{"id":13516,"url":"\/distributions\/13516\/click?bit=1&hash=37bd7b4748a2966bbc26730b25e2618c42f364e4b1fef4e1064b7cb954a0c2b0","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0442 \u00ab\u0413\u0430\u0437\u043f\u0440\u043e\u043c \u043d\u0435\u0444\u0442\u0438\u00bb","buttonText":"\u0417\u0430 \u0447\u0442\u043e?","imageUuid":"9ff0d7f7-ef07-5cab-961b-7241d5749f52","isPaidAndBannersEnabled":false}
Крипто
Руслан Усманов

В восторге от BoredApe или CryptoPunk NFT? Убедитесь, что вы понимаете объем своих прав

Данная статья посвящена проблемным вопросам лицензирования использования объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в NFT, и является конспектом подкаста от 12.04.2022 Excited About Your Bored Ape or CryptoPunk? Make Sure You Understand Your IP Rights (URL: https://unchainedpodcast.com/excited-about-your-bored-ape-or-crypto-punk-make-sure-you-understand-your-ip-rights/) с нашими комментариями (выделены курсивом). Приятного прочтения!

Сразу обозначим, что под лицензированием понимается предоставление приобретателю NFT прав на использование объекта интеллектуальной собственности (произведение, товарный знак и т.д.), заключенного в NFT.

1. Интеллектуальные права, которые могут быть связаны с NFT

Необходимо начать с того, какие объекты в принципе могут содержаться внутри NFT и, следовательно, какие права могут возникать.

- авторские права, возникающие на произведения - изображения (в статике или динамике), текст, музыку и иные произведения. Авторские права возникают автоматически в силу факта создания произведения.

- права на товарные знаки. Товарные знаки – обозначения, указывающие на источник происхождения чего-либо. Например, когда лицо видит товарный знак Nike, то оно связывает его с конкретным производителем. Чтобы на товарный знак возникло исключительное право, он должен быть зарегистрирован.

- права на изображения. Права, о которых важно помнить, если создается NFT, связанный с использованием изображений, имен людей. Необходимо получить согласие соответствующего лица на использование его имени, его фото.

Обычно внутри NFT используются произведения или товарные знаки, поэтому о них и пойдет речь далее.

2. Эволюция объема прав, предоставляемых владельцам NFT

За последнее время произошла эволюция в понимании того, какой объем прав на объект интеллектуальной собственности, заключенный внутри NFT, должен приобретаться вместе с покупкой самого NFT (в частности, необходимо ли предоставлять право на использование объекта в коммерческой деятельности или нет).

Первоначально в большинстве условий использования (Terms of Use) NFT было сказано, что у покупателя NFT нет прав коммерциализировать объект, который содержится внутри NFT.

Позже появилось множество NFT-проектов, связанных с использованием произведений, в частности, изображений. В связи с этим взгляд на объем предоставляемых прав стал изменяться, пользователи строили децентрализованное сообщество Web3. Если лицо отчуждало только сам NFT, но не предоставляло приобретателям NFT прав на использование содержащегося в нем объекта интеллектуальной собственности, то построение такого сообщества становилось затруднительным.

Сейчас существует несколько вариантов распределения прав на объект интеллектуальной собственности, который содержится в NFT:

1. Владелец NFT не получает прав на коммерциализацию объекта интеллектуальной собственности, который содержится в NFT. Следовательно, лицо может использовать NFT только в личных целях (продать или купить NFT, хранить дома, показывать друзьям и т.д.).

2. Владелец NFT может использовать в коммерческих целях объект интеллектуальной собственности, который содержится в NFT, но без обозначения проекта, к которому этот NFT относится. Например, в случае с токенами Bored Ape Yacht Club, о чем подробнее поговорим далее, можно поместить изображение с этих NFT на футболку, но нельзя нанести на футболку название проекта Bored Ape Yacht Club.

3. Владелец NFT получает ограниченный объем прав на коммерциализацию объекта интеллектуальной собственности, который содержится в NFT. Обычно в таких случаях есть предел объема выручки, которую можно получить с использованием NFT. Тут могут возникнуть проблемы. Например, лицо сначала использовало NFT в небольшом производстве, и выручка не превышала установленную сумму. Но потом бизнес стал пользоваться большой популярностью, и прибыль стало многократно превышать оговоренные размеры, что делать в этом случае? Представляется, что в данном случае приобретатель NFT нарушил условия договора, заключенного с продавцом, и поэтому должен возместить последнему убытки за нарушение принятых на себя обязательств.

4. Владельцу NFT могут быть предоставлены отдельные права на коммерциализацию объекта интеллектуальной собственности, который содержится в NFT. Например, использовать его только в производстве определенных вещей.

При этом важно помнить, что покупка NFT, по умолчанию, не равняется приобретению интеллектуальных прав на объекты, которые отражены в NFT. Если по условиям договора продавец отчуждает исключительное право на само произведение или товарный знак, то покупатель может использовать NFT и заключенный в нем объект любым способом. Если условия написаны так, что покупатель получает право использовать произведение или товарный знак только определенными способами, то покупателю предоставляются только эти права, а не исключительное право в целом.

Следовательно, приобретая NFT, лицо может получить разный объем прав на использование NFT. Именно поэтому ещё до покупки NFT важно предусматривать цели, для которых NFT будет использован, а также внимательно структурировать условия договора на приобретение NFT.

3. Кейс по приобретению Yuga Labs прав на коллекции NFT Cryptopunks и Meebits

NFT Cryptopunks
NFT Meebits

Напомним, что в марте 2022 г. команда Yuga Labs объявила о приобретении прав интеллектуальной собственности на популярные коллекции NFT Cryptopunks и Meebits, выпущенные Larva Labs. В рамках приобретения Yuga Labs сообщили, что собираются предоставить такие же права использования NFT Cryptopunks и Meebits, которые были предоставлены владельцем NFT Bored Ape Yacht Club (BAYC) и Mutant Ape Yacht Club (MAYC). Одновременно компания заявила, что работает над разработкой новых условий использования NFT.

В правилах пользования BAYC сказано, что владельцам BAYC предоставляется весь объем прав на использование изображений BAYC в коммерческих целях, однако ничего не сказано про право использования товарного знака Bored Ape Yacht Club. При этом нельзя считать, что право на товарный знак было предоставлено автоматически, на это должно быть дано специальное разрешение правообладателя.

NFT Bored Ape Yacht Club
NFT Mutant Ape Yacht Club 

Условия приобретения MAYC, выпущенные позже, содержат примерно те же условия, но дополнительно прямо запрещают использовать товарные знаки Bored Ape Yacht Club, Mutant Ape Yacht Club, Bored Ape Kennel Club.

Получается, что лицо может использовать принадлежащий ему NFT Bored Apes в коммерческих целях. Например, можно изготовить свитшоты с картинками из NFT. В то же время владельцы этих NFT не могут использовать при изготовлении свитшотов (например) наименование коллекции NFT (т. е. товарный знак), хотя нанесение этих обозначений на свитшоты может оказать значительное влияние на спрос на них.

Мы видим, что существует четкое разграничение между авторским правом и правом на товарные знаки. Напомним, что в авторском праве существует институт свободного использования произведений, в рамках которого третьи лица могут использовать чужой объект авторских прав без получения согласия правообладателя.

В товарных знаках такого правила о свободном использовании нет. Вспомним, что функция товарных знаков — индивидуализация производителя товара (услуги) в глазах потребителя. Если производители будут свободно использовать обозначения друг друга, то эта основополагающая функция товарных знаков не будет выполняться и смысл института товарных знаков пропадет.

С развитием Web3 в отношении товарных знаков существует дихотомия. Правообладатели хотят одновременно защищать свои права на принадлежащие товарные знаки и разрешать третьим лицам свободно использовать товарные знаки на благо Web3.

На примере BAYC и MAYC было продемонстрировано, что NFT-проекты, как правило, предоставляют права только на использование произведений, которые заключены в NFT, но не товарных знаков (например, названий коллекций NFT).

4. Возможность использования лицензий Creative Commons для NFT

В сфере авторского права существуют типовые лицензии Creative Commons (URL: https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/legalcode, https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/legalcode, https://creativecommons. org/licenses/by-nd/4.0/legalcode, https://creativecommons. org/licenses/by-nd/4.0/legalcode, https://creativecommons. org/licenses/by-nc-sa/4.0/legalcode, https://creativecommons. org/licenses/by-nc-nd/4.0/legalcode), используя которые правообладатель может позволить третьим лицам использовать его произведения.

Например, лицензия CC BY: любое лицо может свободно использовать произведение, на которое выдана такая лицензия, при условии указания имени автора произведения. В Creative Commons правообладатель должен указать вид конкретной лицензии Creative Commons, которую он выдает.

В то же время лицензии Creative Commons не предоставляют прав на товарные знаки, они регулируют только вопросы авторского права. NFT, как правило, связаны с определенным брендом, например, коллекцией. Поэтому лицензии Creative Commons не следует рассматривать как оптимальный вариант типовых лицензий на NFT, ведь приобретатели последних, как правило, заинтересованы в использовании в т. ч. товарных знаков.

5. Правовое положение последующих приобретателей NFT

Представим следующую ситуацию. Пользователь покупает NFT, соглашается с условиями его приобретения (лицензией), далее этот покупатель перепродает NFT. Сегодня существует неразрешенный вопрос, о том, как последующие приобретатели смогут узнать об условиях лицензий. В теории есть несколько вариантов использования интеллектуальных прав на NFT.

  • Вариант, когда NFT доступны только в рамках walled garden (закрытой системы). В этом случае NFT не может быть перемещен в кастодиальный/некастодиальный кошельки или куда-либо вне блокчейна. Внутри системы walled garden покупатели и продавцы должны кликнуть на кнопку «Я согласен» с условиями использования NFT, когда они покупают NFT. Благодаря тому, что NFT нельзя вывести на другую платформу, а первоначальная площадка, где он торговался, имеет единые правила использования NFT, с которыми должен согласиться каждый покупатель, расхождений в условиях использования NFT в цепочке из нескольких продавцов и покупателей NFT не может быть. Этот вариант является самым безопасным, но не согласуется со смыслом Web3.
  • Вариант, при котором продавец NFT предлагает различным платформам для размещения свой NFT, однако с условием о том, что покупатели будут ознакомлены с условиями той лицензии, которая предложена самим продавцом NFT. Минусом этой модели является то, что со всеми платформами связаться невозможно, т. к. NFT передается из одного кошелька в другой, и придется постоянно гнаться за этим NFT. Покупатель, в свою очередь, может приобрести такой NFT и не знать о том, что существуют специальные способы или ограничения его использования.
  • Вариант, при котором условия использования NFT помещаются в метаданные о нем. В теории интересно, но в действительности никто не знакомится с метаданными.

Здесь необходимо вспомнить, что лицо считается согласившимся с условиями и правилами использования путем клика на кнопку «Я согласен». Если просто поместить условия в метаданных NFT или на сайте без условия о том, что для согласия с ними надо кликнуть на кнопку, то в этих случаях практика исходит из того, что не возникает соглашения, юридически связывающего стороны.

  • Вариант, при котором информация о том, что пользователь ознакомлен с условиями пользования NFT, размещается в всплывающем окошке на странице с NFT. Можно кликнуть, чтобы подробнее с этими условиями ознакомиться. Тут тоже может быть проблема с тем, что необходимо отслеживать данные платформ и маркеплейсов на наличие такой модели продажи.

Все эти варианты неоднозначны. Например, могут быть случаи, при которых в условиях сказано, что NFT можно коммерциализировать любым способом, но в то же время NFT может быть приобретен только лицом, достигшим 18 лет и проживающим на территории США. Если эти условия не сопровождают дальше NFT, то последующие покупатели никогда о них не узнают. Тут возникает проблема.

Дополнительно отметим, что необходимо различать условия платформ, на которых торгуются NFT, и условия самого NFT-проекта, который размещается и продается на платформе. Условия платформ регулируют отношения пользователя и платформы. Условия NFT-проекта содержат условия лицензии, т. е. то, как можно использовать объект, заключенный в NFT. Когда лицо покупает NFT на платформе и знакомится только с условиями этой платформы, оно может никогда не узнать условия

6. Вопрос обеспечения механизма следования условий лицензии за NFT

Проблема существует тогда, когда покупателям необходимо убедиться в объеме интеллектуальных прав (условиях лицензий) на объекты NFT, которые принадлежали их прошлым владельцам. Сейчас нет возможности отследить условия, на которых каждый из покупателей приобрел NFT и использовал объект интеллектуальных прав, содержащийся в NFT.

С юридической точки зрения эту проблему решает внедрение типовых лицензий, при которых не надо будет читать условия пользования NFT при его каждой купле-продаже.

На настоящий момент не существует общепринятой типовой лицензии. Лицензия NFT License of Dapper Labs (URL: https://www. nftlicense. org/) имела широкое распространение, но вместе с ней существуют иные лицензии подобного типа (например, NFT License Project, URL: https://nft-license. weebly. com/nft-license-10.html, которые претендуют на то, чтобы считаться типовыми.

С технической точки зрение осуществить ознакомление последующих покупателей с условиями, на которых изначально продавался NFT, можно следующими способами:

  • Закодировать NFT в смарт-контракте таким образом, чтобы он включал в себя условия лицензии, которая была заключена первым покупателем с изготовителем NFT, и последующий пользователь не мог получить доступ к NFT и его содержанию без ознакомления и подписания такого соглашения, которое выскакивает на экране. Только после такого согласия с условиями открывается доступ к NFT.
  • Сделать так, чтобы метаданные стандартизированным образом подлежали обязательному ознакомлению со стороны пользователя. Чтобы пользователь был ознакомлен с тем, что, покупая NFT, он соглашается с определенными условиями. В этом случае вариант с помещением условий лицензии в метаданные NFT (описанный в разделе 5) кажется более реальным.

Завершая рассуждения по вопросу лицензий на объекты, заключенные в NFT, хочется отметить следующее. В грядущие десятилетия, вероятно, будет существовать расхождение между мнениями пользователей и создателей NFT по поводу объема предоставляемых прав. Пользователи будут настаивать на том, чтобы им были предоставлены все права на то, что они покупают, а создатели NFT будут желать оставить часть прав за собой, чтобы в дальнейшем в т. ч. монетизировать созданные ими объекты. Yuga Labs, заявившие о подготовке новых правил использования NFT, желают быть в обоих лагерях, так что интересно будет посмотреть на те условия, которые они пропишут как один из возможных вариантов поиска компромисса.

Материал подготовлен командой юридической фирмы TX Advisory. Если у вас есть вопросы, пишите Telegram @usmanovruslan или [email protected]

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null