Что происходит в «банке Тинькофф»: блокировка ДБО — и что это означает для «виртуального» банка и вас

Государство имеет монополию на законное насилие. У банков есть 115-ФЗ.

Когда я читаю посты, извините, «обиженных банками», первая мысль: «Да кто знает, что вы там оплачивали и кому». Поэтому «во первых строках своего письма», будучи убежденным в своей правоте, небольшое предисловие.

  1. За все время работы (более года) банк ни разу не обращался к нам с запросами и за какими бы то ни было разъяснениями и пояснениями относительно проводимых операций, контрагентов и работы проекта.
  2. Все операции на момент фактической блокировки доступа к счету были банком исполнены.
  3. Никаких изменений в структуре компании не происходило (это относительно появления каких-либо странных выгодоприобретателей).
  4. «Экономический смысл» ни проекта, ни осуществляемых операций не менялся с момента открытия счета (март, 2018 года): все оставалось ровно так, как указано в документах и анкетах. Все операции типовые, суть работы компании (интернет-сервиса) открыта и публична — Moneymoo.

Во вторник, 17 сентября 2019 года, на рассвете внезапно — без предупреждения и переговоров — «Тинькофф банк» заблокировал проведение операций через ДБО, фактически парализовав работу компании (прочитали голосом Левитана?).

В чате интернет-банка было следующее сообщение. Взгляните-ка:

Чтобы пользоваться счетом, до 20.09.2019 отправьте документы:

1. Договоры с двумя основными контрагентами по последним приходно-расходным операциям по счету, открытому в АО Тинькофф Банк со всеми приложениями и сопроводительными документами.

2. 6-НДФЛ или действующее штатное расписание.

3. Копию налоговой отчетности за последний отчетный период. На отчетности должны быть отметки ФНС о приеме.

4. Если есть или были счета в других банках, направьте выписку за последние полгода. В выписке должны быть указаны ИНН контрагентов и назначение платежа. Подойдет электронная версия, заверенная ЭЦП, или бумажная выписка с печатью и подписью банка. В выписке особенно интересуют операции по: — уплате налогов, — выплате зарплаты и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, — уплате аренды. Если этой информации нет, приложите платежные поручения с оплатой налогов, аренды и зарплатой. Если оснований для этих выплат нет, нужны подтверждающие документы.

5. В свободной форме напишите: — из чего складывается выручка и прибыль; — как ищете контрагентов; — привлекаете ли для работы сторонних третьих лиц или подрядные организации. для каких услуг/работ; — сколько у вас сотрудников; — есть ли в собственности или аренде офис и автомобиль; — если входите в группу компаний, напишите название материнской компании и роль ООО в ней. Если есть сайт, примеры работы или реклама в интернете, укажите ссылки на них. Если есть платежи на ФЛ/Наличные:

6. Напишите, для чего переводили деньги физлицам. Если снимали наличные в этом квартале, направьте документы, которые покажут, на что снимали. Подойдут чеки, товарные накладные, квитанции к приходно-кассовому ордеру, счета-фактуры, авансовые отчеты или приказ о подотчетных лицах. Прикрепите документы здесь или отправьте на почту [email protected].

Не хватало только анализов моей собаки.

На часть вопросов я тут же ответил и дал пояснения. На часть — отказался, попросив, во-первых, разблокировать счет и продолжить переговоры в нормальном «штатном» режиме (так как оснований для применения к нам таких радикальных мер быть не могло в принципе, и нам надо вести работу), во-вторых, детализировать вопрос в разрезе конкретных операций, сделок и контрагентов, а не «в общем».

Обращаю внимание, что, во-первых,ни один документ не имел отношения к какой-то конкретной сделке; во-вторых, запрос документов произошел после того, как банк ограничил проведение платежей. Впоследствии банк это отрицал, опустившись до откровенного вранья (пруфы: SMS-уведомление о блокировке, ответ менеджера в чате, ответ банка).

Это важный момент, так как при возникновении сомнений общего характера в работе компании, согласно 115-ФЗ и рекомендациям ЦБ, банку сначала следовало запросить документы у клиента и только после того, как клиент отказался бы их предоставлять или начал увиливать, — усилить давление.

На счете банка у нас «завис» почти миллион, значительная часть из которого — наши текущие обязательства перед клиентами.

Надо сказать, что на тот момент ситуация выглядела для меня крайне возмутительной и напряженной: работать мы не можем, поведение банка непредсказуемо (на мои ответы уже пошли «дозапросы»).

Наши клиенты — а это в большинстве своем физические лица (и, я думаю, не надо объяснять, как они реагируют даже на минимальные задержки платежей) — уже ждут деньги. Надо перенастраивать сайт, прием средств с карт МПС (эквайринг) продолжал капать на фактически заблокированный счет…

Не буду утомлять читателя деталями переговоров с банком, так как фактически не было никаких переговоров: весь смысл общения свелся к тому, что ты слышишь нагловатые интонации с подтекстом «Ты не в том положении, чтобы что-то нам доказывать: либо так, либо никак». «Все законно, имеем право».

Верхом тинькоффского цинизма стало официальное пояснение представителя (на мой отзыв на banki.ru), что счет-то на самом деле «не заблокирован», а «временно приостановлено ДБО» — и проводить операции я могу с использованием письменных распоряжений в офисе банка:

Напомню (кто вдруг не в курсе), что «Тинькофф» позиционирует себя как виртуальный банк с отсутствием «физических» отделений и офисов. Поэтому для письменных распоряжений мне (или вам, если вы клиент банка) придется приехать в единственный офис в Москве!Вот человек делится опытом такой поездки.

Так… а что там с тарифами? Читаем: «За каждое платёжное поручение, принятое Банком без использования каналов Дистанционного обслуживания, взимается Плата в размере 2990 рублей».

Когда я попытался выяснить, какие документы нужны для представителя по доверенности (это еще 2900 за нотариальное заверение подписи, которое, как мне пояснили у нотариуса, вполне может быть и не принято банком), менеджер сказал: «Если мы (банк) не проводим платежи через дистанционное обслуживание, то также можем отказать по поручению, поданному в офисе. После двух отказов мы (банк) вправе закрыть счет в одностороннем порядке».

Такое закрытие счета, согласно правилам обслуживания банка «Тинькофф», означает, что при переводе остатка будет удержано 20% от суммы. Через два дня мне позвонила девушка и еще раз ненавязчиво «напомнила» о таком варианте развития событий.

Ситуация очень быстро стала похожа на то, будто хочешь уйти из кинотеатра с какого-то дебильного фильма, но тебя не выпускают: закрыли двери, забрали пальто. Да и сам фильм уже давно закончился.

Вместо цивилизованного запроса и получения информации — нам грубо, ультимативно выкрутили бубенцы и создали целый пучок проблем. Вся ситуация — отличный индикатор отношения банка к клиентам, к их бизнесу, к их обязательствам перед своими клиентами.

Я нормально и относился, и отношусь к требованиям законодательства ПОДФТ и работе банков. Более того, ни в самом законе (115-ФЗ), ни в сопутствующих документах Центрального банка (рекомендациях, инструкциях, разъяснениях, письмах) — нет, на мой взгляд, ничего неразумного!

Однако при этом банкам фактически дан «карт-бланш» в разработке правил внутреннего контроля и их последующем применении. Поэтому все, о чем я написал, имеет отношение не к закону, а к поведению конкретного банка.

Весь «катаклизм» прошел (я надеюсь) почти незаметно (хотя наверняка немного странно) для наших клиентов: срочные «горящие» платежи переводились с личных карт (моей, коллег и наших родственников, что в перспективе создаст проблемы в налоговом учете таких затрат).

Остальную сумму перезанимали и вводили в оборот компании. Плюс полторы недели «Сбербанк» менял реквизиты эквайринга (да, очень долго), пришлось отключать прием по картам...

Не буду никого ни к чему побуждать и разубеждать. Выводы сделаете сами. «До поры» для нас это тоже был всего лишь «обычный банк, в котором просто лежат наши деньги, через который мы их получаем и платим».

Мы, конечно, далеко не «Газпром» и не «Роснефть» с миллиардными оборотами. Всего лишь небольшой стартап. Но когда тебя за твои же деньги возят харей по столу и ставят подобные ультиматумы — это прям дикость какая-то. Так что…

«Тинькофф», «давай, до свидания!»

0
172 комментария
Написать комментарий...
Тинькофф

Запрашиваем документы только при наличии оснований и делаем это в соответствии с действующим законодательством, требованиями регулятора и условиями договора. Счет не блокируем, при этом ограничиваем дистанционное обслуживание на время проверки. 

В Вашем случае приняли меры и одновременно запросили подтверждающие документы. Сделали это в рамках одного из условий п. 7.1.5 договора: в иных случаях, установленных внутренними правилами Банка. Ошибок в работе сотрудников не обнаружили, они предоставляли корректную информацию, детали внутренних правил они сообщить не могли. 

 Мы обратили внимание на следующие факты:
- с расчетного счета ни разу не оплачивались налоги по деятельности;
- с расчетного счета Вы ни разу не платили зарплату и не осуществляли платежи, связанные с хозяйственной деятельностью;
- Вы работали с сомнительными контрагентами;
- более 62% средств переведено на счета физических лиц.

Мы обязаны по закону обращать на это внимание и поэтому запросили документы для подтверждения реальности деятельности. На подобные факторы рекомендует обращать внимание ЦБ в 18-МР и 375-П. 

Также подробный ответ ранее предоставляли в рамках отзыва: https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10300320/

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Andreev
Автор

Я уже отвечал на эту совершенно нелепую аргументацию на banki.ru и отвечу тут еще раз. Никакого подробного ответа вы не давали, не лгите.

1. 
никто не оспаривает ваше право (как и любого другого банка)  запрашивать информацию, если возникают вопросы. Вопрос в том, КАК ИМЕННО вы это делаете. 

"...на подобные факторы рекомендует обращать внимание ЦБ" — именно так! Полицейский с дубинкой может "ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ" на подозрительных лиц, но если он сначала этих лиц избивает, а потом просит предъявить паспорт — это уже немного другая история.

2. 
Что вам мешало задать эти вопросы без блокировки счета, ультиматумов и угроз? 

3. 
Если все было "так серьезно" с моим бизнесом, операциями и контрагентами, — тогда ЗАЧЕМ вы мне счет разблокировали через полторы недели (когда я уже вывел деньги со счета), хотя  более никакой информации вам предоставлено не было? 

4. 
Ни один из ваших "фактов" вообще никак не характеризует деятельность компании. 

ДА, не оплачивали налоги с вашего расчетного счета. И что? Нет других способов оплаты, кроме вашего банка? ДА, много платежей в адрес физлиц. И что? — Вам кто-то мешал задать вопросы, что именно это за платежи, по каким основаниям? 
"вы работали с сомнительными контрагентами" — я могу это допустить гипотетически. Однако ВЫ САМИ УЖЕ провели все операции и платежи (зачем?), не задав никаких вопросов (тем самым лишив и нас возможности запросить интересующие сведения у контрагентов). 
___
Ваша, извините, писанина относительно "ошибок в работе сотрудников не обнаружили" к чему? Я с вами в суде участвовать не собираюсь. Однако для всех остальных хочу пояснить вашу "аргументацию". Итак...

Есть 115-ФЗ, есть различные письма, разъяснения и рекомендации ЦБ. Они достаточно справедливы и последовательны: то есть если пабло эскобар переводит деньги усама бин ладену, то операцию следует приостановить, счет заблокировать, "по форме" доложить, куда надо. Там реально нет ничего, где было бы написано "кошмарьте малый бизнес до посинения по каждому подозрению". 

В рамках этого закона банк разрабатывает "правила внутреннего контроля" — закрытый набор "программ", в том числе содержащих критерии, по которым он будет "обращать внимание" на разные операции клиентов. Нюанс состоит в том, что критерии эти конфиденциальны (что в общем-то логично: какой смысл ставить замок на двери, если каждому дадут ключ). 

Эти условия находятся как бы ВНЕ вашего договора с банком: они прописаны как "…и прочие документы" или что-то типа того; "включаются" банком в определенный момент — и дальше все зависит исключительно от адекватности самого банка. 

— ЭТОМУ как раз и посвящен пост — вашей адекватности в работе с клиентами (а не правовым основаниям): как вы манипулируете нормами законодательства и данным вам полномочиями, как обращаетесь с клиентами и их деньгами, как используете блокировки КАК ПРЯМОЙ РЫЧАГ создания проблем и давления для получения информации.

Адьес. 

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Дмитрий, мы предлагали предоставить подробный разбор на banki.ru, но вы тогда не дали согласие на раскрытие всех фактов. Даете его сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Andreev
Автор

Ссылку на ваше "предложение" (которые вы делали на banki.ru) можно (скриншотом вполне подойдет)? 

 И не надо врать, что я не давал согласие! 

Мне звонил менеджер и сказал, что мне вышлют что-то на почту. Никто ничего не выслал. 

 Еще раз повторю то, что сказал менеджеру: поскольку вам НУЖНО мое согласие для публикации, то я хотел бы увидеть сначала, на что именно я даю согласие. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Будь мужиком, смело напиши сюда - ДАЮ!

Если банк врунишка - ты их заклеймишь позором навеки.

А если вдруг нет - то будет больше драмы!

WIN-WIN

Ответить
Развернуть ветку
Артём Халимоненко

Что за тролли тут отписываются, да еще и странным образом лайки набирают?? А автор поста дизлайки. Выглядит как накрутка со стороны отдела маркетинга Тинькова.

Понятно, что перед тем как дать разрешение, автор должен видеть, что будет публиковаться. Может там данные всех операций клиентов с суммами и фио.

Автор просто не имеет права давать разрешение эти данные опубликовать тут.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Просто у тебя нет чувства юмора, дружище.

На ответ тебе я трачу юбилейный 800ый комментарий, я очень общительный, разносторонне образованный и остроумный тролль.

А ты какой-то подозрительный тип, который за четыре года написал четыре фразы 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Иванов

Ты фальшивый санта, меня не проведёшь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Иванов

Дорогой друк.

Я понимаю, что принцип "кто первый халат одел - тот и врач" придаёт твоей позиции в нашем споре воображаемую силу первого хода.

Но встань напротив зеркала, загляни в себя:

1. Твой бессмысленный ник, состоящий из двух слов с маленькой буквы говорит о кризисе самооценки и деперсонализации.

2. Большинство твоих комментариев - не больше двух строк.
Большинство предложений - состоят из четырех-пяти слов и построены так, будто их составлял ребёнок. Длинную фразу видимо сложно держать в голове, к моменту завершения её осмысления начало уже в таком тумане, что никак не получается изложить на бумаге. Вероятно это свидетельствует о низких способностях к концентрации.

А может ты просто бухой?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
169 комментариев
Раскрывать всегда