{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать, чтобы дизайн принимали без правок

В этой статье я хочу рассказать, как выстроить процесс создания дизайна и как его презентовать, чтобы свести к минимуму нежелательные переделки. А также, как работать с правками от заказчика или коллег, которые принимают дизайн. В первую очередь, мои рекомендации касаются области UX/UI дизайна, но могут быть полезны и в других областях.

Немного о себе

Я работаю дизайнером больше 20 лет, половину этого времени на фрилансе, в том числе напрямую с иностранными заказчиками, которые приходили ко мне с Behance и Dribble. Практически всегда я сам презентовал свой дизайн и утверждал его с клиентом или руководством (когда это были внутренние проекты). Среди тех клиентов, которым я успешно "продавал" дизайн, были и крупные компании (Toyota, Sony, Альфабанк) и стартапы состоящие из двух человек. А еще я сам заказывал дизайн, принимал работу и вносил правки.

Зачем эта статья

Эту статью я решил написать, после множества схожих вопросов от начинающих дизайнеров, их жалоб на заказчиков, которые своими правками "портят мой дизайн", и просьб помочь в коммуникации с клиентом "что мне ему ответить?". Я хорошо помню свои эмоции, когда при показе дизайна, в который я вложил всю душу, получал ворох комментариев о том что куда подвинуть, просьбы "попробовать еще", и встречные вопросы в духе "а тебе самому то нравится?". Часто у начинающего дизайнера опускаются руки, когда он сталкивается с таким отношением со стороны заказчика, и пропадает мотивация выкладываться — он просто начинает вносить все правки чтобы наконец “добить” этот проект и перейти к другому. Перестает быть создателем дизайна, и превращается в послушный инструмент, оператора графического редактора. Это приводит не только к выгоранию, но и потере времени, а значит и заработка, когда проект рассчитанный на две недели растягивается на два месяца. По завершению проекта оказывается нечего добавить в портфолио, а неудовлетворенный клиент не советует дизайнера знакомым. Я постараюсь рассказать как этого избежать или хотя бы минимизировать, основываясь на своем опыте. Что нужно делать, и чего стоит избегать на всех этапах работы — от получения брифа до презентации готового дизайна. А также как работать с полученными комментариями.

Главное - работать над повышением доверия

Основная причина возникновения проблем с утверждением дизайна — недоверие к дизайнеру. Обычно заказчик, на самом деле, хотел бы не вносить вообще никаких правок. Один раз потратить время на выбор дизайнера или агентства, дать задание, получить готовые макеты и передать их дальше в разработку, не вмешиваясь в процесс. Как если бы он пошел к стоматологу или оставил машину в сервисе. Но проблема в том, что при заказе дизайна сайта или приложения невозможно оценить качество работы. Недоработки механика или врача вылезут сами — зуб заболит, машина сломается, и можно будет получить возмещение. А понять насколько хорошо постарался дизайнер, даже самый хороший, заказчик не сможет. И чем больше он будет сомневаться в дизайнере — тем больше будет заниматься микроменеджментом. Соответственно, самое главное что нужно сделать чтобы избежать бессмысленных правок и необъективных комментариев — это на всех этапах работы доказывать что вам можно довериться. Доверить вам принятие дизайнерских решений, и не углубляться в макеты двигая туда-сюда логотип и номер телефона. В идеале можно построить такие отношения, что дизайн будут принимать совсем без презентаций, под вашу ответственность. Будут доверять вашему мнению что дизайн решает задачу и не содержит ошибок. Далее я расскажу как этого добиваться.

Что делать в процессе работы

1. Постройте уважительный диалог

Скорее всего, заказчик будет умнее вас. Ведь это он основал бизнес или дорос до высокой должности, заработал достаточно денег или получил полномочия чтобы заказывать дизайн сайта или приложения. Он лучше понимает свой бизнес, своих конкурентов и клиентов, и несет основную ответственность за результат. Заказчика стоит уважать уже только за то что он пришел к дизайнеру, а не нарисовал все сам. Ведите диалог на равных, без пренебрежения к любым вопросам или странным пожеланиям. Не критикуйте логотип и другие материалы клиента, прислушивайтесь ко всем пожеланиям, даже самым странным, пытаясь понять что за ними стоит. Если не согласны с какими-то пунктами в постановке задаче — не игнорируйте их, а подробно и уважительно объясните почему они ошибочны. И не пытайтесь пустить пыль в глаза и запутать заказчика сложными теориями и вычурными терминами, это работает только во вред. Нельзя впадать и в другую крайность — занимать подчиненную позицию и позволять лезть в сферу ваших компетенций. Нужно всегда уметь сказать нет, если с чем-то не согласны.

2. Поймите профиль клиента

Смотреть ваш готовый дизайн будут живые люди, и, кроме всего прочего, будет хорошо если он им понравится на уровне эмоций. Поэтому будет полезно узнать кто конкретно будет принимать финальные решения (обычно это один человек). Сколько ему лет, какие у него интересы и кругозор, какой стиль ему нравится и что вызывает раздражение. Возможно, вы узнаете как он работал с другими дизайнерами. Иногда решение принимает несколько человек, каждого из которых нужно узнать отдельно, также как и отношения между ними. И даже если вы решите идти против предполагаемых предпочтений клиента, нужно их знать, и запастись аргументами для отстаивания своей позиции, которые будут ему понятны.

3. Покажите заинтересованность в задаче

Очень важно показать клиенту что вы глубоко погрузились в задачу. Изучите специфику отрасли и конкурентов, задайте побольше вопросов о его бизнесе, даже если в этом нет прямой необходимости. Будет не лишним сделать несколько комплиментов в адрес компании. Покажите что вы заинтересованы в достижении, в первую очередь, бизнес-задачи, а не только в удовлетворении интересов посетителей сайта и своих профессиональных амбиций. Получив задание, убедитесь что вы правильно его поняли, и обязательно переспросите если что-то не ясно. Кроме того что вы лучше поймете как делать дизайн, к вам будет больше доверия если на этом этапе показать свою вовлеченность в проект.

4. Показывайте только качественную работу

Чтобы заказчик вам доверял, необходимо стать надежным фильтром на пути своих же некачественных макетов. Не показывайте то, что не приняли бы сами. Постарайтесь посмотреть на свою работу объективно, если сомневаетесь — покажите друзьям или ментору. Проверьте дизайн на соответствие всем пунктам задания. И только когда поймете что сделали так хорошо как только можете, учли все требования — презентуйте заказчику. Если не успеваете — то лучше попросить перенести дедлайн чем “показывать хоть что-нибудь”. Вы не только получите гору необязательных правок, но и потеряете доверие, что еще хуже. На вопрос “вам самому то нравится?” дизайнер всегда должен с уверенностью сказать “да”. Критический взгляда на свои работы — один из важнейших навыков дизайнера, и его стоит постоянно развивать.

5. Держите свой уровень

Если заказчик выбрал вас по портфолио, значит ему нравятся ваши работы. Очень важно не уронить планку качества и сделать дизайн для нового клиента на уровне ваших лучших проектов. Это очень распространенная ошибка, которая сильно портит отношения и вызывает кучу правок, когда дизайнер показывает концепты, которые явно слабее того что есть в портфолио. Заказчик теряет к вам доверие и начинает либо сомневаться в том что в портфолио были ваши собственные кейсы, либо подозревать что вы не уделили его проекту должного внимания, и для вас он проходной.

6. Разбейте работу на этапы

Чтобы не делать ненужную работу и сократить количество правок готового дизайна — утвердите сначала прототип сайта или черновик иллюстраций. Лучше всего делать их черно-белыми и без проработки композиции, чтобы была свобода изменений в дальнейшем. На этом этапе можно сделать несколько вариантов — набросать разные идеи изображений и информационной архитектуры чтобы определиться с составом и порядком экранов, а также текстами на них. И уже после выбора варианта, внесения правок в него и утверждения можно перейти к рисованию дизайна. Сначала можно сделать концепцию на примере пары страниц или нескольких экранов. И уже после ее утверждения переходить к отрисовке всех страниц и состояний, показывая их постепенно.

7. Не бойтесь простоты

Не добавляйте в макет бессмысленных дизайнерских элементов, назначение которых вы не сможете объяснить. Перегруженность макета оформительскими приемами скорее показывает неуверенность дизайнера, чем профессионализм, и снижает доверие к нему. Кроме того, клиенту практически никогда не нужна оригинальность, которую так любят начинающие дизайнеры. Если не удалось придумать вау-идею, то лучше остановитесь на проверенных штампованных решениях чем, а не делайте сомнительный дизайн ради разрыва шаблона.

8. Покажите процесс работы

Часто заказчики склонны не доверять дизайнеру в том что он уделил достаточно времени работе, боятся что он взял первый попавшийся цвет и шрифт, нарисовал первое что пришло в голову, и сэкономил время на поисках. Отсюда возникают просьбы в духе “поиграться со шрифтами”. Поэтому, перед презентацией самого дизайна, или после, стоит показать что вы с шрифтами уже наигрались. Показать набор референсов с описанием того что в них хорошо или плохо, показать ваш анализ сайтов конкурентов. Если это редизайн — показать анализ текущей версии. Можно провести мини-лекцию о том какие бывают шрифты и, возможно, рассказать от каких шрифтовых пар вы отказались. То же самое с цветовыми схемами, фотографиями и другими элементами. Расскажите почему вы выбрали те или иные материалы клиента. Если вы согласовывали прототипы или наброски, покажите их перед презентацией дизайна. Можно еще раз пересказать основную задачу. Заказчик должен увидеть что вы действительно уделили достаточно времени проекту и все перепробовали.

9. Показывайте только один вариант дизайна

Показ одновременно нескольких версий дизайна сайта или приложения на выбор никогда не приводит ни к чему хорошему. Практически всегда начинается скрещивание альтернативных концепций, и заказчик плотно погружается в этот процесс. Даже если вас просят это сделать, приложите усилия чтобы убедить в непродуктивности такого подхода. Так как важнее всего завоевать доверие заказчика, нужно показать свою уверенность в том единственном самом верном решении которое вы выбрали из десятков отвергнутых подходов. Возможно в вашей концепции будет несколько разных цветовых схем, или разные варианты фотографии для первого экрана. Но сама концепция и композиция должна быть только одна. Лучше договорится что если первый вариант не подойдет, вы все переделаете и сделаете новый уже после этого. А если и задаться целью выбрать из нескольких концепций — правильно будет разбить бюджет и нанять сразу несколько дизайнеров.

10. Покажите больше артефактов на демонстрации

Лучше потратить некоторое время и подготовить для демонстрации дизайна как можно больше элементов. Например, не только одну главную страниц, а еще пару внутренних, пусть и без детальной проработки. Можно показать разные состояния интерактивных элементов, приложить к дизайну видео основных переходов или продемонстрировать анимацию на прототипе. Можно показать разные состояния блоков (например, перелистывание галереи), или несколько карточек разных товаров. Для приложения можно показать светлую и темную темы. Для сайта — поведение на декстопе и телефоне.Это добавит доверия к вам, потому что вы покажите как много и усердно поработали, и продумали разные сценарии. А еще клиенту будет неудобно просить поправить какие-то мелочи, видя сколько всего уже готово.

11. Подробно опишите дизайн при показе

Когда вы будете показывать готовый дизайн, или отправлять презентацию, подробно опишите все элементы, какую задачу они решают и почему вы выбрали то или иное решение. Вы должны показать что в дизайне нет ничего случайного и все что вы нарисовали вы делали зачем-то. Будет хорошо, если вы все время будете упоминать пункты из брифа, целевую аудиторию, отсылать к анализу конкурентов и так далее. Вы должны показать, что, рисуя макеты, вы постоянно думали о задаче клиента и приложили все усилия чтобы ее решить. Это усилит ваши позиции и поможет значительно сократить количество мелких правок. Отдельно стоит описывать прочную взаимосвязь между отдельными элементами, показывая тем самым что небольшое изменение одного из них потребует каскадной переделки всего остального. И даже если вы видите, что ваш макет полностью не подходит и не понравился с первого взгляда, этот рассказ будет полезен для повышения доверия в дальнейшей работе. То же самое и в случае если вы видите что все замечательно и дизайн нравится — расскажите все подробно до конца, это сократит количество мелких замечаний потом.

Работа с комментариями

Не менее важный этап начинается после того как вы презентуете дизайн, или отправите концепцию по почте. При получении фидбэка очень важно выстроить правильную коммуникацию, чтобы не утонуть в правках и получить наилучший результат — сильную работу в портфолио и довольного клиента.

1. Будьте готовы к разгромной критике

Даже если дизайнер нарисовал замечательный дизайн, который действительно решает поставленную задачу, и провел блестящую презентацию, он все равно может получить вал критики. Дизайн может просто не понравится, вызвать негативную эмоциональную реакцию (обычно это бывает если вы недостаточно изучили предпочтения решающего лица). Также это может быть способ проверить вашу уверенность в работе. Вопрос в духе “Не стоит ли нам попробовать другой шрифт” может быть задан только из привычки проводить стрессовые интервью и ваш твердый ответ “Полагаю что нет, я выбрал самый подходящий” может полностью удовлетворить заказчика. Бывает и такое что заказчик, увидев макет, поймет что неверно дал задание, и то что он сам попросил нарисовать ему не подходит. И вместо того чтобы честно об этом сказать попробует придумать абсурдных правок, которые могут сильно вас запутать и расстроить. В любом случае нельзя строить самооценку на этих комментариях, и затрачиваться эмоционально. Понятно, что вы относитесь к дизайну как к любимому ребенку, но отношение заказчика совсем другое.

2. Поймите общее впечатление

Если возникло много правок, важно определить общее впечатление о работе. Иногда заказчик не решается сказать прямо что макет ему совсем не нравится и он хотел бы чтобы дизайнер все переделал, и надеется улучшить его через радикальные правки. В этом случае гораздо продуктивнее начать заново, а не пытаться спасти безнадежную концепцию. Либо, наоборот, бывает что впечатление хорошее, но хочется сделать еще лучше с помощью большого количества правок. В этом случае вполне можно снять многие замечания, объяснив что они пойдут во вред концепции.

3. Заказчик может быть прав

Иногда отдельные комментарии и предложения могут значительно улучшить ваш дизайн. Поэтому к каждому замечанию стоит прислушаться и представить как это может вам помочь. Не стоит бояться потерять лицо из-за того что клиент нашел лучшее место для логотипа или предложил идею для иллюстрации. Даже наоборот, вы получите больше доверия если покажите готовность переступить через свое эго ради результата.

4. Ищите реальную причину каждого комментария

За каждой конкретной просьбой что-то поправить стоит определенная причина. Цель, которая будет достигнута после внесения этой правки. Постарайтесь определить что это за цель и работать с ней. Возможно, этой цели можно достичь другим способом, или снять цель с повестки. А может быть вы поймете что вносимое изменение не достигнет желаемого и вам придется править еще раз то же самое. В этом случае стоит предложить что-то другое. Если не понимаете зачем нужна та или иная правка — не бойтесь переспросить.

5. Попробуйте сразу предложить решение

Иногда на высказанное замечание можно сразу предложить альтернативное решение, не дожидаясь когда клиент сам что-то придумает. Так вы сохраняете контроль над дизайном, показываете свою проактивность, и заслуживаете больше доверия к другим вашим решения. А еще можно будет сразу оценить насколько ваше новое предложение удачное, и сэкономить время на доработках.

6. Не спешите вносить все правки

Даже если вы согласны с какими то правками, или решили их внести чтобы не тратить время на обсуждение — не стоит это делать слишком поспешно и без объяснений. Это может показать что вы не очень уверены в своих решениях, раз так легко от них отказываетесь. И еще это провоцирует заказчика вносить их больше и больше. Иногда кажется что это самый простой и быстрый способ побыстрее закрыть проект — поправить все что попросил клиент. Но такой подход может не только безнадежно испортить дизайн, но и погрузить в пучину бесконечных мелких доработок.

7. Сделайте новый макет лучше

Если макет совсем не приняли, или внесли такое количество правок что от первоначальной концепции ничего не остается, и нужно ее полностью переделать, постарайтесь вложить все силы и сделать новый дизайн еще лучше прежнего. Пусть это будет новой ступенькой на лестнице ведущей вверх, а не быстрой попыткой закрыть проект и отвязаться от неблагодарного заказчика. Даже если вы считаете критику несправедливой, лучший способ взять реванш — это сделать новый еще более сильный дизайн. А отвергнутый вариант вы добавите в портфолио.

Ответы на частые вопросы

Правда ли что к дизайну начинающих относятся предвзято?

Конечно, у опытного дизайнера с сильным портфолио или работающего в солидной студии будет большая фора. Еще лучше если клиент придет по рекомендации от довольного клиента. Увы, чудес не бывает, и пока вы не заработаете статус, вам будет несколько сложнее получать стартовый кредит доверия. Поначалу необоснованных правок, вызванных недоверием, будет больше вне зависимости от качества работы. Однако гораздо больше будет зависеть от того как дизайнер ведет себя в процессе работы над проектом.

Отличаются ли иностранные клиенты и российские?

Иностранные заказчики, с которыми я работал, доверяли мне гораздо больше и практически не вносили нежелательные правки. Российские клиенты, пожалуй, самые недоверчивые и придирчивые. Если научиться работать с ними, с остальным миром будет легче.

Что делать с правками от посредников?

Нужно постараться по максимуму убрать из процесса согласования всех людей, которые не участвуют в принятии решений. Будь то агент, или менеджер компании заказчика, или даже свои коллеги. Они, конечно, могут вам что-то посоветовать и подсказать какие-то интересные шаги, но решение должен принимать дизайнер и заказчик. Убедите посредника свести вас напрямую с лицом принимающим решение, и возьмите всю ответственность на себя. Как правило, на это идут вполне охотно, чтобы освободиться от лишней работы.

Что делать если заказчик попросит кого-то со стороны прокомментировать ваш дизайн и пришлет эти правки?

Это очень неприятная ситуация, которая показывает что вам, возможно, доверяют меньше чем кому-то другому. Становится непонятно, почему тогда не отдали заказ этому замечательному профессионалу (как правило это вопрос денег). По своему опыту могу сказать, что отклонить эти замечания почти всегда не получается. Я рекомендую отнестись к ним, как если бы они исходили от самого клиента. Никакие попытки прямо дискредитировать этого третьего участника не помогут. Будь это секретарь клиента или именитый дизайнер. Как и вопросы в духе "почему вы тогда не обратились к нему". Правда можно попробовать подловить неведомого участника на противоречиях в комментариях, а некоторые отклонить аргументируя тем что он недостаточно разобрался в задании и проекте.

Что если вас уже достали дурацкие правки которые все портят?

Никогда не поздно выйти из проекта, чтобы минимизировать ущерб. Не портить себе нервы и не тратить время. Лучше вернуть предоплату и аргументированно объяснить почему вы больше не видите смысла сотрудничать.

Бонус. Почасовая оплата как универсальный способ решения всех проблем

В России это практически никогда не практикуется, но, работая на фрилансе с иностранным заказчиком, можно договориться о почасовой оплате. Вы просто считаете сколько потратили времени и отправляете инвойс каждую неделю или месяц. В этом случае внесение любых правок будет за счет клиента, и он будет трижды думать просить ли вас еще поиграться с цветами и накидать вариантов. Будет гораздо ответственнее относится к доработкам. К тому же если он согласится на такую схему — это означает что у вас уже есть кредит доверия.

Надеюсь, эта статья была полезна. Желаю всем хороших заказчиков и сдавать дизайн без правок. Спасибо за внимание.

0
5 комментариев
Kate Rachkova

Тут либо больше времени и сил затрачивать на подготовку либо на правки. А так конечно, ЭГО свое нужно немного проработать и нормально относиться к правкам. Воспринимать это как сотрудничество, а не как личное оскорбление вашего таланта.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bondkowski
Автор

Да, так и есть. Мой опыт говорит о том что лучше вложиться в подготовку. Чтобы клиент доверился вам как автопилоту и убрал руки с рычагов управления.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Rachkova

Я ушла из дизайна потому что устала от правок. Очень близко к сердцу принимала каждое замечание. Когда проработала свое ЭГО, то поняла что хочу большего масштаба))) и пошла в проджекты. Теперь правки мне только в радость, люблю выяснять причину косяков, исправлять, улучшать и в конце выдавать супер продукт!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Никак. Как и тексты, и сайты и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Bondkowski
Автор

У меня это получается регулярно, как и у многих других дизайнеров.
Вот, например, по этому проекту замечаний не было совсем:
https://www.behance.net/gallery/62375485/802secure-illustrated-website

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда