{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Руководитель дизайн-направления Friflex Светлана Моторкина рассказывает о законах близости и эстетики, объясняет, в чем разница между Z-паттерном и F-паттерном и не только.

Это вторая статья из серии про законы внимания пользователей. Первую можно почитать в блоге.

Закон близости

Когда объекты находятся близко друг от друга, мозг склонен воспринимать их как часть одной группы. Например, на рисунке внизу мы сначала увидим две группы элементов, а не 18 панд:

Закон близости гласит: объединяйте небольшие фрагменты информации в группы, и пользователю будет легче их запомнить. Именно поэтому обычно заголовок располагается ближе к тексту, который идет после него. Так легче определить, к какому абзацу он относится.

Еще применять закон близости можно, чтобы визуально разделять персональные и рабочие данные в анкетах. Или в разделе «Корзина», где много деталей. Если четко сгруппировать объекты, разделить товары линиями и визуально связать с селекторами, как в приложении «Дикси», у пользователя не будет возникать вопросов, что к чему относится.

Недосказанность

Люди предпочитают законченные формы. Наш мозг автоматически заполняет промежутки между элементами, чтобы получить целостное изображение.

Например, на этом рисунке наше воображение дорисует квадрат.

Недосказанность в элементах дизайна вызывает любопытство, оставляет место для интерпретации и создает многозначность. У пользователя появляется почти исследовательский интерес.

Часто недосказанность используется в логотипах. Например, надкусанное яблоко Apple. Отсылка к библейской истории о яблоке познания или к истории о Ньютоне? А может, просто яблоком? Или свуш найк: крыло богини Ники, движение спортсмена или абстрактный символ?

Законы эстетики

Люди склонны считать эстетически привлекательный дизайн более удобным и даже готовы прощать незначительные недостатки ради красоты.

Например, у старой версии сайта Bang Bang Education был необычный для своего времени дизайн, и пользователям он очень нравился. Среди обилия яркой анимации терялись призывы к действию. Но это не мешало пользователям на нем задерживаться.

Диаграмма Гутенберга

Диаграмма Гутенберга помогает предсказать, как взгляд пользователя будет передвигаться по странице или приложению. Чаще всего пользователь начинает свой визуальный путь в левом верхнем углу. Элементы, расположенные здесь, скорее всего получат максимум внимания. В этой зоне хорошо размещать логотип, заголовок, меню и другие важные детали.

Потом взгляд пользователя перемещается вправо — тут он ожидает увидеть дополнительные данные. Например, навигацию по сайту или контактную информацию.

Затем взгляд упирается в нижний левый угол — самую неактивную зону. Здесь лучше не размещать ничего важного. Наконец, пользователь смотрит в нижний правый угол. Он снова внимателен, хоть и не так, как в самом начале. Традиционно в нижнем правом углу находятся кнопки призыва к действию. Например, «Купить», «Зарегистрироваться» или «Подробнее».

Для тех, кому нужен хороший дизайн

Напишите нам. Команда Friflex внимательно изучит ваш проект и подберет подходящее решение.

Z-паттерн и F-паттерн

Z-паттерн и F-паттерн тоже предсказывают, как взгляд пользователя будет перемещаться по странице. Z-паттерн наблюдается при просмотре сайтов и приложений, где не очень много текста, а графические элементы играют ведущую роль. Пользователь просматривает страницу по диагонали, начиная с верхнего левого угла и заканчивая в правом нижнем.

На сайтах, где много текста и мало графических элементов, чаще можно заметить F-паттерн. Взгляд из верхнего левого угла скользит вниз и вправо, затем опускается вниз и снова движется вправо, образуя букву F. Поэтому новостные сайты часто стараются поместить заголовки самых важных статей в верхнем левом углу и на следующей линии.

Эффект серийной позиции

Люди лучше всего запоминают первый и последний элемент в последовательности. Значит, самую важную информацию лучше размещать в начале или в конце.

Руководствуясь этим принципом, онлайн-магазины часто ставят популярные товары или акционные предложение в начало каталога. А социальные сети — размещают важные сообщения и рекламу в начале новостной ленты.

Близость, недосказанность, эстетика, эффект серийной позиции, диаграмма Гутенберга, а также F- и Z-паттерны помогают направлять внимание пользователя в интерфейсе, чтобы он с легкостью достигал своих целей. В нашей другой статье мы рассказываем, как передать макет в разработку — почитайте ее на VC!

Оригинал статьи можно найти в блоге Friflex.

0
1 комментарий
Марьенко Юрий

Светлана, спасибо — помогли упорядочить разрозненные знания о близости элементов в дизайне, учту в своей работе!)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда