{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Премиум-фриланс, или как организовать бутик-агентство без офиса

Всем привет! С вами Марковский Артем, независимый арт-директор с девятилетним летним опытом работы в рекламной и игровой индустрии.

В данный момент я развиваю свое собственное направление arcr.ru, где взаимодействую с различными талантливыми командами, работаю напрямую с клиентами и помогаю агентствам разрабатывать стильные, технологичные проекты с упором на цифровой сторителлинг, интерактивный дизайн и анимацию интерфейсов с продуктовым подходом.

Showreel 2018 Марковский Артем

И сегодня я хочу пролить свет на особую нишу во фрилансе, о которой писали в трендах Awwwards в 2019 году.

А именно о том, что в последнее время мы наблюдаем увеличение числа независимых дизайнеров, которых нанимают крупные агентства и студии, минимизируя затраты в рабочей силе и при этом получая продукт международного качества. Все они выходцы из классных студий и агентств и теперь предпочитают заниматься собственными разработками.

Премиум-фриланс — WTF

Разумеется, мы будем говорить не о классическом фрилансе, когда вы выполняете роль одного специалиста (например, дизайнера интерфейсов или графического дизайнера логотипов), боретесь за место под солнцем за бюджетные проекты на биржах и отвечаете только за свою узкую экспертизу.

Мы также не говорим о человеке-оркестре, который и дизайн делает, и сайты верстает, и SMM промышляет. Как по мне, чем больше функций в устройстве, тем хуже реализована каждая из них. Но это неточно :)

Речь пойдет о правильной организации слаженной работы нескольких специалистов и взаимодействии с клиентами.

Brandon Schaefer (@seekandspeak)

Есть три главных составляющих понятия премиум-фриланса, которые выделили западные специалисты:

  1. Охват экспертиз. От исследований, пользовательских сценариев, эскизов, прототипов до окончательных систем проектирования, пользовательских интерфейсов, дизайна, анимаций и управляющих принципов бренда. Достижение определенного дзена в собственной специализации.
  2. Инновационность и значимость. Цифровой опыт всегда должен обеспечивать ценный вклад в бренд клиента. Инновация ничего не значит без цели. Вот почему важно, чтобы работа не только формировала будущее отрасли и приносила прибыль клиенту, но и несла положительные эмоции и пользу для аудитории.
  3. Клиентский сервис и менеджмент. На мой взгляд, есть два вида талантливых фрилансеров: выдающиеся в ремесле и те, кто добился высот в управлении своими проектами. Премиум-фрилансеры достигают обеих вершин. Это то, к чему я постоянно стремлюсь.

Главные отличия от офисной работы

  • Высвобождается масса времени, которая раньше тратилась на путь до офиса и постоянных совещаний.
  • Ты сам организуешь свое уникальное эффективное пространство и выбираешь инструментарий.
  • Твое время теперь принадлежит только тебе, а значит, можно строить любой гибкий график работы. Например, мой начинается в 6:00 и заканчивается в 14:00. Все остальное время я уделяю себе и семье.
  • Планируя свои выходные в будни ты можешь избежать большого количества народу в знаковых местах (катки, выставки, кинотеатры, музеи)
  • У тебя появляется возможность стопроцентного влияния на ход всех процессов проекта. Этот момент очень сильно прокачивает личную ответственность, гибкость, настойчивость и проактивность.
  • Теперь ты можешь самостоятельно выбирать классных специалистов под конкретный проект. Обмен опытом и совместный поиск решений лучшее, что можно почерпнуть из этого.
  • Ты начинаешь прокачивать собственную индивидуализацию в дизайн-сообществах, демонстрируя экспертизу от своего лица. Это помогает выходить на новые социальные орбиты и, как следствие, полезные знакомства.
  • В твоем пуле экспертиз теперь продажник, аккаунт, проектировщик, дизайнер и предприниматель. Прокачка каждой специализации рождает новые челенджи.
  • Есть возможность работать из любой точки мира, так как все участники проекта находятся на удаленной связи. К этому я тоже стремлюсь.
  • Ты самостоятельно участвуешь в тендерах с другими студиями, и это потребует высокий уровень качества работ.

Для кого-то минусы, но для меня скорее мотивация к действию

  • Теперь твои заработки зависят только от твоих продаж, планирования, позиционирования и успешного решения задач.
  • Минимизируется коммуникация с коллегами, к которым ты привык на работе. Это факт, но если сохранять прежний уровень социального общения, на их место приходят другие. Любое пустое место в нашей жизни обязательно заполняется либо ленью, либо новыми знакомствами.

Главные требования, которые я бы выделил

  • Для старта потребуется подушка безопасности на несколько месяцев, она поможет избежать стрессов при кассовых разрывах.
  • Необходимо иметь опыт в работе с командами на крупных проектах и в разработке продуктового фреймворка от начала до конца: обсуждение, анализ, первичные и вторичные исследования, проектирование, прототипирование с разным уровнем детализации, финальная доработка дизайн-макетов, анимация, создание шоурила, защита концепции, передача макетов во фронтенд, поддержка и итерационное улучшение продукта в дальнейшем. Это позволит транслировать и улучшать собственную методологию взаимодействия на внешних проектах.
  • Уметь вживаться в роль целевой аудитории заказчика. Это достигается только большим опытом: вчера ты делал интерактивный каталог, который понравится гламурной домохозяйке, потом креативный спецпроект, на который будут дрочить подростки, потом сервисное приложение, на которое обратит внимание солидный джентельмен за 55.
  • Необходимо понимание HTML, CSS, JS, WebGL, креативного фронтенда и других интерфейсных технологий для эффективного взаимодействия с командой разработчиков.
  • Мастерское владение инструментами: Figma (must have особенно при работе с разделенными командами), Photoshop, After Effects, Illustrator, Miro, Readymag, а также ведение клиента через любую CRM, например Trello.
  • У тебя должно быть сильное портфолио, в идеале международное признание со стороны фестивальных конкурсов и другие ачивки.

Собственный сайт-портфолио

https://www.jakubcech.net

Ни одна известная дизайн-площадка не продемонстрирует лучше ваше отношение к собственной работе, чем сайт-портфолио. В нем ты можешь лучшим способом отобразить свои самые классные работы без ограничений функциональности ресурса, продемонстрировав всю экспертизу подачи контента через современные технологии и тренды.

Именно по ним тебя будут оценивать крупные игроки. Кроме того, есть возможность в выигрышном ключе показать условия работы, рейты, награды, да и просто кратко рассказать о себе.

Инструменты, которые предоставляют соцсети, не сравнятся с возможностями самого простенького конструктора сайтов.

По кейсам на Behance и Dribble не всегда удается дать объективную оценку опыту дизайнера, возможно где-то он двигал кнопку или просто рисовал UIkit. Эта вещь, которая часто раздражает клиента, — работы, принадлежащие сразу нескольким пользователям, но в описании проекта не указано, кто чем занимался.

C точки зрения эстетики портфолио должно быть безупречным, но при этом оно должно сообщать целевой аудитории ясные ответы на следующие вопросы: зачем я сделал эту работу? Для кого я сделал эту работу? Почему сделал именно так? Каков результат?

Не лишним будет и наличие моушн-шоурила с вашими лучшими проектами, рекомендую его обновлять хотя бы раз в год, не боясь удалять устаревшие и неактуальные работы.

Ну и конечно же, для участия в тендере со студиями такой сайт просто необходим, это престиж, позиционирование и добавленная стоимость дизайнера.

Вдохновляющие примеры:

Партнеры

В разработке крупных сайтов с большими бюджетами вам обязательно понадобится команда разработчиков в лице продюсера или технического директора, который будет помогать, советовать и предлагать неожиданные и интересные решения, а также подбирать спецов фронтенда, бекенда и тестировщиков. Это может быть партнер из студии, где вы работали, либо представитель студии аутсорс разработки.

DOS Yazılım Sanal Eğitimi - Posts | Facebook

Успешное взаимодействие с ним в разы увеличивает шансы на качественную реализацию проекта. Также может пригодиться помощь сторонних 3D-визуализаторов, иллюстраторов и моушн-дизайнеров.

Никогда не ленитесь использовать другие ресурсы в достижении цели, если позволяет бюджет.

Всегда лучше сделать что-то новое единой командой, чем идентичный предыдущему проходной проект, но собственными руками. Первый вас выведет на новый уровень, а второй оставит в прежнем болоте комфорта.

Бухгалтерия и документооборот

Так как премиум-фриланс — совсем иной способ взаимодействия с клиентами, то все сделки обязательно проводятся через договоры.

Современные банки предоставляют услуги удаленной бухгалтерии для ИП (стоят около 10 тысяч рублей в год), и их вполне достаточно, чтобы покрывать все боли, связанные с ведением счетов и налогами. Кроме того, полезно иметь в знакомствах юриста, который бы помогал с согласованием документов, особенно на международных договорах.

Иногда обмен комментариями может доходить до двух-трех месяцев, пока не наступит полный консенсус в условиях. Сторона клиента может прожимать на невыгодные условия, и здесь главное не отказывать, а предлагать золотую середину. Этим ты проявишь себя как умелый переговорщик, с которым приятно вести дела.

Клиентский сервис

Очень важная часть работы. Фактически это ваша способность объять заботой и душевным теплом клиента, показав ему, что проект в надежных руках и ему не придется за него переживать.

  • Реагирование на запрос в течение часа. Обычно я это делаю по электронной почте, и если не могу решить вопрос прямо сейчас, говорю примерный дедлайн. Нет ничего хуже чувств клиента, который находится в неопределенности.
  • Ведение клиента через CRM, в которой он всегда сможет посмотреть, на какой стадии конкретный этап работы, что согласовано, а что требует его ответа. Это позволяет избежать миллиона веток в электронной почте.
  • Всегда предлагать несколько вариантов решения, возникающих проблем.
  • Держать руку на пульсе проекта, быть готовым к неожиданным поворотам.
  • Искренне благодарить хорошего клиента приятными бонусами, например какой-то минимальной, но небесполезной работой, которую вы сделали бесплатно.
  • Использовать положительные формулировки в коммуникации, где фокус смещен на решении проблемы, а не обезличенной отписки.

— Простите, но мы не сможем сдать проект ко 2 декабря, это нереально.

— Мы можем сдать проект ко 2 декабря, но я настоятельно рекомендую вам ориентироваться на наши сроки, чтобы продукт не разочаровал ни вас, ни меня, ни ваших посетителей.

  • Планирование времени. Используйте инструменты, упрощающие понимание сроков проекта, например диаграммы Ганта, которые можно рисовать в Google-таблицах.
  • Сохранять спокойствие и терпение при любом раскладе. Лучше досконально разобраться в вопросе и предложить компетентный совет, нежели указать клиенту на дверь, так и не решив его проблему. Даже когда клиент «в огне» и ему кажется, что рушится мир, необходимо подставить плечо. В тебе он должен видеть не просто подрядчика, а в первую очередь профессионального партнера, к которому надо прислушиваться.

Клиенты — такие же люди, как ты, и дополнительные усилия вернутся к тебе, — этого достаточно, чтобы не «обманывать» клиента, предоставляя низкокачественное обслуживание в попытке урвать денег.

Развитие

https://www.behance.net/CarlosRocha

Существует, так называемый Т-образный вариант развития специалиста.

Когда дизайнер фокусируется не только на улучшении своей узкой специальности, но и работает над изучением новых навыков, чтобы постоянно расширять свой инструментарий.

Когда мы учимся и разрабатываем дизайн, мы так или иначе сталкиваемся с другими сферами дизайна или другим навыкам, тогда мы развиваемся дальше. Они начинают влиять на способы разработки и способы решения проблем, выполнения и отображения работы, которую мы делаем.

Эта свежая перспектива в большинстве случаев представляет собой комбинацию нескольких навыков. Хотя сами навыки не означают ничего особенного, конкретное сочетание навыков, которые вы комбинируете, дает вам уникальное преимущество.

Взять, к примеру, комплексный навык «Харизма», который состоит из:

  • Мощи (интеллект, эрудиция, физическая сила, репутация, уверенность, чувство юмора, личная ответственность).
  • Доброжелательности (доброта, забота, внимательность, поддержка).
  • Присутствия (концентрация на человеке, неравнодушие, сопереживание).

При равномерной прокачке всех уровней этих навыков вы становитесь человеком, который будет влиять на мнение клиента, увлекать за собой единомышленников, мотивировать и вдохновлять коллег на высокие результаты и входить в узкие круги и закрытые сообщества.

Кто не стремится стать лучше в своем деле, будь то дизайн, маркетинг или обслуживание клиентов, останется позади людей, которые инвестируют в приобретение новых знаний.

Этой статьей я не пытаюсь замотивировать всех бросать офисы ради фриланс деятельности. У каждого из нас свой путь, но надеюсь кто-то найдет в этом возможность нового роста в своей специализации и поймет, что мир гораздо шире привычных убеждений.

В следующих выпусках я расскажу о защите презентаций, участии в тендерах, ресурсах для поисков крупных клиентов и организации рабочего пространства на своем опыте. Спасибо, что дочитали до конца :)

P. S. Огромная благодарность талантливым ребятам из подкаста «Дизайн.Прост» за мотивацию начать уже писать о чем-то)

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Интернет Магазин

Крутая подборка из картинок! И да, верно подмечено: "мир гораздо шире привычных убеждений." А особенно в эпоху технологий и прогресса, который движется семимильными шагами...

Ответить
Развернуть ветку
Anna S

Картинки веселые, но есть ли у автора права на их использование? Что-то сомневаюсь, что все согласовано с Соловьевым и Парфеновым... А использовать нелегальные картинки будучи арт-директором со стажем, как-то не очень профессионально...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Спасибо за замечание)

 
Без разрешения автора, но с указанием его имени интернет-мемы, как и любые другие произведения можно использовать (статья 1274 Гражданского кодекса) в учебных, научных, полемических, критических или информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла. 

К сожалению, авторство не удалось установить, но если вы вдруг узнаете, то я обязательно укажу источник.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nogin

вы верно указали нормы права, но не ознакомились с правоприменительной практикой, публикуя статью (обучение, полемика, свой пиар под этим видом, не суть), вы обязаны, да, именно так, указать ресурс, где были взяты эти изображения, даже если вы не знаете авторства 🛸
хотя, подготовка такой объемной работы и столь халатное отношение к иллюстративной части может поставить под сомнение и другие утверждения в работе и, как следствие, всю работу в целом 🤔
а аргумент, что вы не могли установить авторство используемых иллюстраций выглядит вообще провально при наличии сервисов поиска информации по изображению 🤷🏻‍♂️ ок, не смогли, значит нужно заменить изображение на другое, автор которого вам известен —- демоны, они в деталях

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Рамазанов

Всегда найдутся нытики. Вот и до картинок придрался🤣 Не устал строчить ?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Благодарю за столь детальный анализ и оценку. Теперь всё в порядке?

Ответить
Развернуть ветку
Anna S

Благодарю, что сделали шаг в сторону уважения креативного труда коллег и соблюдения закона (это должно быть автоматом, а не после замечаний в комментах, верно?)  Но мне все-таки интересно, к какому типу использования Вы относите эту статью из допускающих халяву по статье ГК РФ Статья 1274?  

Ответить
Развернуть ветку
Lirnik

Отличная статья. Остался за кадром вопрос источника клиентов. Это клиентская база с офисных времен плюс сарафан или же есть свежий трафик с каких-то площадок? 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Спасибо!

 
Я напишу в следующей статье, т.к. важно не столько знание площадок сколько поведение на них. Если вкратце, то это связка Awwwards+Behance+Workspace (агентский)+Сарафан

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Аношин

Как все хорошо начиналось... Премиум-фриланс - три главных компонента...

А продолжилось? Ровно тем, как должен коммуницировать и работать человек на себя.

Ну и да, тема, где брать премиум-клиентов для премиум-фрилансеров не раскрыта. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

"Из воздуха" - только по сарафану.

А вообще - нарабатывать контакты, вести переговоры, торговаться, тестировать рекламные платформы, постоянно пилить портфолио.

Всё, как обычно, только сам ))

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Аношин

Прямо премиум-премиум получается :)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Про клиентов выше ответил, это большая, отдельная тема

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Рамазанов

Хорошая статья. Интересная подборка сайтов

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

а потом на сайтах этих фрилансеров копирайты за 2016 год до сих пор висят и в разделе портфолио 3 работы, а в разделе обо мне "страница в разработке", видели знаем)))

фриласн-хераланс... ни одного ещё норм фрилансера в части дизайна за всю историю не встретил :D
а по сути пишете безусловно очевидные правильные вещи, просто не делают их не в силу незнания, а в силу того, что тупо лень и типа зачем это надо, у меня же ещё 2 дошика осталось.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Марковский

Спасибо за мнение!

Всё зависит от собственной мотивации, красиво упаковать кейс занимает очень много времени, но если свой сайт это источник лидов, то в него нужно вкладываться.
 
Я тоже тигров ни разу не встречал, но это не значит, что их нет)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

Рынок пока дикий, но нормальные фрилансеры уровня студий уже есть.

Скорее всего, вы не умеете их отбирать )

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Тюрин

Не встретил на фрилансе норм дизайнера - все понятно

Ответить
Развернуть ветку
Николай Демидов

Интересно, когда фрилансер начинает называть себя премиум-фрилансером, его доходы вырастают хотя бы до уровня доширака с сосисками?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Вы слишком торопитесь, про стратегическое планирование на 5 лет в следующем выпуске

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

Конечно ) Он даже может позволить себе иногда высыпаться )))

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Почему-то у 90% «премиальных дизайнеров» сайты перегружены моушенами,  видеокомпонентами и эффектами, в результате чего у большого числа пользователей сайты премиально лагают со всеми вытекающими.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

В том и дело, что здесь не ориентации на большое число пользователей.

Это как квартиры от 25 млн. в километре от Кремля с закрытыми осмотрами.

Но есть нюанс - некоторые "боссы" для связи пользуются старыми нокиями.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

Так надо на премиальных компах такие сайты смотреть)
А вообще, из подборки выше все должно летать и на средних агрегатах

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

Я тоже не понимаю этого. 99% дизайнеров лепят сайты со своим портфолио и... и на этом все. Кто нибудь из них вообще понимает возможности веба? Отличный пример Артемий Лебедев, его сайт, там можно найти инструменты, работы, процесс, магазин и ещё кучу других разных фишечек - почему это реализовал всего один человек? Всем остальным это что, не надо? Делать сайт только для того, что бы туда иногда заходили (возможно) будущие клиенты - это странно, это тоже самое как покупать печатный станок, что бы пару фото себе напечатать и забыть. Возможности сайта могут быть бесконечно огромными, а дизайнеры и студии останавливаются на "ну вот моё портфолио, ну и все") и самое забавное, что даже оно довольно часто сделано непонятно с миллионами тяжелых анимаций. Я заметил, что творческие люди готовы оперировать знаниями и делать крутые проекты для других, но когда дело заходит о себе - то почему то все знания теряются, никакого юзабилити, никакой логики, просто пилится тяжеловестные сайты, которые по большому счету никому не нужны.) 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Markovsky
Автор

На своих сайтах дизайнеры показывают не только дизайнерские способности, подходы к проектированию, детали исследований, но и уровень знакомства с новыми технологиями, через микроанимации и другие необычные взаимодействия. Согласен, что есть очень много неоптимизированных и неудобных проектов от которых хочется сразу же закрыть вкладку браузера. Но есть и удачные примеры эффективного позиционирования. Если вы претендуете на клиента, который ищет исполнителя на креативный фронтэнд, то на сайте нужно это и продемонстрировать. Так что тильдой на стандартных блоках здесь не обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда