Полюбить нельзя заставить: как ИТ-компании помогают «принять» российское ИТ
С недовольством пользователей при внедрении новых технологий ИТ-компании сталкивались задолго до массового перехода на российские решения. Теперь поиск альтернативы закрепился в адженде всех крупных компаний — кого-то обязал закон, кто-то принял ситуацию и начал делать первые шаги. При любом сценарии остается проблема: как быть с негативным фидбэком?
Кто-то выберет кнут и скажет, что привычка — дело наживное. Но можно ли сделать процесс адаптации более мягким и эффективным другими способами? Рассказываем, как работают с формированием пользовательских привычек наши эксперты и какие методы они предлагают, чтобы решить эту задачу массово.
Зачем ИТ-компаниям менять пользовательские привычки?
Для начала определимся с термином. Есть мнение, что для b2b-продуктов понятие «пользовательские привычки» не очень близко, так как обычно имеются в виду приложения, создающие эмоциональную привязанность. Сложновато представить, что кто-то питает нежные чувства к CRM-системе или почтовому клиенту, не правда ли?
Тем не менее, вопрос доверия и принятия важен и для рабочих инструментов. Помогая перестраивать пользовательские ожидания от новых решений, мы:
- Ускоряем процесс принятия решения о внедрении российского ИТ
После ухода западных производителей отечественные аналоги стали реальностью без альтернатив — но не все компании готовы отказаться от пока еще действующих лицензий. Да, в этом вопросе ЛПР не всегда прислушиваются к мнению рядовых юзеров, но готовность сотрудников быстро перестроиться для работы в новой технической среде — заметный аргумент в пользу внедрения.
- Подсвечиваем зрелых производителей на российском ИТ-рынке
Такие компании уже существуют и их число постоянно растет — вместе с числом реализованных внедрений, которыми довольны заказчики. Некоторые из вендоров, с которыми мы работаем, соседствовали в шорт-листах с западными аналогами еще до того, как выбор последних исчез из предложения.
- Выстраиваем доверительные отношения с клиентами
Вовлеченность в проект любого уровня — будь то построение сложной вычислительной инфраструктуры или разовая поставка «железа» — важна для продуктивных рабочих отношений интегратора-заказчика. Это базовая профессиональная этика.
Что не нравится пользователям, и как это лечить
«Тут была кнопка, а куда она делась?»
Первое неудобство, с которым сталкиваются пользователи при замене ПО и оборудования, — непривычный интерфейс. Для записи созвона в Zoom достаточно было кликнуть на кнопку в центре нижнего меню, а в российском аналоге придется открывать «настройки», там заходить во вложенный список функций, искать кнопку «разрешить запись»... И так далее.
По сути, именно эта особенность не связана с российским ИТ— скорее, с типичной заменой «продукта А» на «продукт Б». Сложность «принятия» зависит не только от того, насколько А и Б похожи по UX, но и от набора функций. Пользователи остаются не очень довольны сокращением доступных параметров, даже если некоторыми из доступных в прошлом инструменте никогда не пользовались.
Самый простой выход — сразу после внедрения организовать обучение. К этой задаче часто подключается ИТ-компания, которая помогает разработать программу — в том числе рассылки, видеоролики, презентации и т. д. Важна и мотивация со стороны руководства заказчика, но в этом плане всё индивидуально и зависит от отрасли.
Еще одно небольшое, но приятное пользователю преимущество российских решений — документацию не надо переводить, а при связи с техподдержкой не придется вспоминать школьные уроки английского.
«Майкрософт развивались десятки лет, а тут — сырая замена…»
Главным недостатком «молодых» систем считается то, что они находятся в самом начале эксплуатационного пути. Если сравнивать по опыту, то у топовых зарубежных решений будет заметное преимущество. Но все ли доступные функции нужны рядовым пользователям?
Диалог с заказчиком иногда выглядит так:
З: Хотим, чтобы было всё, как у Cisco.
КРОК: Но там же 10 тысяч функций. Какие именно вам нужны? Мы проверим, есть ли они и узнаем, можно ли доработать.
З: Нет, нужны все 10 тысяч, даже если ими не пользуемся.
Тем не менее, многие основные возможности зарубежных решений сегодня могут закрывать и российские аналоги. Пример — сравнение отечественных решений для удаленных коммуникаций с зарубежными:
Убедиться в том, что решение отвечает запросам бизнеса, помогает проведение пилотных внедрений. Сейчас их число в одном заказчике по одной теме выросло с одного-двух до трех-четырех: дорогостоящие изменения требует взвешенных решений. Познакомиться с продуктами до внедрения можно и на демо-стенде: у нас, например, есть лаборатории для тестирования инфраструктурного ПО, где можно проверить различные сценарии миграции и оценить, как мультивендорные решения работают в единой экосистеме.
“Техподдержка, ау!”
Тот факт, что российские производители территориально ближе, чем западные, еще не означает, что у них выстроены каналы обратной связи. Вендоры с «верхушки айсберга» способны оказывать оперативную поддержку, но у нишевых компаний на стадии роста с этим пока есть сложности. Они не готовы обрабатывать большие потоки заявок от пользователей — а те, в свою очередь, не готовы ждать обновления ПО, которое решило бы проблему.
И тут на арену снова выходит ИТ-компания. Все решения перед включением в портфель мы тестируем сами (об этом можно почитать здесь) — так быстрее, потому что у наших инженеров уже есть опыт работы на решениях тех же классов — и выбираем только зрелые и работоспособные продукты. Начинается конкурс на участие в новом проекте: заказчик готовит функциональные требования. Бывает, что вендор соответствует им на 70% — а заказчику нужны все 100%. Тогда нашей задачей становится убедить вендора взять в работу оставшиеся 30%, в идеале — за свой счет. В итоге он получит как нового лояльного заказчика, так и более развитый продукт, с которым легче будет заходить на новых клиентов.
Как менять пользовательские привычки на глобальном уровне?
В этой части опроса экспертов мы предложили им немного пофантазировать и задали вопрос: как можно завоевывать доверие пользователей превентивно и массово?
Интеграция в образование
Обучение пользователей работе в новой системе снимает 80% вопросов, которые они потом зададут техподдержке — но оно будет еще эффективнее, если начнется заранее.
Для помощи в подготовке этих курсов университеты могут привлекать не только вендоров (у нишевых компаний может не хватить ресурсов на дополнительные коммуникации), но и ИТ-компании, накопившие опыт работы с российскими продуктами. Важно также учесть, что речь о конкретных системах — обучить работать сразу во всех все равно не получится. Вариант — берем для продвижения те продукты, которые уже внедрены в компаниях, куда устраиваются работать выпускники ВУЗа.
Интеграция в игровую индустрию
Игровая форма — один из лучших форматов для обучения, будь то новые языки, выпечка торта или навыки работы с технологиями. Вспомним формат «эксклюзивности» в игроиндустрии: разработчик заключает договор с платформой на распространение своего проекта, таким образом привлекая к ней новых подписчиков.
Тем же путем можно продвигать российские продукты — например, вложиться в разработку и пиар-кампанию качественных видеоигр на базе отечественных ОС, таким образом прививая навыки работы в этих системах.
Создание крупных демо-зон с российскими решениями
Принятие решения о покупке начинается с убеждения в том, что продукт действительно работает. Для этого, как уже говорилось выше, используются демо-зоны — их строят на собственных площадках сами разработчики или ИТ-компании. Посещение этих зон обычно доступно лишь по предварительной записи или в рамках специальных активностей.
Вопрос в расширении аудитории — что, если создавать крупные общедоступные демо-зоны российских решений по типу шоу-румов Apple и Samsung? Они не обязательно должны быть физическими: можно размещать продукты на виртуальных площадках, доступных для изучения 24/7. Геймификация и проработанный маркетинг помогут привлечь дополнительное внимание.
Переход на отечественное ИТ в ближайшие годы станет только интенсивнее, и чем быстрее компании осознают его неизбежность — тем легче им будет продолжить развитие в новом ИТ-ландшафте. Принятие новой реальности — непростой процесс, и меры по его поддержке всегда индивидуальны. В этой задаче играет роль как мотивация внутри компании, так и помощь тех, кто занимается внедрением. А что бы помогло вам быстрее привыкнуть к новому рабочему инструменту?
Статья типа: я художник, я так вижу.
Сложно сделать удобный интерфейс? Уже наработаны некоторые стандарты в приложениях и сервисах. И да, как пользователь я не очень хочу искать куда возмущенный разум засунул нужную функцию, которая должна быть в быстром доступе.
Нет сомнения в том, что отечественный софт сейчас получил серьезный стимул. Важный вопрос, как воспользоваться ситуацией. Для нас, как для производителя оборудования открываются дополнительные возможности кастомизации продуктов (и "железа" и ПО). В этой связи требуется выбрать наиболее значимые ниши, поскольку в ряде областей, таких как промышленные контроллеры, невозможно сделать устройство за пару месяцев и тут же импортозаместить оборудование иностранных поставщиков.
Но стараемся.
основной минус отечественных аналогов - более высокая стоимость внедрения, как мне кажется. даже если чисто лицензия стоит дешевле.