Скам Скам Скам или рынок ICO глазами фаундера

Взгляд фаундера на ICO образца 2018 года.

Когда все наживаются на проектах

Привет! Меня зовут Тачат Игитян и я основатель DeStream. Мы проводим ICO, и делаем это прямо сейчас. Многие говорят, что ICO умерло, что больше невозможно привлекать и т.д. и т.п. Однако цифры говорят об обратном: только за первый квартал этого года было привлечено около 6 млрд долларов. Эта цифра в целом вся больше, чем весь венчурный рынок. Но сейчас я хочу поговорить немного о другом. Хочу изложить свои мысли о рынке вокруг ICO и, сразу скажу, все далее сказанное – это лично моё мнение и любые совпадения – лишь совпадения!

Когда начинаешь готовиться к краудфандингу кажется, что это новый сверхмир, и первое, что хочется сделать – искать помощь. И тут рядом оказываются миллион так называемых агентств, эдвайзеров, которые готовы «помочь». Все они хотят денег вперёд и не маленьких. Ну и как основатель, горящий своим проектом и внутренним страхом нового мира, я решил начать общаться с такими людьми. Вывод: я в шоке.

Каждый второй предлагает организовать роад-шоу в другие страны и клянется, что там крутые инвесторы и что хард кап закроется прямо на месте. Сразу подлетают какие-то псевдофонды, которые не вкладывают, а наоборот - хотят денег за знакомства и мифический пиар.

А еще в этом мире есть такая тема как «токен-своп» – это когда тебе дают шиткоины в обмен на твои коины. На самом деле эти шиткоины ничего не стоят, а оценку им дают сами «фонды» и «помощники». Если у тебя все хорошо, то люди сливают твои токены и получают профит, а ты с этими шитами не можешь ничего сделать. В целом, когда у всех спрашиваешь отзывы о предыдущих проектах, которые уже участвовали и типа собрали миллионы, то слышишь от них либо «сам дурак», либо наблюдаешь как они сливаются со словами: «Да-да, сейчас дам контакты».

Расскажу об одной очень интересной штуке. Есть целая индустрия (родившаяся не в крипто-мире) фейковых конференций. Это когда «организаторы» рассказывают о крутой конференции, на которой будет присутствовать много людей, велика вероятность потенциальных партнерств, все дела. В итоге они собирают деньги за спонсорство, продают билеты, а потом устраивают костюмированное шоу, где актеры играют роль всех этих инвесторов, партнеров и т.д.

Так вот, такая же схема работает теперь и в крипто-мире, особенно, если продают митап за границей. Надень куфию на любого человека в Дубае и среднестатистический стартапер из России будет думать, что это инвестор, и будет рвать задницу, чтобы рассказать ему о своём проекте. Очень часто видно, что эти люди вообще не понимают, что от них хотят. Позови любых корейцев в Сеуле или японцев в Токио – эффект будет такой же. Но ведь деньги-то заплачены :)

Мы с командой посетили огромное количество мероприятий в разных странах и, скажу я вам, что проблема не только в российских организаторах, но и в местных. Если с русскими очень часто и так всё понятно – их цель заработать себе денег, ведь организаторы хотят минимум 10 000 долларов за митап, а иногда и все 50, то с местными – совсем другая история.

Очень часто критерий оценки мероприятия от организатора ограничивается только «всё понравилось». Офигеть, люди за деньгами едут, а не чтобы провести время за 10-15 тысяч долларов!

В прошлом году все было намного легче. Рынок прямо кипел, люди бездумно вкладывались во всевозможные проекты и ходили на всевозможные митапы. Собрать митап с инвесторами не составляло никакого труда, нужно было лишь раскидать несколько объявлений или добавиться на meetup.com, и люди собирались сами собой. Проекты готовы были платить деньги, чтобы выступить на таких мероприятиях.

Сейчас же время другое. Инвесторы практически не ходят на митапы – зачем ходить туда, если проекты приходят к ним сами? Либо ходят на очень закрытые или хорошо известные мероприятия.

Чтобы найти стоящее мероприятие нужно как минимум узнать мнение людей, живущих в стране его проведения, а лучше найти большую конференцию и проверить насколько её организаторы имеют вес. Например, часто местные сообщества крипто-синдикатов организовывают хорошие мероприятия, туда часто ходят стоящие люди и там можно нарастить знакомства.

Конечно, в целом всё очень грустно. Я видел мероприятия, где участие со стендом стоило 30 000 долларов, а количество гостей стремилось к нулю. То есть проекты питчились перед другими проектами. Видел роад-шоу, где людей возили в страны, где кажется, что там много денег, но на самом деле там не инвестируют в крипто-проекты. Классический пример – это Дубай и Катар. Ну не инвестируют арабы в крипту…

Поговорим теперь про агентства. Это целый пласт скама. Есть так называемые агентства полного цикла, есть маркетинговые агентства, есть PR-агентства. Тут такая же классическая история. Некоторые люди в прошлом году прошли курс «Таргетинговая реклама для начинающих», залили Фейсбук и Гугл деньгами, накупили трафика и все это выстрелило. А сегодня они ходят и гордо говорят, что привлекли миллионы. Проблема в том, что почти всех этих людей я не знаю, хотя сам я на этом рынке уже более 10 лет. А еще, после того как все такие проекты забанили, эти ребята до сих пор строят легенды о том, что они всё ещё успешно конвертируют трафик с коэффициентом 10.

Агентства полного цикла даже готовы написать за вас whitepaper, упаковать и выстроить процессы. На самом же деле, все они нацелены на «получение зарплаты», делая вид, что работают. Ведь они сразу получают ритейнер, который типа вычитается из бонуса со сборов. Что получаем? Нулевой риск. Если проект не соберет деньги – они в шоколаде, ибо получили предоплатой от 80 до 100 тысяч долларов и делали вид бурной деятельности. Если проект соберёт, то они получат бонус, ибо «выстроили весь маркетинг». Лично я считаю всё это мошенничеством.

Также к мошенникам относятся сотрудники, которые где-то работали, и теперь сверх переоценивают себя. Директора по маркетингу, которые не знают, что такое диаграмма Гантта, менеджеры, которые не умеют управлять и выстраивать процесс, и т.д. и т.п.

Опять же, такая проблема не только в России и странах СНГ, но и по всему миру. Приходится тестировать всех и вся, прежде чем находишь реальных профессионалов своего дела. Ведь в ICO нет ничего нового, маркетинг не поменялся, просто появились немного другие каналы общения с аудиторией и не более того.

Далее про PR-агентства. Это вообще чудо. Все эти люди утверждают, что в изданиях сидят «свои» люди, и что они могут протолкнуть всё что угодно. А что мы получаем на самом деле? Либо издания низкого качества, либо перепродажи локального агентства с наценкой в 2-3 раза. Особенно это яро бросается в глаза, когда сам катаешься по изданиям и знакомишься с ними, а потом очень весело видеть публикацию пресс-релиза, сделанного бесплатно, за 2000 долларов.

Чудеса, да и только!

И самый прикол. Скам-инвесторы, которые отжирают время. Человек делает вид суперкрутого инвестора, тратит много времени и в лучшем случае пропадает или оказывается, что он сам проводит ICO и пытается от тебя получить помощь…

Цирк, ребята, а не рынок.

Скам-агентства, скам-эдвайзеры, скам-инвесторы, скам-мероприятия, скам-издания, которые постят чушь даже не проверяя источников новости, или не проводят хотя бы поверхностный анализ проекта.

Господа фаундеры, может хватит уже платить всем подряд, думая, что они откроют вам суперсекрет сборов?

Тут нет никаких секретов. Если у вас хороший проект, то вы очень быстро найдете людей, которые будут готовы вам помочь, и даже бесплатно. Нужно просто уметь общаться и гореть своим проектом. Живой пример: мы для DeStream получили статью на 4 страницы с упоминанием на обложке от очень крутого Японского издания абсолютно бесплатно, хотя официальная цена за такую работу около 50 000 долларов! Мы нашли людей, которые загорелись нашим проектом и всячески помогают нам без апфронтов, а просто за токены.

Не нужно разбрасываться деньгами, не нужно разбрасываться токенами. Все говорят, что токены – это пустышки, НЕТ, это именно то, что вы продаете, и если вы относитесь к своим токенам как к пустышкам и готовы раздавать их направо и налево, то вы СКАМ!!!

Извините за эмоциональность, просто накипело!

Особенно надоела цифра $15 000. Это такой стандарт, который просят все, от организаторов мероприятий, до рейтинговых агентств, который обещают консалтинг... смешно Господа!

Всем удачи со сборами! Я открыт для общения с крутыми проектами!

Краткое резюме

Организовать супер крутой митап в самых дорогих отелях даже в Корее стоит 15 долларов максимум. Соответственно, когда собирают 5-10 проектов и с каждого берут 5-10к, со словами «эти деньги это чисто наши косты, у нас цель это % с ваших сборов», знайте, вас обманывают!

Многие личности, которые кричат везде что приносили деньги разные проекты и готовы «адвайзить» без гарантий и за 2 битка вперед — это мошенники. В нашем случае нас познакомили лишь с другими мошенниками и по кругу заработали денег, а на вопрос, когда результат, ответ «а я то что».

Всегда просите прувы — txid транзакций с миллионными, term sheets подписанные и т.д. 90% не смогут ничего такого предоставить.

Ну и сегодня очень мало кто вкладывается, весь рынок ждёт разворота и бычьих сигналов! Не верьте тем, кто говорит «наши инвесторы сейчас ещё бОльше инвестируют»

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Artem Rogov

Были у нас в своё время, в университете такие ребята, которые называли свою схему гол+пас.
Смысл был прост, после массовой несдачи зачета к грустным студентам подходил деловой парниша и говорил, что за 5к с каждого, решит вопрос с зачетом на следующей пересдаче. Собирали с курса по 100к. Потом просто возвращали тем, кто не сдал зачет по 5к, а тем, кому и так поставили зачёт, просто хлопали по плечу и советовали обращаться ещё раз если че!!😂

Напомнило...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ларин

Есть старый анекдот на ту же тему про старого гинеколога-еврея, который за отдельную плату мог помочь будущим родителям с полом ребёнка. Тем, у кого рождался ребёнок не того пола, просто возвращал деньги

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

А что, так можно было?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

"Многие говорят, что ICO умерло"... я до этого думал, что оно еще не родилось :(((
Даже в передовой в этом плане США еще толком не умеют его регулировать. А в плане "поднять деньжат - и на острова" - это да, цирк уехал)))

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Не ICO умерло, а бизнес модель на базе ICO, когда сборы с токенсейл минус затраты на его проведение равняется прибыли организаторов компании.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexey Ivanov

Очередной никто написал ниочем.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

"хотя сам я на этом рынке уже более 10 лет" - если вы так долго на этом рынке и не добились существенных успехов, возможно, стоит попробовать что-нибудь другое?

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Потрясающая по лицемерию статья. Во главе всей скам-движухи сами фаундеры и находятся, они конечные бенефициары. Юристы, агенства , эдвайзеры лишь удовлетворяют их потребность в красивой упаковке-мишуре, чтобы запудрить мозг инвесторам (простите, скам инвесторам). Надо создавать профсоюз ico фаундеров и защищать своё единоличное право на стрижку лохов.

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Я пишу про весь рынок до сегодняшнего дня!
И цель статьи не обсуждать количество сборов, а осветить весь этот бред на рынке

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Вы просто пиарите свой некому не нужный очередной запоздавший ICO проект. Вы бы хоть сайт без ошибок сделали... Есть еще желающие вложиться в ПЕРВУЮ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ ЭКОСИСТЕМУ? )))))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

Мошенник жалуется что его обокрали другие мошенники. Причём с неподдельным удивлением и обидой. Ах, молодость, молодость...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorkin

кек

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Обожаю комментаторов, это целый пласт людей такой, которым лишь бы написать :)
Друзья, частью вам в жизни, а то судя по вашим заметками у вас все плохо :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Тачат, ты для всех этих комментаторов целую статью написал

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Минус в ответ на минус — это коассно, Тачат. Продолжай в том же духе и твоё ICO точно придёт к успеху. И не забывай больше набрасывать по поводу того, что те, кто с тобой не согласен, — просто хейтеры, которые завидуют твоей успешности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Агапова

краткое резюме после прочтения этой простыни:
1. воруют!
2. дайте денег!
а вообще жанр "пчёлы против мёда" в исполнении "амбициозных и перспективных" (по собственному мнению) - это шапито, за которым можно наблюдать вечно.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Naikov

Откуда столько хейта автору?Вполне адекватно все расписал

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Вы даже зарегистрировались, чтобы встать на его защиту.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Timofey Kravtcoff

Ну кайф же а не статья! Полностью со всем согласен, на рынке 99 процентов тех, кто в целом ищет как бы развести тебя

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Особенно когда речь идёт о фаундерах

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Maxim Roslyakov

“только за первый квартал этого года было привлечено около 6 млрд долларов”
Пруф не подскажете? Чтобы распределение по проектам посмотреть и долю gram вынести за скобки...

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Гугл вам в помощь, цель статьи не в оценке объемов рынка

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бочковой Диоген

то, что мертво, умереть не может

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Организовать супер крутой митап в самых дорогих отелях даже в Корее стоит 15 долларов максимум. === А вы были в корее? Я не был, но выглядит как бред. Или вы про северную?

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Под митапом он имел ввиду посидеть в фойе отеля пока не выгонит администратор.

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Вы бы прочитали кто я и где я был, прежде чем писать комментарий

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Michael Lyapin

Зачем писать про первый квартал 2018. Сравни первый квартал и второй.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey IBCN

Суть в статье передана верно. Это касается не только КриптоИндустрии... Все комментарии в стиле "вы сами главные скаммеры и тд" - от небольшого ума и полного непонимания принципов Крипторынка. Есть масса перспективных проектов, которым, как и любым неКрипто, нужны деньги на развитие, и на рынке много заинтересованных инвесторов (не скамовых). То, что кто-то кого-то обманул, еще не означает, что все мошенники. Да, хайповый 2017-й год принес много убытков криптоинвесторам, но не будем забывать, что половина этих инвесторов и стала инвесторами благодаря Крипте (разбогатели на Крипте и стали инвесторами). Сегодня рынок ICO ищет иную форму воплощения, и фаундеры реальных проектов первые кому нужно регулирование. Шальные деньги (х 3-103) кончились, время реальных дел. Регулирование придет к легализации Security Token, и тогда Фаундеры будут рисковать не долей будущей прибыли, которой может и не быть, а своим проектом и активами этого проекта. Большинство ICO проектов, с командой которых мне довелось общаться, говорят о том, что НИКТО кроме ТЕБЯ самого не сделает маркетинг/эдвайзинг/вайтпепер/ итд лучше тебя самого! Не в смысле, что тебе все нужно делать самому, а в смысле, что действия нанятых спецов необходимо держать под контролем, погружаться в процессы. Генри Форд понимал как работают все его поставщики, ВСЕ! Joerg Molt в интервью Первому Неофициальному сказал, что основа Биткоина - SELFRESPONSIBILITY (собственная ответственность), это и есть свобода! А то получается, что когда решаем куда вкладывать свои деньги (в погоне за сверхприбылью) - никто нам не указ, я свободен в своём выборе, а как отвечать за потери, так рынок говно! Это по детски. Президент США, Дональд Трамп несколько раз был банкротом, но это его не остановило, он действующий президент США, и самый официально богатый из тех кто занимал этот пост. Скама много, неквалифицированных кадров тоже, мошенники всегда там где деньги, это не только и не столько о крипторынке, это касается всех граней жизни, от детского сада до похоронных агенств. Человек сам кузнец своего счастья, работайте, общайтесь, учитесь, и на своих ошибках, мир круглый и все вернется на круги своя... Крипта форевер! ICO быть, я точно знаю:-)

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Согласен с каждым словом!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich

"железный" майнинг еще умрет, все перебегут на POS https://ydalenka.ru/note/my-stakecube-umnozhaem-svoj-kapital-ne-vkladyvayas-v-masternody/

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

«только за первый квартал этого года было привлечено около 6 млрд долларов. Эта цифра в целом вся больше, чем весь венчурный рынок»

Речь о мировом рынке?
Если да, то это неправда — за 17-й год объём рынка составил 155 млрд. долл.: https://home.kpmg.com/sg/en/home/media/press-releases/2018/01/kpmg-venture-pulse-q4-2017.html

Ответить
Развернуть ветку
Denis Jevlachov

Еще есть другой тип ICO. Собирают 300-500 китайцев потенциальных инвесторов. Приглашают их в отель-резорт на пару дней. Днем стенды, представление проекта, мощный сейлс питч. Потом по столикам раздают qr коды с кошельком wechat, куда переводить бабло(инвестировать). Вечером гала диннер с представлениями, плясками и песнями. Опять мощный сейлс питч чтобы напомнить зачем все собрались. Потом все расходятся бухать. Можно собрать $500k-$1mln за ивент (грубо говоря $2-3k с участника) минус расходы на проведение. Через несколько недель ивент повторяется в другой азиатской стране. Никакого онлайн маркетинга и всего то к чему мы все привыкли. Сайт, whitepaper и всё остальное не так и важно. Всё происходит сразу на месте и зависит от живой презентации. Для инвесторов получается эдакий трип на выходные, полу-гэмблинг, полу-отдых.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

Скама очень много но немного резанули некоторые вещи

Организовать супер крутой митап в самых дорогих отелях даже в Корее стоит 15 долларов максимум. Соответственно, когда собирают 5-10 проектов и с каждого берут 5-10к, со словами «эти деньги это чисто наши косты, у нас цель это % с ваших сборов», знайте, вас обманывают!
--
Это не так. Попробуйте организовать сами любой ивент с более чем 100 посетителями то будете рассказывать противоположные вещи.

Многие личности, которые кричат везде что приносили деньги разные проекты и готовы «адвайзить» без гарантий и за 2 битка вперед — это мошенники. В нашем случае нас познакомили лишь с другими мошенниками и по кругу заработали денег, а на вопрос, когда результат, ответ «а я то что».
--
Обычно просто несоотвествие ожиданий. Фаундер надеется что он заплатит Х денег а ему принесут Х*10-50 денег на блюдце. А на самом деле вы просто покупаете некоторые услуги. Ну вот например у меня есть база данных VC которые инвестируют в криптовалюту ( скажем 1000 человек ) и я могу им послать серию писем ака cold contacts. У вас такой базы нет + нет компетенции наладить цепочки писем, CRM и воронку продаж. Создать с нуля у вас получится плохо ну и долго. И не думаю что дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Как раз въевшемся случае вы не правы.
Когда все взяли в свои руки стало лучше.
Мы организовали white party в Сеуле на 120 человек, обошлось 15 000 долларов

Организовывали мероприятие в Амстердаме на 100 человек, уложились в 20 000 долларов.

Опыта в маркетинге выше крыши, просто не хотелось делать все своими руками, ибо вроде есть профессионалы в этой области, оказалось, что их нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kirill Romanov

какой канал сейчас эффективнее работает? листинги, накопленное комьюнити, CPA, что-то другое?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorkin

Ни один из названных не работает как раньше.
Зависит от силы самого ICO (идея/продукт/команда) и площадок.
Собрать и сейчас можно используя старые каналы, но выйдет дороже, сложнее, короче как в обычном мире (без безумных денег и трат на все подряд со стороны безумных инвесторов).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Sergeevich

Я прочитал статью , все что вы описали не только в вашей инудстрии и при выходе на ICO, это вообще обычная ситуация везде, особенно b2b. Куча всяих бесполезных паразитов и непрофессионалов, чья задача только выглядеть крутыми и продать свои поверхностные услуги

Ответить
Развернуть ветку
Pedro Solitantes

Зачем организовывать в епоху интернета какие-то офлайн ивенты для сбора денег на ICO? Сорвать денег с олухов далеких от интернета?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorkin

Виртуальные деньги, проект для онлайна и никто в других странах не знает лично овнеров.
Только личные встречи и общение помогают преодалеть барьер.
Так, что все это нужно, вопрос в пропорции.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Romanov

на самом деле, ответ на вопрос заключается в том, что на ивентах закрепляются и завершаются переговоры по ранее запущенным сделкам. С другой стороны, на ивентах можно завести знакомства, мы так с адвайзором хорошим познакомились. Ну и ты презентуешь свой проект, силу презентации никто не отменял.

Ответить
Развернуть ветку
K C

В статье надо было упомянуть имена. Было бы намного интереснее почитать позицию тех, кого в этой статье упомянули в роли скам-исполнителей. А вообще, доброжелательных людей мало, сплошной негатив и ехидство) делиться информацией об опыте, чтобы не обжигались - дело неблагодарное.

Ответить
Развернуть ветку
Tachat Igityan
Автор

Бессмысленно, т.к. Все эти люди и так потеряли уже свои позиции на рынке.
В целом, вы правы :)

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда