{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как мы сделали дизайн на 30 тысяч м²: создание визуальной коммуникации на «Екатеринбург Арене»

В 2018 году Чемпионат мира по футболу прошел в 11 городах России. 35 тысяч спортивных фанатов с трех континентов наблюдали вживую за матчами в «Екатеринбурге Арене».

Основатель агентства Brandiziac Артём Шутов рассказал о создании навигации стадиона, дизайне масштабных проектов, сложностях согласования с FIFA и о том, как помочь не заблудиться на арене величиной в 30 тысяч м².

Первая реконструкция и стрит-арт в -30 °С

В 2011 году мы получили предложение: разработать навигацию для Центрального стадиона Екатеринбурга. Хоть мы уже работали крупными заказчиками, но никак не ожидали такого проекта. В то время с подобными задачами не сталкивалась практически ни одна частная дизайн-компания на Урале.

Стадион был построен в середине 1950-х и с 2007 года находился на реконструкции. Финальным этапом обновления должно было стать создание навигации и визуального решения. Мы даже хотели отказаться от проекта. Недостаток опыта и сложная архитектура сулили слишком большие риски для молодого агентства. Однако решили не упускать возможности поработать на знаковом для города объекте.

Тогда я предложил создание навигации и оформления для центрального стадиона. Несмотря на сложную схему согласований, заказчик предоставил свободу в работе. Воспользовавшись этим, мы привлекли к проекту местную группу стрит-арт-художников. В тот момент ребята рисовали на каждой стене и от холста в виде стадиона, конечно, не отказались.

Тем не менее рук не хватало — в компании тогда работало всего 15 человек. Все занимались исключительно стадионом. Кроме как сумасшествием это назвать сложно. Вместе с художниками мы работали до полуночи каждый день. Условия были жесткие: дело было зимой и часть работ приходилось выполнять на улице в -30. На отрисовку одной фигуры с полигональным дизайном уходило до полутора суток.

Несмотря на все трудности, команда сумела закончить проект вовремя. Тогда у агентства не было опыта в настолько крупных проектах, где соединяется дизайн, архитектура и производство. Мы недооценили финансовые расчеты, но всё же удалось выйти практически в ноль.

В итоге «Центральный стадион» стал хорошим кейсом в портфолио, а проект занял призовые места на Golden Hummer, «Белом квадрате» и взял золото на Международном фестивале рекламы в Киеве.

Навигация для нового стадиона

Вторая реконструкция стадиона началась в 2017 году. К Чемпионату мира по футболу «Центральный стадион» был построен фактически заново и получил новое имя — «Екатеринбург Арена». Благодаря предыдущему опыту «Синара-Девелопмент» уже рассматривала нас как будущего подрядчика.

К тому моменту мы окрепли: штат расширился, а в портфолио появились международные проекты. На этот раз мы не сомневались, стоит ли браться за проект.

Нам предстояло разработать систему навигации и дизайна среды, а затем воплотить в жизнь. На этот раз задача усложнилась: необходимо было учесть требования FIFA и прочих согласующих организаций.

Кроме того, было важно поддержать стилистическое различие архитектурных решений объекта: современная архитектура новой арены и исторические фасады стали полноценной частью нового объекта.

В отличие от разработки упаковки, логотипа или создания брендбука, дизайн навигации спортивной арены ориентирован не на конкретного потребителя, а на толпу. На стадионах часто срабатывает чувство стадности, поэтому важно дать людям понятные ориентиры, где бы они ни находились.

Я вывел важный параметр в создании навигации — скорость. Чем выше скорость передвижения посетителей, тем четче и лаконичнее навигация. Например, на стадионе, вокзале, в аэропорту или торговом центре у людей не должен возникать вопрос «куда мне идти».

Табличка «WC» может быть украшена невероятной иллюстрацией, но не давать ответа «уборная — там». Обратный случай — музеи, выставки, библиотеки, где скорость передвижения и поток посетителей меньше. В этом случае у дизайнера немного больше свободы в оформлении.

Несмотря на название «дизайн среды», дизайн — дело не первой важности. Лучшая похвала навигации — «незаметность» работы.

Часто ли приходится видеть, как в социальных сетях выкладывают таблички со стрелками и восхищаются понятностью шрифта? За хорошую навигацию никто спасибо не скажет, а вот если она не удалась, критика не заставит ждать.

В поддержкунавигации секторов были изготовлены четырёхметровые буквы из фибробетона, они же выполняют роль арт-объектов. Стены украсили фигурами футболистов в технике half-tone размером от двух до восьми метров.

Чтобы ориентироваться на территории арены было проще, разместили 24 стелы-навигатора и 139 лайтбоксов с информацией над входными группами и внутри помещений. На трибунах нанесено более 5000 трафаретов и металлических номерков.

Микст-зону (место для общения журналистов со спортсменами и тренерами) украсили панно с изображением футболистов. Художник предложил решение из нескольких фотографий с движением цвета.

Сергей Потеряев

Визуально мы хотели передать настроение олимпиад 1960–1970-х годов. В основу легли характерные элементы из дизайна спортивной одежды того времени — полоски. Они же определили графическую основу навигационной системы и арт-объектов.

Зачем браться за такой проект

Отдельный момент в работе над такими проектами — сложная схема согласований.

В этом случае наше агентство было подрядчиком компании «Синара-Девелопмент», а она по госзаказу ФГУП «Спорт-Ин» (Минспорта России) отвечала за строительство стадиона к чемпионату. Помимо непосредственно работы, много времени уходило на согласование каждой задачи. Часто одобренные спортивными чиновниками решения отклонялись FIFA, что выяснилось в процессе работы.

К тому же в навигации и дизайне среды каждое решение согласуется еще и с целой командой инженеров, архитектором и проектировщиков. Ты проектируешь в самом начале, но реализуешь в самом конце, зачастую в режиме цейтнота. В итоге работа над «Екатеринбург Ареной» заняла полтора года. За это время мы успеваем закрыть до пяти менее масштабных проектов.

Соглашаясь на такой заказ, последнее, о чем я думал, — прибыль. Возможно, это попытка удовлетворить эго, но скорее желание сделать что-то для родного города.

Как в 2011 году, так и сегодня, в России немногим частным компаниям предлагают создать дизайн для исторического памятника. Каждый подобный проект — это очередь из согласований, серьезные риски, месяцы и даже годы непростой работы. Однако чем сложнее задача, тем больше у нас драйва.

Лучшей похвалой для нас стали цифры от заказчика. В дни ЧМ-2018 35 тысячам зрителей требовалось всего 5 минут на «выгрузку» из чаши и не более 10 минут, чтобы полностью освободить территорию стадиона.

Отдельной гордостью стала беговая дорожка. Несмотря на жесткое регулирование, мы убедили организаторов строительства создать открытую спортивную зону вокруг «Екатеринбург Арены».

Так появилась дорожка длиной 800 метров, выполненная из прорезиненного и антискользящего покрытия. Сейчас она популярна у горожан, да мы и сами часто там бегаем. Нам было важно создать место, куда возвращаешься с удовольствием.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Мария Соловьёва

И сейчас на стадион можно прийти и потренить? Любой желающий может? 

Ответить
Развернуть ветку
Сабур Ибрагимов
Автор

Вокруг стадиона — открытая беговая дорожка. Можно прийти и побегать) https://www.youtube.com/watch?time_continue=44&v=wKJJ3oLumv8&feature=emb_logo

Ответить
Развернуть ветку
Омарла Батырай

А стрит-артам заплатили?) Если серьезно, то мысль о скорости супер верная. Не хватает в тексте рассказа о тяжбах согласований. Как гос структуры делят дизайнеров с Fifa. Но, скорее всего, это бы заняло ещё 10к знаков:))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Оспенников

Да, художникам заплатили ) Они в обоих случаях были на особом счету )

Ответить
Развернуть ветку
ЭТОТ САЙТ ПРЯМ ГОВНО

Как показывает практика, в навигации на арене чаще всего забывают:

1) указать на кресле и ряд, и место, и сектор (особенно для сдвоенных секторов)
2) сделать напольную навигацию (из видео не могу точно сказать, есть или нет)
3) учесть навигацию для разных сценариев арены (футбол, концерт и прочее)

Для России кейс опрятный и  хороший) Интересно, нужно ли будет делать апдейт после демонтажа временных трибун, или система эта сразу изменяема

 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Оспенников

Напольная навигация точно есть: в виде трафаретов и металлических номерков. И сценарии тоже разные были продуманы. Сейчас на арене, например, спокойно проходят концерты с максимальной посадкой.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кун

не фанат футбола, но рад, что подумали о жителях, которые просто любят побегать)

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

ну в целом, что с этими стадионами ещё делать, бегать теперь только вокруг них.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Shershnev

А дополнить статичную навигацию интерактивной не думали? 
Если что, у нас есть решение, делали пилот для ВТБ Арена в Москве
https://tango.vision/ru/applications/sports-venues

В идеале, интерактивная навигация не должна быть нужна, но по факту она нужна и помогает сделать оффлайн навигацию эффективнее. Например можно понять что в конкретном месте люди не понимают где туалет или гардероб, если они его вбивают в поиске. С такой аналитикой поведения посетителей, можно делать идеальную навигацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Irisha Pecherskaya

👍🏼

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда