(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Кейс о дизайне планшетного приложения: снять скептицизм и расположить пользователей к продукту

Когда у пользователей есть опасения, что новый цифровой продукт не решит их проблему и усложнит работу, они заранее предвзято относятся к нему. В таких ситуациях от удобства интерфейса зависит, будет ли продукт востребован или его станут избегать.

Команда digital-агентства «Атвинта» рассказывает на примере планшетного приложения для участковых врачей, как разработать интерфейс продукта, который будет востребован.

К нам обратилась компания-разработчик, которая совместно с КОМИАЦ решила создать планшетную версию МИС для участковых врачей — тех, которые ездят к пациентам на дом.

Предыстория

На старте была идея приложения, пожелания врачей, полученные в ходе модерационной сессии, и ряд ограничений, связанных с исходным программным обеспечением больниц.

Программа, на основе которой нужно разработать интерфейс приложения, выглядит так:

Такой интерфейс не очень удобный и понятный, зато к нему привыкли. Врачи опасались, что новая программа усложнит их работу, а начальство обяжет их разбираться в новой функциональности вместо того, чтобы делать прямую работу — лечить людей. Они были скептически настроены по отношению к будущему приложению.

Нужно было разработать такой дизайн планшетного приложения, который снизит «цену привыкания» к продукту и даст пользователям удобный инструмент для работы.

Шаг 1. Выясняем боль пользователей

Люди будут пользоваться продуктом, если он помогает решать повседневные задачи быстрее и с меньшими усилиями. Перед непосредственной разработкой мы разобрались, для решения какой задачи люди будут использовать приложение, как они решают эту задачу сейчас и как мы можем улучшить пользовательский опыт с помощью интерфейса.

Заказчик на старте работы провел модерационную сессию с врачами города. В рамках модерируемой дискуссии наш заказчик и врачи обсудили, с какими сложностями в работе они сталкиваются сейчас, что поможет им работать эффективнее и каким они бы хотели видеть будущий продукт.

В процессе обсуждения выяснили основную боль врачей, которые выезжают к пациентам на дом.

До создания приложения врачам на вызове приходилось переписывать в ежедневник адреса и имена пациентов, которых нужно посетить, каждый раз с нуля опрашивать, записывать результаты осмотра в ежедневник, а по возвращении в больницу переносить записи в МИС — медицинскую информационную систему.

При таком подходе врач больше времени тратит на каждый осмотр и делает двойную работу, перепечатывая заметки из ежедневника в информационную базу больницы. Приложение нужно, чтобы убирать эти узкие места в работе врачей.

По итогам модерационной сессии были определены функции будущего приложения:

  • Просмотр списка вызовов с адресами и информацией о пациентах.
  • Удаленный доступ к истории болезни, хранящейся в базе больницы.
  • Возможность удаленно внести информацию о состоянии пациента во время визита на дом.
  • Возможность делать заметки в свободной форме.

Шаг 2. Разбираемся в пользовательских привычках

При проектировании пользовательских сценариев первым делом разобрались в привычной последовательности действий врачей на работе:

  • В начале рабочего дня врач просматривает список пациентов, которых нужно посетить.
  • Когда приходит на вызов, знакомится с историей болезни.
  • Осматривает пациента и заполняет шаблон осмотра.
  • Помечает в свободной форме дополнительную информацию, под которую не предусмотрен шаблон.

В случае, если бы продукт разрабатывался с нуля, этого было бы достаточно для построения пользовательских сценариев. Однако мы создавали интерфейс для приложения, которое будет интегрировано с существующей медицинской информационной системой (МИС).

Поэтому следующий шаг при проектировании — предусмотреть сценарии, по которым будет взаимодействовать приложение с базами данных больниц.

Шаг 3. Узнаем технические нюансы

На следующем шаге собираем информацию о том, как продукт будет взаимодействовать с существующим программным обеспечением

От заказчика мы узнали, что приложение будет получать из базы данных больницы карту пациента и передавать туда заполненные шаблоны осмотра. Заметки будут храниться только в памяти планшета.

Функции приложения по способу хранения и передачи информации:

  • В карте пациента врач просматривает информацию, загруженную из базы больницы.
  • При осмотре пользователь вводит в шаблон новые данные, которые передаются в базу данных.
  • Заметки хранятся только локально на планшете.

Из-за технических ограничений базы данных нельзя смешивать загрузку карты пациента из МИС и заполнение шаблона осмотра в один раздел. Эти функции должны работать независимо, чтобы данные о новом осмотре не смешались с прошлой информацией.

Шаг 4. Формулируем пользовательские сценарии

На этом шаге мы опираемся на информацию, собранную на втором и третьем шаге и создаем сценарий, который учитывает и рабочий процесс врача, и технические ограничения.

С поправкой на необходимость разделить получение информации из информационной системы больниц и передачу данных обратно мы составили такой сценарий приложения:

  • Врач авторизуется и попадает на главный экран со списком вызовов.
  • В начале приема врач из карточки вызова переходит в «Карту пациента» и знакомится с историей болезни.
  • После этого врач возвращается на экран вызовов, переходит в раздел «Осмотр» и заполняет информацию по шаблону.
  • Врач делает заметки в свободной форме. Заметки можно делать параллельно с заполнением шаблона осмотра, а также независимо от осмотра.

Шаг 5. Проектируем зоны внимания

Основная функция приложения — показать электронную карту пациента и дать возможность заполнить ее в процессе осмотра. Причем часть информации должна быть постоянно под рукой, а другая нужна временно.

Мы предусмотрели в интерфейсе 2 основных блока — статичная информация и область интерактивного взаимодействия с приложением. Плюс вспомогательный блок с навигацией. Эти блоки распределили по зонам внимания:

  • Навигационное меню у левого края.
  • Статичная информация в левой части экрана. Эти данные остаются на виду в течение всего осмотра.
  • Справа — рабочая область, с которой пользователь взаимодействует. Информацию в этой части можно либо менять, либо пролистывать и переключать по вкладкам.

Такое распределение позволило сгруппировать информацию по смыслу и разнести меню и рабочую область, чтобы избежать случайных нажатий.

Шаг 6. Избавляемся от лишнего

Убрать ненужное — задача не менее важная, чем структурировать информацию и эргономично расположить элементы интерфейса.

На этапе аналитики мы выяснили, какая информация хранится в МИС и чем из этого пользуются врачи ежедневно. Данных оказалось очень много, и мы задались вопросом: «А действительно ли вся информация, хранимая в МИС, нужна врачам, когда они направляются к пациенту на дом?».

В процессе дизайна мы вместе с заказчиком уточняли у врачей, что важно перенести в интерфейс приложения, а что можно опустить.

Например, в списке вызовов оставили только основную информацию о пациенте: фамилию и имя, адрес, телефон, причину обращения, а также номер участка и больницу, к которым пациент прикреплен. От врачей мы узнали, что эта информация для них очень важна, когда они отправляются на вызов.

Шаг 7. Адаптируем к сенсорному экрану

При проектировании шаблонов осмотра пришлось сохранить древовидную структуру с несколькими уровнями вложенности, как в привычной врачам информационной системе.

Древовидная структура — не лучшее решение для тач-экранов, так как в них возникает большая вероятность промахнуться мимо элемента при нажатии или попасть не в то поле. Но структуру нельзя было менять, потому что врачам привычно работать именно так.

Привычное не означает, что более удобное решение не приживется. Однако оно получит сопротивление на стадии внедрения и на моменте, когда надо попробовать. А именно этого мы стремились избежать.

Алексей Нибо, арт-директор digital-агентства «Атвинта»

Мы оптимизировали размер текстовых полей и расстояние между элементами, чтобы пользователь легко управлял касанием в нужной зоне, не задевая другие элементы.

На иллюстрации ниже интерфейс существующей медицинской информационной системы и итоговый дизайн приложения для врачей.

Результат

Получился интерфейс, который учитывает пожелания, привычки и рабочие паттерны врачей. Продукт реализован и запущен в ряде больниц области.

Это закрытое приложение, которое устанавливает системный администратор. Приложение связано с базой данных больницы с помощью IP больницы, а воспользоваться им может только врач конкретной больницы по рабочему логину и паролю.

По отзывам врачей, это приложение позволяет им больше внимания уделять пациентам и их текущему состоянию, а не выяснению предыстории болезни. Теперь под рукой вся информация, нужная во время осмотра. Благодаря синхронизации с МИС врачи не тратят время на перенос результатов осмотра из блокнота в компьютер.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
8 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Юшков

"Перелом мизинца задней левой ноги"
Это точно приложение для врачей, а не для ветеринаров? 

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Нашли пасхалку :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

для врачей-ветеринаров же.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mikhalev

... и получился сайт =/

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Ivanov

какого размера должен быть планшет, чтобы читать этот текст

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Nikitin

Вот тут есть кнопочка на этот случай видимо

Ответить
Развернуть ветку
Nike RossXP

хуейс

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кочура

Более перспективно, чтобы Гугл или Яндекс, имея поисковики, создали приложение-врач. Имел обращения к врачам, 90%, результат ноль.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда