{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Минфин опубликовал проект закона о регулировании криптовалют в России Статьи редакции

Криптовалюты — не деньги, майнинг — предпринимательство, а биржи должны быть зарегистрированы в России.

Министерство финансов опубликовало законопроект «О цифровых финансовых активах», который призван узаконить криптовалюты в России.

Криптовалюты — товар, а не деньги

К цифровым финансовым активам Минфин относит «имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств». К таким активам относятся критовалюты и токены, причём они не являются законными средствами платежа.

Торговать криптовалютой можно только на официальных биржах

Обменивать токены на другую криптовалюту или рубли можно только через специальные биржи — «операторов обмена цифровых финансовых активов». Таким оператором может стать только юрлицо, зарегистрированное в России и соблюдающее законы № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» или № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Биржи смогут открывать кошельки только после проведения идентификации пользователей в соответствии с законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Порядок открытия и ведения счетов должен будет установить Центробанк.

При этом у ЦБ есть претензии к предложенному порядку работы бирж: регулятор хочет, чтобы за рубли можно было покупать только те токены, которые компании используют для привлечения финансирования, предупреждает Минфин. Министерство считает, что обычную покупку криптовалюты запрещать нельзя, так как иначе на этот рынок «переедет» нелегальный бизнес.

Майнинг — предпринимательство

Также в документе есть определения смарт-контрактов и майнинга, который считается предпринимательской деятельностью по созданию или валидации криптовалюты в обмен на вознаграждение. Какими налогами будет облагаться деятельность майнеров, не уточняется.

Для проведения ICO нужно раскрывать всю информацию о проекте

В документе Минфина прописан порядок проведения ICO. В частности, организаторам ICO нужно будет раскрывать информацию о бенефициарах проекта и его расположение и о том, какие права будут у держателей токенов и как их можно реализовать.

Пользователи, у которых нет статуса квалифицированного инвестора, смогут покупать токены в рамках каждого ICO на сумму не более 50 тысяч рублей, говорится в документе. Ограничений на сумму, которую может привлечь компания через ICO, в документе нет — раньше Минфин хотел ограничить её суммой в 1 млрд рублей (около $18 млн по курсу на 25 января 2018 года).

Если документ пройдёт три чтения в Госдуме, а также получит одобрение Совета Федерации и подпись президента России, то он вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования. Законопроект может быть изменён в ходе обсуждений в парламенте.

0
123 комментария
Написать комментарий...
Dmitry LS

Это уже прогресс, по сравнению прежними страшилками и заявлениями. Но еще много пробелов и вопросов.
Первое, что бросается в глаза - это определение криптовалюты в законопроекте, которое напоминает пустую скорлупу от яйца. Похоже, что из него изъяли весь смысл и основной отличительный признак от токенов, оставив пустую оболочку. Такое определение для криптовалюты нельзя признать достаточным и удовлетворительным для закона. "Это просто вид активов на блокчейне" - не сойдет. Чем отличается криптовалюта от токенов не указано. Между тем для токенов есть ряд ограничений по выпуску и приобретению. К тому же в законе для токена сделано досадное по содержанию определение как "выпускаемый юрлицом или ИП". Отсюда напрашивается дурацкий, но логичный вывод, что криптовалюта выпускается физлицами... либо если она не может больше выпускаться, поскольку она сразу станет токенами. В общем надо править.
Важным моментом в определении токена также является указание цели выпуска - для привлечения финансирования. Это может быть проблемой. Такая формулировка загоняет всех, кто будет выпускать токены в рамки регулирования отношений с инвесторами. Но не все токены выпускаются с целью привлечения финансирования. Токены могут выпускать и без проведения ICO, просто для какой-нибудь платформы на блокчейне, которая уже ранее привлекла финансирование в иной форме, и где токены являются просто внутренней "технической" расчетной единицей. Будет ли "технический токен" цифровым финансовым активом? Да, будет, если он будет свободно обмениваться на фиат или криптовалюту. Будет ли он выпущен с целью привлечения финансирования? Нет, он будет выполнять роль билетов или жетонов. Каковы будут права у тех, кто купит такой токен? Такие же как у купивших билеты или жетоны - в рамках обычного гражданского договора (оказать услуги/ провести работы/ поставить товары - сделать то, что предоставляет сервис, или вернуть средства).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry LS

Продолжение.
---
Ограничение в 50 тысяч - это цифра с потолка, смысл которой лишь в том, что в одно ICO можно вложить не более 50 тыс. руб., но можно вложиться хоть в тысячу разных ICO по 50 тысяч. Те, кто склонен просадить все свои сбережения, смогут это сделать это наверняка, потому что у них теперь вообще нет шанса поставить все на выигрышный вариант. Потому что быть может только в одно из сотни ICO и есть смысл вкладываться. Д - диверсификация.
---
Про особенности выпуска токенов. В проекте закона по этому вопросу прослеживается три направления.
---
Первое - попытка гармонизации внутренний российских правил с требованиями иностранных регуляторов, или можно сказать создание относительно безопасной схемы проведения ICO. Когда токены продаются только либо авторизованным инвесторам, либо через специализированную лицензированную площадку (простые физлица смогут купить токены через те самые специализированные площадки, а сами токены при первичном размещении будут зачисляться не напрямую в кошельки простых физлиц, а в кошельки открытые на специализированных площадках. Можно сказать, что данная схема помогает обойти требования регуляторов о регистрации токенов (по нормам для ценных бумаг).
---
Второе - борьба с незаконными операциями и легализацией преступных доходов, через создание операторов обмена цифровых финансовых активов, которые будут работать в рамках требований законодательства по этим вопросам. Намерения вроде бы благие. Но это означает запрет обменников при фактическом отсутствии уже действующих площадок этих самых операторов обмена. Что именно подразумевается под операторами обмена - биржи, обменники или платформы, схожие с теми, которые проводят ICO? Ведь в законе можно усмотреть желание проводить ICO через операторов обмена. Может так случиться, что адекватной замены обменникам не окажется. А когда что-то запрещено, но пользуется спросом - это коррупционная тема.
Сначала надо, чтобы появились доступные легальные площадки для быстрого и удобного обмена с нормальными конкурентными условиями обмена, а потом уже запрещать существующие. Если площадок нормальных не появится, но спрос останется, то это приведет к росту рисков и комиссий у теперь уже нелегальных обменников, которые будут работать под прикрытием компетентных и не очень органов. С казино боролись, а потом возглавили.
Если бороться с криминалом, то надо в первую очередь не создавать новые криминальные темы деятельности.
---
Третье - желание замкнуть на операторах обмена все, что можно и что на самом деле нельзя. Понятно, что разработчики законопроекта или их консультанты заинтересованы в том, чтобы создать легальное поле для своего бизнеса с определенными преференциями. Но нельзя забывать о том, что это совсем не тот рынок, где можно законом установить себе монополию и прогонять через себя все транзакции, связанные с криптовалютами и ICO. Лучший способ отхватить большой кусок этого рынка - предложить более выгодные и условия и более надежный сервис, а не запрещать пользоваться услугами иностранных конкурентов, к которым просто сбегут.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Petrov

Совершенно верно! - для начала разреши создавать, создай на территории и под юрисдикцией России те же биржи, пулы, обменники с более выгодными условиями, помоги майнерам работать, а потом уже аккуратно выстраивай систему налогообложения, регистрации и.т.д. Майнеры в подавляющем большинстве, заработанные на западных, восточных и заокеанских сервисах деньги переводят в свою страну, в отличии от крупного бизнеса и олигархата, которые как известно деньги из России выводят. Наши же разработчики настроены не помогать, а через запреты и ограничения, заниматься ощипыванием еще не оперившихся цыплят.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда