{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Из-за сотрудничества с Apteka.ru наша аптека терпела убытки

Статья рассказывает об онлайн-сервисе заказа лекарств пользователями в аптеку и раскрывает всю экономическую «не суть и не выгоду». От работы с этим сервисом одиночные аптеки со временем приходят к разорению.

Как всё начиналось с момента открытия собственной аптеки

Коллеги, это не реклама и не заказная статья от конкурентов — это короткий отзыв о том, как сервис Apteka.ru (ЗАО НПК «Катрен») нас разорил.

Учитесь на наших ошибках и делайте выводы.

Итак, в 2017 году мы с мужем открыли аптеку в Подмосковье, где и сами проживали. Площадь аптеки 68 м², удачное расположение в центре крупного ЖК с развитой инфраструктурой.

Всё шло хорошо, развитие, спрос, стабильные клиенты, к шестому месяцу вышли на самоокупаемость и жили не тужили, зарабатывали 180–220 тысяч рублей в месяц.

И все было отлично. Всегда вовремя платили «Катрен», получали хорошие цены и были конкурентоспособными.

Наступил 2018 год.

Конкуренция увеличилась. Число аптек в районе увеличилось в два раза.

И вот однажды звонит менеджер «Катрен», у которого мы закупали товар, и предлагает подключить нашу аптеку к суперсовременному сервису онлайн-заказа лекарств Apteka.ru.

Первое

Что нам пообещали: «У вас будет много покупателей, увеличится трафик, и вы сможете больше продавать». Это было заманчиво.

Второе

Нам говорят: «Кроме онлайн-заказа, покупатели будут делать дополнительные покупки, и вы на этом дополнительно сможете зарабатывать».

Третье

Обнадеживающе прозвучала фраза: «Мы будем вам выплачивать фиксированный процент от всех продаж через наш онлайн-сервис».

Всё оказалось намного хуже, чем можно было представить.

А как оказалось на самом деле

Первое

Трафик они дали, но он просто убил всю нашу маржу и в итоге прибыль аптеки. Покупатели приходили и забирали свои «готовые» заказы по ценам, которые устанавливал сервис Apteka.ru.

Какое же у нас было удивление, когда мы увидели накладную, в которой отпускные цены (на ту же продукцию, что нам «Катрен» поставляет) для покупателей через сервис Apteka.ru были ниже.

Первый вопрос у моей заведующей: «Зачем "Катрен" так делает? Это же нечестно!»

В итоге получилось, что наш закупленный товар просто лежал на полках мертвым грузом, и мы с него ничего не зарабатывали, а «Катрен» нам привозила такой же товар для своих покупателей, которые оформляли онлайн-заказ через Apteka.ru и зарабатывала на этом сама.

Мало того что мы в итоге заморозили на полке свои же деньги, так ещё и работала аптека и все сотрудники на благо Apteka.ru («Катрен») и выдачу их заказов.

Наша аптека находилась в крупном ЖК, основные покупатели были жители этого ЖК. В итоге Apteka.ru просто приучила всех жителей заказывать товары через свой сайт, и никто уже к нам не приходил за покупками! А сравнивая нашу цену с ценами на сайте Apteka.ru, вообще уходили без покупок.

Для Apteka.ru это выгодно — использовать нашу аптеку как точку выдачи своих заказов — ведь им не нужно платить аренду, не нужно платить зарплаты и налоги, коммуналку, электричество, расходы на технику (чековая лента, канцтовары, этикетки), за уборщицу.

А нам ведь на все это нужно было зарабатывать, поэтому, конечно, у нас наценка не такая низкая, как у Apteka.ru. Продажи у нас с каждым днем уменьшались. Покупатели приходили только за своими заказами. К тому же рядом открылась еще одна аптека, и там тоже, как я узнала, аптека выдает заказы с сайта Apteka.ru.

Дополнительно у персонала появились лишние обязанности, и очень часто покупатель не приходил и не выкупал свой товар. Приходилось следить за судьбой товара и принимать меры: либо заниматься возвратом, либо делать переоценку и повторно оприходовать. К тому же у большинства покупателей не было с собой рецептов, и мы не могли отдать товар, в итоге опять для нас это была лишняя нагрузка.

И с 220 тысяч рублей прибыли в месяц мы скатились до 57 тысяч рублей, так как начали всю прибыль делить с другими аптеками. Оценив все трезвым взглядом и поняв, что вложено столько денег (более 3 млн рублей), а «выхлоп» всего 57 тысяч рублей в месяц (наша прибыль стала равна зарплате хорошей заведующей), — мы решили закрывать аптеку.

Работать ради выгоды Apteka.ru, зарплат сотрудникам и ради арендатора, которому мы платили аренду, — это безрассудство.

Второе

Никто ничего дополнительно не покупал в нашей аптеке (хотя ассортимент у нас был очень большой, около 2 млн в товаре). Все забирали свои заказы «по дешёвке» и уходили. Никаких обещанных дополнительных продаж не было. Это мы поняли на третий месяц. Но уже было поздно.

Самое обидное оказалось то, что обещанные нам 6% от продаж мы не зарабатывали. Если в итоге учесть все наши затраты и расходы, вычесть еще и процент банка за эквайринг и время, которое фармацевты тратили на приемку и выдачу их заказов, — все оказалось грустно.

А вот и простейшая математика

Мы имеем от Apteka.ru 6%.

Вычитаем расходы:

  • 1,85 % за эквайринг ВТБ.
  • 2% — это налоги минимальные.
  • 5% — все остальные расходы (у всех по-разному расходы считаются).

Итого: 6 – 1,85 – 2 – 5= –2,85% (минус).

Ни о какой прибыли даже и речи быть не могло в итоге, хотя менеджер из «Катрен» нам очень красиво все рассказывал и рекламировал. Этот сервис и все тому похожие — чума для аптек!

Ну и напоследок

Когда мы решили отказаться от работы с сервисом Apteka.ru, нам «Катрен» сразу же ухудшила условия работы и перевела нас на предоплату, хотя мы несколько лет исправно платили и много заказывали товара.

По итогу «Катрен» с помощью сервиса Apteka.ru просто дистанционно управляет жизнью аптек. Сейчас он дает вам заказы и приручает покупателей забирать заказы в вашей аптеке, а потом вдруг решит отдавать заказы в соседнюю аптеку. В итоге в вашу уже не станут ходить покупатели, тогда можете смело вешать замок на дверь и табличку «Закрыто».

А теперь у меня вопрос: аптеки, вы реально еще верите этим агрегаторам, которые зарабатывают на наших аптеках, а мы разоряемся, ау, аптеки, проснитесь?

Вам не надоело помогать им зарабатывать?

Они используют наши аптеки чтобы заработать сверхприбыль, на наших местах открыть потом свои аптеки, а нас просто использовать. Задумайтесь аптеки!

0
374 комментария
Написать комментарий...
Игорь Киселев

Еще когда они появились был против, зачем растить червя паразита в своей сфере, статья правильно все расписала, доп продажи хрен, цены ниже, чем тут же оптом они нам продают, и клиенты потихоньку уходят +с 1милиона оборота 60тыс+(это конечно если 60, они на дорогостоящие и по 4%дают)

60тыс это что за 1лям работы, даже все налоги с трудом выплатишь, а зарплата это друзья 2лям надо делать, прибыль разумееться 3лям. И еще учитывая что интернет заказы сложнее обрабатывать +отказы много времени занимают, проще сдохнуть чем так работать

Мой вердикт на наших издержках удобно устроились, гнать в шею, неодна крупная сеть их к себе не пустила, там хоть сразу посчитать смогли что это бред а не бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pipchenko

А какая вообще маржинальность у аптечного бизнеса? Если 6% - то, что предлагает аптекару, мало, то какой уровень наценки считается норм? И не рулят ли РРЦ поставщики/производители лекарств?

Ответить
Развернуть ветку
N A

Маржинальность аптечного бизнеса - не поверите - 1-3 %. Одиночные аптеки не выживают по сути. Выживают сети у которых в структуре выручки десятки процентов - бек-маржа. Но и эту тему уже планируют прикрывать. Сегодня если человек открывает одну аптеку (а не сеть) - в 99 % случаев значит, что он дилетант, не из фармы и не знает элементарных вещей.

Уровень наценки на многие позиции (ЖНВЛП) - ограничен регуляторами. На парафармацевтику может достигать десятков процентов. Но парафарма, косметика ща идут плохо. Спрос очень сильно дрейфует в пользу дешевых лекарстаеннвх препаратов

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сергеевич

1-3 процента это вообще нет смысла работать. никакого. только за наличку для последующей её продажи

Ответить
Развернуть ветку
371 комментарий
Раскрывать всегда