{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как фанаты биткоина строили утопию, свободную от предрассудков и налогов: история провала первого криптолайнера «Сатоши» Статьи редакции

Основатели хотели уплыть от бюрократии и жить по своим законам, но ничего не знали о круизах. Что они обещали криптоэнтузиастам на борту и что помешало им продолжить плавание — рассказывает The Guardian.

Круизный лайнер «Сатоши»

В 2010 году бывший инженер Google Патри Фридман рассказал, каким видит будущее человечества. Он предложил переосмыслить государственные и общественные устои, отказаться от жизни на суше и основать город посреди океана. Чтобы осуществить задуманное, Фридман ещё в 2008 году основал Институт систейдинга — благодаря инвестициям основателя PayPal Питера Тиля в размере $500 тысяч.

Систейдинг — строительство и проживание в плавающих в открытом море сообществах вне юрисдикции конкретной страны.

Институт реализовать успешные проекты не смог, но надежду подарили три адепта систейдинга, что купили в октябре 2020 года круизный лайнер. Грант Ромундт, Рюдигер Кох и Чэд Элвартовски хотели бросить якорь у побережья Панамы и основать на борту «новое криптовалютное общество».

Они назвали лайнер «Сатоши» в честь потенциального создателя биткоина и надеялись, что судно:

  • Станет домом для цифровых кочевников, основателей стартапов и первых фанатов биткоина.
  • Сведёт криптоэнтузиастов и систейдеров — два сообщества, одинаково стремящиеся к свободе от условностей, регулирования и налогов.

Однако построить коммуну на борту круизного судна оказалось непросто. Открытое море только кажется свободным и безграничным, а на деле же строго регулируется законом, пишет издание The Guardian.

Как основатели познакомились и что делали до корабля

В конце 1990-х годов любитель водных видов спорта, сын парикмахера и канадец Грант Ромундт жил в Сан-Франциско c группой инженеров-программистов. Он обожал бизнес-тренера и оратора Тони Роббинса и активно занимался саморазвитием.

В 2009-м Ромундт начал снимать видеоролики о парикмахерском искусстве, а затем запустил сервис ScheduleBox — чтобы парикмахеры могли составлять с его помощью расписание. Тогда он работал по 17 часов в день, а к 2016 году заработал достаточно, чтобы тратить на бизнес не более пяти часов в месяц.

Ромундт вернулся в Канаду, поселился в плавучем доме, встречал рассвет на байдарке и думал, что именно так должен жить человек. Во время одного из полётов он познакомился с руководителем Института систейдинга Джо Квирком. Он узнал, что Институт пытался построить коммуны у побережья Сан-Франциско, а также основать плавучий остров во Французской Полинезии, но безуспешно.

Ромундт захотел продолжить попытки и познакомился через Квирка с двумя инженерами: американцем-либертарианцем Чэдом Элвартовски и богатым на биткоины немцем Рюдигером Кохом. Вместе трио основало компанию Ocean Builders и в начале 2018 года построило на свои деньги восьмиугольный плавучий комплекс, в 22 км от побережья Таиланда.

Элвартовски прожил в нём два месяца, пока о постройке не узнали власти Таиланда. Они объявили об угрозе независимости страны и могли приговорить Элвартовски к пожизненному заключению и даже казни. Инженеру пришлось бежать из страны, а постройку вскоре демонтировали.

Основатели Ocean Builders не сдались. В 2019 году они связались с правительством Панамы и показали проект SeaPod — комплекс из отдельных домов в трёх метрах над водой. Получив одобрение властей, компания с нуля построила завод на северном побережье Панамы, наняла 30 инженеров и механиков и в начале 2020 года приступила к созданию первого прототипа.

Дизайн домиков SeaPod придумал архитектор Коэн Олтуис. Колонны, на которых они стоят, превращаются снизу в треноги Ocean Builders

Работа, однако, шла медленно: завод мог производить всего два дома в месяц. Тогда основатели вспомнили, что давно хотели купить круизный лайнер, но до пандемии все они стоили дорого. В октябре же 2020 года основателям удалось приобрести судно за $9,5 млн, хотя раньше оно могло бы обойтись им в $100 млн, пишет издание.

Трио хотело сделать корабль центром плавучего сообщества и соединить его с сельскохозяйственными, производственными и парковыми платформами с помощью двух закруглённых тоннелей. Чтобы с воздуха комплекс формировал букву «B» — как логотип биткоина.

Министерство туризма Панамы надеялось, что компания привлечёт новых туристов и поможет ей развить устойчивый туризм. И, похоже, не возражало, что целый корабль криптоинвесторов будет держать и майнить криптовалюту, не уплачивая государству никаких налогов.

Pacific Dawn создали в 1991 году. Его строительство обошлось в $280 млн  Trade Winds

О том, как могла быть устроена жизнь на борту

Чтобы клиенты могли узнать больше о проекте и зарегистрироваться, 10 октября 2020 года Элвартовски основал компанию Viva Vivas. А 19 октября рассказал об этом реддиторам. Одни поспешили предложить помощь на борту, а другие спросили, где основатели возьмут электричество, топливо, интернет, еду, воду и какие введут налоги. Элвартовски ответил:

  • Электричество будут вырабатывать генераторы, но позже корабль перейдёт на солнечную энергию.
  • Беспроводный интернет будет поступать с суши.
  • Плата за «коммуналку» войдёт в комиссионный сбор, но будет пересматриваться. Во-первых, компания планирует улучшать условия. Во-вторых, никто не захочет платить за то, что кто-то постоянно майнит.
  • Налога на заработок на корабле не будет.

Вопросы о микроволновках Элвартовски сперва игнорировал, но вскоре признался: устанавливать их в каютах по правилам безопасности нельзя. Взамен он предложил жителям 20%-ную скидку в ресторане и предположил, что кухню можно будет арендовать. «Мы хотим, чтобы предприниматели сами придумывали выходы из ситуаций и тестировали идеи прямо на борту», — написал он.

Убедить всех реддиторов Элвартовски не удалось. «Микроволновок нет, а майнинговые установки — пожалуйста. Непоследовательные скамеры», — написал один из них.

Компания также анонсировала аукцион и планировала с 5 по 28 ноября 2020 года сдать места в 777 каютах. Среди них: комнаты без окон за $570 в месяц, с видом на океан за $629 и с балконом за $719.

На сайте Viva Vivas предупредила, что будет проверять пассажиров на коронавирус, и обещала благодаря партнёрству с платёжной системой CoinPayments поддержать десятки криптовалют — Bitcoin, Ether, Monero, Electroneum, DigiByte, Tether, USD Coin и других.

Привозить домашних животных компания не запрещала, но прописала для них строгие правила:

  • Вес животного не должен превышать 9 кг.
  • Держать питомца можно только в каютах с балконом.
  • Хозяева обязаны купить лоток с искусственной травой определённой марки.
  • За выброс биоотходов за борт назначался штраф в размере $200.
  • Издавать громкие звуки дольше 10 минут нельзя.
  • Питомец, который нарушил покой постояльцев более трёх раз за месяц или пяти раз за год, должен был покинуть борт.

29 ноября 2020-го Элвартовски объявил, что «Сатоши» готов принять первых клиентов уже в январе 2021 года. Продажи шли плохо, что неудивительно, пишет издание. Ведь в идее сомневались даже, казалось бы, идеальные кандидаты. Например, реддитор Люк Паркер: он обожал систейдинг и мог не работать, поскольку успешно вложился в биткоины. Вот только терпеть качку и ютиться в каюте без кухни и с крошечной ванной он был не готов.

Основатели поняли, что ничего не смыслят в круизах

Лайнер плавает с 1991 года и за 30 лет работы повидал многое: почти врезался в мост на реке Брисбен, пережил вспышку свиного гриппа, а в 2020-м чуть не оказался на свалке, после того как сделка с круизной компанией Cruise and Maritime Voyages сорвалась. Но он никогда не служил постоянным домом для двух тысяч криптоинвесторов.

Основатели же никогда не управляли круизами, поэтому заключили контракт с управляющей компанией Columbia Cruise Services и наняли 40 сотрудников, в основном украинцев: повара, инженеров и обслуживающий персонал. А капитаном назначили британца Питера Харриса.

Познакомившись с Кохом, я почувствовал, что надолго меня не хватит. Амбиций у него было много, но он ненавидел правила и не понимал, как устроено судоходство. Думал, что управлять круизным лайнером так же просто, как яхтой.

Питер Харрис, капитан «Сатоши»

Чтобы плавать, судну требовались сертификаты о мореходности. Обычно владельцы проверяют их при покупке, чтобы иметь в запасе хотя бы несколько месяцев, но не Oceanic Builders. О том, что сертификаты «Сатоши» давно не действуют, трио узнало от экипажа. Прежде чем пересечь Атлантический океан, команде пришлось направить судно в Гибралтар — чтобы провести техосмотр и продлить разрешения.

В атлантические воды корабль вышел 3 декабря. По словам Харриса, Элвартовски надеялся, что власти Панамы разрешат им постоянно стоять на якоре и зарегистрируют лайнер как плавучую резиденцию, а не судно. К резиденциям, пишет издание, предъявляли меньше требований.

Власти в просьбе отказали, поэтому возникла новая проблема — сброс сточных вод. Сбрасывать их на территории Панамы основатели не могли. Значит, им пришлось бы каждые 20 дней проплывать по 20 км до международных вод.

Страховые компании при этом сотрудничать с Ocean Builders не спешили и отказывали без объяснения причин, рассказал Ромундт. Впрочем, The Guardian выдвинула свои предположения:

  • Компании боялись страховать то, с чем никогда не работали, — а именно плавучее криптосообщество.
  • Они с опаской относились к криптовалютному бизнесу в целом.
  • А также боялись американцев, которые склонны чуть что — сразу судиться.

Ромундт понял, что компания страдала от того, от чего бежала: от деспотов, бюрократии и чрезмерного государственного регулирования.

Viva Vives демонстрирует «Сатоши»: вид с воды

Содержать лайнер без туристов оказалось слишком дорого

Будь у основателей полгода в запасе, они бы наняли первоклассных юристов и нашли бы лазейки, но к середине декабря «Сатоши» наполовину пересёк Атлантику и сжёг галлоны топлива.

Обслуживать судно приходилось бы круглосуточно даже на якоре, и затраты на это могли ежемесячно обходиться компании в $1 млн. Однако на одно только топливо уже уходило по $12 тысяч в день, пишет издание. По прибытии Кох думал установить двигатель меньшего размера, но капитан Харрис сказал, что прорезать большое отверстие в корпусе под водой и не потопить корабль невозможно.

Надежды получить страховку не оставалось, путёвки не продавались, а содержать лайнер без туристов на протяжении нескольких месяцев основатели не могли. Они понимали, что в пандемию никто лайнер не купит, поэтому продали его утилизаторам из Индии.

19 декабря 2020 года Элвартовски объявил, что путешествие «Сатоши» подошло к концу, а команда «проиграла бой». Ромундт же пообещал потенциальным клиентам вернуть залог.

Позже сделку с утилизаторами пришлось расторгнуть. В соответствии с Базельской конвенцией, компания не имела права отправлять судно из страны-участницы соглашения в государство, не подписавшее конвенцию.

Однако круизная индустрия — тесная экосистема, пишет издание, поэтому основателям помогло сарафанное радио. Купить лайнер решила британская круизная компания Ambassador Cruise Line за $12 млн.

По словам Ромундта, после сделки Элвартовски ушёл в творческий отпуск, а Кох занялся строительством собственного судна в Панаме и продолжал работать над проектом SeaPod. У каждого плавучего дома в SeaPod будет люк на крыше. Ромундт верит, что в будущем люди смогут добираться до них по воздуху и так же будут принимать доставку.

«Сатоши» тем временем получил новое имя — Ambience, или «Атмосфера». «Название под стать элегантному судну, совсем непохожему на плавучий многоквартирный дом», — объяснил председатель Ambassador Cruise Line Гордон Уилсон. На борту будут коктейли, ужины из пяти блюд, увлекательные шоу и никаких биткоинов, пишет The Guardian.

Грант Ромундт рассказывает о том, как Ocean Builders управляет проектами, и показывает производственные территории
0
123 комментария
Написать комментарий...
Алексей Шатин

Сказ о том, как виртуальные фантазии маниловых в очередной раз наголову разбиты суровой правдой жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

Да не разбились, просто денег не хватило. Манилов ничего не делал, а эти активно себя проявили, такие проблемы случаются

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Ishchenko

Они активно не продумав ничего, ничему не научившись, никого не слушая потратили деньги. 
Признак "большого ума" показали. 

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

А ситуации в море не продумаешь, там полная анархия. Кто и когда прицепится неизвестно. Если ты все продумал на берегу, то ты все равно ничего не продумал, абсолютно спонтанный и неуправляемый процесс. Они же все юридические консультации получили и следовали им

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Вообще-то в море (на корабле) не может быть никакой анархии, на судне главный - это капитан, в его отсутствие следующий по рангу офицер. На борту действуют законы страны, под флагом которой ходит судно - даже если судно находится в территориальных водах другого государства, а моряки или пассажиры являются гражданами другого государства.

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

А какие законы воздействуют на корабль? У них не проблемы с внутренним распорядком возникли

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Морское право, если в целом. Законодательство государства флага опять же. Частично могут действовать законы страны пребывания, когда стоишь в порту, но только непосредственно те, которые затрагивают безопасность.

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

Т.е никакие законы не действуют, морское право только имущественные отношения регулирует

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Не имущественные, а все, что связано с пользованием Мировым океаном. Если у вас судно под флагом Панамы, то на нем - Панама. Даже если экипаж у вас из турок и украинцев допустим. Они все равно должны соблюдать панамские законы.

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

Если Турция задерживает судно под флагом Панамы в своих водах, у вас могут на борту действовать законы Панамы, но судно заперто в водах Турции. Внутренний распорядок на внешнее поведение судна не влияет

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Да, правильно. Но просто так задержать опять же не могут - там конкретные положения в соответствии с международной Конвенцией по морскому праву. Ну и международное право обладает большей юридической силой, чем национальное законодательство, если я ничего не путаю со времен обучения на юрфаке)

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

Могут не задерживать, а просто не выпускать без постановления сюрвеера, а сюрвеера просто не пускать на борт сколько угодно, вернее он сам не пойдет, если его попросят. Очень много уловок

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Да, вы правы

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда