{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Из лучшего куратора в халявщика: как меня и других менторов со скандалом уволили из крупной школы дизайна

Пять месяцев я работал в школе дизайна Helper. И всего за один день из самого успешного ментора превратился в обычного любителя халявы. Я пытался решить эту ситуацию мирно, не вынося ее в публичное поле, но сам Helper оказался в этом не заинтересован. Поэтому ниже — честный рассказ от меня и других менторов о том, что происходит внутри крупной школы дизайна.

С чего все началось

Начнем с предыстории: я занимаюсь дизайном уже 6 лет. Работал в крупных проектах, достиг уровня senior и считаю себя вполне успешным дизайнером.

В Helper я пришел осенью 2023 года. У меня есть основной проект, который занимает большую часть времени. Но также мне нравится преподавать — раньше я работал в школе, университете и даже запускал собственный курс. Менторством в Helper я начал заниматься по вечерам и во время обеденного перерыва. Работать с учениками было в кайф. Вдвойне приятно, что это приносило дополнительную копеечку.

За пару месяцев в Helper я стал одним из самых эффективных менторов. Я закрывал до 70% тикетов (вопросов учеников), менеджеры регулярно писали мне в личку и просили взять дополнительную нагрузку, а студенты благодарили за подробные ответы. За все время я помог трудоустроить около 20 дизайнеров. И с учетом возросшей нагрузки моя копеечка очень быстро превратилась в хорошую шестизначную сумму. Но, кажется, руководству Helper это не понравилось.

Как меня уволили из Helper

5 февраля 2024 года меня разбудил звонок главного менеджера. Она сказала, что они посмотрели мои ответы ученикам, и они показались им поверхностными. Поэтому они решили со мной расстаться.

Это было неожиданно, но я не сильно расстроился. Хотя внутри остался неприятный осадок. В большей степени потому, что я искренне старался помочь каждому студенту и за все время работы получил сотни положительных отзывов. Лишь однажды у нас произошло недопонимание с одной из студенток, которая хотела не вежливых записок от ментора, а конкретной прожарки на каждую из домашних работ. Она написала об этом в тикете и ее забрал другой ментор. За 5 месяцев это была единственная жалоба на мою работу.

Отзывы студентов на мое менторство

После увольнения я написал прощальное письмо своим студентам. Постарался корректно закончить работу, а после отправил сообщение с благодарностью другим менторам, с которыми мы успели сдружиться за это время. Они тоже не понимали, почему Helper вдруг решил уволить самого эффективного сотрудника. Тогда руководство назначило созвон, чтобы прояснить ситуацию. Меня туда, разумеется, не позвали.

«Вы все уволены»

О том, что на созвоне будут говорить обо мне, я не сомневался. И попросил ребят записать конференцию. В итоге им рассказывали, что я писал поверхностные ответы, на меня поступали систематические жалобы, и что они, якобы, писали мне об этом много раз (если быть точнее — ноль).

Я мог бы смириться с увольнением, но сказанное на созвоне — была откровенная ложь. Поэтому я еще раз написал в чат и попросил доказательства, которые мне до сих пор так никто и не скинул.

Также на созвоне менторам сказали, что Helper переживает трудности, поэтому теперь у них будет новый прайс. Цену за проверку сложных домашних работ понизили в 3 раза.

Прайс менторов в Helper

Новость о понижении оплаты не понравилась никому из менторов (что логично). Работа Helper практически встала. Менторы перестали отвечать на тикеты учеников и начали готовиться к следующему созвону. Они составили список вопросов, расписали свои предложения. Но во время конференции (которую я посмотрел через ретрансляцию) руководство Helper вело себя по-хамски: грубило, перебивало и даже пыталось объяснить, что урезание цены пойдет в плюс менторам, ведь теперь можно отвечать на вопросы более поверхностно (но не как я, разумеется). А если кому-то не нравится — они никого не держат. В какой-то момент CEO Helper просто показал менторам FUCK. И это не фигура речи.

После этого ребята начали писать в чат и предлагать свои варианты, как можно урегулировать ситуацию. Многие высказывали конструктивную критику, предлагали свои идеи, как улучшить работу, а на утро всех, кто высказал свое мнение или просто поставил лайк на чужое сообщение, уволили, объяснив это тем, что в их компании такое токсичное поведение неприемлемо.

9 февраля на канале Helper в Telegram появилось объявление, что сервис взял «техническую паузу, чтобы провести ассесмент и верификацию». Не удивительно, ведь они за день уволили 28 из 32 активных менторов.

Зачем это все

Я не хотел выносить ситуацию в публичное поле. Я молчал после увольнения, которое считаю несправедливым. Молчал после созвона, где за моей спиной меня назвали халявщиком и сказали, что я помешался на деньгах. И даже молчал после второго созвона, где руководство, как я считаю, вело себя крайне непрофессионально.

Но когда Helper начал увольнять менторов только за то, что они высказали свое мнение, я понял, что хочу предать ситуацию огласке. Прежде всего, чтобы об этом знали студенты. А также — будущие менторы, которых Helper сейчас активно зазывает рекламой.

Любой сотрудник школы без труда поймет, кто автор этой статьи. Я не скрываюсь и не пишу здесь свое имя лишь для того, чтобы не привлекать лишнее внимание к другим действующим проектам.

Истории менторов

Чтобы моя история не казалась вбросом недовольного уволенного сотрудника, я попросил других менторов Helper также рассказать о произошедшем. Ребята дали свое согласие на то, чтобы я опубликовал их истории под чужими именами.

Ибрагим Ферраривич (имя изменено):

«Я работал в Helper в 2022 году и был одним из первых менторов. Очень понравилась идея продукта, было большое желание работать и заниматься улучшением.

Но руководство оказалось не заинтересовано в том, чтобы работать над внутренними процессами. Менторы жаловались на недоработки, предлагали свои варианты, как можно все исправить. Руководитель Helper, каждый раз говорил в ответ “забрал”, а дальше — ничего не менялось. У нас это даже стало внутренним мемом.

Так мы проработали несколько месяцев, и в какой-то момент терпение закончилось. Мы начали открыто высказывать недовольство, но в ответ услышали лишь оскорбления. Нам сказали, что никого не держат и без проблем смогут найти замену. Тогда в Helper случилось первое массовое увольнение».

Дмитрий (имя изменено):

«Когда у нас был общий созвон с руководством Helper, один из менторов спросил про экономику проекта и представил свои расчеты. Нам ответили, что все должно работать на доверии. А когда я спросил, на чем оно должно быть основано, мне сказали, что я веду себя, как ребенок. Начал повышать голос и после этого показал FUCK в камеру. Не считаю такое поведение профессиональным и достойным работодателя. После этого я уволился из Helper. Планировал уйти сам, но не успел, т.к. попал в список тех, кого попросили на выход».

Менторам показали FUCK во время созвона

Олег (имя изменено):

«По договору c Helper проверка домашних работ и сложных тикетов оценивалась в 200 рублей. По факту за них начисляли 195. Конечно, разница небольшая, но все равно неприятно. Сейчас эту сумму уменьшили до 60 рублей. И это ничтожно мало за такую работу. Иногда студенты записывают видео с пояснениями на 7-8 минут. И пока ты их посмотришь, потом изучишь макет в Figma, дашь обратную связь, уже пройдет 30-40 минут. Сам CEO говорил, что может осмотреть 100 тикетов за 30 минут. Это говорит лишь о том, что руководство не понимает, какой объем работы мы выполняем. Платить 60 рублей дизайнерам уровня Senior и Middle — это несерьезно».

Роман (имя изменено):

«После созвона мы с менторами обсудили ситуацию и решили выразить общее мнение. Я расписал по пунктам, что нас не устраивает и согласовал сообщение с другими ребятами. Краткое саммари я отправил в общий рабочий чат, а на следующий день мне позвонила HR и сказала, что я уволен, т.к. “такая обратная связь, как вчера, им не подходит”».

Менторов уволили за сообщения с критикой в рабочем чате

Вячеслав (имя изменено):

«Для меня это была история длиной почти в год. Работать с тикетами мне было не так интересно, поэтому в Helper я выбрал для себя формат созвонов. Было интересно вживую общаться с людьми, помогать решать их проблемы. Я понимал, что Helper — это огромный крутой продукт и активно участвовал в фидбеках, составлял списки, предлагал улучшения. Но они не вносились.

В конечном счете, у нас появилось много лишней суеты, которая шла дополнительно к тому времени, что у нас “покупала” компания. Начиналось с того, что через 45 минут связь в Zoom обрывалась и нам приходилось начинать конференцию заново. А закончилось тем, что нам нужно было самим ставить запись и следить за ее сохранением. Нас не воспринимали, как кого-то, к кому нужно прислушиваться.

Потом была введена система кураторства. Студенты могли купить индивидуальный план и закрепиться официально за одним ментором. В итоге ты был обязан вести все звонки, проверять домашние работы, вести студента за руку. Мы потеряли возможность заниматься своими делами и планировать свой график, как это было раньше. Это стало похоже на официальную работу, которую мы выполняли за копейки. Но которая при этом отнимала колоссальное количество времени.

Helper нанял специалистов уровня senior и выше и наша часовая ставка за пределами этого продукта гораздо больше. Поэтому когда нам объявили, что теперь стоимость будет еще ниже, для меня это стало финальной точкой. Остался неприятный осадок от того, что стартап с хорошей идеей полностью обесценил работу специалистов. Нам просто указали на дверь и сказали, что не заинтересованы в нашей инициативе. Для меня это пример ситуации, когда руководитель бизнеса обесценивает людей, и в итоге все ведет к выгоранию к медленной смерти продукта».

Виктор (имя изменено):

«Когда началось массовое увольнение, попросил менторов, которые хотят продолжить работу, заполнить анкету. Там можно было расписать свои пожелания по развитию проекта. Я указал, что цена за сложные и простые тикеты не должна быть одинаковой, и что это 100% повлияет на качество ответов. Поэтому я рассчитываю, что она будет меняться, и на этом условии готов остаться.

Думаю, что такой ответ ему не понравился. Потому что потом пошла рассылка менторам с просьбой записать короткое видеоинтервью “для знакомства”. На этот момент я работал не только в Helper, но в дизайн-студии Max (которой руководит также он). Я написал ему в личку, что, у нас 6 общих рабочих чатов, и спросил, о каком знакомстве может идти речь? Но мне ответили, что Helper и Max — разные вещи. Когда я отказался записывать видео, меня уволили из Helper. А потом начал угрожать, что придет к моим руководителям в студии и также попросит уволить меня оттуда. Хотя по факту там я даже не трудоустроен и работаю по контракту. Сейчас я заканчиваю работу по проекту и также ухожу из студии».

Что происходит в Helper сейчас

В Helper я не работаю уже больше 2 недель. При увольнении мне недоплатили 55 тысяч рублей. Это деньги, положенные за кураторство. Helper начисляет 10 тысяч, когда студент выбирает тебя своим личным ментором. Руководство аргументировало это тем, что я не довел работу до конца. Но я точно знаю, что другим менторам в аналогичной ситуации деньги перечислили в полном объеме.

Сейчас Helper продолжает увольнять менторов, которые остались после первой «зачистки», а вместо них нанимают вчерашних студентов. В чате обучения завал из тикетов, на которые некому отвечать. Ученики жалуются, что ответа приходится ждать слишком долго. Знаю как минимум 10 случаев, когда студенты попросили закончить обучение и вернуть деньги.

В то же время школа продолжает набирать учеников и использует для рекламы материалы с лицами уволенных менторов. Завлекает новичков бесплатными уроками и абонементами (кажется, не самое удачное решение для компании, которая итак находится в финансовом кризисе).

Также продолжается набор новых менторов. В своем Telegram-канале Helper регулярно постит объявления и сообщает, что платит сотрудникам больше 1,5 млн в месяц — от 30 до 180 тысяч за 1-4 часа работы в день:

«Доход зависит от вас: как часто будете отвечать на вопросы и проводить менторинг-сессии 1х1».

В теории звучит красиво. Но на практике, когда доход сотрудника внезапно становится трехзначным, происходит полная лажа.

Новым менторам Helper обещают доход до 180 тысяч в месяц

Так что если вы хотите устроиться ментором в Helper — перечитайте эту статью еще раз. Если хотите пойти туда на обучение — подумайте о том, насколько качественную обратную связь вы можете получить в этой ситуации. Менторы делают все возможное, но этого недостаточно, когда руководство обесценивает работу своих сотрудников.

0
499 комментариев
Написать комментарий...
Igi Kont

Хм, то есть теперь белый текст на светло-сером фоне это модный дизайн? Я бы после этого уже не доверял.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

А надо было красным на бордовом?

Ответить
Развернуть ветку
Mazko Alex

желтым на желтом

Ответить
Развернуть ветку
Таки Моня

коричневым на жёлтом

Ответить
Развернуть ветку
496 комментариев
Раскрывать всегда