Нескучное руководство про интерфейсы, часть первая

Нескучное руководство про эффективные интерфейсы для руководителей и непрофильных специалистов.

В закладки
Аудио
Автор оригинальной фотографии — Виталий Грин

Привет! Меня зовут Евгений Романченко и я занимаюсь digital-продакшеном уже больше 13 лет. За это время успел поработать со Сбербанком, Лабораторией Касперского и многими другими компаниями. Теперь мы официально знакомы и давайте перейдём к делу :)

Сегодня я начну цикл статей про интерфейсы. Цель — просто и доступно рассказать о том, что такое эффективный интерфейс, как его сделать и как потратить на это минимум ресурсов. В первой части мы разберём понятие «эффективный интерфейс».

Небольшое введение

Цифровизация семимильными шагами шагает по планете. Сейчас ни один бизнес уже не может нормально функционировать без сайта. А в скором будущем не сможет и без мобильного приложения. И это не дань моде — с помощью сайтов и приложений снимается существенная доля нагрузки на бизнес и ускоряются все процессы для ваших клиентов.

Например, такси: раньше нужно было звонить куда-то, общаться с диспетчером. Потом ждать, когда тебе найдут машину. Потом ещё непонятно сколько ждать эту машину. Сейчас зашёл в приложение, нажал пару кнопок — и через две минуты машина ждёт тебя, а не ты её. И всё это без участия диспетчера. И с банками то же самое. И с интернет-магазинами то же самое. И с заказом еды то же самое. И так далее.

Тренд на то, чтобы убирать всех посредников в цепочке клиент — поставщик услуги и тем самым уменьшать издержки, задала компания UBER. Даже появился новый термин «уберизация» — замена посредников цифровыми платформами. И за этим будущее, нравится оно вам или нет.

Небольшое отступление. По сути интерфейс — это взаимодействие. Не важно с чем: с человеком, с устройством или с сайтом. Не важно как: клацать на кнопки или что-то там говорить Алисе. Но далее я буду рассматривать именно интерфейсы в контексте сайтов и приложений с привычными всем кнопками, полями ввода и прочим добром.

Первый постулат

В стародавние времена, когда трава была зеленее, а небо голубее люди больше общались друг с другом. Любое действие нужно было планировать. Даже в незнакомой части города вам пришлось бы спрашивать дорогу у прохожих. Ну а сейчас есть карты и надобность в общении по таким мелочам отпала. Хорошо это или нет — тема не этой статьи. Так что возвращаемся к интерфейсам. И вот вам первый постулат:

Эффективный интерфейс замещает общение с человеком. При этом, клиент тратит на это взаимодействие гораздо меньше времени. Ну а если это не так, то интерфейс — г**но.

Как это применять на практике? Да очень просто. Допустим, у вас интернет-магазин. Заказ можно сделать на сайте или оформить у оператора. Попробуйте пройти путь вашего клиента и умышленно совершайте ошибки в каждом действии. Если ищете через поиск — введите запрос с ошибками. Не «перфоратор», а «пирфораор». Если поиск ничего не нашёл, а перфораторов у вас вагон и маленькая тележка — интерфейс г**но и клиента вы потеряли. Оператор в данной ситуации задал бы уточняющий вопрос или вообще догадался, о чём идет речь. И так с любым полем. Нужно ввести телефон в определённом формате — введите его в другом. Система не обрабатывает его — ну вы знаете уже, какой это интерфейс.

Второй постулат

Вы когда покупате новый электрочайник или пылесос, смотрите в инструкцию? Уже нет, хотя лет 10-20 назад скорее всего заглядывали. Все знают, как работают электрочайники и пылесосы. А если вам попадётся такой, с которым вы сходу не разберётесь — ну вы вряд ли его купите. И это приводит нас ко второму постулату.

Эффективный интерфейс понятен всем без инструкций.

И снова вспомним те времена, когда трава была зеленее, а небо голубее. Люди раньше так или иначе пытались разобраться в том, как всё работает. Отчасти из-за того, что разноообразия было меньше, отчасти из-за более размеренного темпа жизни.

Ну а сейчас люди не хотят думать. Пару секунд посмотрели, не разобрались — всё, пока. Альтернатив полно. Я конечно немного преувеличиваю. Если вы предлагаете уникальную услугу, а конкурентам до вас далеко — то вы не потеряете этих клиентов. Но ровно до тех пор, пока не появится ваш новый конкурент, который предложит лучший сервис.

А теперь, как применять второй постулат на практике. Есть два варианта. Показать ваш сайт человеку, который никогда его не видел и попросить выполнить ряд целевых действий. Например, найти определённые товары и оформить заказ. Желательно провернуть это с разными людьми. От вас потребуется отследить все сложные для пользователей моменты и исправить их.

Второй вариант — установить на ваш сайт или в мобильное приложение систему для сбора статистики. И чтобы в этой системе была запись действий пользователя. Например, вебвизор от Яндекса. Он записывает все перемещения курсора пользователя, все переходы по страницам. Потом, когда вы будете просматривать эти записи, сможете проанализировать и понять, где сильнее всего тупят ваши клиенты.

Третий постулат

Обращали ли вы внимание, что при оплате картой сейчас имя и фамилию, напечатанную на карте, запрашивают всё реже и реже? Наконец-то до них дошло, что не нужно спрашивать то, без чего можно обойтись. И это третий и заключительный постулат на сегодня.

Эффективный интерфейс требует от пользователя минимум действий и минимум информации.

Ну и сразу к практике. Не спрашивайте у клиента фамилию, если вам достаточно имени. Не спрашивайте у клиента адрес проживания, если он выбрал самовывоз. Не заставляйте его регистрироваться через почту и придумывать пароль, чтобы сделать заказ. Заставьте ваших программистов сделать авторизацию через соцсети или по номеру телефона с паролем по SMS. Короче, пройдитесь по всему, что вы просите сделать пользователя и выбросите всё то, без чего вы сможете оказать услугу.

Сделал выводы

Эффективный интерфейс — это «win-win» для всех. Клиент экономит время и внимание. Бизнес получает мегасотрудника, который может обслужить миллионы клиентов в круглосуточном режиме без отпускных, больничных и декретов. Причём создание этого сотрудника не стоит баснословных денег и усилий, если подходить к вопросу рационально. О том, как это сделать — поговорим в других статьях.

Вот и подошла к концу первая часть. Ставьте плюсы — для меня это индикатор того, нужны ли здесь подобные материалы. И подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи. А пока — пока!

З.Ы. Не люблю объяснять шутки, но не всем может быть очевидна игра слов в заголовке. ЙУЙ — это UI, он же user interface, то есть то, как выглядит ваш интерфейс. ЙУХ — это UX, он же user experience, это то, как пользователь будет взаимодействовать с вашим интерфейсом. Это общепринятые аббревиатуры, о которых вы точно слышали, но возможно не знали что они значат. Зато теперь знаете.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Романченко", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043e\u043f\u0442\u0438\u043c\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441","ux","ui"], "comments": 17, "likes": 35, "favorites": 97, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 110234, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 03 Mar 2020 11:27:00 +0300", "is_special": false }
0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

По вашему любой интерфейс должен быть простой и понятный? А если речь идет о узкоспециализированных интерфейсах сложных систем, где риск ошибки очень большой?

Ответить
0

Именно! Интерфейс должен быть простым и понятным, даже если речь о сложных системах. И да, там не получится обойтись тремя кнопками. Но это не значит, что пользователю нужно сидеть со справочником и сверяться с тем, на что там нужно нажать. От этого ошибок будет ещё больше. Если риск ошибки большой — интерфейс должен это отслеживать и блокировать или предупреждать.

Ответить
1

я не про справочник, а скорее про простоту. Не думаю что всем нужен именно простой интерфейс. При оплате сигарет эплпеем не нужны сложности, но если речь о переводе крупной суммы в другую страну — я бы заполнил все поля, даже самые ненужные) Ну или интерфейс кардиохирурга, где сыграть роль может каждая незначительная деталь.

Ответить
0

Всё верно, я не вижу противоречий) Если от пользователя нужно получить какую-то информацию, чтобы исключить ошибку — значит это тот минимум информации, который нам необходим.

Ответить
1

Крутой стиль написания. Не скучно читать, плюс информация интересная

Ответить
1

Очень крутая и понятная подача материала, продолжай!

Ответить
1

Отличное, завораживающее чтиво.

Ответить
1

я обычно читаю как ухуй)

Ответить
1

полезно. спасибо. жду 2. часть. 

Ответить
0

обязательно будет)

Ответить
1

Мне понравилось) Расскажи пожалуйста про диджитал инструменты, про структуру интерфейсов! Спасибо!

Ответить
0

А ботов-то зачем нагнал в комменты? =\

Ответить
0

Где ты тут ботов увидел?

Ответить
0

про UI и UX слышал, а вот про ЙУХ и ЙУЙ не слышал, ясно что этим обыгрывается не безызвестное всем слово из трёх букв, но раз на то пошло то ЙУАЙ и ЙУИКС

Ответить
0

Кто подскажет мобильные приложения для взаимодействия с клиентом с возможностью выгрузки в него инфы из 1с.

Ответить

Прямой эфир