Скам Скам Скам или рынок ICO глазами фаундера

Взгляд фаундера на ICO образца 2018 года.

Когда все наживаются на проектах

Привет! Меня зовут Тачат Игитян и я основатель DeStream. Мы проводим ICO, и делаем это прямо сейчас. Многие говорят, что ICO умерло, что больше невозможно привлекать и т.д. и т.п. Однако цифры говорят об обратном: только за первый квартал этого года было привлечено около 6 млрд долларов. Эта цифра в целом вся больше, чем весь венчурный рынок. Но сейчас я хочу поговорить немного о другом. Хочу изложить свои мысли о рынке вокруг ICO и, сразу скажу, все далее сказанное – это лично моё мнение и любые совпадения – лишь совпадения!

Когда начинаешь готовиться к краудфандингу кажется, что это новый сверхмир, и первое, что хочется сделать – искать помощь. И тут рядом оказываются миллион так называемых агентств, эдвайзеров, которые готовы «помочь». Все они хотят денег вперёд и не маленьких. Ну и как основатель, горящий своим проектом и внутренним страхом нового мира, я решил начать общаться с такими людьми. Вывод: я в шоке.

Каждый второй предлагает организовать роад-шоу в другие страны и клянется, что там крутые инвесторы и что хард кап закроется прямо на месте. Сразу подлетают какие-то псевдофонды, которые не вкладывают, а наоборот - хотят денег за знакомства и мифический пиар.

А еще в этом мире есть такая тема как «токен-своп» – это когда тебе дают шиткоины в обмен на твои коины. На самом деле эти шиткоины ничего не стоят, а оценку им дают сами «фонды» и «помощники». Если у тебя все хорошо, то люди сливают твои токены и получают профит, а ты с этими шитами не можешь ничего сделать. В целом, когда у всех спрашиваешь отзывы о предыдущих проектах, которые уже участвовали и типа собрали миллионы, то слышишь от них либо «сам дурак», либо наблюдаешь как они сливаются со словами: «Да-да, сейчас дам контакты».

Расскажу об одной очень интересной штуке. Есть целая индустрия (родившаяся не в крипто-мире) фейковых конференций. Это когда «организаторы» рассказывают о крутой конференции, на которой будет присутствовать много людей, велика вероятность потенциальных партнерств, все дела. В итоге они собирают деньги за спонсорство, продают билеты, а потом устраивают костюмированное шоу, где актеры играют роль всех этих инвесторов, партнеров и т.д.

Так вот, такая же схема работает теперь и в крипто-мире, особенно, если продают митап за границей. Надень куфию на любого человека в Дубае и среднестатистический стартапер из России будет думать, что это инвестор, и будет рвать задницу, чтобы рассказать ему о своём проекте. Очень часто видно, что эти люди вообще не понимают, что от них хотят. Позови любых корейцев в Сеуле или японцев в Токио – эффект будет такой же. Но ведь деньги-то заплачены :)

Мы с командой посетили огромное количество мероприятий в разных странах и, скажу я вам, что проблема не только в российских организаторах, но и в местных. Если с русскими очень часто и так всё понятно – их цель заработать себе денег, ведь организаторы хотят минимум 10 000 долларов за митап, а иногда и все 50, то с местными – совсем другая история.

Очень часто критерий оценки мероприятия от организатора ограничивается только «всё понравилось». Офигеть, люди за деньгами едут, а не чтобы провести время за 10-15 тысяч долларов!

В прошлом году все было намного легче. Рынок прямо кипел, люди бездумно вкладывались во всевозможные проекты и ходили на всевозможные митапы. Собрать митап с инвесторами не составляло никакого труда, нужно было лишь раскидать несколько объявлений или добавиться на meetup.com, и люди собирались сами собой. Проекты готовы были платить деньги, чтобы выступить на таких мероприятиях.

Сейчас же время другое. Инвесторы практически не ходят на митапы – зачем ходить туда, если проекты приходят к ним сами? Либо ходят на очень закрытые или хорошо известные мероприятия.

Чтобы найти стоящее мероприятие нужно как минимум узнать мнение людей, живущих в стране его проведения, а лучше найти большую конференцию и проверить насколько её организаторы имеют вес. Например, часто местные сообщества крипто-синдикатов организовывают хорошие мероприятия, туда часто ходят стоящие люди и там можно нарастить знакомства.

Конечно, в целом всё очень грустно. Я видел мероприятия, где участие со стендом стоило 30 000 долларов, а количество гостей стремилось к нулю. То есть проекты питчились перед другими проектами. Видел роад-шоу, где людей возили в страны, где кажется, что там много денег, но на самом деле там не инвестируют в крипто-проекты. Классический пример – это Дубай и Катар. Ну не инвестируют арабы в крипту…

Поговорим теперь про агентства. Это целый пласт скама. Есть так называемые агентства полного цикла, есть маркетинговые агентства, есть PR-агентства. Тут такая же классическая история. Некоторые люди в прошлом году прошли курс «Таргетинговая реклама для начинающих», залили Фейсбук и Гугл деньгами, накупили трафика и все это выстрелило. А сегодня они ходят и гордо говорят, что привлекли миллионы. Проблема в том, что почти всех этих людей я не знаю, хотя сам я на этом рынке уже более 10 лет. А еще, после того как все такие проекты забанили, эти ребята до сих пор строят легенды о том, что они всё ещё успешно конвертируют трафик с коэффициентом 10.

Агентства полного цикла даже готовы написать за вас whitepaper, упаковать и выстроить процессы. На самом же деле, все они нацелены на «получение зарплаты», делая вид, что работают. Ведь они сразу получают ритейнер, который типа вычитается из бонуса со сборов. Что получаем? Нулевой риск. Если проект не соберет деньги – они в шоколаде, ибо получили предоплатой от 80 до 100 тысяч долларов и делали вид бурной деятельности. Если проект соберёт, то они получат бонус, ибо «выстроили весь маркетинг». Лично я считаю всё это мошенничеством.

Также к мошенникам относятся сотрудники, которые где-то работали, и теперь сверх переоценивают себя. Директора по маркетингу, которые не знают, что такое диаграмма Гантта, менеджеры, которые не умеют управлять и выстраивать процесс, и т.д. и т.п.

Опять же, такая проблема не только в России и странах СНГ, но и по всему миру. Приходится тестировать всех и вся, прежде чем находишь реальных профессионалов своего дела. Ведь в ICO нет ничего нового, маркетинг не поменялся, просто появились немного другие каналы общения с аудиторией и не более того.

Далее про PR-агентства. Это вообще чудо. Все эти люди утверждают, что в изданиях сидят «свои» люди, и что они могут протолкнуть всё что угодно. А что мы получаем на самом деле? Либо издания низкого качества, либо перепродажи локального агентства с наценкой в 2-3 раза. Особенно это яро бросается в глаза, когда сам катаешься по изданиям и знакомишься с ними, а потом очень весело видеть публикацию пресс-релиза, сделанного бесплатно, за 2000 долларов.

Чудеса, да и только!

И самый прикол. Скам-инвесторы, которые отжирают время. Человек делает вид суперкрутого инвестора, тратит много времени и в лучшем случае пропадает или оказывается, что он сам проводит ICO и пытается от тебя получить помощь…

Цирк, ребята, а не рынок.

Скам-агентства, скам-эдвайзеры, скам-инвесторы, скам-мероприятия, скам-издания, которые постят чушь даже не проверяя источников новости, или не проводят хотя бы поверхностный анализ проекта.

Господа фаундеры, может хватит уже платить всем подряд, думая, что они откроют вам суперсекрет сборов?

Тут нет никаких секретов. Если у вас хороший проект, то вы очень быстро найдете людей, которые будут готовы вам помочь, и даже бесплатно. Нужно просто уметь общаться и гореть своим проектом. Живой пример: мы для DeStream получили статью на 4 страницы с упоминанием на обложке от очень крутого Японского издания абсолютно бесплатно, хотя официальная цена за такую работу около 50 000 долларов! Мы нашли людей, которые загорелись нашим проектом и всячески помогают нам без апфронтов, а просто за токены.

Не нужно разбрасываться деньгами, не нужно разбрасываться токенами. Все говорят, что токены – это пустышки, НЕТ, это именно то, что вы продаете, и если вы относитесь к своим токенам как к пустышкам и готовы раздавать их направо и налево, то вы СКАМ!!!

Извините за эмоциональность, просто накипело!

Особенно надоела цифра $15 000. Это такой стандарт, который просят все, от организаторов мероприятий, до рейтинговых агентств, который обещают консалтинг... смешно Господа!

Всем удачи со сборами! Я открыт для общения с крутыми проектами!

Краткое резюме

Организовать супер крутой митап в самых дорогих отелях даже в Корее стоит 15 долларов максимум. Соответственно, когда собирают 5-10 проектов и с каждого берут 5-10к, со словами «эти деньги это чисто наши косты, у нас цель это % с ваших сборов», знайте, вас обманывают!

Многие личности, которые кричат везде что приносили деньги разные проекты и готовы «адвайзить» без гарантий и за 2 битка вперед — это мошенники. В нашем случае нас познакомили лишь с другими мошенниками и по кругу заработали денег, а на вопрос, когда результат, ответ «а я то что».

Всегда просите прувы — txid транзакций с миллионными, term sheets подписанные и т.д. 90% не смогут ничего такого предоставить.

Ну и сегодня очень мало кто вкладывается, весь рынок ждёт разворота и бычьих сигналов! Не верьте тем, кто говорит «наши инвесторы сейчас ещё бОльше инвестируют»

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Bulat Ziganshin

Мошенник жалуется что его обокрали другие мошенники. Причём с неподдельным удивлением и обидой. Ах, молодость, молодость...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorkin

кек

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда