«Волшебная таблетка» для продукта, или как рождаются дизайн-идеи в «Альфа-Банке», Miro, «Сбербанке», Mail.ru Group
Redmadrobot Design Lab продолжает рассказывать про дизайн-марафоны.
На этот раз мы спросили экспертов из «Альфа-Банка», «Сбербанка», Miro, Wargaming и Mail.ru Group, есть ли у них подобный формат, как и зачем они проводят дизайн-штурмы, а также какие идеи с марафона уже претворили в жизнь.
Наши эксперты
- Митя Осадчук, креативный директор Mail.ru Group.
- Юрий Солодовников, Head of UX/UI «Альфа-Банка».
- Александр Стабровский, лидер команды сервис-дизайна «Сбербанка».
- Юрий Ветров, экс-директор по дизайну Mail.ru Group, директор по бренд-менеджменту и цифровому клиентскому взаимодействию «Райффайзенбанка».
- Влад Зелинский, Product Design Manager Miro.
- Аня Тишкевич, Creative Director, минский центр разработки компании Wargaming.
Что такое дизайн-марафон
Уже три года мы проводим внутренние дизайн-марафоны. Это по сути хакатоны, только для дизайнеров. Для нас это уже часть культуры. Мы регулярно даем дизайнерам возможность на день вырваться из привычной офисной обстановки и поштурмить над разными задачами, как абстрактными, так и весьма конкретными.
Например, на дизайн-марафоне мы придумали робота-собеседника для «Яндекса». Такие воркшопы здорово развивают команду, добавляют креативные силы, а еще дают практический выхлоп: во время марафона рождаются действительно прорывные идеи для продуктов, которые едва бы появились при работе в одиночку.
А сейчас решили узнать, есть ли подобные мероприятия в других компаниях и как они устроены.
Зачем нужны дизайн-штурмы
Формат марафона для дизайнеров хорошо себя зарекомендовал, когда нужно быстро сгененрировать идеи для нового продукта или перезапуска текущего.
По словам Юрия Ветрова, его особенно полезно применять для зависших задач, которые зашли в тупик, а дизайнер сделал много подходов без результатов. Его мнение разделяют коллеги:
Эксперты также отмечают, что марафон — отличный формат для кросс-командности: в «Альфа-Банке» на него приходят не только дизайнеры, но и продуктологи и менеджеры.
Иногда гипотезы опровергаются прямо на самом марафоне — им на смену приходят новые.
Дизайн-штурмы и тестирование гипотез — важная часть работы над продуктом. Этот процесс крайне важен для бизнеса, так как, по замечанию Влада Зелинского, «в постоянно меняющейся и высококонкурентной среде нужно быстро двигаться, валидировать гипотезы».
Что марафоны дают участникам
Дизайн-марафон — отличный инструмент для развития команд, объединяющий тимбилдинг и обучение. Участники здорово прокачивают скиллы: лидерство, нестандартное мышление, командная работа.
Кроме того, эксперты отмечают, что совместная креативная работа дает каждому участнику чувство причастности к результату. А значит, повышает мотивацию выполнить задачу максимально хорошо.
Еще один важный аспект — возможность изучения ЦА, глубокое погружение в продукт. «В первую очередь этот формат дает возможность создавать продукты ДЛЯ людей. Для нас самое приятное из всего процесса — видеть, как на тестировании прототипов реальные люди спрашивают: «а это уже можно приобрести?» — рассуждает Александр Стабровский.
Какие методологии можно использовать
Есть множество креативных методологий для проведения штурмов.
Например, многие дизайнеры любят Craft (Creative Algorithm Framework & Tools) и мы тоже.
Это методология придумана Василием Лебедевым из школы креативного мышления «ИКРа». Сам автор рассказал нам, что с помощью CRAFT его команда «перепридумала» в 2017 году МЕГУ (компания внедряла ценность «гостеприимство»), каши для Danone Nutricia, а также «Яндекс.Такси» (проект «Коллекция любимых водителей»).
Помимо CRAFT, есть множество других методологий. В «Альфа-Банке», к примеру, пользуются Design Sprint.
В «Сбербанке» считают, что сотрудникам полезно развивать дизайн-мышление. Александр Стабровский рассказывает, что в компании редизайн продуктов обсуждается на продуктовых хакатонах, в основе которых дизайн-мышление. Оно охватывает общение с клиентами, генерацию участниками решений и идей, тестирование прототипов с клиентами.
Какие инструменты помогают провести марафон
В «Альфа-Банке» к марафонам могут присоединиться коллеги из регионов, поэтому участники активно пользуются программами для удаленной коммуникации.
В Miro используют собственные продукты, а также Zoom, Typeform, Calendly, G Suite, Email, Sketch/Figma + InVision/ProtoPie/Hype/Principle/HTML/CSS/JS — «любой стек, который позволяет воплотить идею: ‘fake it til you make’», — заключает Влад Зелинский, Product Design Manager Miro.
В «Сбербанке» используют инструменты сервис-дизайна (подробнее о подходе мы уже рассказывали).
Иногда в компаниях придумывают методологии, сочетая различные подходы, например, так поступили в Wargaming:
Плохая/хорошая идея
Упражнение от Аня Тишкевич, Creative Director, минский центр разработки компании Wargaming:
По итогам штурма важно зафиксировать все придуманное. На это обращает внимание Юрий Ветров. Его лайфхак — сразу загружать результаты работ во что-нибудь вроде Dropbox Paper. Тогда в конце рабочей сессии отчёт со всеми идеями уже есть, не нужно бегать за всеми и просить макеты.
Опыт Mail.Ru Group показал, что помимо технических инструментов, важно обратить внимание на роль фасилитатора-ведущего. Он следит за процедурами и регламентом штурма, позволяя участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
О важности фасилитации говорит также Аня Тишкевич, акцентируя, что «количество рождает качество при правильной и эффективной фасилитации процесса генерации идей».
Самостоятельно или в коллаборациях
Дизайн-марафоны можно проводить внутри компании или приглашать участников из вне. Каждый формат имеет свою специфику. Например, первый вариант позволяет аккумулировать экспертизу внутри команды и не опасаться, что разработка может уйти на рынок.
Между тем выход за пределы компании позволяет расширить компетенции и обменяться опытом с коллегами. Александр Стабровский, лидер команды сервис-дизайна «Сбербанка» замечает, что «взгляд со стороны обогащает результаты и создает для участников уникальный опыт коллаборации и учит договариваться между собой». В зависимости от задач компании могут сочетать оба формата.
Юрий Ветров рассказывает, что в основном Mail.Ru Group работают только с дизайнерами внутри компании. Свои внутренние марафоны проходят достаточно часто, и в компании их называют «мини-хакатоны». Но для работы над брендом My.com и ребрендингом Mail.ru использовали «мета-хакатон» — дизайнеры компании и приглашённые агентства делали концепты айдентики.
Как искать темы
Как правило, темы для марафонов подкидывает сама жизнь, участники обсуждают существующие продукты и задачи.
Таким же принципом руководствуются и коллеги из «Альфа-Банка»:
Альтернативный метод поиска тем — собрать пожелания и «боли» самих сотрудников.
Что происходит с идеями после штурма?
Как говорит наш дизайн-директор Павел Горшков, «дизайн-марафон — это креатив с практическим выхлопом». Например, так «родились» некоторые продуктовые решения Mail.Ru, которые видят пользователи.
В Wargaming за 2-часовой марафон накидывают до 60 идей, из которых порядка 20% в каком-то виде оказываются полезными и помогают создать из множества листов со скетчами полноценную кампанию.
Несколько примеров различных креативных концепций, разработанных для продуктов Wargaming: «WoT Blitz. Круши! Побеждай! Крушитель уже в игре!», It's Blitzperience!
Банковская индустрия также использует идеи с марафонов для создания или перепозиционирования продуктов.
Череда штурмов и тестирований помогла дизайнерам Miro придумать Miro Visual Notes. Изначально перед командой дизайнеров стояла задача расширишь пользовательские сценарии внутри продукта и совместить нелинейный пространственный формат канваса с более привычным линейным представлением информации.
Итог
Наш опыт и опыт экспертов, с которыми мы общались, говорит в пользу креативных штурмов.
Неважно как будет называться ваш формат — хакатон, марафон или спринты — самое главное, чтобы были драйвящие задачи-вызовы, свобода для смелых идей вместе с хорошей фасилитацией, которая облекает креатив в рамки.
Формат коллективного дизайн-штурма помогает по-новому взглянуть на задачи, поэтому его эффективно применять, когда нужно перезапустить продукт или создать его с нуля. Множество интересных фич, которые пользователи ежедневно видят на сайтах топ-брендов родились благодаря такому креативному подходу.
Формат отлично сплачивает не только команду дизайнеров, но и вовлекает в творчество смежные функции, например, продуктологов и аналитиков, и поэтому он подходит для кросс-задач. В зависимости от целей дизайн-штурмы можно проводить внутри компании или привлекать внешних экспертов для обмена опытом и нового видения.
Хотите перезагрузить свою дизайн-команду, создать концепт продукта или проработать гипотезы до уровня сценариев? Попробуйте провести собственный дизайн-марафон по техникам из статьи или напишите нам, мы поможем [email protected].
А вы проводите отдельные мероприятия для дизайнеров?
спасибо за материал! всегда интересно узнать об опыте других компаний в таких ивентах, особенно от первого лица. и ещё заметил момент по редактуре: продублировали один и тот же абзац в начале.
Спасибо! Момент поправим)