{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Моделирование криптоэкономики блокчейн-проекта на примере сервиса Musereum

Платформа токенизирует права на музыкальные произведения.

В 2017 году наблюдался безудержный рост курса практически всех криптовалют и токенов, вышедших на ICO. Суммарная капитализация криптоактивов в итоге выросла более чем в 30 раз. При этом положительная динамика наблюдалась по всему рынку. Профессиональные инвесторы спешили вложиться во все проекты с приставкой «крипто».

В розничном сегменте начинающие криптотрейдеры и новые участники стремительно растущей блокчейн-экономики спешили купить токены как можно скорее, зачастую особо не разбираясь в технических деталях криптовалют и преимуществах использования блокчейн-технологий в конкретных ICO-проектах.

Логика, как правило, была банальна — если рынок растёт, значит завтра инвестировать будет дороже, а если успеть, то ещё можно извлечь сверх-прибыль. По окончании 2017 года, казалось, что в наступившем 2018 году тенденция сохранится.

Однако вслед за январскими рекордами начался постепенный спад, перешедший в резкое падение криптоактивов. В итоге их суммарная капитализация по сравнению с январскими максимумами снизилась в три раза, а дальнейшие перспективы до сих пор остаются неопределёнными. Всё чаще аналитики проводят параллели между криптопроектами и кризисом доткомов.

Нельзя исключать, что многие проекты исчезнут со сцены так же быстро, как они появилась на фоне повышенного ажиотажа к практическому применению технологии распределённого реестра. Если быть более точным, к возможности извлечь сверх-доходность посредством участия в нерегулируемой процедуре ICO.

Последние изменения могут служить отправной точкой к гармонизации рынка — если убрать спекулятивный эффект, интерес могут вызывать только те проекты, которые действительно способны направить потенциал технологии блокчейн на оптимизацию выбранных ими сегментов цифровой экономики.

Одна из таких областей, уже ставшая классическим примером, — цифровая дистрибуция музыкальных произведений. Отдельного внимания заслуживает регулятивное воздействие, которое стало одним из основных факторов волатильности рынка.

Сегодня утилитарные токены (utility tokens) находятся под пристальным вниманием Комиссии по ценным бумагам и биржам США, и в 2019 году по некоторым прогнозам общая стоимость выпущенных токенов-активов превысит совокупную стоимость выпущенных утилитарных токенов. Токены протоколов уйдут на второй план.

Гораздо интереснее для инвестиций будут токены, имеющие под собой обеспечение в виде иных активов: интеллектуальная собственность, драгоценные металлы, недвижимость, деривативы и так далее. Или представьте, что у вас есть возможность участвовать в исключительных правах на музыкальное произведение любимых или популярных артистов, извлекая выгоду от роста их медийного капитала.

Очевидны преимущества такого рода музыкальных токенов перед токенами проектов, обеспеченных лишь верой в команду и возможностями применения ещё не созданного продукта.

Как гласит закон Амары: «Мы склонны переоценивать эффект от технологий в краткосрочных прогнозах и недооценивать в долгосрочных». В результате неоправданных ожиданий действительно образуются финансовые пузыри. Однако после кризиса доткомов интернет-проекты не пропали с горизонта, а стали одним из ключевых сегментов рынка.

Точно также и криптопроекты останутся одним из наиболее прорывных рынков в сфере высоких технологий. Оставляя за скобками прогнозы в отношении дальнейшего изменения капитализации проектов, с большой долей вероятности можно констатировать, что качество проработки экономических аспектов должно повыситься.

В статье мы разберём как оценивалась криптовалюта музыкального блокчейн-проекта Musereum, которая позволяет токенизировать авторские права на музыкальные активы, а также как моделировалась криптоэкономика этого проекта.

Описание проекта

В основе рынка музыки лежат исключительные права на музыкальные произведения (Copyright). Платформа Musereum предназначена именно для учёта транзакций, связанных с переучётом исключительных прав, которые сопряжены с музыкальным контентом, а также с извлечением дохода от владения данными правами (роялти).

Бизнес-модель Musereum выглядит следующим образом: музыканты продают долю во владении авторскими правами на свои песни, а их новые владельцы получают несколько вещей.

  • Роялти за каждое прослушивание трека.
  • Роялти за использование трека в рекламе, фильмах, видео, радио и так далее.
  • Роялти за использование и исполнение композиции другими артистами.

Для того, чтобы подобные транзакции стали возможными, необходимо осуществить токенизацию прав посредством проведения процедуры Initial Music Offering (IMO). Musereum как платформа берёт на себя практически всю работу бэк-офиса по осуществлению этой процедуры и автоматизирует бизнес-процессы в музыкальной индустрии, использует технологии смарт-контрактов.

Так инвесторы (которые приобрели права на музыкальное произведение) получают роялти от владения песнями (или долями в них) без необходимости взаимодействия с многочисленными посредниками музыкального рынка, работы со сложным международным законодательством и отслеживанием использования трека.

В качестве валюты для платежей внутри Musereum используются токены ETM, за которые покупаются права (токены) на песни и совершаются выплаты за прослушивание, покупка лицензий на коммерческое использование музыки и иные транзакции.

При этом права на треки также могут выкупаться новыми инвесторами, в результате чего возникает вторичный рынок токенизированных музыкальных активов, а сами треки становятся активом, ежегодно приносящим роялти от продажи прав на использование интеллектуальной собственности. То есть чем-то вроде акции с учётом, что музыкальный токен — это право владения, управления активом и получения роялти.

Для оценки криптовалюты ETM применяется подход, описанный Крисом Берниске в своей статье. Для этого рассчитывается суммарный объём операций, выраженной в фиатной валюте, производимый на платформе и затем, исходя из числа токенов в обращении и их предполагаемой годовой оборачиваемости, на основе equation of exchange рассчитывается фундаментальная цена токена.

Equation of exchange

Отметим, что для оценки Musereum были использованы относительно консервативные допущения, чтобы получить ожидаемую нижнюю границу цены токена.

Базовое описание модели

Дальнейшее описание подхода будет идти параллельно с описанием созданной модели и описано сухим языком для понимания методики расчётов всех ключевых показателей криптоэкономики. Рассмотрим подробнее структуру модели.

На листе «Dashboard» приведены ключевые предположения о функционировании экосистемы, а при помощи графиков показано функционирование экономики и прогнозная стоимость токенов при выбранных допущениях.

На листе "Main Calculations" представлены детальные расчёты всех аспектов функционирования экономики Musereum, а впоследствии на их основе строятся графики с листа "Dashboard".

Main Calculations
Dashboard

На листе "Streaming" представлены данные по стриминговым сервисам, на основе которых рассчитываются стриминговые платежи в рамках Musereum.

Streaming

Лист "One Track Economy" содержит расчёт экономики одного трека — от продажи его на IMO (Initial Music Offeting) для получения ежегодных платежей от стриминга и royalties.

Лист "Songs ICO" аккумулирует статистику по продажам авторских прав на треки.

Лист "Royalties (performance & sync)" содержит данные по роялти за исполнение и использование в рекламе, фильмах, ТВ-шоу и так далее.

На листе "Dashboard" расположены основные верхнеуровневые допущения и графики, иллюстрирующие развитие криптоэкономики проекта. Прежде всего, это токенизация новых треков в Musereum, описываемая в блоке "Tracks ICOs" в виде продажи авторских прав со стороны музыкантов инвесторам через механику ICO (или IMO).

Для этого в модели задаётся число треков, продаваемых каждый год (от запуска сети Musereum) и средняя продажная цена авторских прав. Предполагается, что благодаря тщательному отбору в первые годы цена треков будет выше. В этом блоке также задаются параметры ожидаемых перепродаж авторских прав на треки (вторичный рынок).

Вероятно, в первые годы перепродаж треков будет немного, но со временем музыкальные треки станут популярным инвестиционным инструментом из-за возможности торговать малыми долями трека, как акциями компании. Это может привлечь интерес трейдеров и музыкальных лейблов, увеличив таким образом число перепродаж. Число выпущенных музыкальных произведений по годам и их общее число также отражено на графике «Tracks in Musereum».

Tracks ICOs
Tracks in Musereum

Следующий блок — "Royalties". В мире музыки под роялти, прежде всего, понимаются лицензионные платежи, выплачиваемые за право исполнения музыки (performance right), за право использования музыки в рекламе, кино и других медиа каналах (synchronisation), а также за прослушивание, скачивание музыки через стриминговые сервисы, онлайн магазины.

Чтобы рассчитать роялти от трека мы взяли данные о средних выплатах на трек в год исходя из отчёта IFPI Global Music Report 2017 и статистических данных Spotify — подробности на вкладке "Royalties (performance & sync)" и на вкладке "Streaming".

Умножив число треков в системе на средний размер роялти на трек, мы получили годовые роялти по всем трекам. На основе этого была смоделирована вся относящаяся к выплатам роялти часть экономики проекта.

В рамках "Dashboard" задаётся доля (в виде процентов) от общего объёма роялти, которая будет попадать в Musereum для последующего распределения между владельцами треков. Оставшуюся часть доходов будут удерживать устоявшиеся внешние посредники, например, «Американское общество композиторов, авторов и издателей» или "Broadcast Music, Inc.".

Royalties
Transactions in Musereum

Данные об эмиссии токенов и их числе в соответствии с планами, описанными в White Paper, отображены на графике "ETM Tokens". Выпуск новых токенов планируется в рамках pre-ICO, ICO, Secondary Token Offer в 2019-2022 годах и ежегодной эмиссии новых токенов.

Предположительно, часть токенов будет держаться «на руках» долгосрочными инвесторами и не использоваться в рамках регулярных транзакций в системе, что моделируется при помощи параметр HOLD на листе "Dashboard".

В модели также предусмотрена возможность сжигания токенов при каждой транзакции "Burn rate of ETM in transactions (gas analogue)", но использование этого механизма в рамках дальнейшего развития Musereum пока не планируется.

ETM tokens

Смоделировав эти данные, мы можем рассчитать ежегодные поступления новых токенов в систему, общий баланс токенов и баланс находящихся в обращении токенов на конец каждого временного периода (о токенах, которые зарезервированные в SoundChain будет сказано ниже).

Помимо этого, в модели заложена динамика ICO новых треков (Initial Music Offering), перепродажа прав на треки, а также выплаты роялти, которые составляют основу экономики и влияют на количество транзакций в Musereum. Совокупность значений этих показателей позволяет оценить стоимость токенов по модели Equation of exchange.

Для этого также потребуется задать предполагаемую оборачиваемость токенов в ячейке "Velocity of ETM Tokens (annual)". После этого для расчёта стоимости токена в любой год необходимо разделить все суммарные транзакции за данный год (выраженные в долларах) на число токенов, находящихся в свободном обращении и на заданный параметр оборачиваемости токенов — Velocity.

Помимо фундаментальной стоимости токена, формируемой на основе Equation of exchange, на токены также будет спрос со стороны инвесторов, который определяется ожиданиями будущей стоимости токена.

Для определения этой стоимости используется дисконтирование цены токена через 10 лет, полученной на основе Equation of exchange, к сегодняшнему дню, при помощи выбранной ставки дисконтирования ("Discount rate" на вкладке "Dashboard"). Изменение ожидаемой стоимости токенов приведено на графике «Equation of Exchange».

Equation of Exchange

Это описание покрывает основные аспекты работы Musereum, определяющие функционирование экономики проекта. В рамках создаваемой экосистемы проекта также планируются операции, которые будут в меньшей степени влиять на моделируемую экономику, но важны для запуска, продвижения и маркетинга проекта.

В число этих активностей входят, прежде всего, фонд Soundchain, POS-депозиты и ICO иных проектов в области музыки на платформе Musereum.

Soundchain

Soundchain — децентрализованный фонд, который субсидирует прослушивание (стриминг) музыки конечным пользователями внутри экосистемы Musereum. Конечные слушатели получают контент абсолютно бесплатно, а фонд субсидирует лишь прослушивание треков в рамках экосистемы Musereum.

При этом треки из Musereum могут быть доступны в других стриминговых сервисах, но за их прослушивания будут платить данные сервисы, а не Soundchain. Фонд будет наполняться за счёт ежегодной эмиссии новых токенов и стимулировать приток новых пользователей в систему.

Soundchain

В рамках "Dashboard" в разделе "Soundchain" задаются основные параметры субсидирования прослушивания. Стоимость прослушивания одного трека задаётся в поле "Average rate per one audition" в долларах США, и Soundchain выплачивает в ETM, исходя из текущего курса ETM к USD.

Для определения числа прослушиваний используется статистика Spotify, где все треки разделены: на относящиеся к наиболее популярным и на остальные. На один популярный трек статистически приходится почти в тысячу раз больше прослушиваний, чем на обычный трек.

На рынке музыкальных произведений особенно актуален "Mathew effect" или эффект популярности, который выражается в тенденции "rich-get-richer", когда наиболее популярные треки всё больше набирают оборот, в то время как все остальные занимают незначительную долю в общем объёме.

Ожидаемое соотношение между числом популярных и непопулярных треков в Musereum также представлено в разделе "Souhndchain". Среднее число прослушиваний на один трек в месяц принято равным 30% от прослушиваний для Spotify, что связано разными масштабами рассматриваемых сервисов.

POS-депозиты

Для стимулирования владельцев треков в Musereum предусмотрена система повышающих выплат из фонда Soundchain. Для получения повышенных выплат владельцы трека должны внести на баланс Soundchain депозит в ETM, который будет зарезервирован в течение определённого времени.

После этого владельцы трека будут получать повышенные выплаты за каждое его прослушивание. По истечению времени депозита, выплаты из Soundchain вернутся к базовым уровням, а депозит будет в полном размере возвращён владельцам трека.

Параметры повышающих выплат, размеров депозитов, времени депозитов и числу пользователей, их использующих, приведены на "Dashboard" в разделе "Soundchain POS". Помимо стимулирования владельца треков, этот механизм уменьшает число токенов в обороте и создаёт дефляционное давление, приводящее к росту цены токена.

Third Parties Projects ICOs

На основе предварительных договоренностей техническая платформа Musereum и ETM-токены будут использоваться для проведения ICO дружественных проектов, направленных на трансформацию музыкальной индустрии с помощью технологии DLT (Distributed Ledger Technology). Число проектов и их средний размер размещения в долларах по годам задаётся на "Dashbord" в разделе "Third Parties Projects ICOs".

Послесловие

В статье описаны основные аспекты экосистемы Musereum и то, как была смоделирована экономика данного проекта и рассчитана прогнозная фундаментальная стоимость токенов. Помимо оценки экономики системы в целом и анализа её работы при различных сценариях, модель используется для разработки механизмов вовлечения пользователей платформы и её раскрутки, о чём будет рассказано в последующих материалах.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Константин Панфилов

Да, зря заминусовали.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Klimov
музыкальные треки станут популярным инвестиционным инструментом из-за возможности торговать малыми долями трека

Представляю себе это прекрасное будущее: слушаешь индигруппу, которую кроме тебя слушает 15 человек на планете, из которых 9 в ней играет. Она записывает хит. Сейчас: ходишь и нудишь, а вот я ее еще тада! слушал, а вы все на хайпе!
В будущем: Я богат! Я богат!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

интересно) описание толковое, но публика явно восприняла как рекламу :)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Абаев
Автор

Это многомесячный труд, которым хотелось поделиться, может кому-то пригодится? я даже ни одной активной ссылки на проект не поставил :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

Понимаю и вижу. Поставил в избранное, но, видите, у людей другой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

По итогу) вытянули в плюс, хотя ваш пост достоин явно большего :) честно

Ответить
Развернуть ветку
Roman Korzhnev

труд фундаментальный, проверять лень, как пользоваться? скачать там чего без смс и регистрации?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Korzhnev

Артем! давно искал такую табличку - есть где в свободном доступе? чтобы сделать себе копию на гуглодиск и редактировать. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Артём Абаев
Автор

Напишите мне в телеграм http://t.me/soundbit

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда