{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Hi-tech в искусстве: в чем польза для предпринимателя

«Бизнес — способность угадывать будущее и извлекать из этого пользу», — считал американский комик Мори Амстердам. В этом смысле технологическое искусство — лучшее тому подтверждение.

Союз искусства и техники

Обычно эти сферы считаются несовместимыми, однако в начале 20 века именно движение художественного авангарда повлияло на отношения между научно-техническими дисциплинами и искусством. Авангардисты стремились изменить облик искусства и показать влияние технопрогресса на людей и окружающий мир.

Так, компания IKEA, которая еще в 40-х годах прошлого века позаимствовала идеи у самой влиятельной школы прикладного искусства, дизайна и архитектуры — Баухауса, сделала атрибутами бренда демократичность, простоту и функциональность.

Хотя король эклектики Филипп Старк уверяет, что между дизайном и современным искусством нет никакой связи, отделить Старка-дизайнера от Старка-бизнесмена невозможно.

Его «изделия» — от проектов дворцов и музеев до смартфонов, стаканов и зубных щеток — синтез современного искусства и технологий. Как известно, знаменитый стул Louis Ghost — пластиковая версия кресла короля Людовика XVI: в нем сочетаются стиль барокко и инновационный дизайн.

Louis Ghost, прозрачный стул Филиппа Старка в интерьере​

Голландский промышленный «дизайнер новой эры» Марсель Вандерс, основатель студии Marcel Wanders Studio в Амстердаме, арт-директор и создатель компании Moooi, автор многочисленных дизайнерских проектов для брендов Alessi, Flos, Bisazza, Poliform, Louis Vuitton, тоже не прогадал, поставив на технологии.

Мастер китча Джефф Кунс также сделал на них ставку. Результат — его «Кролик» из нержавеющей стали был продана на аукционе Christie’s в мае 2019-го за $91 млн, а автор получил статус самого дорогого ныне живущего художника. Для сравнения: картина Клода Моне «Стога» ушла на аукционе Sotheby's в том же месяце за $110 млн.

Арт-объекты и социальная ответственность

Сегодня техника и инновации стали не столько инструментами создания произведений искусства, сколько зеркалом, отражающим состояние общества и способом привлечь внимание к проблемам. Так, экологичность — модный тренд, набирающий обороты: даже Папа Римский на 58-й Венецианской биеннале высказал идею строительства экокапелл.

В этом смысле хороший пример — проект UtiStyle новосибирского предпринимателя Вероники Кальнеус: это уникальный российский бренд одежды и аксессуаров из инновационного и экологичного материала.

UtiStyle — экологичные дизайнерские изделия​ Фотография из официальной страницы UtiStyle во «ВКонтакте»

Близка экоидея, которую можно поставить на службу обществу, и московскому художнику Дмитрию Морозову. Он считает, что живопись уже не способна в одиночку справляться с глобальной трансформацией действительности, и вместо кисти и красок использует устройство с пластиковым носиком, снабженное датчиками, измеряющими уровень пыли и вредных примесей в воздухе.

Принцип такой: данные преобразуются в вольты, а специальная вычислительная платформа переводит их в формы и цветовые сочетания — так появляются изображения загрязнения: чем грязнее атмосфера — тем красочнее произведение.

Другой пример социокультурного проекта в российском бизнес-пространстве — «Город-музей», превративший подмосковную Коломну в прибыльный туристический центр. Это творческий кластер социального предпринимателя Натальи Никитиной: она воссоздала производство традиционной пастилы и открыла «Музейную фабрику пастилы в Коломне».

А в «Мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу» скульпторы создают модели и копии произведений искусства с использованием различных технологий для незрячих посетителей российских музеев. А лидирует в данной области компания из США 3D Photoworks, производящая тактильные версии самых известных шедевров.

Технологическое искусство — способ привлечь внимание к бизнесу

Нестандартные арт-объекты, сделанные на стыке искусства и технологий, — отличный пиар для компании: чтобы привлечь внимание к выставке работ Брейгеля в 2018 году, австрийский Kunst Museum организовал грандиозный мультимедийный проект.

На рентгенорадиографии и через макрообъектив можно было рассмотреть мельчайшие детали шедевров, что привлекло в залы более 500 тысяч посетителей и беспрецедентное количество положительных отзывов.

Лувр с помощью передовых технологий показал зрителям 3D-модель «Моны Лизы»: изучив пейзаж за ее спиной, материал и складки платья, воспроизвели объемную модель Джоконды и природы, на фоне которой она изображена.

А специалисты лондонской The National Gallery благодаря инфракрасной рефлектографии исследовали знаменитую «Мадонну в скалах» Леонардо да Винчи: как оказалось, изначально замысел был иным. Все это подогрело ажиотаж вокруг шедевров.

Московский международный фестиваль «Круг света» — ежегодное событие, в рамках которого светодизайнеры и специалисты в области аудиовизуального искусства со всего мира преображают архитектурный облик столицы.

Организатор мероприятия, вход на которое свободный, — коммуникационная группа LBL с уникальным сочетанием медийного и креативного сервисов, поддерживает и развивает видеомэппинг — особое направление в современном аудиовизуальном искусстве.

​Московский международный фестиваль «Круг света» Ральф Ларманн

Art и бизнес: как сделать сотрудничество взаимовыгодным

Сегодня понятия «культурная экономика» и «творческие индустрии» отражают процесс формирования творческих кластеров. Например, набирает обороты такое явление, как ревитализация, когда бывшие промышленные объекты «осваивают» творческие бизнесы.

В Великобритании так появился Cultural Industries Quarter, где базируются творческие компании — йоркширские студии пространственных искусств, аудиовизуальный центр предпринимательства, ночной клуб Leadmrll, галерея Site Photography. Часть помещений сдается в аренду компаниям, деятельность которых так или иначе связана с искусством.

В России это московский дизайн-завод «Флакон», расположенный в помещении бывшего Московского хрустального завода имени Калинина. Вторую жизнь корпусам и новый бизнес предпринимателям подарила компания Realogic Николая Матушевского, объединившая дизайн, моду, архитектуру, творческие мастерские, торговые площадки и другие направления креативного бизнеса в рамках офисного центра в стиле loft.

По мнению экспертов, социальная эффективность такого объекта — в концентрации в одном месте различных бизнесов, имеющих культурную направленность.

Такое «переосвоение» помещений способствует развитию культуры и повышению уровня жизни людей, живущих в данном районе (особенно, если он удален от центра), а сам район становится привлекательным для девелоперов, то есть культура капитализирует место.

Еще одно направление для синтеза предпринимательства и творчества — бизнес-галереи современного искусства.

Многие успешные галеристы уверены, что сегодня перспективнее сотрудничать с неизвестными художниками, создающими работы в том числе с использованием новых технологий.

Так считают и владелицы московской галереи Triangle, которые несколько лет назад представили молодого российского художника Алексея Мандыча на Венской ярмарке современного искусства, где его «Черный квадрат» был выставлен за €25 тысяч.

Учитывая то, что основной источник дохода галеристов — продажи картин, выгоды очевидны: как правило, средства распределяются из расчета 50 на 50. Некоторые работы владельцы выкупают, что дает им право повышать цену.

Свидетельство популярности данного направления: в числе самых ожидаемых выставок 2020-го наряду с показом работ Дали и Рафаэля названы II Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» в Музее современного искусства «Гараж» и VII Московская международная биеннале молодого искусства в Музее Москвы.

Итак, искусство для предпринимателей — это прагматичный инструмент, с помощью которого можно:

  • Запустить креативный бизнес на стыке творчества и технологий, как это сделала детский иллюстратор Саша Крю (Александра Крючкова), основав компанию Lil City, развивающую онлайн-школу креативного мышления для детей Lil School и несколько мобильных приложений. Или дизайнер и программист Василий Бетин: он создает световые инсталляции для мировых брендов, цифровые картины — для галерей, экспериментальные видео — для андеграундных перформансов.
  • Получить пиар: перфомансы, художественные инсталляции, шоу, организованные компанией в благотворительных целях, — креатив во благо и способ привлечь внимание к своему бизнесу: так поступает «Студия событий» Евгения Фридмана.
  • Создать онлайн-галерею современного искусства. Пример — «МассАрт Москва», в которой продаются работы молодых художников.
  • Разработать мобильное приложение для ценителей искусства, такие как социальная сеть для художников, коллекционеров и арт-дилеров «Артхив», ресурсы WikiArt, MAGNUS, каталог Sotheby’s, Google Arts & Culture.

Пора понять: технологическое искусство — не сиюминутное увлечение отдельных художников, а перспективное направление, инвестиции в которое приносят прибыль.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда