Цифровизация экономики Белоруссии: что ждёт ИТ-отрасль

Партнёр белорусской юридической компании Revera Елена Мурашко и руководитель корпоративной и инвестиционной практики юридического департамента Wargaming Андрей Ермоленко об основных положениях документа.

Сможет ли Белоруссия стать следующим региональным центром развития высоких технологий? Положительного мнения в этом вопросе придерживаются многие лидеры индустрии и инвесторы, если изучить недавние исследования WSJ и Financial Times по этому вопросу.

Введённые более десяти лет назад льготы для индустрии в области высоких технологий и бизнеса по аутсорсингу программного обеспечения показали свою эффективность и привели к созданию таких компаний, как Epam, которая разместилась на Nasdaq, Wargaming — одного из крупнейших создателей видеоигр, Viber — популярного приложения для обмена мгновенными сообщениями.

Они также способствовали зарождению группы небольших, но успешных стартапов: Maps.me, AIMatter, MSQRD, проданных гигантам индустрии — Facebook, Google и Mail.ru Group.

Наблюдая активно формирующееся ИТ-сообщество и всё большее количество активных местных ИТ-предпринимателей, белорусское правительство решило дать ИТ-отрасли ещё большие возможности для развития и вывести инновационное предпринимательство и его инвестиционную привлекательность на совершенно новый уровень.

Когда 21 декабря президент Александр Лукашенко подписал новый декрет «О развитии цифровой экономики», случился долгожданный прорыв в регулировании индустрии и был преподнесён новогодний подарок белорусскому бизнесу.

Декрет создаёт основу для преобразования постсоветской экономики Белоруссии, ведущей силой которой было тяжёлое машиностроение, в современную цифровую и децентрализованную экономику.

О «Парке высоких технологий»

Изначально «Парк высоких технологий» (ПВТ) считался довольно локальной историей и давал возможность белорусским разработчикам включаться в мировую экономику в основном в качестве R&D-центров, выполняющих заказы для крупных клиентов.

Благодаря эффективному налогообложению заработной платы и хорошему кадровому потенциалу открывать центр разработки в Минске стало распространённой практикой.

Более громкие истории успеха, как правило, происходили, когда основатели переезжали за рубеж для масштабирования бизнеса. Международные же инвесторы медлили с открытием дочерних компаний в Белоруссии.

И даже в таком виде ПВТ смог увеличить экспортную прибыль своих резидентных компаний до примерно $1 млрд к 2017 году. Однако передать в Минск больше функций, чем просто разработка ПО, было сложно — законодательное регулирование в определённой степени сдерживало потенциал ПВТ.

Предоставление льгот для модели «заказного» программирования изначально было правильным решением: разрешённые виды деятельности (разработка, интеграция и поддержание ПО, обработка и управление базами данных), освобождение от налога на прибыль, пониженная ставка подоходного налога работников и лимитированная база для начисления взносов в ФСЗН создали крепкую базу для расцвета заказной разработки.

Но для компаний, которые хотели продвигать собственные продукты, перечень допустимых видов деятельности выступал сдерживающим фактором. Прошло 12 лет, и индустрия упёрлась в потолок.

Об особенностях нового декрета

Новая версия регулирования ПВТ значительно расширяет возможные бизнес-модели для своих резидентов и соответствует потребностям крупных международных компаний, которые смогут открыть офисы с более широким спектром функций.

И когда мы говорим, что новый перечень большой, мы не преувеличиваем — он включает самые «горячие» тренды в развитии индустрии. Резиденты ПВТ теперь смогут разрабатывать и продавать проекты в следующих областях.

  • Системы беспилотного управления транспортными средствами.
  • Любое практическое применение решений технологии блокчейн, включая криптоиндустрию — начиная от майнинга и включая криптообменники и ICO.
  • Бизнес-решения на базе искусственного интеллекта и нейросетей.
  • Научно-исследовательские разработки, связанные с медициной и биотехнологиями.
  • Программные и аппаратные решения на базе IoT.
  • Интернет-площадки и маркетплейсы.
  • Программные решения с использованием больших данных.
  • Индустрия онлайна и виртуальных развлечений.
  • Издание и продвижение игр и электронного контента.
  • Медиапотоковый бизнес.
  • Аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) и административной работы в ИТ-индустрии в той степени, в которой они имеют элемент инноваций.
  • Деятельность компаний, фокусирующихся на инвестициях в ИТ.

Расширенные преференции, налоговые льготы и упрощённые административные требования к компаниям-резидентам ПВТ — предполагается, что всё это приведёт в Белоруссию как ИТ-стартапы из СНГ, так и прямые зарубежные инвестиции из западных стран.

Что касается упрощения административных процедур, здесь много прогрессивных регуляторных изменений.

«Корпоративная вуаль» как ограничитель бизнес-рисков

Белорусский бизнес давно страдал от крайне широкой практики местных судов по привлечению основателей и менеджмента к субсидиарной ответственности в случае банкротства или начисления налогов, что являлось своеобразным эквивалентом «поднятия корпоративных вуалей» в английском праве.

Иногда достаточно было не представить финансовую отчётность или подать корпоративные документы в не идеальном состоянии, чтобы возник риск взыскания с личного имущества учредителей. В 2017 году на общегосударственном уровне такую практику признали не соответствующей законодательству и ограничили случаями преднамеренного банкротства.

Однако нельзя не признать, что ИТ-стартапы имеют более высокий уровень «смертности». Для индустрии характерна и даже поощряется практика быстрого испытания бизнес-идей, нужно «фейлиться», притом быстро и часто. Это суть индустрии, которая выдвигает инновационные идеи для их тестирования.

Поэтому в рамках ПВТ 2.0 были улучшены меры безопасности для резидентов: к субсидиарной ответственности не могут быть привлечены участники и руководители компании-резидента ПВТ, за исключением случаев, когда банкротство вызвано преднамеренными действиями таких лиц, повлекшими привлечение их к уголовной ответственности.

Стоит надеяться, что это добавит спокойствия тем, кто намеревается создать что-то инновационное, но не уверен, что их идея сработает.

Не нужно изобретать велосипед

Раньше учредители ИТ-стартапов и их инвесторы страдали от многочисленных ограничений, запрещающих такие привычные для США и Великобритании вещи, как обязательства не конкурировать и не переманивать клиентов и сотрудников, конвертируемые займы, опционы и акционерные соглашения.

Эти ограничения, влияющие на структуру управления и владения бизнесом, и инвестиционные сделки приводили к несоответствию между реальностью операционной компании, отношениями на уровне владения бизнесом и договорённостями между основателями и инвесторами.

Сейчас регулятор разрешил применять иностранное право к акционерам компаний-резидентов ПВТ и ввёл эти концепты в местное законодательство, установив чёткие критерии их работоспособности. К примеру, обязательство не конкуренции должно быть финансово компенсировано.

Отныне все стороны, вовлечённые в инвестирование или приобретение ИТ-бизнеса, будут разговаривать на одном языке и смогут обходиться без дополнительных корпоративных «прослоек» в экзотических юрисдикциях, а также безопасно создавать валидные обязательства.

О деньгах

Следующее достижение нового регулирования — упразднение всех барьеров, препятствующих эффективному обороту денег в бизнесе. Со времен СССР Белоруссия придерживалась достаточно строгих правил в отношении так называемых «виз для денег».

Например, для операций, связанных с движением капитала, нужно было получать разрешения Национального банка, а для использования иностранных валют и ведения внешнеторговой деятельности действовали специальные правила и ограничения.

Теперь компаниям ПВТ не нужно получать разрешения для открытия зарубежных дочерних компаний, покупки ценных бумаг иностранных компаний или открытия иностранных счетов.

Также декрет решил старую проблему ограничения сроков внешнеторговых операций: раньше компании, осуществляющие экспортные и импортные сделки, были обязаны завершать их в течение определённого периода, получать полную оплату или подписанный акт приёма-передачи в бумажном виде.

На практике это приводило к менее гибким условиям оплаты и к необходимости обмениваться с иностранными контрагентами документами, скреплёнными оригинальными печатями и подписями.

Зелёный свет дан для платежей во всех типах не классических валют, таких как электронные деньги и даже криптовалюты, если они используются для типов деятельности, разрешённых в ПВТ.

Меньше налогов, ниже ставки

В ПВТ и до этого был установлен довольно привлекательный налоговый режим, поэтому целью новой версии не было расширение его до уровня налогового рая. В основном, изменения коснулись комплексных инфраструктурных льгот и улучшения недостатков действующих льгот. Когда декрет вступит в силу, компании-резиденты ПВТ:

  • по-прежнему будут освобождены от налога на прибыль, налога на недвижимость (по объектам на территории парка), внутреннего НДС;
  • получат освобождение от НДС, возникающего у иностранных организаций, оказывающих резидентам ПВТ маркетинговые, рекламные, консультационные и некоторые другие услуги, что позволит эффективно закупать, например, трафик напрямую от белорусской компании;
  • получат освобождение от уплаты налога у источника в случае импорта услуг маркетинга, лицензионных платежей, обработки данных, хостинга и иных;
  • будут освобождены от уплаты налога на доходы от продажи долей или акций для физических лиц и иностранных холдинговых компаний (при условии минимального срока владения долями или акциями не менее одного года), что делает привлекательным проведение инвестиционных сделок напрямую;
  • сохранится пониженная ставка подоходного налога для физических лиц-работников в размере 9%, аналогичная ставка будет применяться для дохода в виде дивидендов, полученных от резидента ПВТ;
  • сохранится «лимитированный» размер взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), которые ограничены взносами со средней заработной платы по стране;
  • сохранится взнос в размере одного процента от полученного дохода от бизнес-деятельности компании-резидента ПВТ.

Меньше бумажной работы

По общему правилу, все операции бизнес-единицы должны быть подтверждены многочисленными документами. ПВТ версии 2.0 упрощает законодательные требования к подтверждающим документам.

  • Не нужно будет иметь оригиналы договоров, скреплённые оригинальными печатями и подписями — стандартных условий вендора в интернете или электронных документов будет достаточно для подтверждения операций.
  • Не нужно будет иметь акт приемки для каждого отдельного платежа с оригинальной собственноручной подписью иностранного партнёра; более того, компании получат право давать односторонние подтверждения продаж и доходов, и электронных документов будет достаточно, чтобы провести продажи в бухгалтерском учёте и подтверждениях платформ (к примеру, App Store, Google Play) как акт приемки, подтверждающий подлежащий получению доход.

Ещё один технический, но важный с точки зрения практики момент — контракт с иностранным партнёром теперь считается соблюдённым, если он заключён в электронной форме. Это значит, что акцепт условий сделки, заключение контрактов по email или с использованием электронной подписи — больше не проблема.

Если бизнесу нужны люди, мы рады их принять

Раньше иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Белоруссии, должны были получить соответствующее разрешение до начала работы у белорусского нанимателя.

Кроме того, если белорусская компания собиралась трудоустроить более десяти иностранцев, она должна была получать отдельную лицензию на привлечение иностранной рабочей силы.

ПВТ версии 2.0 устанавливает более мягкие правила для трудоустройства иностранных сотрудников в компания-резидентах ПВТ. В частности, сама компания не должна получать указанную лицензию на привлечение иностранной рабочей силы, и никаких индивидуальных разрешений для каждого работника больше не нужно.

Кроме того, устанавливается безвизовый режим для работников, учредителей и акционеров компаний-резидентов ПВТ.

Криптомир становится новой реальностью

Вишенкой на торте объявленной цифровизации экономики стало, конечно же, новое регулирование отношений, связанных с технологиями блокчейн. Эта часть декрета, очевидно, требует отдельной специальной статьи, однако давайте кратко пройдемся по ключевым идеям в этой сфере.

Во-первых, такие ключевые понятия как блокчейн, токены, криптовалюты, майнинг, виртуальный кошелёк и смарт-контракт были законодательно определены — возможно, в первый раз в истории законотворчества.

Во-вторых, резиденты ПВТ получили возможность законно вести бизнес, который включает блокчейн-технологии — начиная с майнинга и включая операторов обменных платформ, а также ICO и тому подобное.

Физлица также получили право владеть токенами и осуществлять следующие виды операций: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, приобретение токенов, отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранные валюты, электронные деньги, а также дарение и завещание токенов.

Итог

Белоруссия становится первой страной, которая вводит законодательное подтверждение и базовое регулирование для основных игроков блокчейн-индустрии и объявляет о намерении внедрить смарт-контракты как новый правовой инструмент.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Макеев
>для преобразования постсоветской экономики Белоруссии, ведущей силой которой было тяжёлое машиностроение, в современную цифровую и децентрализованную экономику.

лол блё. Ведущей и единственной силой белорусской экономики является реекспорт нефтепродуктов из РФ.
https://en.wikipedia.org/wiki/Belarus#Economy
см. картинко справа в разделе

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Макеев

Реекспорт нефтепродуктов. То есть переработанной нефти. В совке большАя часть нефтеперерабатывающих заводов была построена в Беларуси. Беларусь закупает нефть в России, а продает нефтепродукты - бензин и т.п.
Но есть один большой ньюанс. Она закупает нефть по низким ценам, а не по тем, которым Россия обычно продает нефть зарубеж. А продает нефтепродукты за реальную цену. Так как "союзное государство", "братья" и т.п. Цена определяется межправсоглашением, которое перезаключается примерно раз в год(ну или три). Каждый год зимой перед подписью происходят срачи, как раньше с Украиной за газ. Если Россия начнет продавать нефть в Беларусь по зарубежной цене, то квадратик из ссылки превратиться в точку, экономике РБ придет песец. РБ фактически живет на дотации из РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Кирилл, РБ ведь не одна такая, правда?
Но только у РБ получается при этом реально сохранять возможность принимать - например - вот такие законы, как в этой статье.
На выходе может получиться, что в Белоруссию будут ездить открывать счета, для вывода денег из криптовалют, а возможно и гражданство получать белорусское под это ...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

Другой страны, которая на шару получает нефть, перепродает и на это неплохо живет, я не знаю.
"реально сохранять возможность принимать(??)" есть у любой страны. Главное как это будет исполняться, и что получится. Если тут получится, то и отлично.

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда