#Нужноделать: консалтинговая фирма по составлению социальной отчётности для предприятий

В современных условиях России (да и многих других стран) деятельность любого предприятия в определенной степени опирается на готовность общества к поддержке такого рода деятельности. Для того чтобы иметь постоянную общественную поддержку, предприятия должны проводить определенные социальные мероприятия (финансирование благотворительных проектов, социальная поддержка работников, забота об экологической ситуации) и, конечно, сообщать о такой деятельности обществу, тем самым подчёркивая свою социальную значимость и направленность на улучшение качества жизни различных категорий населения.

Опыт ведущих мировых компаний и общественных организаций доказывает необходимость формирования социальной отчетности. Именно социальная отчетность является эффективным инструментом информирования общественности о социальных и экологических результатах деятельности компаний, о «взносе» в улучшение качества жизни общества. Составление социальной отчетности позволяет демонстрировать результаты не только проводимых субъектом хозяйствования благотворительных и спонсорских программ, но и любых других социально значимых сторон его деятельности, которые способствуют улучшению взаимоотношений с потребителями, государственными органами, контрагентами и другими группами общества, а также развитию социально ориентированной экономики.

Аналоги в мире и России

Составление социальной отчётности является закономерностью для большинства зарубежных предприятий (причем не только для компаний, а и для благотворительных организаций и фондов), эффективным инструментом информирования общественности о социальных и экологических результатах деятельности компаний, о чем свидетельствуют результаты изучения практики составления такой отчётности ведущими мировыми и российскими компаниями и организациями.

Вполне очевидно, что крупные компании составляют социальную отчётность самостоятельно (за что, как правило, отвечает структурное подразделение, занимающееся развитием социальной ответственности), а все остальные прибегают к услугам консалтинговых или аудиторских фирм.

О повышенном интересе российского общества к социальной отчётности и социальной ответственности свидетельствует тот факт, что в национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов Российского союза промышленников и предпринимателей внесены 164 компании и организации, которые в период с 2000 по 2016 г. выпустили 751 социальный отчёт. Нельзя не отметить положительную тенденцию роста количества социальных отчетов на 15,37 % за последние два года.

Однако, на сегодня практически отсутствует практика составления социальной отчётности консалтинговыми фирмами, что свидетельствует о наличии конкурентных преимуществ предлагаемой идеи, тем более, учитывая тот факт, что согласно проведенному ранее исследованию информация о социальных программах и мероприятиях формируется в том или ином виде во внутренних аналитических записках или отчётах предприятий.

Экономические и социальные преимущества идеи

В рамках реализации проекта и определения его экономических и социальных преимуществ предлагаемая идея была реализована в городе Донецке на общественных началах.

Наиболее ярким примером экономических и социальных преимуществ идеи является составление социального отчёта для Общественной организации «Фонд поддержки развития образования».

В декабре 2017 года впервые был составлен социальный отчёт Организации, структура которого представлена на рисунке.

15 января 2018 года на Общих сборах (которые согласно п. 6.1. Устава Организации являются Высшим руководящим органом), социальный отчёт был представлен и доведен до сведения общественности (все желающие получили печатную и электронную версию отчёта). В ходе проведения Общих сборов членов Организации, заинтересованных сторон был проведен анкетный опрос.

Другими словами, социальные преимущества идеи для предприятия очевидны (рост имиджа и значимости субъекта хозяйствования), информация, представленная в отчётности, является востребованной для общественности, подчёркивая тем самым наличие неудовлетворенного спроса на данную идею. Особого внимания заслуживают ответы респондентов на два последних вопроса, которые свидетельствует о реальной необходимости масштабирования идеи, а главное о возможности (наличии возможных ресурсов и методических разработок) реализации идеи.

В свою очередь, определение экономических преимуществ идеи является трудоемким процессом в отношении того, что формализовать связь между величиной расходов на социальные мероприятия и размерами финансовых результатов, полученными в результате их внедрения, действительно очень сложно.

Тем не менее на основе информации о деятельности Организации за период с января по апрель 2017 года и ее сопоставления с аналогичным периодом 2018 года, правомерно сделать вывод об экономических результатах идеи для субъекта хозяйствования: рост благотворительных и членских взносов составил 17,3 %, что позволило увеличить объемы и направления деятельности Организации после формирования социального отчёта.

Необходимые ресурсы для реализации идеи

Учитывая социально-экономическую значимость идеи, которая заключается в росте информированности населения о социальных проектах и мероприятиях, проводимых предприятиями и организациями и росте финансовых результатов, ее реализация не является трудоемким процессом.

В рамках предлагаемой идеи практические рекомендации и разработки доведены до уровня использования предприятиями и организациями, а именно:

− рекомендации по реализации положений международных стандартов социальной ответственности, в рамках направлений социальной ответственности и их последовательного раскрытия в социальной отчётности;

− рекомендации по совершенствованию структуры и содержания социальной отчетности, а также процесса её составления;

− методические рекомендации по взаимодействию счетов бухгалтерского учёта (синтетических и аналитических) в ходе составления социальной отчётности;

− методические рекомендации по взаимосвязи показателей финансовой и социальной отчётности.

Отсутствие необходимости особых ресурсов (материальных, трудовых и т.д.) для реализации идеи и её перспективность подтверждает интерпретация и апробация разработанных вышеуказанных практических рекомендаций в деятельность фирм, занимающихся консалтинговыми услугами в Донецке, а также ряда предприятий различных отраслей: ООО «Завод Коксохимоборудование», ООО «Треналофф-траст», ООО «Точка», ООО ремонтно-строительная фирма «Донремонт» и собственно ОО «Фонд поддержки развития образования».

0
2 комментария
Rostyslav Korzhov

#нужноделать красивые презентации наконец-то, 2018 год на дворе, ей богу.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zakharov

"предприятия должны проводить определенные социальные мероприятия"
Ничего предприятия никому не должны! За исключением того, что прямо установлено законом.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда