Как писать быстро и много. Ликбез для айтишников и не только по ведению блогов

Зачем в постах нужны примеры и иллюстрации, и почему короткий (пост) лучше длинного? Инсайты от автора «Пиши, сокращай» (и других объемных изданий)

Привет! Меня зовут Лена, и я руководитель по внешним коммуникациям в КРОК. В этом году мы с командой запустили проект для амбассадоров компании: учим коллег, которые хотят рассказывать вам о технологиях, проектах и своем опыте, делать это интересно и емко в соцсетях и на большие аудитории вебинаров. Словом, открыли фактически школу блогеров, на выпускной из которой к нам и пришел Максим Ильяхов – создатель сервиса для проверки текстов glvrd.ru, большой книги про то, как важно сокращать написанное, и целого ряда других очень полезных фич для любого пишущего человека. Максим поделился опытом, как сделать легкий и интересный текст в любой непонятной ситуации, а я спешу передать его вам.

Елена Монахова, руководитель по внешним коммуникациям ИТ-компании КРОК

Чтобы не вымучивать из себя контент, нужно подождать пока он придет к тебе сам

Очень часто контент-маркетологам, PR- и SMM-специалистам приходится писать на совершенно новые для себя темы – обязывает профессия. Поэтому нам, чтобы сделать текст, который поразит ЦА в самое сердце, приходится много читать, гуглить и исследовать вопрос. Но если вы, например, инженер и ведете свой блог на Facebook, то вы совершенно не обязаны страдать и писать «посты ради постов». А вот делиться со своими подписчиками фактами и кейсами, которые интересны лично вам – наоборот должны. Разница между текстами, написанными «через силу» и «от души», чувствуется читателю сразу, поэтому, чтобы сэкономить время и создать действительно крутой контент, пишите о том, что вас вдохновляет.

Потенциальные источники контента – это все, что вас окружает каждый день на работе, а теперь и дома:

  • Профессиональные кейсы;

  • Отраслевые новости;

  • Вопросы, которые вам задают клиенты и партнеры (если спросил кто-то один, почти наверняка тот же вопрос возник еще у пары десятков человек).

Всегда интересно узнать о чьем-то опыте, решенных кейсах и преодоленных (но не всегда) трудностях, в особенности если автор и его подписчик трудятся в одной сфере. Например, несколько месяцев назад мы в своем блоге рассказали, как КРОК впервые провел летний онлайн-корпоратив и как нам удалось вовлечь 1,5 тыс. сотрудников в празднование Дня рождения компании. Это был новый для нас опыт, которым мы с удовольствием поделились. А в преддверии новогодних корпоративов это особенно актуально. И может быть кому-то мы своим рассказом помогли.

Кроме того, всегда можно дать свою оценку новостям и событиям, которые произошли в вашей отрасли. Вашим друзьям-подписчикам точно будет интересно узнать мнение знакомого эксперта. А еще один из способов, откуда можно черпать контент – это вопросы ваших клиентов и ответы на них. Допустим, вы сотрудник техподдержки Apple, вам задают сотни вопросов в день по айфонам, и вы легко смогли бы написать познавательный пост о топ-5 лайфхаках, как сохранить зарядку в течение 48 часов на iPhone SE, например.

Что делает текст крутым? Примеры и иллюстрации

Мы мыслим двумя категориями: словами или образами. Первое – про вербальные коммуникации, второе – про невербальные. Если мы мыслим вербально, то максимальный предел восприятия составляет 250 слов в минуту. Мысли же человека, который представляет образы, в тысячи раз быстрее. Каждый образ – это осмысленная, полноценная картинка, и благодаря примерам и иллюстрациям создаются те самые образы, которые заставляют читателя лучше усвоить текст и уловить вашу идею.

Полюбите слово "например" – это помогает нарисовать в головах картинку

У нас всех разное образование, знания и опыт. Порой, если вам нужно рассказать о чем-то более сложном, выходящим за рамки условной школьной программы, часть вашей аудитории может не понять вас, особенно если сталкивается с терминами и суждениями впервые. Давайте сейчас попробуем объяснить, как функционирует электричество, и посмотрим, станет ли легче усвоить текст, если добавить в него пример.

Электричество работает благодаря тому, что существуют электрические заряды. Электрические заряды бывают двух видов: положительные и отрицательные. Причем заряды одного и того же вида отталкиваются друг от друга, а заряды разных видов друг к другу притягиваются. Собственно, статическое электричество проявляется как раз в заметном притягивании или отталкивании предметов друг от друга. А теперь волшебное: например, когда мы активно расчесываем волосы, то в результате трения заряды на поверхности волос и расчески перераспределяются. На расческе накапливаются заряды одного вида, а на волосах — другого, поэтому волосы начинают притягиваться к расческе.

Согласитесь, что с примером стало немного понятнее, ну или по крайне мере ясно, где это статическое электричество можно найти :)

Зачем нужны иллюстрации?

Иллюстрации – самая важная часть текста, она привлекает внимание больше, чем заголовок или лид (первые предложения новостной заметки, пресс-релиза или статьи, раскрывающие суть всего изложения). Сначала мы смотрим на «картинку», затем на название статьи/поста, а потом уже на все остальное. Иллюстрация сразу может показать читателю, о чем будет текст, а так как мы мыслим образами, то она донесет вашу идею быстрее любого кликбейтного заголовка.

А если хочется написать лонгрид?

Пару лет назад эксперты по SMM и блогеры сказали бы вам, что лонгриды уже никто не читает и что невозможно удержать внимание пользователя соцсетей длинным текстом. Но сегодня мы видим, что в Facebook или Instagram есть аудитории, готовые ознакомиться с постами в 300 и более слов.

Если вы только начинаете вести активную жизнь в соцсетях, то Максим Ильяхов не рекомендует сразу постить лонгриды. Почему? Во-первых, писать длинные тексты в соцсетях под силу настоящему мастеру слова: нужно уметь держать внимание читателя, поднимать действительно важные проблемы и органично собрать все в красивое повествование. Во-вторых, публикуя длинный пост, мы вторгаемся в новостную ленту наших подписчиков. Пользователи потратят много времени и сил на прочтение поста, и совершенно не факт, что публикация им понравится. Да, небольшой текст тоже может им не зайти, но в этом случае они потратят на него гораздо меньше времени. Что делать, если все-таки есть желание писать много?

Вместо лонгрида сделайте серию постов

По возможности, разбейте ваш текст на несколько частей. Так повышается вероятность того, что ваш пост будет прочитан до конца и что вы получите меньше негативных отзывов, в случае если текст вышел не очень познавательным (так как на него было потрачено меньше времени).

Более того, если вы разделите лонгрид на несколько частей, то вы увеличите охваты. Алгоритмы Facebook, например, работают так, что ваш опубликованный пост увидят лишь 5% подписчиков, то есть, имея 1000 подписчиков, с одного лонгрида вы получите примерно 50 просмотров. Но разбив его на три поста, количество просмотров со всех публикаций составит около 150 (правда, те же алгоритмы едва ли покажут “сериал” одним и тем же людям в правильной последовательности, но это не должно вас огорчать – заинтересованный читатель зайдет на вашу страничку и посмотрит остальные серии).

Спросите у своих подписчиков, какая тема им была бы интересна

Эта рекомендация не только для лонгридов, но и в целом для создания вашего собственного контент-плана. Узнав, чем увлекается и интересуется аудитория, вы будете уверены, что не влезете в их ленту с ненужными текстами, а предоставите максимально полезные материалы и получите заслуженные лайки и репосты. Пост может быть следующим:

Всем привет!

Как вы знаете, я работаю в департаменте продаж КРОК уже 10 лет. За это время я успел накопить немало опыта.

Хочу сделать серию постов по интересным кейсам, как мы внедрили передовые ИТ-решения для крупных компаний, а также поделиться лайфхаками, как масштабировать бизнес и увеличить продажи благодаря акселераторам и хакатонам.

О чем вы бы подробнее хотели узнать? Пишите в комментариях, какая из тем вам больше интересна, а также буду благодарен, если предложите свои топики))

Спасибо! Пишите комментарии, если хотите поговорить об этом и ставьте + если было интересно)

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Кузьмин

Пролистал статью, там был что-то интересное?

Ответить
Развернуть ветку
Герман Манвелов

Я тоже пролистал по заголовкам, чот кажется вода.

Ответить
Развернуть ветку
Roustem Fa

Мне не хватило иллюстраций

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace

Надо было им разбить этот лонгрид на серию постов ( ͡° ͜ʖ ͡°) 

Ответить
Развернуть ветку
Roustem Fa

Идеально: заголовок — иллюстрация, заголовок — иллюстрация..

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Batenev

Тема не так уж интересна, особенно когда нет примеров, как и везде тут на vc люди просто высказывают мнение, а спросишь за продвижение в фейсбуке - 300 подписчиков за 5 лет. Лучше бы набивали цену и писали про что-то интересное, например как итальянец прошел 450 километров после ссоры с женой, чтобы успокоить нервы :)

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Вашкевичъ
Зачем в постах нужны примеры и иллюстрации, и почему короткий (пост) лучше длинного? Инсайты от автора «Пиши, сокращай» (и других объемных изданий)

1. Вопрос в качестве первого предложения почти никогда не цепляет. Если в голове у читателя есть готовый ответ на него, он просто закроет вкладку с текстом.
2. Зачем слово "пост" в скобках? Подчеркнуть тавтологию и неумение автора найти синоним одновременно?
3. Кавычки и скобки в одном предложении – трудно для восприятия.
4. Скобки сами по себе – зло. В 90% случаев информация в скобках неважна и может быть убрана из текста без потери смысла.
5. В конце не стоит точка.

И это только лид. Впрочем, неудивительно, ведь материал про то, как писать быстро и много, а не качественно.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
Словом, открыли фактически школу блогеров, на выпускной из которой к нам и пришел Максим Ильяхов – создатель сервиса для проверки текстов glvrd.ru, большой книги про то, как важно сокращать написанное, и целого ряда других очень полезных фич для любого пишущего человека.

завис на этой фразе. то ли он пришёл к вам из школы, то ли из выпускного

Ответить
Развернуть ветку
Варя Теренник

Интересно про хакатоны и акселераторы и как они повлияли на продажи) а вообще, несмотря на кучу критики в комментариях, мне статья понравилась. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Оххх... Красотка! И пофиг на статью и что в ней написано ))

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Bolshakov

У КРОКа интересный маркетинг. Кто-нибудь знает сколько человек работает у них в маркетинге? 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Одокиенко

Человек 50 в просто маркетинге и человек 30 в СТРАТЕГИЧЕСКОМ

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Susanin

В заголовках статей иногда стоит ставить ударение. Первое предложение с первого раза прочел неверно 🚽

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда