Как понять, что станет трендом в дизайне

Отвечают практикующие дизайнеры — эксперты курсов Яндекс Практикума.

Как понять, что станет трендом в дизайне
Анна Назарова
арт-директор, мультидисциплинарный дизайнер, старший ментор на курсе «Моушн-дизайнер»
Виктория Арсентьева

графический дизайнер с экспертизой в моушн- и 3D-дизайне, ментор и ревьюер курсов «Графический дизайнер» и «Моушн-дизайнер» 

Начнём с определения слова «тренд». Википедия говорит, что тренд — это основная тенденция изменения чего-либо, направление движения.Тренды в дизайне — это больше маркетинговый инструмент, который помогает планировать будущие шаги визуального развития компаний и брендов. В некоторых сферах понимание трендов имеет решающее значение.

Например, для компании из fashion-индустрии важно знать на несколько лет вперёд, каким будет тренд, потому что всё завязано на проектирование коллекций, закупку материалов и изготовление. Эти операции длительные по времени и завязаны на временные и производственные затраты. Если компания в тренд не попадёт, это чревато финансовым фиаско.

Тренды пытаются предсказать все: исследователи, инфлюенсеры, эксперты в своих областях. Есть маркетинговые бюро, которые занимаются аналитикой и исследованиями и предлагают трендбуки на два, три или пять лет вперёд.

Трендбук — это книга-прогноз того, что будет модно в будущем, через год, два, пять лет.

В сфере визуальных искусств тренды быстрее меняются и во многом отражают то, что происходит в других отраслях: науке, технологиях и в социуме.

3 основных фактора появления трендов

1. Технологический прогресс, новые возможности. Исторически технологические прорывы открывали новые горизонты для творчества, как в предметном дизайне, так и в сфере визуального искусства. А развитие компьютерных технологий даже в наше время позволяет реализовывать сложные идеи, которые ещё вчера казались невозможными.

«История игрушек», 1995, и «История игрушек 4», 2019
«История игрушек», 1995, и «История игрушек 4», 2019

Например, сейчас производители программного обеспечения активно продумывают интеграцию искусственного интеллекта и уже внедрили в новейшую версию Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, также есть плагин для Blender, потому что теперь это ещё один инструмент в работе дизайнера, и его удобно использовать внутри программного продукта. Многие кинокартины и рекламные ролики снимают, используя технологию Real time render, когда мощные компьютеры генерируют виртуальный фон непосредственно в съёмочной студии, а мимику и жесты персонажей воспроизводят с помощью технологии захвата движений.

Анимация персонажа
Анимация персонажа
Съёмки фильма с использованием виртуального фона
Съёмки фильма с использованием виртуального фона

2. Влияние информационного поля, культурных и социальных событий. Здесь тренды формируют как научные события, так и социальные явления. Бывает, что выход кассового фильма может задать тренд на определённую эпоху или стилистику. Один из ярких примеров истоков тренда, основанного на выходе фильма, — это сага «Звёздные войны», которая на десятилетия задала тренд на sci-fi в графическом дизайне и одежде.

Титры во вступлении в киноленте и такой же приём использован в дизайне <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F182238737%2FAHSOKA-Vintage-Star-Wars-Posters%3Ftracking_source%3Dsearch_projects%257Ctrend%2Bstar%2Bwars%2Bgraphic%2Bdesign%26amp%3Bl%3D45&postId=1059919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">постера</a>
Титры во вступлении в киноленте и такой же приём использован в дизайне постера

Также один из трендов — постиндустриализм. Производства становятся более технологичными, занимают меньшие площади, а здания заводов и фабрик обретают свою вторую, уже социальную жизнь. И этот тренд находит своё отражение не только в интерьерах и архитектуре, но и в кино, рекламе и визуальном искусстве.

Пространство фабрики и здание фабрики переоборудовано в офис
Пространство фабрики и здание фабрики переоборудовано в офис

3. Новые материалы, инновации в науке. Чаще тренды соотносятся с наукой и предметами из сферы технологий. Например, широкое применение анодированного алюминия, в том числе для корпусов мобильных устройств, породило устойчивый тренд на песочные градиенты, которые не потеряют актуальности ещё ближайшие несколько лет.

Корпус <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.apple.com%2Fnewsroom%2F2023%2F09%2Fapple-debuts-iphone-15-and-iphone-15-plus%2F&postId=1059919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">iPhone 15 </a>из анодированного алюминия 
Корпус iPhone 15 из анодированного алюминия 

Ещё один популярный тренд — глассморфизм вырос из интерфейса мобильных приложений. Один из трендсеттеров этого направления — компания Apple, которая пришла к подобной анимации интерфейса в macOS Big Sur в 2021 году.

Тренд <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Fvisual-trends-2024&postId=1059919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">глассмрфизма</a> и macOS Big Sur
Тренд глассмрфизма и macOS Big Sur

Зачем следить за трендами

У любых маркетинговых материалов есть свой жизненный цикл, и важно, чтобы на протяжении этого времени они были актуальны и работали. Поэтому дизайнеру нужно знать и чувствовать тренды, понимать, какое время те или иные художественные приёмы могут быть актуальны для целевой аудитории.Развить чувство трендов и способность их прогнозировать можно через насмотренность. Важно быть в курсе происходящего в индустрии. Чтобы это сделать, можете периодически изучать работы:

Новостные паблики о дизайне — это тоже хороший источник насмотренности. Заглядывайте в Дизайн-снайпер, Posterino, ParaGraph, type.today, Оди или любой другой, который вам по душе.

Наблюдайте за тем, что вас окружает, изучайте историю дизайна и искусства. Так вы начнёте замечать общие тенденции и принципы — благодаря этому вы сможете понимать, как именно создавать успешный, функциональный дизайн и уметь попасть в тренды.

Как работают с трендами дизайнеры

В дизайне различают долгосрочные и краткосрочные тренды: Долгосрочные — это те, которые будут актуальны на протяжении десятилетий. Краткосрочные — имеют популярность 1–2 года, а по прошествии этого времени выглядят неактуальными и явно устаревшими.На первом этапе работы над проектом дизайнеры и арт-директора проводят исследование, которое может сформулировать подходящее визуальное решение, а также свериться с трендами.

В первую очередь флоу проекта строится от целей и задач, все остальные моменты, такие как визуальный язык и средства художественной выразительности, — это инструменты, которые помогают прийти к цели.

Например, при разработке айдентики бренда важно выделить компанию на рынке, сохранить её уникальность, грамотно выстроить визуальную коммуникацию с аудиторией. Для этого лучше использовать цвета и элементы дизайна, которые максимально долго будут на рынке, и полагаться на долгосрочные тренды.

<p>Дизайн упаковки кофе учитывает тренды, основной фокус направлен на ощущение премиальности, что соответствует целевой аудитории продукта.</p>

Дизайн упаковки кофе учитывает тренды, основной фокус направлен на ощущение премиальности, что соответствует целевой аудитории продукта.

Подборки трендов

Подборки трендов на будущее — это стремление угадать, что будет популярно, обогнать время, и чтобы компании и продукты смогли сохранить либо занять свои позиции на рынке. Далеко не все тренды ведут себя так, как это прогнозируется изначально, потому что это зависит от многих внешних факторов.Исследования, посвящённые будущим трендам, основывают на аналитике относительно предыдущих лет. Но события в мире сложно предугадать, и поэтому всегда можно столкнуться с тем, что тренд оказался не настолько длительным, как ожидалось, и на смену ему пришло что-то новое.Поэтому тренды — это лишь один из множества аспектов, которые дизайнеру важно учитывать в работе.

В дизайне я уже более 15 лет и ещё со времён обучения в университете слежу за трендами, считаю это одним из важных аспектов работы дизайнера. Посещение выставок и фестивалей, посвящённых дизайну, — это актуализация среза трендов, возможность посмотреть на индустрию со стороны и сделать выводы. Работодатель активно поддерживает этот интерес, — раньше регулярно поощрял посещение семинаров по трендам. Сейчас многие компании ушли из России, и офлайн-информации о трендах стало меньше, поэтому я с нетерпением жду ежегодных подборок. В этом году мне откликнулась подборка Freepik, авторы опирались в своём исследовании на темы, которые пользовались популярностью у пользователей и не теряют своих позиций в конце 2023 года.

Анна Назарова

Дизайнеры в своей работе отталкиваются от задачи, целевой аудитории будущего продукта, тональности визуального языка, которым коммуницирует бренд с потребителями. Это не слепое следование трендам. Иногда тренды могут навредить позиционированию продукта, быть не к месту. Например, в упаковке продуктов для новорождённых уместно использовать пастельные тона, даже если есть тренд на яркие цвета или панк-эстетику. При разработке айдентики бренда важно выделить компанию на рынке, сохранить её уникальность, грамотно выстроить визуальную коммуникацию с аудиторией. Здесь тоже не стоит полагаться на тренды — они быстро проходят и сменяются.

Виктория Арсентьева
Поделитесь своим мнением о трендах в дизайне
Слежу за подборками и использую тренды в работе
Не опираюсь на тренды
1111
3 комментария

комментарий

Ответить

разве их не заменит нейронка

Ответить

Вуглускр.

Ответить