

Мало того что мы в итоге заморозили на полке свои же деньги, так ещё и работала аптека и все сотрудники на благо Apteka.ru («Катрен») и выдачу их заказов.

Наша аптека находилась в крупном ЖК, основные покупатели были жители этого ЖК. В итоге Apteka.ru просто приучила всех жителей заказывать товары через свой сайт, и никто уже к нам не приходил за покупками! А сравнивая нашу цену с ценами на сайте Apteka.ru, вообще уходили без покупок.

Для Apteka.ru это выгодно — использовать нашу аптеку как точку выдачи своих заказов — ведь им не нужно платить аренду, не нужно платить зарплаты и налоги, коммуналку, электричество, расходы на технику (чековая лента, канцтовары, этикетки), за уборщицу.

А нам ведь на все это нужно было зарабатывать, поэтому, конечно, у нас наценка не такая низкая, как у Apteka.ru. Продажи у нас с каждым днем уменьшались. Покупатели приходили только за своими заказами. К тому же рядом открылась еще одна аптека, и там тоже, как я узнала, аптека выдает заказы с сайта Apteka.ru.

Дополнительно у персонала появились лишние обязанности, и очень часто покупатель не приходил и не выкупал свой товар. Приходилось следить за судьбой товара и принимать меры: либо заниматься возвратом, либо делать переоценку и повторно оприходовать. К тому же у большинства покупателей не было с собой рецептов, и мы не могли отдать товар, в итоге опять для нас это была лишняя нагрузка.

И с 220 тысяч рублей прибыли в месяц мы скатились до 57 тысяч рублей, так как начали всю прибыль делить с другими аптеками. Оценив все трезвым взглядом и поняв, что вложено столько денег (более 3 млн рублей), а «выхлоп» всего 57 тысяч рублей в месяц (наша прибыль стала равна зарплате хорошей заведующей), — мы решили закрывать аптеку.

Работать ради выгоды Apteka.ru, зарплат сотрудникам и ради арендатора, которому мы платили аренду, — это безрассудство.

Второе

Никто ничего дополнительно не покупал в нашей аптеке (хотя ассортимент у нас был очень большой, около 2 млн в товаре). Все забирали свои заказы «по дешёвке» и уходили. Никаких обещанных дополнительных продаж не было. Это мы поняли на третий месяц. Но уже было поздно.

Самое обидное оказалось то, что обещанные нам 6% от продаж мы не зарабатывали. Если в итоге учесть все наши затраты и расходы, вычесть еще и процент банка за эквайринг и время, которое фармацевты тратили на приемку и выдачу их заказов, — все оказалось грустно.

А вот и простейшая математика

Мы имеем от Apteka.ru 6%.

Вычитаем расходы:

  • 1,85 % за эквайринг ВТБ.
  • 2% — это налоги минимальные.
  • 5% — все остальные расходы (у всех по-разному расходы считаются).

Итого: 6 – 1,85 – 2 – 5= –2,85% (минус).

Ни о какой прибыли даже и речи быть не могло в итоге, хотя менеджер из «Катрен» нам очень красиво все рассказывал и рекламировал. Этот сервис и все тому похожие — чума для аптек!

Ну и напоследок

Когда мы решили отказаться от работы с сервисом Apteka.ru, нам «Катрен» сразу же ухудшила условия работы и перевела нас на предоплату, хотя мы несколько лет исправно платили и много заказывали товара.

По итогу «Катрен» с помощью сервиса Apteka.ru просто дистанционно управляет жизнью аптек. Сейчас он дает вам заказы и приручает покупателей забирать заказы в вашей аптеке, а потом вдруг решит отдавать заказы в соседнюю аптеку. В итоге в вашу уже не станут ходить покупатели, тогда можете смело вешать замок на дверь и табличку «Закрыто».

А теперь у меня вопрос: аптеки, вы реально еще верите этим агрегаторам, которые зарабатывают на наших аптеках, а мы разоряемся, ау, аптеки, проснитесь?

Вам не надоело помогать им зарабатывать?

Они используют наши аптеки чтобы заработать сверхприбыль, на наших местах открыть потом свои аптеки, а нас просто использовать. Задумайтесь аптеки!

0
374 комментария
Написать комментарий...
Вячеслав Григорьев

Хороший кейс как закрыть аптеку.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Ага. Даже не нужно заказывать процедуру банкротства - просто нужно подключиться к Apteka.ru и аптека сама закроется через несколько месяцев )))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz

Почему не перешли к другому поставщику?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

Мы работали с другими поставщиками и с ПРОТЕК и с ПУЛЬС и с СИА. Но данный сервис - это и он же поставщик (КАТРЕН) и дополнительный канал продаж который нам казался выгодным.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

Они требовали эксклюзивной закупки или оборота? Ну кто же зависит от одного поставщика?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Смирнова
Автор

НЕТ

у нас было более 8 поставщиков и даже товар у них был схож - работай с кем хочешь.

Суть то о том что согласившись выдавать интернет-заказы с сайта аптекару мы незаметно потеряли свою маржу! Просто люди перестали покупать товар в аптеке и просто приходили и забирали свой заказ сайта и уходили, а на этом не прожить 

Если бы мы раньше отключились от этого сервиса то могли бы нормально дальше продолжать работать с хорошей наценкой как розничная точка, а не как точка выдачи заказов 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Карулин

Отключиться и работать с -1 поставщиком было уже невозможно чтоли? Я не бизнесмен, мне реально не понятно почему все обвинения к агрегатору.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Надо же на кого-то свалить вину. Как я вижу они открылись чуть ли не первыми, поэтому в начале прибыль пёрла в отсутсвии конкуренции. Как только конкуренция появилась, прибыль разумеется просела.

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

и почему она не винит ДВЕ ОТКРЫВШИЕСЯ аптеки.

Ответить
Развернуть ветку
371 комментарий
Раскрывать всегда