{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

NFT — новый Ренессанс в искусстве

Средневековье часто называют временем варварских завоеваний и интеллектуального мрака в Западной Европе. Однако именно в 14 веке в Италии начал развиваться гуманизм, основанный на индивидуальном потенциале и свободе действий каждого человека. Могущественная семья Медичи, правившая в то время Флоренцией, возглавила движение по поддержке искусства и культуры. В то же время был изобретен печатный станок Гутенберга. Все это вместе составило Ренессанс: яркое возрождение европейского искусства, науки и культуры.

Блокчейн и пространство NFT готовят новый “культурный взрыв”?

Давайте развеем утверждение о том, что NFT — это игрушка для богатых. Истина в том, что невероятное богатство крипто-китов не так легко потратить из-за сложностей конвертации в фиат и отсутствия криптовалютных точек продаж. Нужно понимать, что эти бешеные деньги нельзя потратить на очень многие вещи, а вот NFT – исключение. И не факт, что это плохо: каждой культурной революции обязательно нужны свои “богатые итальянские покровители”. Фактически, пространство NFT — это первый случай в истории, когда мы видим пересечение искусства, активного сообщества, передовых технологий и доступа к такому колоссальному количеству свободной ликвидности. Так что вполне вероятно, что в этой среде назревает совершенная художественная и культурная буря – наш собственный современный Ренессанс.

Почему люди покупают искусство? Зачем им NFT?

К NFT-искусству часто относятся уничижительно: якобы оно не имеет никакой ценности, кроме той, которую готов заплатить за него следующий покупатель. Если это действительно так, то человек, который потратил $69,3 млн на устройство Beeple, является рекордсменом в номинации самой плохой сделки за всю историю. Но точно так же можно критиковать и традиционное искусство, ведь «Спаситель мира» Леонардо да Винчи был продан за $450,3 млн, а «Голубая Мэрилин» Энди Уорхола за $195 млн. Получается, это всё тоже “пустые деньги”?

Известный режиссер Майкл Финдли в своей книге «Ценность искусства: деньги, власть, красота» утверждает, что все дело в спросе и предложении. «Реальная или воображаемая редкость сильно увеличивает цену, когда искусство продается. Ведь это предполагает доступ в эксклюзивный клуб владельцев».

В той же книге Финдли рассказывает о разговоре с опытным арт-дилером Уильямом Аквавеллой, который говорит своим клиентам: «Вы можете переделать свои деньги, но вы не можете переделать картину». Кроме того, возможность купить работу мастера по такой цене существует только один раз.

Теперь все это будет актуально и для любого трейдера NFT. Феномен FOMO (страх упустить свой шанс) привел к тому, что многие трейдеры покупали NFT по завышенной цене, полагая, что скоро те станут для них недоступны из-за цены.А для богатых редкое и дорогое искусство тоже давно стало символом статуса. Удовлетворение, которое старый английский лорд получает от гостей, любующихся его Моне над камином, точно такое же, как и у крипто-кита – обладателя большого объема криптовалюты – когда он устанавливает для своего профиля в Твиттере редкое изображение BAYC.

Таким образом, коллекционные NFT могут быть классифицированы как товары Веблена — это товары, спрос на которые увеличивается всякий раз, когда растут цены. Хорошие примеры – дизайнерские украшения или часы Rolex, которые пользуются большим спросом как символ статуса из-за их ошеломляющих ценников.

Конечно, и искусство, и NFT приобретают и по другим причинам:

  • люди покупают искусство ради искусства — они ценят красоту или мастерство, стоящее за ним.
  • они могут сделать это, чтобы поддержать художника или какое-то дело (на ум приходят благотворительные аукционы).

Таким образом, у искусства NFT есть вполне “легитимная ценность”, если сравнить психологию и мотивацию покупателей NFT и произведений классического искусства. А значит, спрос на художественные NFT существует и будет сохраняться. К тому же, благодаря технологии блокчейна покупатели могут безопасно тратить свои деньги.

Какую пользу NFT приносят художникам?

Идея голодающего художника настолько укоренилась в нашем обществе, что у нее даже есть своя страница в Википедии. К несчастью для людей искусства, средняя заработная плата выпускников художественных вузов часто оказывается на последнем месте в сравнении с другими профессиями. В среднем это $40 000 в год для изобразительных художников и музыкантов, в то время как инженеры получают примерно $100 000. Прискорбно и то, что коллекционеры и торговцы произведениями искусства часто ведут роскошную жизнь, в то время как большинство художников трудятся в нищете.

Однако технология NFT может помочь художникам получать часть средств от своих продаж на вторичном рынке за счет встроенных роялти: художник при чеканке NFT может включить в код смарт-контракт, который отправляет процент от перепродажи на указанный им кошелек.

Несмотря на простоту механизма, польза, которую он дает художникам, огромна. Ведь традиционный сбор лицензионных отчислений непрозрачен, а в административном отношении затратен и громоздок.

Академия Ivors сообщает: несовершенство работы потоковых сервисов обошлось артистам более чем в $600 млн в 2020 году. Так что в британском парламенте даже прозвучали рекомендации правительству: метаданные должны быть “прикреплены” к песням, чтобы установить минимальный жизнеспособный стандарт данных и проверять лицензионные платежи «черного ящика». Как видим, потеря дохода из-за текущих стандартов роялти имеет решающее значение для искусства.

Но даже при полной прозрачности музыканты зарабатывают лишь небольшую часть доходов, которые приносит их музыка. Основная часть денег идет посредникам, таким как потоковые сервисы и звукозаписывающие компании. Например, потоковая платформа Spotify оставляет 25% себе и платит звукозаписывающим компаниям еще 59,9%. А затем уже выплачивает оставшуюся сумму в соответствии с контрактом, заключенным с артистом. Однако после этого доля дохода (обычно 15–20%) достается еще и менеджеру артиста. В итоге совсем немного попадает в карманы художника.

Бывает и так: артист заключает сделку напрямую с лейблом, продавая авторские права на свою музыку в обмен на первоначальную сумму денег. Учитывая доминирование институтов, если вы не суперзвезда, нетрудно представить баланс сил в звукозаписывающей компании при заключении контракта. То же самое происходит и в изобразительном искусстве, существующем в виде художественных галерей и издательств.

И вот здесь NFT вступает в игру. Эта технология дает музыкантам огромное преимущество

Во-первых, средства поклонников могут служить стартовым фондом для музыкантов. Теперь, имея возможность финансировать свою работу, художникам больше не нужно соглашаться на унизительные требования при заключении контрактов. Наличие прочного сообщества поклонников дает артисту больше возможностей. При этом для артиста вполне реально иметь тысячу поклонников, каждый из которых тратит по $100, что дает им $100 000 в год. Наличие сообщества поклонников в качестве инвесторов также расширяет возможности артистов другими способами, такими как продвижение и маркетинг, тем самым устраняя потребность в маркетологах – тех же самых звукозаписывающих компаниях. Кроме того, это позволяет художникам напрямую связываться со своими самыми преданными сторонниками и облегчает выстраивание с ними отношений.

Еще одним стимулом для артистов является то, что они могут получать долю гонорара. В то время как NFT не предоставляют автоматически ни авторские права, ни гонорары за музыку, а только сертификацию владения в сети, такие платформы, как Royal и Audius, стремятся автоматически распределять лицензионные платежи всякий раз, когда песня транслируется.

Например, Audius попал в заголовки газет с раундом финансирования в размере $5 млн. Такие суперзвезды, как Кэти Перри, Пуша Ти и Джейсон Деруло, вложили в него свой вес (и деньги). Так что потоковые платформы на основе блокчейна действительно готовы разрушить власть традиционных гигантов, таких как Spotify и iTunes.

Революция метавселенной — это находка для начинающих художников. Метавселенные, будучи виртуальными мирами, требуют, чтобы люди их развивали. От художников по визуальным эффектам до звукорежиссеров — здесь нужны все люди, способные создавать что угодно, и они имеют все шансы на успех в своей карьере.

Некоторые метавселенные, такие как Enviro, принимают форму художественных галерей. Художники больше не связаны такими неудобствами, как время или пространство, и теперь они могут легко представить свои работы мировой аудитории.

Кроме того, NFT позволяют людям из традиционно бедных стран и городов развиваться. Если раньше художники им нужно было пожертвовать своей карьерой, переезжая в дорогие культурные центры, такие как Париж, то теперь они пользуются пространственно неограниченным охватом.

И это еще не все, что NFT может дать искусству. Небольшие целевые аудитории привлекают меньше внимания со стороны юридических лиц, основные интересы которых заключаются в получении прибыли. Например, проект, предназначенный для афроамериканцев, с меньшей вероятностью будет подхвачен венчурными капиталистами, чем проект, рассчитанный на широкую аудиторию. Причина этого в том, что у него меньшая целевая аудитория. NFT позволяют художникам напрямую обращаться к своему сообществу, минуя этих “привратников”. Это позволяет процветать искусству, ориентированному на разнообразие.

Искусство, культура и NFT — как они взаимосвязаны?

Искусство — это больше, чем просто мазки на холсте. Это изображение действительности, передача эмоций и самовыражеие. Оно отражает общество вокруг нас и рассказывает нашу историю.

Культура, с другой стороны, понимается как уникальный образ жизни разных людей и их способность выражать свой опыт с помощью символов. Например, клен является представителем канадской культуры, а кимоно – символом японской культуры.

При этом искусство и культура существуют в цикле, где одно формирует другое. Искусство, будучи хранилищем коллективной памяти общества своего времени, играет большую роль в формировании культуры сообщества — оно меняет мнения, прививает ценности и увековечивает опыт.

Двигаясь вперед, NFT будут играть определенную роль в этом цикле. Снижение входных барьеров в искусство, обеспечение справедливой оплаты труда и предоставление художникам надежной поддержки — все это будет способствовать художественной революции. В то же время, NFT вызовет новый общественный интерес к искусству из-за легкости доступа к нему, что усилит влияние искусства на культуру.

Вывод

За последние несколько десятилетий человечество стало свидетелем невиданного ранее высокого уровня производительности и инноваций. Причина этого проста: мы перешли от прошлого, ориентированного на промышленное производство с помощью громоздких машин, к настоящему, где главенствует производство и управление информацией. Стоимость входа в это настоящее низкая — участвовать может любой желающий, у кого есть ноутбук.

Точно так же, когда будут преодолены традиционные барьеры для входа и контроля над искусством, мы увидим безумие человеческого творчества и приток эмоциональных историй через различные среды. Это сформирует культурный ландшафт целых сообществ, приближая нас к более взаимосвязанному и чуткому миру.

Это перевод статьи stepnofficial.medium.com. Читать оригинал.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда