{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Отсутствие улиц и дома свободной планировки: каким видел будущее архитектуры создатель Лучезарного города Ле Корбюзье Статьи редакции

Современники не были готовы к замыслу архитектора, поэтому его идеи воплотились только в отдельных зданиях.

В 20 веке Эбенезер Говард придумывает город-сад , Владимир Семёнов реализует генеральный план реконструкции Москвы, а французский архитектор Ле Корбюзье предлагает построить город, который мог до неузнаваемости изменить пространство для жизни современного человека. Он назвал его лучезарным.

В видении Корбюзье центр города будущего состоял из небоскребов, окружённых парковой зоной и жилыми кварталами. Они соединялись бы транспортными узлами, по которым шли автобусы и поезда. Самолёты приземлялись бы между этими небоскребами, создавая воздушную транспортную сеть.

Начало карьеры

Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, или Ле Корбюзье, — французский архитектор швейцарского происхождения, родился в 1887 году. В 13 лет Жаннере-Гри поступает в школу искусств, где учится декоративно-прикладному искусству, а в неполные 18 лет проектирует жилой дом для члена совета школы.

Дом для члена совета школы

На деньги с проекта Ле Корбюзье едет в первую образовательную поездку по Южной и Центральной Европе. В ней он по одной из работ архитектора Огюста Перре знакомится с железобетоном — основным материалом своих будущих зданий.

В письме Перре Ле Корбюзье писал: «Железобетон предоставил мне невероятные ресурсы, и разнообразие, и страстную пластичность».

Ещё несколько путешествий по Европе и Малой Азии окончательно формируют вкус Ле Корбюзье. Он открывает собственное архитектурное бюро, зарабатывает на жизнь созданием планов промышленных сооружений, домов для массового строительства, преподаёт в школе в Ла-Шо-де-Фон, где учился. И придумывает концепцию пяти отправных точек современной архитектуры.

Пять отправных точек современной архитектуры

Помимо бюро, Ле Корбюзье вместе с поэтом Полом Дерме и художником Амеде Озенфантом запускает издание L’Esprit Nouveau. В этом журнале прозвучали тезисы, ставшие основой для проекта Лучезарного города:

  • Столбы-опоры. Здание приподнято на столбах для создания под ним зелёной зоны, улицы, парковки, спортплощадки, места отдыха для пешеходов.
  • Свободная планировка. Каркасная конструкция из железобетона позволяет сделать свободную планировку. Несущие функции перенесены со стен на каркас, что позволяет расположить перегородки на разных этажах по-разному. Расположение стен определяется только функциональным назначением помещений.
  • Свободный фасад. Опоры перенесены внутрь дома, что позволяет снять нагрузку с фасадной плоскости. Такое решение даёт возможность делать стены из любого материала и любой формы.
  • Ленточное остекление. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
  • Плоская крыша-терраса. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или обустроить место для отдыха.

Первые проекты новой концепции

В 1922 году Корбюзье участвует в урбанистическом отделении Осеннего салона — ежегодной архитектурно-художественной выставке авангардистов, где представляли свои работы Амадео Модильяни, Марк Шагал и Жорж Брак.

По заявке архитектор должен был показать нечто вроде фонтана, но представил концепцию будущего Парижа, заняв более 200 м² выставочного пространства.

План изображал деловой центр, состоящий из 24 одинаковых 60-этажных офисных зданий по 180 метров в высоту — в то время, когда в европейских городах небоскребы не строились, а самым высоким сооружением Парижа была Эйфелева башня.

Радикальным выглядело отсутствие улиц в их традиционном понимании. Башни стояли в парке, который пересекали многоуровневые дороги (с разделением по уровням на легковой и грузовой транспорт) и эстакады. В центре города располагался железнодорожный вокзал, крыша которого служила аэродромом для небольших аэропланов.

Жилые районы состояли из десятиэтажных домов и административного центра, а завершал композицию большой парк. Город окружил зелёный пояс.

Мой проект повергал людей в своеобразный ступор. Это был шок, вызывавший у одних гнев, а у других восторг.

Ле Корбюзье, из книги Витольда Рыбчинского «Городской конструктор. Идеи и города»

Поклонники авангарда предложили построить Корбюзье несколько вилл в Париже и его окрестностях.

Вилла Ла Рош​, которую спроектировал Ле Корбюзье magazindomov.ru

Через три года на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств Ле Корбюзье доработал свой проект. Новый «План Вуазен» подразумевал снос 2500 км² застройки на берегу Сены. Остались бы только исторические памятники: церковь Мадлен, Опера, дворец Пале-Рояль и Вандомская площадь.

На расчищенном месте архитектор предложил возвести 18 60-этажных небоскребов. Как и в предыдущем проекте, улицы заменялись автострадами, а сады окружили здания.

Проект Ле Корбюзье

Идею не заметили: в публикации о выставке в The New York Times и большой статье на ту же тему в ведущем американском архитектурном журнале Architectural Record о нём не упоминалось.

Достоинством проекта Корбюзье считал идею функционального разделения городских территорий. По замыслу, город будущего должен быть зонирован параллельными лентами, создающими зоны тяжелой промышленности, складов, легкой промышленности, рекреационную, жилую, зону гостиниц и посольств, транспортную, деловую и города-спутники с воспитательными сооружениями.

Каждый блок следовал бы собственной функции, образуя единый механизм. Это могло не только разгрузить все более заполняющийся центр современных городов, но и переселить жителей в пригороды.

Попытки реализации проекта

Это не помешало Ле Корбюзье продвигать идею сначала в сборнике «Градостроительство», а после выпустить и собственную книгу «Город завтрашнего дня».

Если изначально Корбюзье полагался на идею города-сада, то через несколько лет решил, что пригородам не место в проекте, а сады стоит расположить уже среди зданий в самом городе. Дополнительно он увеличил высоту небоскребов в полтора раза за счет отказа от заданной сетки расположения.

В 1930-х годах Ле Корбюзье создал около десятка планов различных городов, по которым путешествовал: среди них есть проекты реконструкции Монтевидео, Сан-Паулу, Буэнос-Айреса и Рио-де-Жанейро.

Масштабные концепции городов будущего в 1930-е привлекли Советский Союз. В то время там разрабатывали план соцгорода под руководством архитектора Николая Милютина, и Корбюзье попросили высказать своё мнение. Вместо этого он прислал собственные чертежи на 20 листах.

В плане он предложил снести Москву целиком, а на её месте построить новый город, разделённый на функциональные секторы: жилой, административный и производственный. Советское руководство не поддержало проект.

В 1935 году Корбюзье впервые посетил США по приглашению Нью-Йоркского музея современного искусства, где смог вживую увидеть небоскрёбы, которые продвигал в своих концепциях. Но вместо того чтобы восхититься, он раскритиковал их, назвав архитектуру Нью-Йорка удручающей. Ле Корбюзье заявил, что манхэттенские небоскребы слишком малы и расположены чересчур близко друг к другу.

Около двух месяцев он провёл с лекциями об урбанистике в США. Поскольку небоскреб изобрели там, идея высотных городов оказалась близка местным архитекторам. В предвоенное время Америку охватил автомобильный бум, так что городская планировка с широкими дорогами и автомагистралями, удобная для водителя, казалась жителям разумной.

К этому стоит добавить постепенное разделение американского города на жилые и административные зоны, где центр, как правило, становился деловым районом.

Вскоре в Нью-Йорке построили несколько районов в духе идей архитектора: Паркчестер, Стайвенсант-таун, Питер-Купер-Вилледж.

​Стайвенсант-таун

Корбюзье надеялся получить в Америке заказы, этого не случилось. Он постоянно искал место строительства своего города, но его задумки не принимались.

Тем не менее в 1951 году правительство Индии пригласило его возглавить строительство новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх. К этому моменту Корбюзье доработал проект, учтя замечания тех, кто ранее отказывал в строительстве.

Реализовать идеальный город архитектору не удалось. Как ни протестовал Корбюзье, жилые кварталы всё же пришлось строить с оглядкой на имущественное и кастовое неравенство, характерное для Индии 1950-х годов.

В конечном счёте Чандигарху из-за низкого уровня жизни опустел, тогда как концепция Ле Корбюзье предполагала, что в городе будущего уровень жизни будет высоким.

К концу жизни архитектор и сам признал несовпадение своих идей с реальностью:

Наши города нельзя построить при нынешнем социальном устройстве.

Ле Корбюзье

В каких домах мог бы жить современный горожанин

Несмотря на относительную удачу с проектом из Индии, в Европе у архитектора не складывалось. Из-за Второй мировой войны Корбюзье почти десять лет не получал полноценных заказов. Он предлагал свои идеи и концепты правительству Виши во время немецкой оккупации, в том числе план реконструкции Алжира. Но всё отклонили.

После войны ему повезло. Новым министром реконструкции и городского планирования в правительстве Де Голля стал Рауль Даутри. Он согласился профинансировать реконструкцию сильно поврежденного дома в Марселе по предложению Корбюзье.

Этот дом продолжил идеи конструктивистов по реализации домов-коммун. Несмотря на 337 индивидуальных двухэтажных квартир, для всех жильцов установлена коллективная организация быта. Один коридор длиной около 40 метров обслуживает сразу три этажа, выполняет роль своеобразной торговой улицы.

Внутри дома, у входа, жителя встречали газетный киоск и четыре кабины скоростного лифта. Они поднимали его на одну из шести внутренних «улиц», напоминающие гостиничные коридоры, вдоль которых расположены квартиры. Все они разные: приспособлены для холостяков, бездетных и многодетных семей. Тут же можно купить продукты: в коридорах расположены магазины.

На крыше расположена терраса, сочетающая беговую дорожку, фитнес-центр, кафе, солярий, бассейн и детский сад, в котором жильцы могут оставить детей, уходя на работу. Главная цель — освободить город от людей, сосредоточив их в собственных домах и обеспечивая всем необходимым. Один такой дом заменял целый микрорайон.

Однако местные жители и власти выступали против строительства. Они хотели доказать, что этот образец не пригоден для жизни. Противниками выступали ассоциации архитекторов, Высший совет по вопросам гигиены, психиатры, предполагавшие, что в таком жилище люди быстро сойдут с ума, сами предприниматели и строители.

Сейчас в этом здании — гостиница.

Другие проекты архитектора

Целый город Ле Корбюзье построить не удалось (архитектор умер в 1965 году), но он создал множество отдельных зданий: монастырь Святой Марии де ла Туретт во Франции, штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, Национальный музей западного искусства в Токио, Центр визуальных искусств в Гарвардском университете и другие.

Хотя они спроектированы в разное время и в разных частях мира, их объединяют принципы, которые Ле Корбюзье обосновал ещё в L’Esprit Nouveau: приподнятость, каркас из опор и много света.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Artur Aldyrkhanov

Живу вблизи здания Корбузье в Марселе, если выделить тот факт, что человек проектировал без Архикада, то он и правда опередил свое время. Но сегодня таким не удивишь.
За статью спасибо, информативно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

http://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_marseille

Вы бы хотели такое видеть вокруг себя?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Вы считаете, что хрущевка - верх дизайнерской мысли? Они спроектированы по немецким методичкам, где подробно расписаны все операции среднего человека и исходя из них, создано пространство. Никогда не задумывались, почему сидя на кухне в 6 квадратов, вы из любой точки можете дотянуться до холодильника? 
У меня где -то в архивах была это ч/б книжка... крайне занятная...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Грудинин

Подписался, скиньте хотя бы название

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Поищу.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Viktorovi4

Ждем-с, начало интересное.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Оригинал не нашел, только нашего Лазаря Чериковера

У немцев эргономикой занимался Эрнст Нойфель, но позднее.

В 1940-х годах в работе "Размещение мебели и габариты жилых помещений малометражной квартиры" архитектор Лазарь Чериковер приводит тщательное исследование и замеры типовых действий человека в тех или иных помещениях квартиры, где по сантиметру выверяет минимальные габариты комнат под усреднённого человека. 
При этом даже в черновиках видно, что хорошо быть низкорослым и худым, а вот что делать, если у тебя есть попа, уже непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Artur Aldyrkhanov

Посмотрим на это с другого ракурса; если бы Никола Тесла был жив, создавал бы он то, что вышло из моды ещё в прошлом веке?
Сегодня мы смотрим на Маска и крутим виском у лба, когда он говорит, что скоро отправит миллион человек на Марс, в то время люди были скептичнее, если так можно выразиться.
Статью с Вики читал раньше, даже видео сюжет снимал про этот домик, жаль не сохранилось.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Саенов

у меня треснул череп, когда я попытался покрутить виском у лба

Ответить
Развернуть ветку
Artur Aldyrkhanov

😅 мой косяк, уставший был, когда писал, благодарю за поправку

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Не люблю Теслу. Он мог создать компактные электродвигатели для машин, но думал о ВЕЛИКОМ, об электрофикации целых стран, да так и помер, забрав идеи в небытие. 

И ведь живо его дело: сейчас может отечественный самолет пролететь над американский крейсером и на 15 минут вырубить всю электронику, а ультразвуковой пушки от тараканов до сих пор нет...

Ответить
Развернуть ветку
Artur Aldyrkhanov

Да, Василий, согласен, такой пушки от тараканов действительно не хватает.
Конечно опустим тот факт, что ультразвук поражающий нервную систему таракана мог бы с лёгкостью вырубить человека, ну это уже детали.
Посыл сообщения был в том, что для своего времени все эти люди были гигантами, если бы им дали больше времени и ресурсов, да и политиканы не путались под ногами, наш мир был бы чуточку лучше, такие люди - предприниматели идей, их не надо любить или не любить, они просто есть.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

а статья очень классная, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда