{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Эндрю Леонард: «Я ненавижу блокчейн»

Журналист говорит, что блокчейн-утопия напоминает ему о провале интернета, и предлагает вместо децентрализации придумать, как собрать людей.

Вот как Эндрю Леонард, онлайн-журналист, начавший писать про интернет и сетевые сообщества еще на заре 1990-х, объясняет свое мнение.

Как неофит, в 1993-м я стал евангелистом интернета. Еще бы: научная фантастика становится явью, свободная библиотека всеобщего знания у вас под рукой. Далекий от либертарианства, я стал разделять заявление Джона Гилмора и других шифропанков, ратовавших за анонимность людей в интернете и развивавших криптошифрование: интернет видит в цензуре вред и обходит ее. Тоталитарные лидеры, корпоративные боссы, медиамонополисты, берегитесь: ваши дни сочтены! Интернет освободил нас!

Я любил интернет, но 25 лет спустя, когда вижу в Твитере «Блокчейн – это новый интернет», то еле сдерживаюсь от гнева: я чертовски ненавижу блокчейн!

Я ненавижу блокчейн не потому, что сомневаюсь в достоинствах технологии криптографически защищенной распределенной базы данных.

Я ненавижу блокчейн не из-за того, как быстро ICO – инновационный способ привлечь стартовый капитал, не продавая душу венчурным капиталистам, – превратилось в способ выманить деньги, пользуясь законодательными лакунами.

Я ненавижу блокчейн даже не из-за того, что биткоин превращает огромные объемы электричества в спекулятивный инвестиционный товар, ускоряя изменение климата.

Я готов признать, что появятся полезные приложения, которые сделают жизнь удобнее и не разрушат планету.

Нет, меня беспокоит не технология блокчейна, а человеческая вера в технологию. Те же утопические обещания, что и в эпоху расцвета интернета, – «свобода, справедливость и равенство» – на языке каждого майнера. «Блокчейн освободит нас...» Но цифровые сети, компьютеры и код не исправят человеческие недостатки. Даже наоборот: развитие интернета обнаружило социальные расколы.

Вместо того чтобы получить доступ к библиотеке знаний всего человечества – мы оказались в «Вавилонской библиотеке» Хорхе Луиса Борхеса, этого бесконечного кошмара, где вместе с реальными книгами на реальных языках накапливались всевозможные итерации тарабарщины.

Вместо того чтобы привести нас к истине, интернет дал каждому беспрецедентную возможность построить свою собственную вселенную знаний, ускоряя отторжение общества от реального факта. Это, безусловно, было фактором роста Трампа и глобального поворота к авторитаризму, основанному на пропаганде.

Вместо того чтобы освободиться от манипуляций корпораций и правительств, мы завещали им самые мощные в истории инструменты наблюдения и контроля.

Самые умные разработчики блокчейна, с которыми я говорил, признают эти последствия. Но тем более меня беспокоит их уверенность, будто блокчейн станет противоядием от этих токсичных явлений. Они верят: как только воплотится их мечта о децентрализованной, не поддающейся взломам, работающей на смарт-контрактах системе, то центральные банки и тирания правительств станут бессильными, границы национальных государств будут преодолены, фальсификации на выборах и фальшивые новости окажутся невозможными.

Блокчейн, по их мнению, является телеологическим апофеозом, совершенством прогрессивной человеческой цивилизации, достигнутым с помощью технологий. В основе этого видения – идея, что человеческие недостатки можно нивелировать умным компьютерным кодом.

Криптография – с открытым ключом. Консенсус – благодаря распределению базы данных между узлам. Смарт-контракты – автоматически выполняют условия любой сделки. Тираны будут бессильны против борцов за свободу, финансируемых криптовалютами и объединенных в децентрализованных сетях.

В этом видении упущен важный факт: человек использует любую технологию и во благо, и во зло. И для всеобщей свободы, и для тирании, жажды денег и власти.

Я уважаю идеализм блокчейн-разработчиков, но я обескуражен их неспособностью увидеть, что они становятся жертвами точно таких же заблуждений, как и их предшественники-хакеры. Я обескуражен представлением, будто код способен устранить недостатки человека.

Мне все яснее, что нам надо меньше абстрагироваться от нашей человеческой сущности, а наоборот, возвращаться к ней. Чтобы преодолеть человеческие недостатки, надо больше времени проводить друг с другом, а не со смартфоном.

Вместо попыток создать аномию децентрализации – надо попытаться собрать людей.

Я понимаю, что приводит людей к мысли «Блокчейн – это новый интернет». 1990-е были головокружительным временем, невиданные преобразования охватили всю культуру, глобальная сеть и компьютеры давали неслыханные обещания. Мир, любовь и интернет, дружище!

Вот почему я так любил интернет. Из-за чувства открывающихся возможностей, надежды и прогресса. Но именно поэтому я ненавижу блокчейн. Потому что блокчейн напоминает мне, насколько призрачными оказались эти обещания.

Выше – личное мнение журналиста Эндрю Леонарда, опубликованное в блоге на Medium. А что вы думаете о его точке зрения на будущее блокчейна?

Эндрю Леонард, обозреватель Salon.com и Wired, автор блога о социально-экономических проблемах, автор Bots: The Origin of New Species – «социальной истории интернета», где через ботов изучает цифровые технологии с точки зрения психологии и антропологии
0
3 комментария
Крипто

Материалы про блокчейн нужно публиковать в подсайте «Крипто». Пожалуйста, не публикуйте их в других подсайтах — их подписчикам тема может быть не интересна.

Ответить
Развернуть ветку
Philtech Initiative
Автор

Принято, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вася Бездомный

Бурный поток мыслей автора: блокчейн - изменения климата - Трамп - человеческие недостатки - телеологический апофеоз - надо попытаться собрать людей.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда