#Нужноделать: freelance в сфере красоты

Наверное немного странно, что об этом пишет мужчина, или наоборот не странно. А может я просто Муж, который хорошо слушает свою жену, да ещё и работает в сфере разработки веб-сервисов.

Идея о создании сервиса freelance в сфере красоты появилась у меня год назад, после очередной жалобы от жены, что так сложно найти хорошего мастера по маникюру возле дома в наше время.

Мой молодой мозг, которому в свободное от работы время нечем было заняться, сразу же зарядился на новое хобби. Изначально идея была простая: упростить поиск beauty-специалистов для обычных людей, чтобы отзывы всякие и рейтинги. Но, я же хороший Маркетолог и поэтому прежде чем думать о функционале нужно всё проанализировать. Но я ни в коем случае не претендую на объективность. Это было моим хобби всего на год.

Как и любой другой Маркетолог, я разбил весь анализ идеи на несколько этапов:

  1. Первым делом я начал анализировать текущее состояние всей сферы красоты: кто работает, как зарабатывает, сколько зарабатывает, какая схема оплаты и т.д.
  2. Далее я начал общаться непосредственно с участниками сферы красоты, чтобы понять основные проблемы.
  3. Ну и третьем этапом, нужно составить MVP для будущего сервиса.

Анализ текущей ситуации в сфере красоты.

Я человек который вооооообще никогда не касался данной сферы, разве только сходить в парикмахерскую. Я решил начать с простого: узнать вообще кто работает в данной сфере? Провел простой анализ анкет на HH.RU и SUPERJOB.RU с фильтром по всей России и по 5 самым популярным beauty- специальностям. Все основные числовые показатели открыты и легко собрать статистику по всем анкетам. Итоговая картинка получилось ожидаемая:

Возраст специалистов:

  • 14–18 лет - 1%
  • 18–30 лет - 49%
  • 30–40 лет - 36%
  • 40–50 лет - 12%
  • 50–60 лет - 3%

Опыт работы:

  • Нет опыта - 24%
  • От 1 года до 3 лет - 19%
  • От 3 до 6 лет - 21%
  • Более 6 лет - 36%

Желаемая зарплата:

  • до 15 000 рублей - 13%
  • 15 000–30 000 рублей - 33%
  • 30 000–45 000 рублей - 23%
  • 45 000–60 000 рублей - 13%
  • 60 000–75 000 рублей - 9%
  • от 75 000 рублей - 8%

Пол:

  • Женский - 98%
  • Мужской - 2%

Желаемый график работы:

  • Полный день - 55%
  • Сменный график - 31%
  • Удаленная работа - 7%
  • Гибкий график - 7%

Теперь я знал, что в основном, в сфере красоты работают: девушки 18-40 лет, среднего и низкого достатка в большинстве по графику, с опытом так и без опыта.

Теперь нужно понять на кого эти специалисты работают. Именно этот анализ дался мне тяжело, так как открытых источников практически нет. Но я всё равно насобирал информацию по крупицам, правда источники непроверенные и какими методологиями они пользовались я не знаю.

По данным NeoAnalytics В 2016 году объем рынка составил 94,1 млрд.руб. и снизился за год на 7,6%. Несмотря на кризисные явления, в 2016 году количество салонов красоты увеличилось в России на 3,4% и составило 88,1 тыс. заведений. Стоит отметить, что рынок парикмахерских и салонов красоты подвержен быстрому изменению. Каждый год закрывается и разоряется до 20-25% салонов и открывается столько же новых. В результате их число на рынке постепенно увеличивается.

По данным alterainvest.ru по итогам 2017 года в стране насчитывалось свыше 75000 профильных предприятий, так или иначе связанных с индустрией красоты. Свод данных формировался по 90 крупнейшим городам России. В отчет не вошли представители малого бизнеса, занятые в регионах их количество колеблется в диапазоне от 25 до 26 тысяч предприятий. Рынок салонов красоты в России находится на стадии активного развития.

Итого: Салонов красоты очень много, быстрая текучка компаний на рынке, большая часть салонов имеет статус районного значения.

Теперь нужно понять: по какой-же схеме в основном работают салоны красоты с beauty-специалистами? Данный анализ я производил все там же, на HH.RU. Плюс личное общение с 15 мастерами в городе Перми. И я вывел три основные схемы работы:

  1. Beauty-специалист платит за аренду в сутки за рабочее место, все заработанные деньги остаются у специалиста.
  2. Салон красоты платит специалисту за выход на смену, плюс процент от оказанных/проданных услуг.
  3. Салон платит специалисту по KPI и процент от общей эффективности всего предприятия.

Самая большая группа людей, которые работают в данной сфере - это домашние beauty-специалисты. которые работают либо на дому, либо выезжают к вам. Посчитать этот контингент даже приблизительно навряд ли получиться. Но я всё ровно решился это сделать и писал популярные названия услуг в поиск VK и OK по людям, по всей России. И вот что получилось:

  • Шугаринг - ОК 7 274 и VK 3 640 людей.
  • Маникюр - ОК 18 543 и VK 3 530 людей.

  • Макияж - ОК 4 308 и VK 1 037 людей.

  • Педикюр - ОК 5 446 и VK 706 людей.

  • Парикмахер - ОК 12 697 и VK 1 905 людей.

Оценку этого сегмента оставляю на суд читателя, так как сделать полноценный вывод из этих данных нельзя.

Анализ потребителей в сфере красоты

Тут всё просто, это все люди на планете Земля, всем нужна как минимум стрижка, всем девушкам нужен маникюр, всем мужикам по красивой бороде)

Я решил лишь немного собрать цифры по популярным услугам среди активных пользователей соц. сетей VK и INSTAGRAM

INSTAGRAM

  • #шугаринг 2 614 150 публикаций
  • #маникюр 28 477 710 публикаций
  • #макияж 10 247 939 публикаций
  • #парикмахер #стрижки #стрижка 6 398 167 публикаций.

VK

  • #шугаринг 438 505 публикаций
  • #маникюр 2 494 075 публикаций
  • #макияж 15 280 957 публикаций
  • #парикмахер #стрижки #стрижка 692 981 публикация.

Выводы по анализу сферы красоты

Рынок динамический, постоянный рост объема рынка, большое количество людей задействовано в данной отрасли, большое количество услуг, много домашних специалистов.

Очень большая аудитория потенциальных потребителей, большая аудитория активных пользователей социальных сетей.

Бесполезные цифры кончились, теперь переходим к проблемам сферы красоты

Так как я занимался этим в свободное от работы время и достаточно продолжительно время, я успел пообщаться с многими разными людьми. Все показания людей, с которыми мне довелось пообщаться, я записывал в свою тетрадку) поэтому я пишу всё ниже изложенное не по памяти. Но опять же прошу отметить, что я не настаиваю на собственную объективность.

Основные проблемы специалистов работающих в салонах

Мне удалось опросить 11 девушек, ниже я перечисляю все проблемы на которые мне удалось разговорить респондентов.

  • Нет постоянного потока клиентов в течении дня, разрывы в расписании.
  • Постоянное недоверие со стороны работодателя.
  • Плохое оборудование или расходных материалов в салоне.
  • Клиенты пытаются получить прямые контакты специалиста, а работодатель запрещает оказывать услуги или консультировать клиента самостоятельно.

Основные проблемы салонов красоты

Я пообщался лишь с тремя собственниками салонов красоты. Один из собственников работал как раз по схеме - аренды места специалисту.

  • Большая текучка специалистов.
  • Нет стабильного графика, если специалист заболел, заменить его некому.
  • Большая часть специалистов нарабатывают свою базу клиентов и уходят в домашние специалисты, уводя клиентов.
  • Много новых клиентов, не приходят на назначенное время услуги.
  • Приходиться работать с рекламацией от клиентов.

Основные проблемы домашних beauty-специалистов

Тут мне удалось пообщаться только с 4мя девушками, одна из них была моим парикмахером, остальные были маникюрщицы моей жены.

  • Много клиентов не приходят, или переносят по времени услуги.
  • Нет стабильного графика работы.
  • Нет стабильного потока клиентов.

Основные проблемы потребителя

Я опрашивал всех своих друзей, знакомых, жён друзей, подруг моей жены. И всего у меня накопилось 25 респондентов. Проблемы у всех банальны:

  • Сложно найти нужного специалиста рядом с домом или по пути домой.
  • Сложно записаться к нужному специалисту.
  • Часто оказывают некачественные услуги.

Я думаю вы заметили, что в проблемах потребителя не фигурирует слова салон красоты. Это не просто так, вы сами себе задайте вопрос, вы ходите в салон красоты или к конкретной Лене парикмахерше? От сюда я делаю вывод, что главные контингенты это: beauty-специалисты и потребители. А салон красоты это лишь прослойка, которая собирает большое количество специалистов под одной крышей и обещает им постоянный поток клиентов и оборудование которое бы не смог позволить себе домашний beauty-специалист.

Общие выводы по проблемам в сфере красоты

Можно заметить, что много проблем пересекаются между собой. В частности запись к нужному специалисту и соблюдение рабочего графика. Раз данные проблемы есть у всех контингентов, задействованных в сфере красоты, нужно в первую очередь их и решать!

Решаем проблемы и MVP будущего сервиса

И так составим общий список проблем всех контингентов:

  1. Проблема с записью
  2. Качество услуг
  3. Большая текучка специалистов
  4. Поток клиентов
  5. График работы
  6. Доверие между специалистом и салоном красоты

Зафиксировали!

Ранее я сделал вывод, что главные люди в моем выдуманном сервисе будут beauty-специалисты и потребители. Салон красоты мы конечно тоже берём в расчёт, но упор в сервисе будем делать именно на специалистов и потребителей.

Платформы

В первую очередь, нужно определиться со средой, в которой работают специалисты и потребители. Все специалисты, стоят «у станка» и пашут. Им некогда идти к компьютеру или терминалу, зато телефон у них всегда в кармане. У потребителей такая-же ситуация, обычно вспоминаешь что нужно напилить ногти в метро или на работе, а под рукой всегда есть телефон.

Значит в первую очередь это должны быть мобильные приложения и мобильная версия сайта, а уже потом всё остальное)

Онлайн запись к специалисту и график работы

На стороне потребителя, я думаю всё понятно: списки специалистов отмеченных на карте, с фильтрами по типам услуг, ценами и т.д. Большая кнопка "Записаться" с возможностью выбрать время и дату записи. А вот со стороны специалиста, после всех регистраций без смс и заполнения профиля, нужно чтобы он указал график работы, по которому хочет работать. И потребитель сможет записаться к специалисту только в свободное место в записи и по его графику. Так же все записи должны отражаться у специалиста в виде «канбана» . Все на виду, понятно где можно сходить на обед, а где лучше созвониться с клиентом и переназначить посещение.

Социальные сети и мессенджеры - тут все и тусуются, поэтому нельзя обходить это стороной. И нужно написать ботов, виджетов, чтобы специалисты могли ставить их в свои посты, группы и в профили. А потребителю записываться прямо из соц сети.

Нужно максимально наладить поток заявок из разных каналов в одном пространстве. Чтобы beauty-специалисты не отвлекались на ручное занесение такой простой информации как контакты, дата и время.

Качество услуг, большая текучка beauty-специалистов и доверие между специалистом и салоном красоты.

Я же говорил, что мы не забудем про салоны красоты, так как это некие кластеры beauty-специалистов, которым они дают поток клиентов и оборудование. Салоны красоты тоже хотят зарабатывать и поэтому нужно разработать для них отдельный профиль, в котором бы отображались специалисты, которые на данный момент там работают. Специалисты даже под протекцией салона красоты, должны иметь свой собственный профиль. Этим мы убьем сразу двух зайцев. Отзывы и рейтинги будут разными у салона красоты и непосредственно специалиста. Потребитель сможет оценить как сам салон красоты, так и в отдельности работу специалиста. Для салона плюс, что он сразу видит, что его специалист не старается и возможно его стоит заменить, для специалиста плюс, что если салон работает плохо, то от этого не страдает его личный рейтинг.

Салону можно дать доступ ко всем профилям beauty-специалистов всей базы данных, если его специалист заболел или уволился, дыру в расписании можно было быстро закрыть по системе freelance.

Все салоны красоты и специалисты, которые не обновляют своё расписание и не принимают заявки, можно смело убирать из общих списков для потребителя. Это поможет нам бороться с неактуальной информацей на сайте.

Поток клиентов

Чтобы создать постоянный поток клиентов, нужно в первую очередь работать с постоянными клиентами, приглашать их на пустую запись, через определённый промежуток времени. Но важно, чтобы такие призывы были адресные и сегментированные. Нужно собирать клиентскую базу с максимальной информации о потребителе (Имя, контакты, способ связи, услуги которыми пользовался, с какой периодичностью, пол, возраст). И выдавать уже сегментированную базу специалисту для рассылок.

Запись на приём должна быть мультиплатформенная, чтобы потребитель смог записаться хоть через соц сеть, хоть через сайт салона, хоть через мессенджер, хоть по смс.

Работа с графиком работы специалиста должна быть максимально упрощена, чтобы специалист, после звонка клиента мог в два-три клика поставить его на запись в свой график. А уже позже закрепить, что это Вася приходил постричься.

Почему ни кто этого ещё не сделал?

Хороший вопрос, естественно я первым делом полез в google и начал искать сервисы, которые бы соответствовали моему придуманному MVP сервиса.

Я нашёл тонны списков салонов: zoon.ru, www.yell.ru, 2gis, www.afisha.ru(сам в шоке), msk-beauty.ru, avito.ru. почти все они не профильные.

Списки специалистов profi.ru, youdo.com, avito.ru они опять же все не профильные и у них нет возможности найти специалиста на карте.

Сервисы онлайн записи: gnom.guru, www.arnica.pro, www.yclients.com которые в целом дают не плохой сервис, но в тоже время позиционирование у них на салоны красоты, а не на специалиста.

Объединяющего единого сервиса я так и не нашёл, хотя вот yclients.com близки к моей идеи, у них тоже есть свой маркетплейтс салонов красоты.

Надо много денег на такой сервис?

- Да, денег надо много как на сам сервис, так и на рекламу. Срок окупаемости очень долгий.

На разработку только MVP-приложения может уйти от 6 до 12 месяцев.

Реклама сервиса и привлечения в него аудитории нужно делать параллельно. так как основной проблемой всех marketpalce сервисов - это нагнать одновременно большое количество специалистов и потребителей одновременно. Все рекламные места в поисковиках и соц сетях забиты салонами красоты, и придется участвовать в одном аукционе.

Срок окупаемости, даже сложно предсказать, так как со специалистов много денег не возьмёшь, а салоны красоты будут заинтересованны только в рекламе.

Но как показал опыт fl.ru и на домашних специалистах можно делать деньги)

PS

Я написал эту статью для того, чтобы вы оценили адекватность моей идеи и написали в комментариях своё видение решения проблем в сфере красоты.

За год моё хобби переросло в страсть, я много общался с людьми из сферы красоты, проектировал сервис не только на бумаге, подбирал технологии для решения задач.

Я очень хочу, чтобы данный сервис был реализован...

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Наташа Ягодникова

Очень классная статья! Обычно есть необходимость сделать макияж с прической, но так как нет времени и возможности искать и сравнивать мастеров в интернете- делаю у знакомых девочек, хотя не факт что у них соотношение цена-качество наилучшее в городе, создание платформы решило бы мою проблему поиска и выбора специалистов!

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Пока ты отчаянно ищешь идею для стартапа, в друзья к твоей жене уже добавилась Елена Ноготочки-На-Дому.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

А можете подробнее? Может ссылки?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Влад Фауст

Удивлен глубиной анализа и поиском боли настоящих людей - потенциальных клиентов. Идея классная и весьма перспективная, как по мне. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Спасибо) но я бы не назвал это анализом.
Скорее оперированием цифрами...
Но спасибо что оценили старания.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

moiprofi.ru посмотрел, да действительно близко к моей идеи.
но опять же они принимают заявки только через свой маркетплейтс. где народу не густо)
А заявки из мессенджеров или соц сетей не собирают. Может допилят скоро.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Спасибо большое!
www.lookprice.ru вообще не то)
shelly.ru Это салон красоты на выезде
luuk.com Это простой маркетплейтс
moiprofi.ru не понятно, что есть кроме маркетплейтса, но я поизучаю!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Это crm для салонов красоты.
Я реально тоже встречал очень много маркетплейтсев и crm для салонов. Но комплексно не находил.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Спасибо большое! Что вы дискутирует со мной я написал эту статью ради этого.

Есть маркетплейтсы для специалистов, но они решают часть проблемы, только реклама и новые клиенты. Я общался непосредственно со специалистами и у них нет проблемы в новых клиентах, а вот в расписании и контроле над клиентами есть. А это значит именно собирать все заявки со всех сервисов, мессенджеров, социальных сетей в одном месте.

Про crm для салонов красоты, тут опять же ключевое, что для салонов, а не для специалиста.

То есть моя идея это сделать центральным именно специалиста и помочь ему. А все попутные проблемы типа поиска новых клиентов, рейтинги и салоны на второй план.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда