{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Илья «Shvembldr» Борисов заработал €8,7 млн на продаже NFT, а потом его объявили преступником

Совершенно безумная история о том, как программист заработал миллионы евро на программно-генерируемом NFT-искусстве – а в итоге латвийские органы обвинили его в преступном отмывании доходов и арестовали всё имущество (несмотря на весьма немаленькие уплаченные налоги). Ситуация продолжает развиваться, можно сказать, в прямом эфире.

Илья Борисов в свежем выпуске латвийского журнала Forbes

Главный герой этого повествования – Илья Борисов, 39-летний программист, который сейчас живет в Латвии, а ранее работал в журнале «Медуза». Ниже будет краткий пересказ на основе его статьи в Вастрик-клубе и целого сайта, который он создал для предания огласке достаточно адовой истории, которая с ним сейчас происходит.

NFT to the moon: превращение в художника-миллионера меньше, чем за год

Илья начал заниматься генеративным искусством еще в 2018 году. По сути, идея здесь в попытке использования неких алгоритмов для того, чтобы создавать на их базе аудиовизуальное исскусство. Короче, строчки кода вместо мольберта и красок (по крайней мере, я вижу как-то так).

Первый пост в Инстаграме (2019 год): сфера из отрезков крутится на фоне индустриального пейзажа под бодрую электронную музыку

Одной из идей автора была концепция «каждый клик = новый арт». На сайте можно поиграться с арт-генератором, который позволяет в буквальном смысле повзаимодействовать с работами, которые отзываются на клики мышки и движения курсора.

В 2021 году Илья уже начал продавать свой генеративный арт в виде NFT. Начиналось всё, по сути, с полного нуля и продаж по 10 евро, но уже через полгода он стал одним из самых успешных артистов в мире (получается, личное хобби автора удачно совпало с пиком популярности всей NFT-темы). Заработок за 2021 год составил аж 4000 ETH (напомню, что котировки Эфира в том году колебались около $2–4 тысяч).

Коллекция Gyre на OpenSea: фрактальные геометрические узоры оцениваются в десятки тысяч долларов

Илья пишет, что с самого начала он был зарегистрирован как самозанятое лицо (художник): исправно платил все квартальные налоги и собирался заплатить годовой (который платится, как и в России, в следующем году после отчетного).

За 2021 год Илья вывел в банк €8,7 миллионов евро, общий налог с этой выручки составил €3,1 млн (около 35%).

Из успешного художника в преследуемого якобы «преступника»

Еще в октябре 2021 года Илью Борисова приглашал на «дружеский чай» латвийский State Security Service – задавал вопросы о том, как достичь успеха генеративному художнику, и желал удачи в дальнейшем покорении NFT-сцены.

А уже 10 февраля 2022 года банковские счета Ильи внезапно арестовали латвийские правоохранительные органы. Илья пишет, что полиция преднамеренно не выдавала решение об аресте в течение трех месяцев, и он не мог добиться ни крупицы информации о том, что происходит.

В итоге выяснилось, что его обвиняют в отмывании денег. Сначала решение об аресте удалось быстро опротестовать, но дальше начался юридический блокбастер: банк отказывается разблокировать счета на основании решения суда, следователь по делу увольняется, ее коллеги, пользуясь «положением о неотложном порядке», в воскресенье поднимают на уши прокурора, и он подписывает им новый арест… Почитайте всю историю на сайте Ильи, там весьма интересно.

В общем, в итоге новый арест опять поступил в банк, который сразу же заблокировал сумму, которая превышает весь капитал Ильи на 12 тыс. евро – так он превратился из крупнейшего налогоплательщика в должника.

Что происходит сейчас

Илья, судя по всему, перманентно охреневает от происходящего и пытается, с одной стороны, собрать максимальную документальную базу под все полученные доходы (19 июля он передал подробный отчет в полицию), с другой – старается предать ситуацию максимальной огласке (этому как раз посвящен сайт Art Is Crime, где он выложил в открытый доступ всю информацию по делу).

Рекомендую погулять по сайту – там реально проделана большая работа по сбору и документированию этой истории. Как минимум, это очень интересно.

Лично я буду следить за развитием этого «детектива» с большим интересом. Сам по себе кейс, похоже, получится знаковый. А Илье желаю удачи в борьбе с бюрократической машиной!

P. S. К слову о том, кто вообще покупал «эти странные гифки»: вот тут колумнист Forbes признается, что купил себе парочку NFT от Shvembldr по $15 тыс. каждая, и считает их жемчужиной своей коллекции...

P. P. S. Свежая статья от Медузы с чуть большим количеством подробностей.

Я веду Телеграм-канал RationalAnswer про разумные подходы к личным финансам и инвестициям (и в целом про всё интересное, что происходит в современном мире на стыке финансов и технологий).

0
360 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nickie

Невозможно? Это по телевизору сказали? :)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

То есть вы меня хотите убедить, что есть ЛЮДИ (в количестве 1000 человек https://www.art-is-crime.com/data/alien-insects ) в здравом уме, которые покупают вот такое говнище за 3000-5000 долларов??? И таким образом, чел за полчаса заработал 1208 эфиров стоимостью 3 140 000 на тот момент ???
Сама "коллекция шедевров" на три ляма: https://opensea.io/collection/alien-insects-by-shvembldr

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov
в здравом уме, которые покупают вот такое говнище за 3000-5000
долларов???

Бывает и такое
https://indianexpress.com/article/lifestyle/art-and-culture/mark-rothko-abstract-sells-for-82-5-mln-jackson-pollock-sale-is-record-for-artist-sothebys-7627809/

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

Предмет искусства - предмет работы мозга, а не алгоритма, в котором меняют пару параметров и получают тысячи новых вариантов "картин".
Попробуйте сесть за лист бумаги и нарисовать что то своё, не похожее на то, что делают другие и я вас уверяю, что если только вы не гений, у вас ничего нового не получится. Как ничего нового нет и у "героя" статьи - это всё было со времён доступности ПК
Представленное вами - тоже предмет искусства, но созданый как перфоманс. К тому же Ротко имеет большое количество других картин, не сгенерированных на компьютере, как "герой" NFT фронта

Ответить
Развернуть ветку
Nickie

Алгоритм - предмет работы мозга. Генеративный арт люди иногда делают месяцами.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

В таком случае стоит считать каждую копию любого ПО отдельным предметом искусства???

Ответить
Развернуть ветку
Nickie

В какой-то мере программирование - это искусство :)
Если серьёзно, то многие отвергают любой вид цифрового искусства, и диджитал-арт, и электронную музыку в принципе, так что до принятия генарта ещё очень далеко.

Критерии произведения искусства по Википедии:
1. Единство четырёх основных сторон творческой деятельности человека (гносеологической, ценностно-ориентационной, творчески-созидательной и коммуникативной).
2. Искусную работу над формой и материалом.
3. Наличие композиционной структуры.
4. Художественно-образный смысл формы.
5. Эстетические качества художественной формы.

Генеративный арт вполне подходит под эти критерии.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

Вы хотите придать ЦЕННОСТЬ "искусству" изготовленному по шаблону, количество вариаций которого практически неограничено.
Да, многие картины существуют в нескольких варинтах но они есть творчество РУКИ МАСТЕРА, а не алгоритма, в котором меняются параметры и получаются разные на вид, но однотипные абстракции.
Я не спорю, что за искуство можно принять алгоритм, но не бесконечное количество результатов работы этого алгоритма - иначе такое "искусство" теряет всякую ценность и становится ширпотребом

Ответить
Развернуть ветку
Nickie

Не каждый генеративный арт ценен. Ценный генарт имеет хорошую вариативность, чтобы каждый токен был уникальным, а не отличался десятком пикселей. Зачастую на это тратится довольно большая часть времени, потраченная на создание генарта.
Плюс важно имя артиста, конечно. Это, в общем-то, как и у "классического" арта ИРЛ.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

Вы меня извините, но я не вижу тут никакой "вариативности" - для меня это набор практически идентичных изображений и я принципиально не понимаю, кто может купить такой ширпотреб кроме как в неадекватном состоянии.
А зная, что сам предмет хранится на простом http сервере и поменять его можно в любой момент(нет ни контрольной суммы (хэша) ни чего, что бы могло подтвердить оригинальность), я вообще никогда бы не стал приближаться к такому "искусству"

Ответить
Развернуть ветку
Nickie

Это для вас. А кто-то готов вкладывать в это большие деньги. Каждому своё.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kroshkin

Просто этот "кто то", по странному стечению обстоятельств, богатый человек, но слишком уязвим к действиям толпы, а так же не очень дальновидный.
А соотвественно, в будущем, бедный

Ответить
Развернуть ветку
Nickie

Наоборот, вкладывает в перспективные проекты.

Ответить
Развернуть ветку
357 комментариев
Раскрывать всегда