{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое концепция

Будучи дизайнером, вы наверняка часто говорили клиентам о том, что, работая над проектом, следует показать несколько концепций в течение какого-то промежутка времени, а будучи клиентом, слышали подобное от дизайнера или студии. Что ещё забавнее звучит, так как это немного не так.

Давайте сразу объясню крайне важный аспект. Концепт и концепция это разные вещи, занимающие соответственно разные позиции в процессе разработки любого проекта. Но практически все дизайнеры и уж тем более клиенты дизайнеров или студий, путают эти понятия, выдавая одно за другое. В процессе анализа таких ошибок, я решил понять, откуда проистекает эта болезнь и понял, что дело в низкой грамотности людей, которые преподносят подобную информацию как истину. В качестве примера приведу текст с сайта одного известного “онлайн-университета” как они себя называют, где подобный подход применяется повсеместно и не только в плане концепций (там в принципе забавный подход к обучению, я так понимаю основанный на байках фрилансеров из нулевых, главное, чтобы платили за курсы). Называть имён не будем, но давайте вместе просмотрим, что они рассказывают дизайнерам и как дела обстоят на самом деле.

С самого начала, стоит привести определения этих терминов, чтобы уже было понятно в чем кроется ошибка и дальнейшее повествование открывало глаза.

Концепт — это видение проекта. Его идейная составляющая в которой раскрывается понимание вектора разработки. Сайта, логотипа, айдентики, чего угодно и в любой из сфер дизайна.

Определение из википедии намного длиннее (как обычно) но также соответствует вышеописанному. На этом моменте, дизайнеры уже должны переписывать свои тексты с описанием услуг и процессом их оказания.

Концепция — это система описательных характеристик проекта. Более детализированный вариант развития проекта.

Концепция это следующий эволюционный виток концепта, когда набросок превращается в систему, где каждый аспект системы имеет общий образ, опирается на метафору и всю предпроектную информацию, такую как: брифинг клиента, исследование аудитории, метафора в рамках которой ведется разработка, сам концепт и многое другое. Если это сайт, то вот такое количество цветов будет, вот так будут выглядеть кнопки, такой стиль иллюстраций, такие сетки, формы и так далее и тому подобное. Из-за понимания объёма работы над концепцией, её презентацией, а также какое место в процессе разработки она занимает, моё лицо неизбежно заливается улыбкой когда я вижу текст похожий на этот.

Скриншот из статьи известного "онлайн-университета"​

Я не буду пускаться во все тяжкие и рассказывать для чего реально нужен прототип и сколько их бывает видов, иначе на разборе этого текста мне придется писать книгу, а это только первый скриншот. Давайте сфокусируемся на концепте, более подробно разберем то, что он из себя представляет и как его делать, так как именно его они описывают в тексте, а не концепцию.

Концепт необходим для построения видения проекта, например распространенным подходом является “референсный концепт” – это когда вы находите метафору (поиск ведется по гуманитарной формуле %Проект% как %что?%) и находя подходящую, используете уже существующие примеры подставляя их в контекст проекта, тем самым показывая клиенту как может это все выглядеть и работать, так можно существенно сократить время на проработку этого этапа.

Приведу пример из своей практики, я делал сервис для архитектурного бюро Меандр в 2019 году и показывал два концепта основанных на этом подходе. У нас уже были проведены все предыдущие этапы и я имел представление о контенте, аудитории и приоритетах сервиса. Сервис wrk.space нужен для того, чтобы понять как построить офис или переехать в новый, сколько это будет стоить, сколько на это нужно времени и так далее. К сожалению собственник пока не нашел подходящего времени на полноценный запуск и хоть и проект сдан, по факту он заморожен.

Так как сервис информационный и тем не менее даёт более или менее точную информацию для переезда и стройки, родилось две метафоры:

  • Комикс инструкция — основанный на американских комиксах времен холодной войны, которые печатали в газетах для информирования людей в понятной форме о том, что делать в случаях ядерного удара и где находятся убежища (очень похоже на реальный переезд). Сразу понятно, какой должен быть стиль иллюстраций, кнопок, цветов, подход к форме объектов и навигации. В процессе из этого понимания выливаются принципы концепции на которых она и держится. В концепте они не закреплены, а лишь показывают общее видение.

Один из концептов для Wrk.space burhudar

Я использовал в этом концепте иллюстрации Notion, чтобы показать стилистику и раскрыть метафору без отрисовки даже скетчей иллюстраций, тем самым сокращая время на проработку этапа.

  • Вторая метафора звучала как — “Сервис как команда помощников”. Где ответы на вопросы и просчеты дает не бездушный код, а команда помощников, которые персонифицировано решают проблемы каждого пользователя, тем самым показывая высокий уровень эмпатии сервиса к их проблемам. В плане визуализации, мы решили использовать стилистику 3D как раз вновь выходившую в тренды в то время, благодаря Pitch чьи иллюстрации и были использованы в качестве референсов. Второй концепт мы в итоге согласовали и запустили в продакшен.

Один из концептов для Wrk.space burhudar​

Превращая концепт в концепцию мы собираем все описанное выше и систематизируем в таблицу, где расписываем тип контента и его стилистические качества в рамках проекта. Например в брендинге это выглядит вот так.

Фрагмент лекции Андрея Кожанова “Алгоритм проектирования бренда”.​

Лучший пример из всех, что можно привести для понимания работы механизма. Все аспекты проекта выведены и представлены визуально, так и вы и клиент понимаете уровень целостности проекта. Многие дизайнеры назовут это дизайн-системой и будут правы лишь отчасти, так как концепция демонстрирует лишь систематизированные принципы для создания дизайн-системы но не её саму.

​Скриншот из статьи известного "онлайн-университета"

А для того, чтобы аргументировать решения, достаточно обратится к их источнику — метафоре. А в случае с защитой концепции ещё и к таблице системы. Они обуславливают ваши действия при работе над проектом. Тем самым защита и презентация сомкнуться в одном тексте.

Изучайте вопрос и методологию разработки проекта, не только сайтов, а проекта как такового. У всех проектов есть общие моменты и точное понимание того, над чем вы должны работать в том или ином этапе существенно сократит срок разработки и подарит вам релевантный результат, который можно будет не только легко объяснить но и не стыдно будет показать.

Если у вас есть вопросы, оставляйте комментарии или пишите мне в личку в телеграме @burhudar Возможно я знаю ответ на ваш вопрос. Кому интересно, могут подписаться на мой телеграм канал, где я регулярно или почти регулярно пишу нечто подобное @burhudar_ch

0
5 комментариев
Агнея

Если честно статья написана ни о чем, не понятным языком и очень много воды, за которой не возможно уловить суть происходящего

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Первая картинка с нездоровым человеком - так себе юморок. Для убогих.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бабенков
Автор

Это кадр из фильма идиократия если что

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Ок

Ответить
Развернуть ветку
walkpryce

Лайк

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда