Доступность потерпела неудачу. Попробуйте генеративный UI = индивидуальный UX
Перевод статьи Якоба Нильсена. Перевела Анжелика Герман, продуктовый дизайнер.
Оглавление:
✦ Две причины, по которым доступность потерпела неудачу;
✦ Пожилые и малограмотные пользователи — исключение;
✦ Поддержка пользователей с ограниченными возможностями требует; генеративного пользовательского интерфейса;
✦ Комментарии от экспертов по доступности и искусственному интеллекту.
Доступность потерпела неудачу как способ сделать компьютеры удобными для пользователей с ограниченными возможностями. Мои критерии удобного дизайна одинаковы вне зависимости от того, является ли пользователь инвалидом или нет: легко ли освоить систему, высока ли производительность при выполнении задач, и приятен ли дизайн в использовании.
Если оценивать ситуацию таким образом, то движение за доступность потерпело жалкое фиаско. Компьютеры по-прежнему сложны, медленны и малоприятны для пользователей с ограниченными возможностями, несмотря на 30 лет попыток (я начал пропагандировать доступность в 1996 году, когда работал в Sun Microsystems, но ни в коем случае не утверждаю, что был первопроходцем в доступности).
Я всегда отличался от движения за доступность тем, что считаю пользователей с ограниченными возможностями просто пользователями. Это означает, что целью является удобство использования и выполнение задач. Это не цель придерживаться определенных стандартов дизайна, провозглашенных группой специальных интересов, которая провалила свою миссию.
Есть две причины, по которым доступность потерпела неудачу:
Доступность слишком дорога для большинства компаний, чтобы они могли позволить себе все необходимое при нынешней неуклюжей реализации. Существует слишком много различных видов инвалидности, которые необходимо учитывать, чтобы большинство компаний могли проводить юзабилити-тестирование с репрезентативными клиентами. Большинство компаний либо полностью игнорируют доступность, потому что знают, что не смогут создать достаточно хороший UX , чтобы привлечь нужное количество клиентов с ограниченными возможностями, либо тратят минимум средств, необходимых для галочки, но никогда не проводят юзабилити-исследования с пользователями с ограниченными возможностями, чтобы подтвердить или опровергнуть удобство дизайна.
Доступность обречена на создание некачественного пользовательского опыта, независимо от того, сколько компания вкладывает средств, особенно для незрячих пользователей, которые получают линейный (одномерный) слуховой пользовательский интерфейс для представления двухмерного графического интерфейса (GUI), предназначенного для большинства пользователей.
Пожилые и малограмотные пользователи — исключение
Прежде чем перейти к моим рекомендациям по оказанию помощи пользователям с ограниченными возможностями в целом, позвольте мне упомянуть, что две огромные группы пользователей действительно могут получить помощь с помощью существующих подходов: пожилые и малограмотные пользователи.
Под «пожилыми» пользователями подразумеваю людей старше 75 лет, у которых начинают проявляться основные симптомы старения, такие как ослабление памяти. Таким пользователям нужна упрощенная навигация, упрощенные функции сравнения, не требующие удержания информации в кратковременной памяти, и упрощенные объяснения. Такое упрощение является сложной задачей, и самый простой UX требует серьезных усилий при проектировании и проведения итеративного пользовательского тестирования, в ходе которого дорабатываются последующие версии дизайна. Make It Easy всегда был одним из моих главных UX-лозунгов, но достижение этой цели — тяжелая работа.
В качестве примера вышеприведенного изображения можно привести разницу между юзабилити-подходом и подходом к поддержке пользователей с ограниченными возможностями. Многие сторонники доступности настояли бы на том, чтобы к изображению был приложен ALT-текст, гласящий что-то вроде: "Стилизованная графика с медведем в центре в шляпе рейнджера. Над медведем крупным шрифтом выведена фраза "MAKE IT EASY". На заднем плане изображен лес с несколькими соснами и текстурированное, старинное небо. Рисунок выполнен в стиле ретро, напоминающем плакаты национальных парков середины века, и использует ограниченную цветовую палитру, состоящую из оттенков зеленого, коричневого, оранжевого и белого". (Именно такой текст я получил от ChatGPT, когда попросил его написать ALT-текст для этого изображения).
С другой стороны, я не хочу тормозить незрячего пользователя со скринридером, проговаривая словесный салат. Да, я могу - и должен - отредактировать ALT-текст ChatGPT, чтобы он стал короче, но даже после редактирования описание внешнего вида иллюстрации не будет полезным для выполнения задачи. Я предпочитаю придерживаться подписи, которая гласит, что я сделал плакат с UX-слоганом "Keep It Simple".
Возвращаясь к пожилым пользователям, отметим, что в Соединенных Штатах в настоящее время насчитывается около 23 миллионов человек в возрасте 75 лет и старше. Совокупный чистый капитал этих пользователей составляет около 23 триллионов долларов. Инвестиции в улучшение юзабилити стоят того, чтобы получить свою долю этих денег (это еще более верно, если учесть, что если сделать веб-сайт более удобным для пожилых людей, то он также станет более удобным для молодых пользователей. Хотя они, возможно, не так сильно нуждаются в этом, они все равно оценят возросшее удобство использования).
Мы также должны помнить, что определение "пожилые пользователи" начинается примерно в 45 лет, что связано с ухудшением зрения. Опять же, если рассматривать только Соединенные Штаты, то 140 миллионов пользователей выиграют, если мы откажемся от мелкого шрифта.
Вторая огромная группа потребителей с ограниченными возможностями состоит из малограмотных пользователей. Это люди, которые умеют читать, но не очень хорошо. Признаюсь, что в своих работах я не ориентируюсь на эту группу (например, уровень чтения этой статьи - 13-й класс, то есть читатель должен быть как минимум на втором курсе института, чтобы понять ее). Но если вы обслуживаете широкую аудиторию, вы должны поддерживать малограмотных пользователей. Обычно я рекомендую писать для этой аудитории на уровне 8-го класса.
По оценкам международных исследований в области чтения, около 40% взрослого населения США можно отнести к категории малограмотных. (Это около 100 миллионов человек. Думайте о знаках доллара, когда читаете эту статистику). В таких странах, как Япония, Сингапур, Южная Корея и Китай, уровень грамотности выше, но все равно около 30% взрослого населения малограмотны (Япония - единственная страна, в которой уровень грамотности составляет около 25%). Если рассматривать такие страны, как Чили, Мексика и Турция, то уровень неграмотности в них превышает 80% взрослого населения (поскольку исследование проводилось в богатых странах и странах со средним уровнем дохода, у нас нет данных по обнищавшим развивающимся странам с ужасной школьной системой, но их показатели, скорее всего, еще хуже).
Нелегко написать текст на уровне 8-го класса, и генеративный ИИ часто не попадает в цель, если вы поручаете ему создать текст на заданном уровне чтения. Поэтому перед публикацией всегда проверяйте текст с помощью инструмента для чтения. Тем не менее, это четкое руководство к действию, и ИИ определенно может помочь в упрощении сложных тем.
Таким образом, поддержка малограмотных читателей вполне целесообразна для компаний, клиентами которых является широкая аудитория.
Поддержка пользователей с ограниченными возможностями требует генеративного пользовательского интерфейса
Теоретически вы можете вручную разработать пользовательский интерфейс для каждой основной категории пользователей с ограниченными возможностями. Вы можете провести пользовательское тестирование с участием представителей каждой из этих групп и итерационно дорабатывать свой дизайн до тех пор, пока он не будет соответствовать заданным критериям юзабилити.
Это никогда не произойдет, поэтому давайте забудем о недостижимом идеале.
Нам нужен подход, который масштабируется и может поддерживать пользователей с самыми разными заболеваниями. К счастью, такой подход сейчас появляется в виде генеративного пользовательского интерфейса.
Генеративный UI - это применение искусственного интеллекта для автоматической генерации дизайна пользовательского интерфейса с использованием алгоритмов, которые могут создавать различные варианты дизайна на основе заданных параметров или вводимых данных. В настоящее время это обычно делается на ранних стадиях процесса UX-дизайна, и дизайнер дорабатывает сгенерированный искусственным интеллектом проект пользовательского интерфейса, прежде чем он будет воплощен в традиционном приложении. При таком подходе все пользователи видят один и тот же пользовательский интерфейс, и он остается неизменным при каждом обращении к приложению. Пользовательский опыт может быть индивидуализирован в небольшой степени, но текущий рабочий процесс предполагает, что пользовательский интерфейс в основном застыл в тот момент, когда дизайнер подписывает его. Я предлагаю термин "генеративный пользовательский интерфейс первого поколения" для "замороженных" дизайнов, когда ИИ изменяет пользовательский интерфейс только перед отправкой продукта.
Я предвижу появление гораздо более радикального подхода к генеративному UI в ближайшее время - возможно, через 5 лет или около того. В этом генеративном UI второго поколения пользовательский интерфейс создается заново каждый раз, когда пользователь обращается к приложению. Самое важное, что это означает, что разные пользователи получат кардинально разный дизайн. Так мы искренне помогаем пользователям с ограниченными возможностями. Но свежая генерация пользовательского интерфейса также означает, что он будет подстраиваться под пользователя по мере того, как он узнает больше о системе. Например, новичкам можно показать более упрощенный интерфейс, а опытным пользователям - расширенные возможности.
Переход к генеративному пользовательскому интерфейсу второго поколения произведет революцию в работе UX-специалистов. Мы больше не будем разрабатывать точный пользовательский интерфейс, который увидят наши пользователи, поскольку для каждого пользователя он будет свой и генерироваться во время выполнения. Вместо этого UX-дизайнеры будут задавать правила и эвристики, которые ИИ использует для создания пользовательского интерфейса.
Не паникуйте.
Несмотря на постоянное увеличение, потеря точного контроля над дизайнером, присущая генеративному UI, очень похожа на изменения, произошедшие с адаптивным веб-дизайном. До появления адаптивного дизайна многие веб-дизайнеры стремились к пиксельно идеальному контролю над своими творениями. Но с появлением адаптивного дизайна это стало невозможным, поскольку элементы дизайна перемещались по экрану (а иногда появлялись или исчезали) в зависимости от размера области просмотра каждого пользователя.
В следующей инфографике сравниваются традиционный подход к обеспечению доступности и новый генеративный подход к пользовательскому интерфейсу. Традиционно создавался единый UI. Зрячий пользователь просто использует этот графический интерфейс напрямую. Незрячий пользователь сначала использует программу чтения с экрана, преобразовывая UI в слова. Затем этот поток слов будет произнесен вслух для прослушивания пользователем. Такая непрямолинейность приводит к ужасным последствиям для пользователя: при использовании 2D зрячий пользователь может визуально просмотреть весь экран и выделить интересующие его элементы. Незрячий же пользователь вынужден слушать все подряд, если только он не воспользуется функцией, позволяющей пропускать (и, таким образом, полностью пропускать) некоторые части.
В генеративном UI искусственный интеллект получает доступ к базовым данным и функциям и преобразует их в пользовательский интерфейс, оптимизированный для конкретного пользователя. Для зрячего пользователя это, скорее всего, будет графический интерфейс, а для незрячего - звуковой. Зрячие пользователи могут получить пользовательский интерфейс, похожий на тот, что был у них раньше, но генерируемый пользовательский интерфейс будет оптимизирован для этого пользователя с учетом уровня чтения и других потребностей. Для незрячего пользователя генеративный пользовательский интерфейс позволяет обойтись без представления данных и функций в двухмерной схеме, которая никогда не будет оптимальной при линейном представлении.
Помимо создания оптимизированных 1D представлений для незрячих пользователей, генеративный пользовательский интерфейс может оптимизировать работу пользователя и другими способами. Поскольку прослушивание текста происходит медленнее, чем его визуальное сканирование, версия для незрячих пользователей может быть сгенерирована таким образом, чтобы быть более краткой. Кроме того, текст может быть адаптирован к уровню чтения каждого пользователя, обеспечивая легкое восприятие для всех.
Комментарии от экспертов по доступности и искусственному интеллекту в России:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, там мы публикуем полезное про дизайн и доступность